Изменится ли кадастровая стоимость земли с года?

То есть если собственник указал один объект недвижимости, но у него несколько таких однотипных объектов, ГБУ должна без заявления на эти объекты исправить ошибки.

Практический обзор основных изменений в сфере кадастровой оценки

Предлагаю вашему вниманию практический обзор основных изменений в сфере государственной кадастровой оценки (ГКО), недавно принятых Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в части изменений в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” (ФЗ о ГКО).

1. Периодичность ГКО.

Было – не чаще 1 раза в 3 года, не реже 1 раза в 5 лет.

Стало – четко через 4 года с года проведения последней (ч. 4 ст. 11 ФЗ о ГКО).

Т.е. теперь гарантированный срок жизни КС – 5 лет. Например: провели ГКО в 2022, результаты применяются с 2023, новая ГКО проводится в 2027, новые результаты применяются с 2028 г.

1.1. При этом, независимо от действующей в регионе текущей периодичности, первая ближайшая ГКО должна быть проведена: по всем ЗУ – в 2022 г., по всем зданиям, помещениям, сооружениям, объектам незавершенного строительства, машино-местам (для краткости именую их далее “ОКСы”) – в 2023 г. (ч. 5, 6 ст. 6 269-ФЗ). Соответственно, вторая ближайшая ГКО будет проведена: по ЗУ – в 2027 г. (начнет применятся в 2028 г.), по ОКСам – в 2028 г. (начнет применятся в 2029 г.) (ч. 5 ст. 7 269-ФЗ). (Для простоты буду называть далее эти императивно объявленные по всей РФ ГКО “общефедеральными”.)

1.2. Тут нужно учитывать уже проводимые или объявленные в регионе ГКО. Например, в Краснодарском крае проводится ГКО ЗУ в 2020 г. и объявлена ГКО ОКСов на 2021 г. Соответственно, срок жизни новой КС по результатам уже проводимой ГКО ЗУ составит всего 2 года (2021-2022), т.к. в 2022 будет проведена уже общефедеральная ГКО, вступающая в силу с 2023 г.

1.3. С ГКО ОКСов, объявленной в Краснодарском крае на 2021 г., интереснее. Тут проявляет себя эффект изменения формулировки по периодичности проведения ГКО. Например, последняя ГКО по ОКСам в Краснодарском крае была в 2018 г. По старой формулировке (“не чаще 1 раза в 3 года, не реже 1 раза в 5 лет”) 2021 г. – вполне подходит, т.к. это четвертый год после 2018 г. включительно, а значит, соблюдается условие “не чаще 1 раза в 3 года”. А вот по новой, уточненной формулировке («не ранее чем через 3 года после года проведения последней ГКО»), уже вступившей в силу и применимой и к старым ГКО, проводимым до общефедеральных (п. 1 ч. 7 ст. 6 269-ФЗ), новая ГКО ОКСов может быть проведена не ранее чем в 2022 г. Стало быть, ранее объявленная на 2021 г. ГКО ОКСов должна быть перенесена на 2022 г. Но тогда срок ее жизни до начала применения результатов проводимой в 2023 г. общефедеральной ГКО составит всего 1 год (2023 г.), а значит, вполне вероятно, что ее и вовсе совместят с общефедеральной, иначе затраты на ее проведение не будут оправданы сроком ее применения.

2. Решение о проведении ГКО.

Более четко указали, что можно проводить только два вида кампаний по ГКО: одновременно по всем ОКСам либо одновременно по всем ЗУ (ч. 1 ст. 11 ФЗ о ГКО).

В части ЕНК ГКО не проводится, т.к. их КС определяется Федеральной кадастровой палатой (ФКП) путем простого суммирования КС входящих в их состав объектов (п. 3 ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 17 ФЗ о ГКО).

3. Определение КС в ходе ГКО.

С 2021 г. (ч. 2 ст. 7 269-ФЗ) ст. 14 изложили в новой редакции, но важных изменений, на мой взгляд, не много. Разве что, срок представления замечаний к проекту отчета сократится с 60 до 30 календарных дней + по 15 календ. дней для каждой обновленной версии проекта (ч. 13, 26 ст. 14).

4. Процедура исправления КС путем подачи в бютжетное учреждение (БУ) заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении КС (ст. 21 ФЗ о ГКО).

Эти изменения вступают в силу с 2021 г. (ч. 2 ст. 7 269-ФЗ).

READ
Перечень банков, где может получить кредит любой человек

4.1. Заявление на исправление теперь можно будет подать лишь после внесения КС в ЕГРН (ч. 6 ст. 21 ФЗ о ГКО), а не после утверждения в регионе результатов ГКО, как сейчас (ч. 4 ст. 21 ФЗ о ГКО в ред. до 269-ФЗ).

4.2. Попытались уточнить компетенцию судов по оспариванию решений БУ по таким заявлениям – что они рассматриваются «в порядке административного судопроизводства» (ч. 23 ст. 21 ФЗ о ГКО), вроде намекая на КАС.

