Порядок подачи жалобы в ЕСПЧ

Секретариат Европейского Суда по правам человека регистрирует новое разбирательство в случае подачи предварительной жалобы либо полной жалобы на формуляре. В Европейский Суд по правам человека можно сразу обратиться с полной жалобой на формуляре, не подавая предварительную жалобу.

жалоба в европейский суд по правам человека | жалоба в еспч

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. вступила в силу 3 сентября 1953 году. Россия ратифицировала Конвенцию и Протоколы к ней на основании Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ “О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней”. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. На основании вышеизложенного Европейская Конвенция и Протоколы к ней являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют приоритет над национальными законами.

Прежде чем рассматривать порядок обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо отметить, что ЕСПЧ принимает индивидуальные жалобы от заявителей и рассматривает дела с рядом определенных особенностей, в частности, рассматривает жалобы на нарушение требований Конвенции и своим решением лишь устанавливается, было ли допущено такое нарушение. Европейский Суд не является высшей инстанцией судебной системы государства-участника Конвенции, в связи с чем не может отменять решение, вынесенное государственным органом или судом Российской Федерации как участника Конвенции, или направлять его на новое рассмотрение. В то же время Суд может присудить выплату материальной компенсации и возмещение всех расходов и издержек со стороны государства в пользу заявителя.

Таким образом, предметом жалобы в ЕСПЧ могут быть только те права и свободы, которые гарантированы Европейской Конвенцией по правам человека и Протоколами к ней. По сравнению с Конституцией РФ перечень таких прав и свобод весьма ограничен. Кроме того, жалоба может быть подана только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Европейской Конвенции конкретной страной (5 мая 1998 г. для РФ).

Индивидуальные жалобы Европейским Судом по правам человека в соответствии со ст. 34 Конвенции принимаются от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Жалобы против частных лиц Европейским Судом к рассмотрению не принимаются.

Индивидуальная жалоба подается только по поводу действий (бездействия), решений органов государственной власти и должностных лиц. Заявителю не обязательно являться гражданином государства-участника Конвенции, важно, чтобы именно таким государством были нарушены гарантируемые Конвенцией права заявителя. Также по отношению к физическим лицам не требуется достижения определенного возраста или дееспособности для обращения c жалобой в ЕСПЧ.

Что касается юридических лиц, они должны быть независимы от государства. В том же случае, если юридическое лицо в то или иной мере зависит от государства, в целях принятия на рассмотрение жалобы Европейским Судом необходимо учитывать, насколько это существенно.

Кроме того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению Европейским судом по правам человека, заявитель должен обладать статусом жертвы. При подаче заявления группой лиц каждый заявитель должен обладать статусом жертвы.

В практике Европейского суда встречаются три типа жертвы. Как правило, заявителем является непосредственная жертва, т.е. лицо, группа частных лиц, собственно чьи права и были нарушены со стороны государства-участника Конвенции. В определенных случаях Европейским Судом рассматриваются также дела, по которым жертва может быть косвенной и потенциальной. Косвенной жертвой является заявитель, чье право нарушено вследствие нарушения прав другого. Как правило, это родственники пострадавших, когда сами пострадавшие не могут подать жалобу лично или когда во время разбирательства умирает заявитель.

Потенциальной жертвой является лицо, у которого есть реальные основания полагать, что со стороны государства были допущены нарушения его прав, предоставляемых Европейской Конвенцией. При этом заявителем должны быть приведены косвенные доказательства, указывающие на допущение такого нарушения со стороны государственных органов, должностных лиц. Кроме того, в определенных случаях с жалобой в Суд может обратиться лицо, у которого есть все основания полагать, что его права в будущем будут нарушены, и это повлечет за собой непоправимый для заявителя ущерб.

Еще одним условием принятия жалобы Европейским Судом к рассмотрению является исчерпание всех внутренних средств правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу (п.1 ст. 35 Конвенции). В своих решениях ЕСПЧ уточнил, что такие средства защиты должны быть эффективны, доступны и целесообразны. Для Российской Федерации шестимесячный срок начинает течь с момента вступления в силу решения по делу суда апелляционной инстанции. Срок подачи жалобы восстановлению не подлежит. Повторная подача жалобы возможна лишь в том случае, если при первоначальной подаче жалобы не были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. В тех же случаях, когда дело не доходит до суда, шестимесячный срок начинает течь, когда исчерпаны все эффективные средства защиты.

READ
Лимит кассы новой организации

Как подать жалобу в Европейский суд?

Жалобу может написать и подать лицо, которое считает, что государством нарушены его права, установленные Конвенцией и протоколами к ней. Госпошлина про подаче жалобы в ЕСПЧ не взимается.

При этом неважно, в каком именно процессе нарушены эти права: уголовном, гражданском или административном. Важен сам факт нарушения прав.

Порядок обращения в Европейский суд по правам человека

5 мая 1998 года Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург).

Суд представляет собой наднациональный орган, обращение в который возможно лишь при условии исчерпания всех внутригосударственных средств защиты.

Однако, при подаче жалобы гражданам необходимо обратить особое внимание на четкое соблюдение установленных правил и выполнить все требования, предъявляемые к форме документа. Это наиболее важное условие на начальном этапе прохождения жалобы, поскольку от этого зависит будет ли Ваше заявление принято к рассмотрению Европейским Судом по правам человека или нет.

1. Суд рассматривает петиции, направленные от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. Иначе говоря, жаловаться нужно на нарушение соответствующих статей Конвенции о защите прав человека (см. Приложение1).

2. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию по правам человека, и которые относятся к событиям наступившим после ратификации настоящей Конвенции этим государством. Суд не может рассматривать жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных (коммерческих) организаций. На это положение следует обратить особое внимание. Ни один российский гражданин или неправительственная организация не имеют права настаивать на удовлетворении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до ратификации Россией Конвенции по правам человека (5 мая 1998г).

3. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются. Российским гражданам надо иметь ввиду то, что большинство социально-экономических прав не закреплены в Конвенции. В ней устанавливаются, главным образом, гражданские и политические права.

4. В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению Конвенция формулирует требование об исчерпании всех внутригосударственных правовых средств защиты. При этом нет необходимости обращаться в надзорную инстанцию, поскольку кассационная инстанция считается последним внутренним средством защиты, т.к. именно после кассационного производства приговор (решение) вступает в силу и начинается его исполнение. Таким образом, если, к примеру, Замоскворецкий межмуниципальный суд г. Москвы вынес решение (приговор), которое нарушает положения Конвенции, а Московский городской суд, рассмотрев кассационную жалобу, подтвердил решение (приговор) суда первой инстанции, истец может обратиться в Европейский Суд, не подавая надзорную жалобу в Верховный Суд Российской Федерации. Сказанное относится и к судам в субъектах Российской Федерации. Последней инстанцией, после отказа которой можно подавать жалобу в Суд по правам человека, нужно считать Верховный Суд республики, областные и краевые суды. Однако подача жалобы в Страсбург не лишает истца права одновременно подать и надзорную жалобу.

В определенных случаях Верховный Суд РФ может выступать в качестве кассационной инстанции (например, когда Московский городской суд или Верховный Суд субъекта РФ рассматривает дело по первой инстанции). В этом случае кассационная жалоба подается в Верховный Суд РФ, который и будет последней инстанцией. Аналогичная ситуация складывается, когда на решение (приговор) Верховного Суда РФ подается кассационная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ. Шестимесячный срок начинается с даты получения определения Кассационной коллегии.

Несколько слов необходимо сказать о конституционной юстиции. Конституционный Суд является первой и последней инстанцией, после прохождения которой путь в Страсбургский суд открыт. Обращаться в Конституционные Суды субъектов Российской Федерации нет необходимости, ибо нормативные акты субъектов РФ должны соответствовать федеральной конституции. Если все же в тех или иных актах имеются положения, противоречащие Конституции РФ, и применение этих положений нарушает положения Конвенции, необходимо обратиться в Конституционный Суд с жалобой о признании той или иной нормы не соответствующей Конституции РФ. Если же Конституционный Суд не удовлетворил жалобу и признал норму соответствующей Конституции РФ, жалоба может быть подана в Суд по правам человека.

Наконец, следует сказать о возможности подать жалобу в Суд по правам человека в случае, когда не требуется исчерпания всех средств, если будет доказано, что обращение к соответствующему средству защиты является неэффективным.

5. В связи с этим, особое внимание следует обратить на правило, согласно которому Суд может принять дело к рассмотрению после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне. Это означает, что любой российский гражданин может направить свою жалобу в Суд, если окончательное решение по его делу будет принято после ратификации Россией Конвенции по правам человека и только в течении шести месяцев после этой даты.

Течение шестимесячного срока прерывается поступлением в Суд Вашего первого письменного обращения, ясно обозначающего – хотя бы даже в краткой форме – предмет Вашей жалобы, либо поступлением заполненного формуляра жалобы. Просто письма с просьбой о предоставлении информации недостаточно для приостановления течения шестимесячного срока.

READ
Краткая апелляционная жалоба на решение суда

6. Суд не рассматривает жалобы, которые: 1) являются анонимными; 2) являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования; 3) являются необоснованными; 4) представляют собой злоупотребление правом подачи петиции.

7. Суд не принимает жалобы по телефону или по электронной почте за исключением случаев, когда такие жалобы дублируются обычной почтой. Также нет никакой необходимости в Вашем личном посещении Страсбурга для устного изложения обстоятельств Вашего дела.

8. Суд рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти и не принимает жалобы, направленные против частных лиц или государственных учреждений.

Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, т.е. определить ее как неприемлемую, если:

– жалоба не соответствует вышеназванным правилам;

– заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;

– заявитель уже обратился с аналогичной жалобой в иной международный орган защиты прав человека;

– вопрос был уже решен;

– по любой другой причине, если Суд посчитает нецелесообразным продолжать рассмотрение петиции.

Решение Суда относительно приемлемости жалоб являются окончательными и не подлежат обжалованию. Однако заявитель может представить на рассмотрение новую жалобу, если в деле возникли дополнительные обстоятельства. В случае принятия дела к рассмотрению Суд проводит расследование по фактам нарушений прав человека и направляет материалы заинтересованным сторонам для дружественного решения спора. Если сторона, против которой подана жалоба, не принимает удовлетворительных мер в течение установленного срока, то Комитет Министров решает большинством в две трети голосов, такие меры должны быть предприняты в связи с его первоначальным решением, и публикует доклад. Решение Комитета Министров является обязательным для исполнения страной, ратифицировавшей Европейскую Конвенцию по правам человека.

Заявитель, если его жалоба принята, может выразить пожелание участвовать в процедуре рассмотрения своего дела в Европейском Суде. Заявитель может быть представлен адвокатом.

Процесс рассмотрения жалобы Судом не предполагает никаких расходов, так как процедура является бесплатной и не требует обязательного участия адвоката. Так же Европейский Суд при определенных условиях может оказывать бесплатную юридическую помощь заявителю, не имеющему достаточных финансовых средств. В этом случае заявитель должен документально подтвердить отсутствие у него необходимых средств.

При подаче заявления следует обратить особое внимание на статьи Европейской Конвенции, на которые надо обязательно ссылаться в Вашем заявлении. Вам также следует дать четкое, ясное и краткое описание фактов, свидетельствующих о нарушении Ваших прав. Эти факты надо описать в хронологическом порядке с указанием детального рассмотрения дела в судах и иных органах власти. При этом следует приложить копии всех решений по Вашей жалобе из всех инстанций судов вплоть до Верховного Суда РФ. Особое внимание следует обратить на необходимость указать точные даты всех решений. Ведь, как уже отмечалось, Суд принимает заявление к рассмотрению лиц в течении шести месяцев с даты принятия окончательных решений на национальном уровне. Несмотря на то, что официальными языками Совета Европы являются английский и французский, заявителю предоставляется право подавать индивидуальную жалобу на своем родном языке (российским гражданам – на русском). Жалобы направляются в Суд непосредственно заявителем. Никакие государственные учреждения не могут быть использованы в качестве посредников для их пересылки адресату. После получения Вашей жалобы Секретариат Совета Европы направляет Вам необходимую информацию о Ваших дальнейших действиях.

Если Вы возражаете против опубликования Вашего имени. Вы должны сделать соответствующее заявление, изложив причины для подобного отступления от общего правила свободного доступа к информации, касающейся судебного разбирательства. Суд допускает анонимность разбирательства только в исключительных и обоснованных случаях.

Если Вы желаете обратиться в Суд через адвоката или иного представителя. Вы должны приложить к формуляру жалобы доверенность, уполномочивающую его выступать от Вашего имени. Представитель юридического лица (компании, ассоциации и пр.) или группы физических лиц должен подтвердить свое полномочие представлять заявителя. На стадии подачи первичной жалобы Ваш представитель (если таковой имеется) не обязательно должен быть юристом. Стоит заметить, однако, что на более поздних стадиях разбирательства представитель заявителя должен, по общему правилу, являться адвокатом, полномочным вести дела в одном из Государств, ратифицировавших Конвенцию. Адвокат должен хотя бы понимать один из официальных языков Суда (английский или французский).

Жалобы следует направлять по адресу:

European Court on Human Rights, Council of Europe

F – 67075 Strasbourg Cedex France

8. Ваше письмо должно содержать следующие сведения:

а. краткое изложение Вашей жалобы;

б. указание права или прав, гарантированных Конвенцией, которые Вы считаете нарушенными;

в. средства защиты, которые Вы использовали;

г. список решений, вынесенных по Вашему делу официальными властями, с указанием точной даты каждого решения, краткого содержания и инстанций, вынесших их. Приложите к Вашему письму фотокопии вышеупомянутых документов. (Эти документы не будут Вам возвращены. Следовательно, Вы заинтересованы посылать только копии, а не оригиналы документов).