Тут надо заметить, что вопрос о компетенции судов по данной категории споров (кто должен их рассматривать – АСы или СОЮ) не вполне одназначен. Это новая категория споров в сфере КС, появившаяся после принятия ФЗ о ГКО (ч. 22 ст. 21 ФЗ о ГКО в ред. до 269-ФЗ), т.к. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» допускает лишь процедуру пересмотра КС в комиссии и (или) суде (ст. 24.18) и не предусматривает процедуры исправления ошибок оценщиком, равно как и возможности оспаривания его решений (действий, бездействия). Соответственно, эта новая процедура не поименована в перечне возможных споров в сфере КС, следующем из п. 15 ч. 1 ст. 20, гл. 25 КАС и приведенном в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости” (о пересмотре КС, об оспаривании решения (действия, бездействия) комиссии).

В итоге, с одной стороны, их должны рассматривать АСы на основании п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК как дела “об оспаривании решений и действий организаций, наделенных федеральным законом отдельными публичными полномочиями” – здесь это те самые БУ субъекта РФ, наделенные полномочиями по определению КС на основании ч. 2 ст 6 ФЗ о ГКО. Правда, формальный момент состоит в том, что полномочиями их буквально наделяет не федеральный закон, а уполномоченный орган субъекта на основании федерального закона.

С другой стороны, их должны рассматривать СОЮ как дела “об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями” (п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС). Грамматически это толкование вроде точнее, хотя его значимость в такого рода вопросах и сомнительна. Сомнительность эта проявляется и в том, что, даже рассматриваемые СОЮ, эти дела не попадают в прямо поименованные в КАСе споры о КС, а стало быть, должны рассматриваться не СОЮ субъекта РФ по первой инстанции (п. 15 ч. 1 ст. 20), а – по остаточному принципу – районными СОЮ (ст. 19 КАС).

До ВС РФ даже недавно дошло (точнее, пыталось дойти) дело, связанное с этой проблемой (А32-31966/2019).

Как бы то ни было, добавкой об оспаривании решений БУ “в порядке административного судопроизводства” на самом деле ничего не уточнили, т.к. АСы тоже рассматривают эти дела в порядке именно административного судопроизводства.

4.3. Если суд признал незаконными 100 и более отказов БУ в исправлении ошибок, и такие отказы составят более 20% от всех его решений по исправлению ошибок, руководитель БУ практически автоматически увольняется (ч. 3.1 ст. 10 ФЗ о ГКО).

С одной стороны, это повышает привлекательность процедуры исправления ошибок, так как БУ, вероятно, будет более сговорчиво во внесудебных исправлениях ввиду рисков последствий

С другой стороны, это, видимо, сильно снизит шансы выиграть у БУ в суде, особенно с учетом компетенции СОЮ (см. п. 4.2 выше), т.к. наверняка им будет задействован административный ресурс создавшего его органа власти субъекта РФ.

Кроме того, бросается в глаза, что данная мера распространяется только на оспаривание решений БУ по заявлениям об ошибках (ст. 21 ФЗ о ГКО). Т.е. незаконные отказы БУ в установлении рыночной стоимости по новой процедуре (ст. 22.1 ФЗ о ГКО, см. п. 5 ниже) страшить его руководителя не будут.

5. Процедура установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости (КС=РС).

5.1. С 2023 г. (или раньше, если региональной властью будет принято решение о досрочном переходе к новой процедуре) процедуру пересмотра КС=РС в региональной комиссии или суде (ст. 22 ФЗ о ГКО) меняют на процедуру установления КС=РС самим БУ по заявлению (ст. 22.1 ФЗ о ГКО, ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 7 269-ФЗ).

READ
Договор поручительства к договору займа

Т.е. теперь по новой процедуре прямое обращение в суд (как по ч. 1 ст. 22 ФЗ о ГКО) исключено, сначала надо идти в БУ.

5.2. Upd. Довольно революционно поменяли основной методологический подход к вопросу даты определения РС. Ранее краеугольным камнем этой процедуры было незыблемое правило сопоставимости дат: РС определялась на ту же дату, на которую определялась КС (ч. 7 ст. 22 ФЗ о ГКО). Например, по ГКО 2018 г. КС определялась на 01.01.2018, стало быть, и отчет о РС нужно было составлять на 01.01.2018, даже если за пересмотром РС=КС идем в 2020 г.

Теперь же такого требования нет, наоборот, указано, что заявление в БУ можно подать не позднее 6 месяцев с даты определения РС и приложить соответствующей свежести отчет (ч. 7, п. 2 ч. 8 ст. 22.1 ФЗ о ГКО). С учетом правила о том, что заявление об установлении КС=РС можно подавать в течение всего времени существования объекта в кадастре (ч. 2 ст. 22.1 ФЗ о ГКО), получаем, что можно обновлять РС=КС неограниченное число раз на любую новую дату!

По этой же логике, видимо, если имел место отказ БУ в установлении КС=РС и мы не только обжалуем сам отказ, но и просим суд установить КС=РС (ч. 15 ст. 22.1 ФЗ о ГКО), то суд установит КС=РС на некую дату экспертизы, которая не факт, что будет выгодна заявителю. Отсюда вытекает то, что, иногда, похоже, имеет смысл не просить суд установить КС=РС, а обжаловать только сам отказ БУ в установлении КС=РС на дату отчета, представленного в БУ.