После того как жалоба поступит в секретариат Суда, она будет зарегистрирована. Истец обязательно получит ответ от юридического референта Суда с рекомендациями по поводу дальнейших действий. К письму обычно прилагается формуляр жалобы с инструкцией по его заполнению; референт может также запросить дополнительную информацию и копии документов. К формуляру следует приложить копии всех документов, имеющих отношение к делу.

READ
Образец жалобы на решение мирового судьи по алиментам

В ответ на первое обращение референт может высказать мнение о том, что, скорее всего, Суд не удовлетворит жалобу. Тем не менее, подобное сообщение не лишает истца права продолжить разбирательство и потребовать передачи дела в Суд, так как информация референта никоим образом не заменяет решение Суда. К тому же в практике было немало случаев, когда юридический референт советовал истцу не тратить время, а Суд все же впоследствии выносил решение в его пользу.

В Ваших интересах проявлять внимательное отношение к переписке с Секретариатом. Любая задержка с ответом или отсутствие ответа могут быть истолкованы как Ваша незаинтересованность в продолжении разбирательства по жалобе. Вы должны вернуть заполненный формуляр жалобы в установленный срок. Если в течение года от Вас не будет получен ответ на письма Секретариата, Ваше досье будет уничтожено.

После того как формуляр заполнен, он отсылается в секретариат Суда. Секретариат передает формуляр с прилагаемыми копиями документов в Комитет, состоящий из трех судей, который выносит решение о приемлемости жалобы. Если жалоба признается неприемлемой, разбирательство на этом заканчивается. В случае признания жалобы приемлемой она передается в Палату из семи судей, которая рассматривает жалобу по существу и выносит решение о нарушении соответствующей статьи Конвенции с присуждением материальной компенсации (или без таковой) или отсутствии такого нарушения.

В исключительных случаях дело также может быть передано для рассмотрения в Большую Палату из 17 судей, если в течение трех месяцев с даты, когда истец узнал о решении Палаты из семи судей, он или ответчик настаивают на таком рассмотрении. То же происходит в случае, если спор поднимает важные вопросы права и применения Конвенции или решение вопроса может войти в противоречие с раннее вынесенными решениями Суда. За исполнением решений Суда по правам человека следит Комитет министров Совета Европы, и в случае их неисполнения к правительству страны могут быть применены соответствующие санкции. Самая серьезная из них – исключение из Совета Европы. Для государств – членов ЕС данная мера влечет исключение также из ЕС, так как государство, не являющееся членом Совета Европы, не может быть членом названной организации.

Практика показывает, что Суд удовлетворяет лишь 5-6% всех поступивших жалоб, остальные же признаются неприемлемыми или необоснованными.

Практическая инструкция по обращению в Европейский Суд

Данный документ в других форматах можно скачать здесь: .

Неофициальный перевод на русский язык

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

[утверждена Председателем (Президентом)
Европейского Суда по правам человека
в соответствии с Правилом 32
Регламента Европейского Суда по правам человека
01 ноября 2003 года,
изменена 22 сентября 2008 года и 24 июня 2009 года]

ОБРАЩЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

[данная Практическая инструкция дополняет Правила 45 и 47
Регламента Европейского Суда по правам человека]

(Индивидуальные жалобы, подаваемые в соответствии со статьей 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция))

I. Общие положения

1. Жалоба, подаваемая в соответствии со статьей 34 Конвенции, должна быть выполнена в письменном виде. Жалоба не может быть подана по телефону.

2. Жалоба должна быть направлена по следующему адресу:

European Court of Human Rights

Council of Europe

F-67075 Strasbourg Cedex.

3. По общему правилу жалоба должна быть выполнена на формуляре, о котором говорится в пункте 1 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека [формуляр можно скачать на сайте Европейского Суда по правам человека], и сопровождаться документами и решениями, о которых сказано в подпункте H пункта 1 Правила 47 Регламента.

В случае подачи жалобы в форме письма, а не на формуляре, в этом письме должно быть хотя бы в сжатой форме представлено существо жалобы с тем, чтобы пресечь течение шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 35 Конвенции.

4. Если жалоба подана не на официальном формуляре или письмо заявителя не включает в себя всю информацию, которая должна содержаться в жалобе в соответствии с Правилом 47 Регламента Европейского Суда по правам человека, от заявителя может быть потребовано предоставить заполненный надлежащим образом формуляр жалобы. Он должен быть выслан в течение восьми недель с даты, указанной в письме Секретариата Европейского Суда по правам человека, которым заявитель уведомляется о необходимости заполнения и отправки формуляра жалобы.

Несоблюдение указанного срока повлияет на определение даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека, в результате чего правило о шестимесячном сроке, предусмотренное пунктом 1 статьи 35 Конвенции, может оказаться несоблюденным.

5. Заявители могут подать жалобу по факсу [номер факса: +33 (0)3 88 41 27 30; другие номера указаны на сайте Европейского Суда по правам человека]. Однако они должны отправить подписанный оригинал жалобы по почте в рамках восьминедельного срока, отсчитываемого с даты, указанной в письме из Секретариата Европейского Суда по правам человека, о котором говорится в пункте 4 выше.

READ
Положены инвалидам 3 группы льготы на ж/д билеты?

6. В случае, если заявитель не предоставит заполненный надлежащим образом формуляр жалобы в течение шести месяцев со дня направления ему соответствующего запроса, досье, заведенное по его делу, будет уничтожено.

7. При получении первого сообщения, в котором сформулирован предмет жалобы, Секретариат Европейского Суда по правам человека заводит досье, номер которого должен указываться в рамках любой переписки. Заявители уведомляются о номере досье письмом. Заявителей также могут попросить предоставить дополнительную информацию или документы.

8. (a) Заявитель должен надлежащим образом поддерживать переписку с Секретариатом Европейского Суда по правам человека.

(b) Задержки в ответах или отсутствие ответов могут быть расценены как нежелание более добиваться рассмотрения своей жалобы.

9. Отказ предоставить дополнительную информацию или документы по запросу Секретариата Европейского Суда по правам человека (см. пункт 7 выше) может привести к тому, что жалоба не будет рассматриваться, или будет объявлена неприемлемой, или будет исключена из списка дел, подлежащих рассмотрению.

II. Форма и содержание жалобы

10. Жалоба должна быть написана разборчивым почерком, а желательно – напечатана.

11. Если в исключительных случаях объем жалобы превышает 10 страниц (не считая списка приложений и самих приложений), она должна сопровождаться кратким изложением ее содержания.

12. В случае приложения к жалобе документов, они не должны предоставляться в оригиналах. Документы должны перечисляться в списке приложений к жалобе по хронологии, нумероваться последовательно и сопровождаться кратким описанием (например, письмо, приказ, постановление, кассационная жалоба и т.д.).