Из этого также должны следовать серьезные изменения в датах начала применения КС=РС, поскольку определение КС=РС на произвольную дату должен влечь и отказ от ретроспективности применения КС=РС с даты начала применения изначальной КС (см. посл. абз. п. 6.1 ниже).

5.3. Оценщик не должен быть работником БУ на дату составления отчета или на дату заявления (ч. 2 ст. 7, п. 3 ч. 8 ст. 22.1 ФЗ о ГКО). Соответственно я бы рекомендовал предусматривать в договоре с оценщиком ответственность на случай, если он станет сотрудником БУ на дату заявления в БУ, чем причинит убытки заказчику.

6. Даты начала применения КС.

Систематизировали их все в одном месте (ч. 2 ст. 18 ФЗ о ГКО).

6.1. Для новой процедуры установления КС=РС по ст. 22.1 ФЗ о ГКО (см. п. 5 выше) сохранен порядок, аналогичный действовавшему в старой процедуре пересмотра КС=РС: КС=РС применяется с 1 января года обращения в БУ с заявлением о пересмотре (п. 6 ч. 2 ст. 18 ФЗ о ГКО).

Однако, напомню, с 2019 г. в отношении налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц в Налоговом кодексе действует более льготный режим – с даты начала применения первоначальной (оспоренной) КС (абз. 4 п. 15 ст. 378.2, абз. 4 п. 1.1 ст. 391, абз. 4 п. 2 ст. 403 НК).

Казалось бы, все нормально. Однако, нет.

Дело в том, что в указанных нормах НК говорится об установлении КС=РС по решению региональной комиссии или суда, но не БУ (что естественно, ведь установление через решение БУ появилось только сейчас)!

Конечно, этот шанс ФНС не могла упустить, и вот уже в Письме ФНС России от 07.08.2020 N БС-4-21/12820@ “О применении сведений о кадастровой стоимости в целях налогообложения объектов недвижимости после вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ” говорится, что

Налоговым кодексом не предусмотрен порядок применения сведений о кадастровой стоимости в случае установления уполномоченным бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации (далее – бюджетное учреждение) кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости в соответствии со статьей 22.1 Закона N 237-ФЗ.

Исходя из части 2 статьи 6 Закона N 269-ФЗ полагаем, что в переходный период со дня, указанного в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона N 237-ФЗ, применение для целей налогообложения объектов недвижимости кадастровой стоимости, установленной в соответствии со статьей 22.1 Закона N 237-ФЗ, осуществляется в соответствии с пунктом 6 частью 2 статьи 18 Закона N 237-ФЗ (в редакции Закона N 269-ФЗ), т.е. с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

Весьма неожиданный сюрприз для тех, чьи регионы перейдут на новую процедуру установления КС=РС до 2023 г. Предположим, регион перейдет на эту процедуру уже в 2021 г. Получится, те, кто не подавал заявления о пересматре КС=РС ранее, в году начала применения КС (то ли потому, что все еще пытался заставить БУ исправить ошибки, допущенные при определении КС в порядке ст. 21 ФЗ о ГКО, то ли по другой причине), уже не сможет применять КС=РС ранее чем с 2021 г. Более того, даже если уже была начата процедура пересмотра КС=РС по ст. 22 ФЗ о ГКО, по довольно жесткому смыслу п. 3 ч. 2 ст. 6 269-ФЗ, не предусматривающего переходных положений для уже начатых процедур, с даты перехода к новой процедуре старая прекращается, а с ней – и шанс приятной ретроспективы КС=РС из НК, столь недолго радовавшей налогоплательщиков.

READ
Договор-счет купли-продажи

Да и после 2023 г. радости мало – если законодатель, конечно, не проявит последовательности и сознательности и не поправит НК в ответ оседлавшим свой формалисткий конек крепким государственникам из ФНС.

Самое смешное, что по логике ФНС, добиться желаемой ретроспективы довольно просто – всего лишь пойти в суд с оспариванием решения БУ об установлении КС=РС, даже если это решение налогоплательщика полностью устраивает, суд принимает решение об установлении КС=РС даже точно в том размере, в каком установило БУ, и мы получаем желанное совпадение замка и ключика – КС=РС установлена решением суда, стало быть, применяется с начала применения оспоренной КС.

Так вот, одним небрежным письмом ФНС грозит обессмыслить всю новую процедуру внесудебного установления КС=РС и повысить нагрузку на суды!

Upd. Впрочем, логика ФНС могла заключаться как раз в том, что дата определения РС может быть любой в пределах 6 мес. до обращения в БУ (см. п. 5.2 выше). По этому подходу действительно нет никаких оснований применять КС=РС с даты изначальной КС, поскольку РС не определялась на эту дату. Более того, в этой ситуации применение КС=РС с 1 января года заявления об установлении КС=РС может даже выглядеть как льгота, если дата определения РС была позднее 1 января этого года – получится, что эту КС=РС распространят на период до ее определения.

6.2. При исправлении ошибок применение уменьшенной КС происходит задним числом (с начала применения первоначальной КС), а увеличенной – передним, со следующего года (п. 2, 3, 5 ч. 2 ст. 18 ФЗ о ГКО). Здесь положение налогоплательщиков ухудшается, т.к. раньше увеличение КС в рез. исправления тех. ошибок вообще не могло произойти до следующей ГКО (ч. 8 ст. 20, ч. 16 ст. 21 ФЗ о ГКО в прежней ред.). Отсюда – при обращении за исправлением ошибки нужно учитывать риск увеличения КС со след. года. А с учетом права региональных властей самостоятельно пересчитывать КС в связи с обнаруженными ошибками (ч. 25 ст.21), риск увеличения КС со следующего года имеется даже без такого обращения.

7. Мониторинг рынка недвижимости.

Вместо внеочередной государственной кадастровой оценки (ст. 19 ФЗ о ГКО), ввели процедуру ежегодного мониторинга рынка недвижимости и автоматического уменьшения КС (задним числом с начала года), если индекс рынка недвижимости падает более чем на 30 % по сравнению с первым годом действия результатов ГКО (п. 8 ч. 2 ст. 18, ст. 19.1 ФЗ о ГКО).

Индексы рассчитываются ФКП отдельно по видам объектов, категориям земель и видам назначения зданий и помещений.

И хотя вероятность подобного глобального падения сравнима с вероятностью падения на Землю метеорита уровня Тунгусского, все же не мешает каждый год проверять динамику индексов по своим объектам.

READ
Судебные приставы арестовали кредитный счет что делать

Кадастровая оценка изменится

Владельцы объектов недвижимости уже знают, что кадастровая стоимость объектов – будь то здание или земельный участок – является основополагающим фактором при налогообложении, и уделяют процедуре Государственной кадастровой оценки (ГКО) пристальное внимание. По новым правилам ГКО стала проводиться с введением в действие закона “О государственной кадастровой оценке” (N 237 – ФЗ). И с момента переоценки кадастровая стоимость большинства объектов недвижимости возросла в несколько раз.

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Сейчас в данный закон внесены очередные изменения. Прежде всего увеличена ответственность государственных оценщиков.

В законе государство расширяет полномочия государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающихся ГКО, в области сбора информации об объектах для формирования кадастровой стоимости и ужесточает контроль.

В частности, вводятся дополнительные основания для увольнения директоров ГБУ. Так, в случае принятия судом в соответствующем календарном году ста и более решений, вступивших в законную силу, которыми были удовлетворены иски об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости, директор ГБУ может быть уволен.

При этом в законе есть оговорка, что доля таких судебных решений не должна превышать 20 процентов от общего количества решений, принятых по оспариванию кадастровой стоимости данным госучреждением.

Еще одним нововведением в закон “О кадастровой оценке” станет изменение периодичности проведения ГКО.?При этом в отношении городов федерального значения периодичность сохранится, и здесь кадастровая оценка будет проводиться один раз в два года. В других регионах ГКО будет проводиться раз в четыре года.

Уточнив по среднему арифметическому периоды проведения ГКО, закон говорит о том, что регионам не следует затягивать с проведением кадастровой оценки и к концу 2022 года должно быть завершено проведение ГКО всех земельных участков, а к концу 2023 года – всех зданий, строений, сооружений и других объектов недвижимости.

Это приведет к тому, что примерно к 2024 году в России произойдет полный переход на расчет налогов на имущество организаций по кадастровой стоимости. Сейчас только торговые и офисные здания или помещения облагаются налогом “по кадастру”, а складские и промышленные объекты – по остаточной балансовой стоимости.

Не обошли поправки в закон и срок принятия решения о проведении кадастровой оценки. По новым требованиям законодательно закрепляется правило о том, что “решение о проведении очередной ГКО принимается субъектом не позднее чем за полгода до 1 января года будущей оценки”. То есть до 1 июля текущего года субъект должен определиться с проведением процедуры кадастровой оценки в году следующем.

Кроме того, расширен спектр источников информации для оценки. ГБУ получили право запрашивать сведения об оцениваемых объектах, на основании которых делалась кадастровая оценка, не только из официальных источников, но и в организациях, управляющих многоквартирными домами, ресурсоснабжающих компаниях, организациях, осуществлявших до 2013 года технический учет (ПИБ, ГУИОН).

К 2024 году в России произойдет полный переход на расчет налогов на имущество организаций по кадастровой стоимости

Данные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию безвозмездно в течение 20 дней. Также ГБУ вправе запрашивать информацию о границах зон с особыми условиями использования территорий.

В случае невозможности дальнейшего использования по назначению того или иного объекта недвижимости, находящегося в зоне с особыми условиями, собственник данного объекта вправе требовать от предприятия выкупа такой недвижимости. Также данные об этом должны быть предоставлены в ГБУ, так как они напрямую влияют на кадастровую стоимость объекта и обязаны быть учтенными при проведении ГКО.

Следующая поправка в закон прописывает ценообразующие факторы, влияющие на кадастровую стоимость объектов недвижимости. Местоположение, год постройки, материал стен, серия многоквартирного дома, пребывание объекта в ветхом или аварийном состоянии, а также ряд других факторов теперь обязательно будут учитываться при проведении кадастровой оценки. Неучет таких факторов является безусловным основанием для пересмотра кадастровой стоимости в случае обращения того или иного заинтересованного лица в ГБУ.