13. Заявитель, другая жалоба которого ожидает рассмотрения Европейским Судом по правам человека, должен проинформировать об этом Секретариат и указать номер досье, заведенного по названной жалобе.

14. (a) В случае, если заявитель не желает раскрывать данные о своей личности общественности, он должен письменно обратиться с соответствующим ходатайством в порядке, предусмотренном пунктом 3 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека, изложив соответствующие причины.

(b) Заявитель также должен указать, каким образом он хочет быть обозначен в случае, если его ходатайство о сохранении данных о его личности в тайне будет удовлетворено Председателем (Президентом) соответствующей Палаты: инициалами своих имени и фамилии или одной буквой (например, «X», «Y», «Z» и т.д.).

Здравствуйте. Верно ли я понимаю, что после подачи предварительной жалобы, когда получен ответ о её принятии и прислан формуляр для заполнения, то он должен быть заполнен и отправлен не позднее 8-ми недель с даты самого письма из Страсбурга? Мне думалось, что срок 8 недель начинает течь с даты получения данного письма (по почтовому штемпелю). Дело в том, что письмо было получено 15 марта, а дата письма 23 января. и если считать от даты письма, то ответить надо не позднее 20 марта. 15 марта — это пятница, сб-вс — юристы не работают, итого остается всего два дня на заполнение формуляра.
Можно ли отправить вместе с жалобой копию конверта со штемпелем о дате получения письма? Будет ли это иметь результат? Или всё, срок упущен?

Ответ на Ваш первый вопрос вполне определенно сформулирован в пункте 4 Практической инструкции, размещенной вверху этой страницы, с которым Вы, судя по воспроизведению в вопросе содержания этого пункта, уже ознакомились. Кроме того, ответ на Ваш вопрос должен быть еще более определенно сформулирован собственно в полученном Вами письме из Европейского Суда по правам человека, где должен быть прямо указан как последний день 8-недельного срока, предоставленного для подготовки и отправки полной жалобы на формуляре, так и день, которым датировано это письмо.

Ответ на вопрос о том, что следует делать в случае получения ответа на предварительную жалобу за пределами 8 недель, предоставленных для подготовки и отправки полной жалобы на формуляре, можно найти здесь. Ровно это же самое я рекомендую делать всем, кто получил такой ответ тогда, когда до истечения 8 недель осталось недостаточно времени, чтобы подготовить и выслать полную жалобу на формуляре. В идеале Вам следовало поступить указанным образом в период с 15 по 20 марта (если 20 марта — это день, указанный в уведомлении в качестве последнего дня, в который можно было отправить полную жалобу на формуляре). В этом случае Вам едва ли отказали бы в удовлетворении просьбы о предоставлении дополнительного времени (хотя на сегодняшний день я не могу исключить вероятность такого отказа, если, судя по предварительной жалобе, речь идет о явно неприемлемом обращении в ЕСПЧ, поскольку нет никакого смысла в предоставлении дополнительного времени на подачу жалобы, которая в любом случае будет объявлена неприемлемой). Если в указанный срок Вы не направили в Европейский Суд по правам человека ходатайство о предоставлении дополнительного времени для подготовки и отправки полной жалобы на формуляре, равно как не сделали этого по сей день, то Вам все равно остается сделать лишь это. Хотя мне неизвестно, чем можно оправдать двухнедельную задержку отправки такого ходатайства. В любом случае ответы на последние два Ваших вопроса сможет дать Вам только Секретариат Европейского Суда по правам человека, поскольку только он может решать, принимать ли полную жалобу на формуляре, поданную с пропуском 8-недельного срока, в т.ч. в случае, когда заявитель или его представитель обратился с ходатайством о предоставлении дополнительного времени (независимо от того, когда именно такое ходатайство было подано относительно последнего дня 8-недельного срока — до или после).

READ
Жизнь после развода с женой: как пережить расставание

Спасибо
да, ходатайство не подали — не знали (но, как говорится незнание не освобождает…)
Ну чем объяснить пропуск — банальным отъездом (((
Позвоню в ЕС — отпишусь тут о результате (если Вы не против), может пригодится кому информация.

Если Вы уезжали и по этой причине не получили письмо, пусть на нем и стоит оттиск входящего почтового штемпеля, на котором в качестве даты его обработки Вашим местным почтовым отделением указанно 15 марта, то Вам следует писать (именно писать и отправлять написанное по почте, обязательно дублируя отправкой по факсу, т.к. телефонный звонок не является основанием для принятия каких бы то ни было решений) именно об этом, прикладывая при наличии такой возможности копии документов, подтверждающих отъезд, из-за которого фактически письмо было получено позже (в своем первом сообщении Вы указывали, что именно получили письмо 15-го марта). Данный сайт не предназначен для обмена его пользователями информацией друг с другом, о чем написано в его правилах. Решение по Вашей жалобы будет зависеть от конкретных обстоятельств Вашего дела, Вашего случая. Для того, чтобы давать другим рекомендации, касающиеся аналогичных случаев, необходимо уметь определять, что в Вашем случае и в их случаях являлось или может являться действительно значимым, т.е. способным повлиять на принятое решение.

Благодарю, за скорый ответ. К сожалению подтверждающих документов нет (чеки на бензин :)) 15-е марта — дата почтового штемпеля. Разве что ЕС поверит на слово, об отъезде ))

Могу ли я обратиться в ЕС по выплате долга алиментов, которые у меня украли бухгалтера организации? Подавала в суд, но мне отказали в связи пропуска якобы срока, хотя 5 лет мне препятствовал суд в принятии иска требуя пошлину. И теперь все суды отписались сроком давности. На вопрос кто же должен платить долг нет ответа. По какой статье я могу подать жалобу в евросуд? Думаю может сослаться на ст.1 протокол1 и ст.6 Конвенции? Подскажите правильно или нет я думаю?

Я не могу ответить на Ваши вопросы по причинам, изложенным в правилах данного сайта.

Обращаю внимание, что Европейский Суд по правам человека рассматривает только и исключительно жалобы на нарушения, предположительно допущенные государством в лице его должностных лиц, органов и организаций, за которые оно несет ответственность.