Фото: iStock

Срок рассмотрения предварительного отчета о кадастровой оценке сокращается с 50 до 30 дней с момента его опубликования. При этом расширяется спектр каналов по предоставлению информации об объекте недвижимости. С вводом новеллы закона разветвленная сеть МФЦ будет вправе принимать подобного рода замечания и комментарии.

READ
Справка о трудовой деятельности работника: образец

И, пожалуй, самые важные поправки. После вступления новых норм в действие у собственников останется меньше возможностей для установления рыночной стоимости недвижимости в качестве кадастровой.

Во-первых, закон прописывает, что если кадастровую стоимость снижать путем исправления ошибок, то ее исправленная величина будет применяться с момента установления оспариваемой. А за весь срок действия новой кадастровой оценки собственник может получить возврат или зачет всех излишне уплаченных имущественных налогов. Изменение кадастровой стоимости путем исправления ошибок, допущенных при ГКО, имеет ретроспективный характер в части налогов.

Во-вторых, исправить ошибку в ГКО может любое заинтересованное лицо, независимо от права собственности и даты подачи замечаний в ГБУ.?Установить же рыночную стоимость в качестве кадастровой может только собственник объекта недвижимости.

В-третьих, решение об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой органы муниципальной или региональной власти могут оспорить в суде, если затронуты их интересы, в том числе в части налого-

обложения. Если кто-то “договорился” с ГБУ об установлении рыночной стоимости как кадастровой, то, согласно новеллам закона, муниципальные и региональные власти могут оспорить данное решение через суд из-за недоимки по налогам.

Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости в случае ее оспаривания

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда земельный налог также можно пересчитать, – но уже на дату подачи заявления об оспаривании: согласно ст. 24.20 ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ» (новация введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Аналогичные данные содержатся и в п.1 ст. 391 НК РФ – “сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания”.

Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г.

Пример: то же ООО “Зарядье” имеет в собственности земельный участок в 20 га в Подмосковье, категория – земли поселений, разрешенное использование – под многоэтажную жилую застройку. Кадастровая стоимость участка составляет 3 млрд рублей.

12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, рыночная стоимость участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.

Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?

Однако здесь может помочь п.2 ст. 5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).

READ
Как на госуслугах поменять фамилию

1 При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).

С какой периодичностью будет проводиться кадастровая оценка?

В 2022 году запланировано провести кадастровую оценку земельных участков во всех регионах, а в 2023 году — кадастровая оценка также будет проведена во всех регионах уже в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

Изменения коснулись и периодичности проведения кадастровой оценки.

По земельным участкам в срок до 1 января 2022 г. и по объектам недвижимости в срок до 1 января 2023 г., государственная кадастровая оценка будет проводиться:

  • в городах Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — не ранее чем через два года;
  • в других городах — не ранее чем через три года.

Периодичность кадастровой оценки земельных участков с 1 января 2022 года составит:

  • во всех регионах — 4 года;
  • в городах Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — 2 года в том случае, если власти примут такое решение.

А периодичность кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест с 1 января 2023 года составит:

  • во всех регионах — 4 года;
  • в городах Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — 2 года в том случае, если власти примут такое решение.

Формула 1 для перерасчета налога

Формула 1 для пересчета земельного налога выглядит так:

где КСизм — пересмотренная кадастровая стоимость.

Эту формулу применяют, если причинами изменения КС являются (п. 1 ст. 391 НК РФ):

  1. Ошибочное значение КС — после устранения ошибки перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости происходит за весь период с момента применения в налоговых расчетах ее неверного значения.
  2. Пересмотр КС по судебному решению или решению комиссии по рассмотрению споров об изменении КС — пересчет земельного налога производится за период, в котором подано заявление на пересмотр КС (но не ранее периода, когда оспариваемая КС была внесена в госреестр).

О каком реестре должны знать владельцы кассовой техники, узнайте из публикаций:

Формула 1 дополняется и расширяется при других причинах корректировки КС (подробнее об этом см. далее).

Новая кадастровая оценка недвижимости в Москве в 2021 году: риски бизнеса и актуальные вопросы

Последний раз массовая государственная кадастровая оценка (далее – ГКО) в Москве проводилась в 2017 году. ГКО определила стоимость объектов недвижимости и земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года на период 2019-2020 годов.

Вместе с тем, несмотря на то, что периодичность ГКО в рассматриваемом периоде составляет 2 года для городов федерального значения, действие срока ГКО было распространено и на 2021 год. Об этом в 2020 году в своем блоге написал мэр Москвы Сергей Собянин: “В этом году Правительство Москвы не будет проводить кадастровую оценку жилой и коммерческой недвижимости. Для расчета размеров налога на недвижимость по-прежнему будет применяться кадастровая стоимость 2018 года”. Такое решение мэра Москвы было обусловлено тяжелой ситуаций, вызванной пандемией COVID-19.

Выиграли или проиграли от этого решения собственники объектов недвижимости – вопрос дискуссионный. По расчетам команды мэра, сумма экономии для физических и юридических лиц в Москве составит 4 млрд. руб.

На мой взгляд, данная ситуация была выигрышной для бизнеса, поскольку снизив кадастровую стоимость до уровня рыночной, результатами такого оспаривания можно пользоваться дополнительный 2021 год, не осуществляя дополнительных затрат на оценку объектов и услуги консультантов, юристов.

Однако, в 2021 году новая ГКО в Москве все же проведена и результаты прошлой оценки вскоре изменятся.

На сайте Росреестра в сентябре 2021 года был опубликован Проект отчета № 1/2021 “Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель – “земли населенных пунктов”), расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2021 года” от 1 сентября 2021 года.

На данный отчет заинтересованные лица могли подать замечания в части принадлежащих им объектов, в 30-дневный срок с даты его опубликования. Этот срок истек 19 октября 2021 года.

Теперь Правительство г. Москвы должно рассмотреть замечания на отчет и утвердить результаты оценки своим решением.

READ
Отмена налога на движимое имущество с 2022 года

Лица, несогласные с результатами ГКО, после утверждения таких результатов будут должны выразить свое несогласие путем обращения с заявлением:

  • В ГБУ, подготовившее отчет (данный порядок пока не утвержден решением субъекта – г. Москва);
  • В суд, рассматривающий дела по Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (Московский городской суд).

Итак, куда же нужно обращаться в первую очередь? Есть ли обязательный досудебный порядок или возможно сразу обратиться в суд?

Начнем с того, что Москва еще не утвердила результаты ГКО. Ориентир принятия решения – ноябрь-декабрь 2021 года, поскольку новая кадастровая стоимость должна вступить в силу с 1 янвая 2022 года.

Наша команда ожидает, что одновременно с утверждением результатов ГКО произойдет и решение о переходе на новый порядок оспаривания (субъект вправе перейти на новый порядок в любое время до 1 января 2023 года).

Что изменится вместе с введением нового порядка оспаривания?

Периодичность ГКО

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 269-ФЗ) установлена периодичность ГКО.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Закона 269-ФЗ изменен п. 4 ст. 11 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” (далее – Закон № 237-ФЗ), в соответствии с которым очередная ГКО будет проводится проводится через четыре года с года проведения последней ГКО соответствующих видов объектов недвижимости, в городах федерального значения в случае принятия соответствующего решения – через два года.

Положения ч. 4 ст. 11 в новой редакции применяются:

  1. C 1 января 2022 года – в отношении проведения государственной кадастровой оценки земельных участков;
  2. C 1 января 2023 года – в отношении проведения государственной кадастровой оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

В соответствии с приказом Департамента имущества г. Москвы от 17 июня 2022 г. № 154, в 2022 году должна быть проведена государственная кадастровая оценка земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года.

Также в силу нового закона, в 2023 году произойдет переоценка объектов недвижимости (здания, сооружения, помещения).

Таким образом, фактически в течение одного года будет проведено две ГКО, а через год еще одна, в соответствии с которыми стоимость земельных участков и объектов капитального строительства может быть изменена в большую сторону.

Заинтересованные лица, чьи объекты затрагиваются вышеуказанными решениями, будут вынуждены неоднократно в течение короткого периода обращаться к оценщикам для подготовки отчетов об оценке рыночной стоимости объектов, а также оплачивать услуги судебного представительства юридических компаний.

Применение закона

Оспаривать кадастровую стоимость здания необходимо по следующим правилам:

В соответствии со ст. 22 Закона № 237-ФЗ – если кадастровая стоимость установлена после 1 января 2017 года в рамках проведенной по указанному Закону № 237-ФЗ. Это правило применяется до 1 января 2023 года при условии, что субъект РФ ранее не перешел на новый порядок признания кадастровой стоимости.

В этом случае, обращение в ГБУ или комиссию не является обязательным (в г. Москва Комиссия отсутствует, решение о переходе на новый порядок пока не принято). Заинтересованные лица могут сразу обратиться в суд.

Однако обращаем внимание, что обращение непосредственно в суд возможно только до перехода субъекта на новый порядок (до 1 января 2023 года) и только в том случае, если вы не оспорили кадастровую стоимость предыдущего периода, которая была установлена на основании результатов ГКО после 1 января 2017 года.

При этом, после утверждения результатов новой ГКО, старая стоимость станет архивной и оспорить ее будет нельзя.

по правилам ст. 22.1 Закона о № 237-ФЗ – если кадастровая стоимость определена в субъекте РФ, который перешел на новый порядок признания кадастровой стоимости.

Если субъект перешел на новый порядок до 1 января 2023 года, то перед обращением в суд, заявитель должны пройти обязательную внесудебную процедуру – обратиться в ГБУ, которое приняло решение о ГКО. Без такого обращения суд вернет поданный административный иск без рассмотрения.

Дата определения рыночной стоимости по новому порядку

Как установлено ч. 2 ст. 22.1 Закона № 237-ФЗ, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

READ
Как взять вторую ипотеку

При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.

Таким образом, в случае если в ГБУ будет представлен отчет, в котором дата определения стоимости будет за пределами 6 месяцев от даты государственной кадастровой оценки, ГБУ вернет заявление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости без рассмотрения.