Само по себе ограничение права на доступ к суду посредством установления срока исковой давности не представляет собой нарушения (см., например, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Стаббингс и другие против Великобритании» (Stubbings and Others v. the United Kingdom, жалобы NN 22083/93 и 22095/93) от 22 октября 2006 года). В отсутствие признаков формализма (см., например, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Совтрансавто Холдинг против Украины» (Sovtransavto Holding v. Ukraine, жалоба N 48553/99) от 25 июля 2002 года (пункт 81)), произвола (см., например, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Врбика против Хорватии» (Vrbica v. Croatia, жалоба N 32540/05) от 01 апреля 2010 года (пункты 52-55)), недостаточной тщательности рассмотрения и (или) отказа предоставить ответы на критические — с точки зрения исчисления срока — аргументы, о наличии которых в Вашем вопросе как таковом ничто не свидетельствует, Европейский Суд по правам человека не считает отказ национальных судов в удовлетворении заявленных требований по причине истечения срока давности нарушением прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, и, напротив, многократно признавал жалобы неприемлемыми по причине вывода о неисчерпании заявителями внутригосударственных средств правовой защиты от предположительно допущенных нарушений — и обвинение государства в том, что оно не защитило лицо от предполагаемых посягательств на его права со стороны других частных лиц не является исключением — когда обращения к ним не увенчались успехом из-за несоблюдения тех или иных процедурных норм национального права, в частности, пропуска срока на обращение к ними (см., в числе многих других, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Кампанис против Греции» (Kampanis v. Greece, жалоба, N 17977/91) от 13 июля 1995 года (пункт 51), Решение Комиссии по правам человека по вопросам приемлемости жалобы «Яблонски против Польши» (Jablonski v. Poland, жалоба N 33492/96) от 16 апреля 1998 года (пункт 5), Решение Европейского Суда по правам человека по вопросам приемлемости жалобы «Салах Адраки и Дхайм против Испании» (Salah Adraqui and Dhaim v. Spain, жалоба N 45023/98) от 27 апреля 2000 года). Судить же по Вашему вопросу о наличии признаков формализма, произвола либо недостаточной тщательности рассмотрения Ваших аргументов (отказа предоставить ответы на них) невозможно, в частности, по той причине, что в нем не усматривается никаких признаков того (по нему невозможно судить о том), что пошлина не подлежала уплате или Вы не были способны оплатить пошлину, не говоря уже о том, что Вы могли просить ее уменьшения, отсрочки (рассрочки) ее уплаты, а если Вы делали это либо же доказывали, что пошлина не подлежала уплате, то по Вашему вопросу в любом случае невозможно судить о соответствующих решениях судов (их мотивировке), в то время как собственно требование уплатить пошлину о нарушении права на доступ к суду не свидетельствует (см., например, пункт 60 Постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Креуз против Польши» (Kreuz v. Poland, жалоба N 28249/95) от 19 июня 2001 года)).

READ
Продажа земельного участка ниже кадастровой стоимости

Мы отправили жалобу год назад и нам прислали номер дела. Сейчас, я увидела что мы не писали краткое содержание жалобы и жалоба превышает 10 листов. Можно ли сейчас дослать краткое содержание? Если нет, то получается что моя жалоба неприемлима?
Спасибо

Никакие документы, регулирующие деятельность Европейского Суда по правам человека, не запрещают заявителю или его представителю направлять в Страсбургский Суд до возможного коммуницирования жалобы властям государства-ответчика какие бы то ни было дополнения к ней, в т.ч. краткое изложение ее содержания. Поэтому в принципе Вы можете направить краткое изложение жалобы в качестве дополнения к ней.

Однако обращаю внимание, что направление без соответствующего запроса со стороны Секретариата дополнения к поданной год назад жалобе в виде краткого изложения ее содержания лишено смысла, если жалоба была окончательно зарегистрирована, т.е. заявителем или его представителем было получено соответствующее уведомление: само по себе отсутствие в жалобе, даже если она превышает по объему 10 страниц (не считая списка приложений и самих приложений), краткого изложения ее содержания не может повлиять на судьбу зарегистрированной жалобы, переданной на рассмотрение Судей ЕСПЧ, т.к. это не является ни основанием для объявления жалобы неприемлемой, ни основанием для исключения ее из списка подлежащих рассмотрению дел, в то время как об отказе в регистрации и передаче на рассмотрение Судей ЕСПЧ жалобы (именно это с конца 2011 года может быть сделано в отношении вновь подаваемых жалоб, превышающих по объему 10 страниц (с приведенными выше оговорками) и не сопровождающихся кратким изложением содержания), которая зарегистрирована и передана на рассмотрение, не может быть речи по очевидным причинам. Также обращаю внимание, что из общего правила о необходимости сопровождения жалобы, превышающей по объему 10 страниц, сделан ряд исключений, о которых можно прочитать здесь, а само исчисление этих 10 страниц, проводится без излишнего формализма, о чем можно прочитать здесь.

Здравствуйте! Уважаемый Олег! Скажите пожалуйста: краткое изложение жалобы, исходя из смысла требований практических указаний должно не превышать 10 страниц. Каков смысл термина «страница» в понимании ЕС? Это именно страница, которых 2 на листе или лист с 2 страницами можно подогнать под термин «страница» ? Дело в том, что мне пришел из ЕС формуляр жалобы с письмом в котором говориться о необходимости предоставления краткого изложения сути дела. Мной подана жалоба в ЕС на нарушение РФ нескольких статей Конвенции. Я коротко изложил нарушения, но в 10 страниц жалоба не укладывается, а вот в 10 листов (20 страниц) укладывается. Может ли жалоба в 10 листов (20 страниц) считаться кратким изложением? Очень на Вас расчитываю. Спасибо.

У меня нет никаких оснований для вывода, что под страницей может пониматься лист и, соответственно, представление жалобы на формуляре объемом 20 страниц (10 листов) в ответ на требование Секретариата ЕСПЧ кратко изложить (не более чем на 10 печатных страницах) существенные факты в хронологическом порядке и жалобы, на которых настаивает заявитель, может по общему правилу считаться выполнением указанного требования. О том, какие требования к размеру (объему) жалобы в настоящее время прямо или косвенно предъявляются Европейским Судом по правам человека, можно прочитать здесь.

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, объем жалобы — 10 страниц, это относится ко всему формуляру в целом или только к тексту с изложением обстоятельств? Правильно ли я понимаю, что в первом случае на изложение обстоятельств отведено только 2 листа формуляра? Спасибо.

Такого требования (или хотя бы даже рекомендации): «объем жалобы — 10 страниц», — не существует и никогда не существовало. В частности, такого требования нет в пункте 11 Практической инструкции, размещенной вверху этой страницы. Поэтому я не могу ответить на Ваш первый вопрос. Если фактически Вы хотели спросить, в каком случае жалоба должна сопровождаться кратким изложением ее содержания — когда ее полный объем превышает 10 страниц или когда объем раздела II (пункта 14) превышает 10 страниц (возможно, именно это Вы называете «изложением обстоятельств», хотя вообще-то раздел называется «Изложение фактов», а раздела (пункта, части) формуляра, который назывался бы «изложение обстоятельств», в нем нет), то в пункте 11 Практической инструкции, размещенной вверху этой страницы, дан вполне определенный ответ на этот вопрос: учитывается весь объем жалобы (формуляра), не считая списка приложений (раздел VII, пункт 21) и самих приложений. Я могу интерпретировать Ваш второй вопрос только как вопрос, заданный исходя из того, что объем формуляра жалобы ограничен 10 страницами. Однако, как я уже написал, это не так. Поэтому я не могу ответить на второй Ваш вопрос. Также читайте об объеме (размере) жалобы здесь.