Обращаю ваше внимание, что возврат заявления без рассмотрения не является одной из форм решения, которое должно принять ГБУ на основании заявления заинтересованного лица. Обжаловать в суде такой документ нельзя и суд также вернет иск без рассмотрения (ст. 128 Кодекса административного судопроизводства РФ, вопрос 9 Обзора Судебной Практики Верховного Суда РФ № 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 г.).

В завершение хотелось обратить внимание на основные риски при процедуре оспаривания кадастровой стоимости в новом периоде:

Изменится ли кадастровая стоимость земли с года?

Как и раньше, вариантов, в каких случаях гражданин вправе обжаловать кадастровую оценку, два.

Вариант 1 — ссылаться на то, что в данных или при расчетах была ошибка.

Вариант 2 — рассчитанная кадастровая стоимость оказалась выше рыночной. Тогда можно требовать, чтобы кадастровую стоимость снизили до рыночной.

Этот момент теперь прописан подробнее.

Ошибка — это, в самом простом случае, описка, опечатка, арифметическая ошибка или что-то в том же роде, но так или иначе повлиявшее на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.

Классический случай — когда в площади квартиры затесался лишний нолик. Или кадастровую стоимость квартиры посчитали, исходя из площади всей многоэтажки (было такое у одного из сотрудников «КП»).

Еще вариант ошибки — несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке.

О чем тут может быть речь?

Ошибкой, в частности, будет считаться, если оценщик неправильно учел условия, которые влияют на стоимость недвижимости. Как то: местоположение, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Ну скажем, у вас садовый участок (земля сельхозназначения). А вам кадастровую стоимость рассчитали как для земли под индивидуальное жилищное строительство, которая дороже.

Здесь предполагаются упрощения. При обоих вариантах оспаривания заявление можно будет подать через многофункциональный центр (МФЦ) или непосредственно в бюджетное учреждение, которое занимается государственной кадастровой оценкой (да, теперь это только бюджетные учреждения, никаких частников). Раньше надо было идти в специальную комиссию или сразу в суд.

При варианте 1 (ошибка) подается заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Там нужно обосновать, в чем ошибка, и при необходимости приложить подтверждающие документы.

При варианте 2 (рассчитать по рыночной стоимости) нужно составлять заявление об установлении кадастровой стоимости недвижимости в размере ее рыночной стоимости. К нему должен быть приложен отчет (он был нужен и раньше — и на него, увы, придется потратиться) об оценке рыночной стоимости недвижимости. В этом случае остается возможность и обратиться в суд — если чиновники отказали.

Не совсем. Есть подвижки.

Приняв от кого-то заявление об ошибке, бюджетное учреждение, которое занимается кадастровой оценкой, должно в том числе определить, эта ошибка единичная или системная. То есть, скажем, касается одной отдельно взятой квартиры или всего дома. Если ошибка системная, исправить ее должны — и пересчитать кадастровую стоимость — у всех, кого это касается.

Характерный пример. Дом аварийный, но при определении кадастровой стоимости это не учли. Кто-то один из жильцов подал заявление, где указал на эту ошибку. Быть благодарны за это ему должны будут все собственники квартир в этом доме, потому что им кадастровую стоимость — с учетом аварийности дома — тоже пересчитают. И им уже для этого никуда ходить с заявлениями не надо.

READ
Брак - Документы для оформления, Свидетельство

Еще один момент, даже более важный. Усовершенствован сам механизм кадастровой оценки и переоценки.

  • Государственные бюджетные учреждения, которые теперь этим занимаются вместо частных оценщиков, будут получать больше данных, в том числе от Росреестра.
  • С 2022 года будет установлен единый цикл кадастровой оценки и единая дата оценки: раз в четыре года для большинства регионов, раз в два года для городов федерального значения — по их решению). Это позволит избежать ситуаций, когда, как поясняют в Росреестре, собственники недвижимости оказываются поставлены в неравные условия. Известная ситуация, когда на два одинаковых садовых участков, расположенных через дорогу, земельный налог почему- то отличается в два раза. А просто один из них оценили позже — и кадастровая стоимость оказалась выше.
  • Для тех ситуаций, когда цены на недвижимость резко падают, предусматривается отдельный механизм пересчета кадастровой стоимости. На этот случай будут высчитывать еще и индексы рынка недвижимости. Если этот индекс для какого-то региона снизится более чем на 30%, кадастровую стоимость пересчитают в меньшую сторону автоматом, не дожидаясь, пока там придет время делать новую оценку.

Тут тоже прописано новшество.

— Крайне важно для налогоплательщиков новое правило: ошибка в определении кадастровой стоимости будет исправляться ретроспективно, если исправление приводит к уменьшению кадастровой стоимости, — объяснил корреспонденту «КП» исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко. — В то же время, в случае ее увеличения, новая кадастровая стоимость будет применяться лишь со следующего года.

Что это означает, если без юридических сложностей? Если кадастровая стоимость изменена в меньшую сторону, меньший налог вам насчитают уже за тот год, когда это произошло. А если в большую — только за следующий.