Остались вопросы об условиях оказания нужной услуги после прочтения соответствующего раздела сайта ? (Чтобы перейти в него, кликните на подходящий пункт из списка в самом верху страницы.) Тогда напишите мне (в мессенджерах, пожалуйста, пишите всё сразу, как в письме, не ожидая моего ответа на приветствие или на запрос о добавлении в контакты).

READ
Характер работы: какой бывает

Ниже указан мой телефон (Билайн, СПб). Он же – номер для вайбера, вацапа, телеграма и сигнала. Если Вы хотите позвонить, пожалуйста, сначала напишите мне сообщение (в любом мессенджере или смс), чтобы согласовать предмет и время разговора. По общему правилу я не разговариваю без такого предварительного согласования . Мой номер: (девять – шесть – три) три – один – девять – пять – ноль – ноль – пять.

oleg.anishchik
[ненадёжно, т.к. в ФБ сообщение может уйти в спам!]

Рассмотрение жалобы

Если вся информация по обращению собрана, сотрудник юридического отдела передает жалобу для рассмотрения в ЕСПЧ. Она может попасть в одну из пяти секций:

  • Если в жалобе затрагиваются вопросы, по которым Страсбургский суд уже не единожды выносил решения, т.е. повторяющиеся вопросы, дело передается в Комитет из 3-х судей. Он имеет право признать обращением неприемлемым (прекратить производство), либо разрешить жалобу по существу.
  • В случае если данное обращение не имеет никаких перспектив, оно вручается единоличному судье, который может признать жалобу неприемлемой, либо передать ее в Комитет. Как правило, на этом этапе процедура рассмотрения жалобы в ЕСПЧ завершается выдачей заявителю решения.
  • Если по подобным заявлениям ЕС ранее не выносились судебные решения, жалоба направляется в Палату из семи судей. Возможно два исхода рассмотрения жалобы ЕСПЧ: она разрешается по существу или признается неприемлемой.
  • В особо сложных ситуациях Палата из 7 судей принимает решение отдать на рассмотрение дело в Большую палату.

На заметку: перед тем, как определиться с порядком рассмотрения, Палата и Комитет обращаются к правительству страны-ответчика с целью предоставления замечаний по делу (в письменном виде). Помимо этого, ЕС предлагает государству-ответчику и заявителю заключить мировое соглашение.

Сроки рассмотрения жалоб

Обычно процедура рассмотрения жалобы в ЕСПЧ занимает довольно длительное время – от 2 до 5 лет. Только регистрация обращения выполняется через 8-10 недель после подачи жалобы, затем на вынесение решения о приемлемости или неприемлемости обращения уходит еще 1-2 года. В течение 6 месяцев может осуществляться обмен возражениями между заявителем и российским Представителем. Еще столько же времени потребуется на вынесение решения по существу.

Конечно, можно попросить ЕС о досрочном извещении Представителя страны-ответчика и о внеочередном рассмотрении дела. Последний вариант возможен на основании 41 условия Регламента ЕС, в котором затрагиваются вопросы первостепенной важности. Например, если речь идет о грубейшем нарушении права на жизнь.

На основании 40 условия Регламента ЕС заявитель имеет право ускорить процесс рассмотрения обращения путем досрочного извещения российского Представителя. В таком случае заявитель рассчитывает на то, что Представитель РФ, зная, что жалоба рассматривается в ЕСПЧ, может оказать влияние на исход дела.

Как показывает практика, более упрощенная процедура рассмотрения возможна только в том случае, если в обращении затрагиваются вопросы в отношении несоблюдения одной-двух статей ЕК, а не всего списка прав.

Вынесение постановления

Последний этап, на котором завершается порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ. Изучив обращение по существу, ЕС принимает окончательное решение – права человека были нарушены (назначается денежная компенсация), либо нарушений выявлено не было. Все решения ЕС не обжалуются.

Примечание: возможно обжалование только решения Палаты в Большой Палате. Тогда срок рассмотрения продлевается на 3 месяца.. Однако такие обращения принимаются лишь в исключительных случаях.

Подводим итоги

Следует понимать, что Страсбургский суд не является вышестоящей судинстанцией национальных судебных органов. Это независимый судебный институт, принимающий любые жалобы от лица, чьи права были ущемлены. Как правило, порядок рассмотрения жалобы в ЕСПЧ таков: обращение поступает на регистрацию и только потом передается судьям. При этом оно должно полностью соответствовать критериям приемлемости. При несоблюдении хотя бы одного из условий жалоба признается неприемлемой.

Исполнение решений ЕС обеспечивается Комитетом Министров СЕ. Решения ЕС являются обязательными для стран-участников, которые обязаны в трехмесячный срок выплачивать денежную компенсацию, если права заявителя были признаны нарушенными. Помимо выплаты денежной компенсации возможно принятие мер индивидуального характера: рассмотрение жалобы во внутренних судах или мера, позволяющая восстановить право. Также ЕС может рекомендоваться принять меры общего характера: изменение судебной практики или законодательства, если они не соответствует принципам ЕК. Так, например, было изменено бельгийское законодательство после рассмотрения жалобы по «делу Маркс» в отношении детей, появившихся на свет вне брака.

Рассмотрев порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ, можно сделать вывод, что он четко соблюдается главным судебным органом Совета Европы. Все решения ЕС, принимаемые в отношении физлиц и негосударственных организаций, способны внести большой вклад в изменение правовой ситуации в России. Однако подача жалобы и прохождение всех этапов рассмотрения дела в Страсбургском суде сопряжено со стрессом. Если вам необходима помощь опытного юриста по данным вопросам, вы можете обратиться в нашу компанию. Мы окажем всестороннюю юридическую поддержку.

Как узнать, принята ли жалоба?

О том, принята ли ваша жалоба к рассмотрению или отклонена, вас уведомят письменно. Многие жалобы отсеиваются уже на этом этапе из-за того, что не удовлетворяют изложенным в Конвенции требованиям или были поданы неправильно. Если ЕСПЧ признал жалобу неприемлемой, то это решение обжалованию не подлежит, и повторно обращаться в Страсбургский суд бессмысленно.

READ
Как узнать свой КБМ по ОСАГО: способы проверки и расчета

Изначально ЕСПЧ решает, приемлема ли жалоба, и удовлетворяет ли она требованиям Конвенции. Явно неприемлемые жалобы сразу же отклоняет единоличный судья. Если жалоба принята, и по делам данного типа уже существует установленная судебная практика, решение выносит Комитет из трех судей. В других случаях дело может быть рассмотрено Палатой из семи судей. Палата сначала доводит суть жалобы до сведения государства-ответчика, потом предоставляет обеим сторонам возможность сделать свои замечания по делу и выносит решение большинством голосов. Иногда назначаются слушания. В исключительных случаях стороны могут в течение трех месяцев после вынесения решения Палатой из семи судей ходатайствовать о рассмотрении дела Большой Палатой из 17 судей. Большая Палата пересматривает дело и выносит окончательное решение.

Типичные ошибки при подаче жалобы в ЕСПЧ

  • несоблюдение шестимесячного срока (срок будет сокращаться до четырехмесячного) подачи жалобы;
  • подача жалобы от человека, который не является жертвой предполагаемых нарушений;
  • неоднократная подача однотипных жалоб;
  • требования заявителя пересмотреть фактические ошибки в решениях национальных судов;
  • подача жалобы не на органы власти, а на конкретных лиц или частные компании.

Перед подачей жалобы решите: будете ли вы пользоваться услугами юридических компаний или сделаете это самостоятельно.

Если решили обратиться самостоятельно. Учтите, что несоблюдение вами малейших технических процедур, может привести к тому, что ваша жалоба не будет рассмотрена. Это самый большой риск, так как после неудавшейся попытки подать повторную жалобу будет невозможно из-за прошедших сроков.

С чего начать?

Для начала вам нужно скачать официальный бланк (формуляр) жалобы с официального сайта суда. Откройте формуляр на компьютере (не в браузере), заполните, распечатайте, приложите необходимые документы.

Перед заполнением ознакомьтесь с Регламентом суда (статья 47), где изложены данные о том, что и как должно быть изложено в жалобе.

Чтобы не допустить ошибку пользуйтесь практическим руководством, подготовленным специалистами Европейского суда, и ознакомьтесь с базой HUDOC, где собраны уже вынесенные ЕСПЧ решения. Возможно, в базе найдутся дела и решения по ним ЕСПЧ на аналогичную тему.

Ниже видеоинструкция всей процедуры заполнения формуляра жалобы.

Если вы все сделали правильно, приложили копии документов, то остается только направить жалобу в Европейский суд.

Отправить жалобу можно почтой по адресу:

The Registrar

European Court of Human Rights

Council of Europe

F-67075 Strasbourg cedex

Как только ваша жалоба поступит в ЕСПЧ, ее проверят сотрудники секретариата суда. Они проведут первый поверхностный анализ – соответствие техническим требованиям и наличие данных о возможном нарушении прав человека. В случае, если найдены ошибки, то секретариат отправляет жалобу судьям, которые выносят решение о неприемлемости жалобы.

Процедура проверки жалобы занимает до года.

Если жалоба оформлена верно, то её закрепляют за определенной секцией суда и включают в список ожидания дел, которые будут рассматриваться по существу.

В это время суд запрашивает позицию по жалобе у представителей той страны, против которой подана данная жалоба. Уже после дело передают судье-докладчику. Судья изучает проблему и запрашивает необходимые доказательства у сторон. Только после этого жалоба рассматривается по существу. Каким может быть итог рассмотрения? Либо «примирение» сторон, либо вынесение постановления о нарушении прав человека, так называемый judgment.

Подать жалобу в ЕСПЧ теперь можно только в течение четырех месяцев после итогового решения национального суда

Нововведение применяется к обращениям, подаваемым на основании внутригосударственных судебных решений, принятых после 1 февраля 2022 г.

Один из экспертов «АГ» полагает, что сокращение срока – решение государств – членов Совета Европы, которое направлено именно на сокращение числа обоснованных жалоб в ЕСПЧ, а не на сокращение числа нарушений Конвенции. Другая указала, что в новых условиях представителям важно находить новые способы эффективной коммуникации с заявителями и Европейским Судом. Третий подчеркнул, что грамотный подход к подготовке жалобы заключается в том, что работать над обращением в ЕСПЧ надо начинать задолго до окончательного решения российского судебного органа.

1 февраля пресс-служба Европейского Суда по правам человека сообщила об окончании переходного периода Протокола № 15, вносящего поправки в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, в том числе о сокращении срока обращения в ЕСПЧ.

Еще 24 июня 2013 г. Совет Европы принял Протокол № 15 , вносящий изменения в Конвенцию. В соответствии со ст. 4 Протокола вносятся поправки в ст. 35 Конвенции, раскрывающую условия приемлемости жалобы в ЕСПЧ. Так, согласно изменениям, срок подачи заявления в Суд будет составлять не шесть, а четыре месяца с даты окончательного внутригосударственного судебного решения по делу.

Особое внимание будет уделяться «значимым» делам, которые могут привести к изменению международного или внутреннего законодательства, касаются нравственных/социальных вопросов или же проблем в области прав человека

Как следует из п. 3 ст. 8 Протокола, поправки о сокращении срока на обращение в ЕСПЧ не имеют обратной силы, то есть новые правила не распространяются на жалобы по делам, решения в которых были вынесены национальным судом до 1 февраля 2022 г. (для них сохраняется шестимесячный срок).

READ
Льготники будут получать электронные билеты РЖД

Помимо сокращения срока, Протокол № 15 дополнил преамбулу Конвенции указанием на субсидиарную роль ЕСПЧ по отношению к национальным правовым системам и наличием у государств-участников определенной свободы усмотрения при применении Конвенции на национальном уровне. Кроме того, поправки отменили правило о прекращении полномочий судей Европейского Суда по достижении ими 70-летнего возраста.

Протокол № 15 был подписан и ратифицирован 47 государствами – членами Совета Европы. Со стороны РФ он был подписан Министром юстиции РФ 19 сентября 2016 г., о чем сообщал Минюст России. Ведомство отмечало, что в целом подписание Протокола № 15 имеет целью регламентирование деятельности ЕСПЧ, а также достижение баланса между ответственностью государства за соблюдение обязательств по Конвенции и ролью Суда, которую он призван исполнять.

Поправки в Конвенцию вступили в силу еще 1 августа 2021 г., однако для них был предусмотрен полугодовой переходный период. «С 1 февраля 2022 г. заявители и их представители должны соблюдать новый срок, если они этого не сделают, их заявление будет признано неприемлемым», – подчеркивает пресс-служба ЕСПЧ.

С лекцией выступила заместитель секретаря Третьей Секции Европейского Суда по правам человека Ольга Чернышова

Эксперт по работе с Европейским Судом Кирилл Коротеев с сожалением отметил, что теперь немалое количество жалоб может быть подано с опозданием, поскольку заявители могут начать поиск представителей слишком поздно, а те, в свою очередь, могут не узнать вовремя про изменения. «Надо понимать также, что сокращение срока – решение государств, которое было направлено именно на сокращение числа обоснованных жалоб в Суд, а не на сокращение числа нарушений Конвенции», – полагает эксперт.

Юрист Оксана Преображенская отметила, что к сокращению срока подачи жалобы Европейский Суд «шел» давно, поскольку его целью является уменьшение числа жалоб, которые тысячами ежегодно поступают в Суд. «ЕСПЧ чрезвычайно загружен и был вынужден принимать меры, в противном случае теряется важный элемент его работы – своевременность и актуальность принятого решения», – полагает она.