Это была одна из претензий к системе кадастровой оценки. Кадастровые оценщики что-то насчитали «с потолка» и перепутав данные, местные власти все это благополучно утвердили — и все «чистенькие». А расплачиваются граждане, которые вынуждены либо платить взятые с потолка налоги, либо бегать по инстанциям и за свой счет бороться за справедливость.

Теперь, как минимум, одна категория ответственных в законе обозначена. Это директора тех бюджетных учреждений, которые проводят кадастровую оценку. Тут система будет такая. Если доля подтвержденных судом отказов этого самого бюджетного учреждения исправить завышенную кадастровую оценку (то есть гражданин обратился сначала обычным порядком, через МФЦ, с требованием снизить кадастровую оценку — ему отказали, затем он пошел с тем же в суд и его выиграл) превысит 20%, директор учреждения лишится должности.

Семьи с детьми освобождаются от налога при продаже жилья

  • Основание — Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ

С 1 января 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Сегодня собственник при продаже квартиры должен заплатить налог в размере 13% с дохода от продажи имущества. Благодаря нововведению семьи с детьми не будут платить налог, но лишь при соблюдении ряда условий, пояснили в ФНС:

  • возраст детей до 18 лет (или до 24 лет в случае обучения ребенка по очной форме). Возраст детей определяется на дату перехода от налогоплательщика к покупателю права собственности на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение;
  • в год продажи объекта или до 30 апреля года, следующего за годом продажи, следует купить новое жилье или большее по площади, или с более высокой кадастровой стоимостью;
  • кадастровая стоимость проданного объекта недвижимости не должна превышать 50 млн руб.;
  • у членов семьи физлица — получателя дохода не должно быть в собственности иного объекта недвижимости, площадь которого больше 50% от той, что в новом жилье.

«Нововведение распространяется и на те случаи, когда доходы от продажи объекта имущества получает несовершеннолетний ребенок из такой семьи», — добавили в ведомстве.

READ
Возврат денег за непоставленный товар по закону

С 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности 

С 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности (Фото: New Africa/shutterstock.com)

Изменится ли кадастровая стоимость земли с года?

Пресс-центр

Новости

Росреестр: с нового года россиянам стало проще исправить ошибки в кадастровой стоимости

С 1 января 2021 года вступили в силу ряд приказов Росреестра, регулирующих проведение государственной кадастровой оценки. Нововведения в первую очередь затронут граждан, желающих исправить ошибки в кадастровой стоимости своих объектов недвижимости.

В частности, изменится форма заявления об исправлении таких ошибок, что существенно упростит процедуру. Данная норма прописана в Приказе Росреестра от 06.08.2020 N П/0286 “Об утверждении формы заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, требований к заполнению заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости”.

Теперь заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любое физическое или юридическое лицо в отношении любого объекта недвижимости. В одном заявлении можно будет указать сразу несколько объектов. Подать его можно как на бумаге, подписав каждый лист, так и в электронном виде, заверив документ усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

Напомним, 31 июля 2020 года Президент России Владимир Путин федеральный закон 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он нацелен на обеспечение прозрачности и публичности процедур определения справедливой кадастровой стоимости объектов недвижимости с тем, чтобы сами правообладатели недвижимости могли влиять на оценку до утверждения её результатов.

Концепция закона исходит из принципа – любое исправление ошибок в кадастровой оценке должно толковаться в пользу правообладателей недвижимости. Так, если исправление привело к уменьшению стоимости, то новая стоимость применяется ретроспективно взамен исправленной. Если стоимость увеличилась, она будет применяться только со следующего года.

К примеру, собственник земельного участка выявил, что в рамках кадастровой оценки была допущена ошибка. По заявлению собственника такая стоимость будет изменена бюджетным учреждением. При этом уменьшенная кадастровая стоимость будет применяться со дня начала применения исправленной кадастровой стоимости, чтобы граждане не платили налог от завышенной кадастровой стоимости.

Также с 1 января 2021 года вступил в силу Приказ Росреестра “Об утверждении Порядка рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в том числе формы предоставления таких разъяснений”. В соответствии с этим приказом гражданин может подать в региональное бюджетное учреждение, которое проводит кадастровую оценку в регионе, обращение с просьбой разъяснить, на каком основании была установлена та или иная кадастровая стоимость объекта недвижимости. В ходе рассмотрения такого обращения может быть установлено, что при определении кадастровой стоимости была допущена ошибка.

Кроме того, Росреестр утвердил форму заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и требования к ее заполнению. Данная норма прописана в Приказе “Об утверждении форм заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и документов, формируемых в связи с рассмотрением такого заявления, требований к их заполнению, требований к формату таких заявления и иных документов в электронной форме”.

Приказ вступил в силу 17 октября 2020 года, однако использовать форму можно будет только тогда, когда заработает новый механизм внесудебного установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. По общему правилу этот момент наступит с 1 января 2023 года, но в каждом регионе может быть установлен более ранний срок.

Напомним, что в соответствии с 269-ФЗ у правообладателей появится возможность установить кадастровую стоимость в размере рыночной без необходимости процедуры оспаривания. Решение будет принимать государственное бюджетное учреждение, которое проводит в регионе кадастровую оценку недвижимости.

По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода, то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Ссылка на основную публикацию