Как пояснила Оксана Преображенская, к максимально возможному сокращению числа жалоб и к оптимизации своей работы страсбургский суд подходил постепенно: ужесточались требования к оформлению жалобы, отменено понятие «предварительной» (краткой) жалобы, введены строгий бланк формуляра и обязательные требования к его техническому оформлению и оформлению сопутствующих документов, изменены подходы к приоритетности рассмотрения жалоб, введена процедура рассмотрения жалоб в «упрощенном порядке», большее внимание уделяется возможности заключения мирового соглашения между сторонами, принятию решений по группам схожих между собой дел и т.д. «Уже не является тайной, что к жалобе в ЕСПЧ нужно начинать готовиться с первых дней любого дела, если оно в будущем теоретически может быть подано в данный суд. И если нет особых трудностей с доступом к документам и имеются все материалы, отведенного срока – четыре месяца – вполне достаточно, чтобы подготовить жалобу в ЕСПЧ. Но в российских реалиях, особенно если речь идет о лицах, содержащихся в местах лишения свободы, а они самые активные заявители жалоб, новый срок будет критически коротким», – прокомментировала эксперт.

Оксана Преображенская поделилась, что некоторые дела не удавалось подать в Суд и в течение шести месяцев из-за ряда трудностей – от откровенного отказа в получении копий документов до некачественной работы почты. Она отметила, что в ЕСПЧ есть процедура предварительной проверки жалобы на соблюдение технических требований ее оформления – проверка на соответствие ст. 47 Регламента Суда, и получить сообщение о том, что жалоба не соответствует этим требованиям и не регистрируется, можно было в течение 1-2 месяцев после ее направления в Суд. Если не истек срок подачи, можно было исправить допущенные неточности и подать жалобу заново, добавила эксперт. По ее мнению, в условиях 4-месячного срока такая возможность практически исчезает.

«Изменить снижение срока подачи жалобы в Суд невозможно, и нам придется работать в этих условиях и находить новые способы эффективной коммуникации с заявителями и Европейским Судом, – заключила Оксана Преображенская. Она указала, что в ближайшее время важно готовить «базу» для жалоб в ЕСПЧ на начальных этапах дела – от просто заготовленного бланка доверенности до последовательной фиксации (обжалования) нарушений Конвенции в ходе всего дела, а также максимально внимательно относиться к документам и своевременно сохранять их копии.

Эксперт по работе с Европейским Cудом по правам человека Антон Рыжов считает, что нововведение весьма значимо, так как влечет за собой существенные правовые последствия для неограниченного круга людей. «Хотя механизм и предусматривал некий транзитный период, который подготавливал эту реформу, думаю, что какая-то часть заявителей или их представителей этот сокращенный срок все равно пропустит. Разумеется, надо с новым порядком свыкнуться, приспособиться к нему», – полагает эксперт.

При этом Антон Рыжов считает: для юристов это не слишком кардинальные изменения. По его мнению, четыре месяца – более чем адекватный срок для подготовки жалобы и приложений к ней. «Конечно, случаются исключения, когда сроки действительно поджимают. Например, может потребоваться время, чтобы получить окончательное решение национального суда, ознакомиться с материалом, скажем, “путешествующим” между судами (например, между судом первой инстанции и находящимся в другом регионе кассационным судом). Но в целом это скорее чрезвычайные обстоятельства. Тем более, что подобное затруднение решается тем, что зачастую текст судебного решения появляется на сайте того или иного суда, и в принципе можно использовать такой вариант», – поделился эксперт.

READ
Сколько должно составлять расстояние между двумя домами

Антон Рыжов обратил внимание, что грамотный подход к подготовке жалобы заключается в том, что работать над обращением в ЕСПЧ надо начинать задолго до окончательного решения российского судебного органа. Эксперт отметил, что желательно уже в российских жалобах цитировать относящиеся к делу прецеденты международных инстанций, нормы Европейской Конвенции или Пактов ООН. «Как правило, последние инстанции отечественной системы правосудия мало что привносят в дело и по-прежнему проходятся заявителями лишь для проформы. То есть на момент рассмотрения дела в окончательной инстанции, на мой взгляд, жалоба в ЕСПЧ должна быть уже почти готова, ее можно писать сразу после суда второй инстанции», – считает Антон Рыжов.

Как узнать судьбу жалобы

Если информация о жалобе отсутствует (не может быть Вами найдена) в интернет базах Европейского Суда по правам человека и Вы не получили необходимую Вам информацию из Секретариата Европейского Суда по правам человека по почте, сведения о судьбе жалобы можно получить только по письменному запросу, направляемому бумажной почтой в Секретариат Европейского Суда по правам человека.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

Важно понимать, что Страсбургский суд – это последняя инстанция, которая может помочь восстановить нарушенные права. Поэтому в ЕСПЧ человек может обратиться только после того, как его претензии рассмотрят судебные органы на национальном уровне. Для обращения в ЕСПЧ нужно как минимум обжаловать решение суда в вышестоящих инстанциях, а нередко и дойти до Верховного или Конституционного суда. Должно иметь место действительное нарушение Конвенции, а если решение национального суда вам просто не нравится, жаловаться в ЕСПЧ бессмысленно.

Критерии приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека

Критериями приемлемости называют условия, которым должна соответствовать жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу.

Критерии приемлемости индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека в самом общем виде преимущественно сформулированы в статьях 34 и 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Прежде чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких условий.

1. Предметом жалобы могут быть только права и свободы, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами.

2. Согласно статье 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников Конвенции их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней.

3. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством. В случае с Российской Федерацией такой датой будет 5 мая 1998 года.

4. Для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты. Для Российской Федерации исчерпанием внутренних средств правовой защиты будет прохождение заявителем первой и кассационной инстанций.

5. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность государственная власть (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и проч.) одного из Государств. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.

6. Необходимо ясно и четко изложить факты, являющиеся предметом Вашей жалобы. Если Ваши жалобы касаются нескольких вопросов (например, ряда различных судебных разбирательств), Вы должны описать каждый из них в отдельности. Также необходимо указать, к каким положениям Конвенции Вы апеллируете, и объясните, почему Вы считаете, что изложенные Вами факты повлекли за собой нарушения этих положений и каких результатов Вы ожидаете, подавая Вашу жалобу в Европейский суд. Необходимо приложить к Вашей жалобе документы, которые, по Вашему мнению, Суд мог бы принять в качестве доказательств (протоколы слушаний, заявления свидетелей и т.д.).

7. Согласно пункту 1 статьи 35 Конвенции Суд может принимать жалобы к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все доступные средства внутренней правовой защиты, и не позднее шести месяцев после принятия окончательного решения. Суд не сможет принять к рассмотрению жалобы, не соответствующие данным требованиям приемлемости. Исчерпание средств внутренней правовой защиты означает, что до обращения в Суд Вы должны попытаться получить решение по предмету Вашей жалобы в судах соответствующего государства, вплоть до высшей судебной инстанции, которой подсудно данное дело. В противном случае Вы должны будете доказать, что такие средства защиты были бы неэффективными.

Ссылка на основную публикацию