Сокращение бюджетника

Однако в конце сентября 2021 года появились обновленные сообщения на тему, будет ли материальное стимулирование госслужащих в 2022 году: в них говорится о намерении повысить чиновникам федерального и регионального уровня зарплату, а деньги для этого найти за счет сокращения госслужащих.

В 2020 и 2021 году госслужащих ждёт массовое сокращение. Кого оно коснётся и к чему может привести

По сообщению, поступившему из Минфина, требуется оптимизация государственной службы.

Предпосылки оптимизации кроются в том, что на содержание аппарата госслужбы требуются колоссальные средства из государственного бюджета. Их поступление в сложившейся экономической ситуации никто не может гарантировать.

К тому же из-за раздутого аппарата чиновников их ставки малы и требуют повышения, чтобы хоть как-то вписаться в существующие условия рынка. Для того чтобы решить обе поставленные задачи, в 2020 году пройдёт основной этап оптимизации. В первую очередь, под неё подпадают работники мэрий и муниципалитетов, занимающие следующие должности:

    и экономистов;
  • технических специалистов;
  • делопроизводителей.

Для того чтобы запустить процесс оптимизации, был проведён предварительный мониторинг. На основании анализа полученных данных были сделаны выводы:

  1. Реформы по цифровизации системы управления высвобождают возможности для более эффективной работы органов исполнительной власти.
  2. В связи с усовершенствованием единой системы управления и обеспечения существующая нагрузка в расчёте на одного работника, может быть увеличена.
  3. Увеличение планируемой нагрузки на одного работника соответствует нормам СанПИН.
  4. При запланированном сокращении из государственного бюджета может высвободиться порядка 100 миллиардов рублей, которые иначе придётся затратить на увеличение заработных плат сотрудников исполкомов.

Условия оптимизации предусматривают запланированное изменение штата в сторону его уменьшения. Сотрудники будут уволены по сокращению, согласно нормам закона, отражённым в статье 178 ТК РФ. Обязанности специалистов, попавших под сокращение, будут распределены между оставшимися сотрудниками.

Кроме этого, будут удалены лишние звенья в цепочке управления, которые дублируют работу друг друга. Такое дублирование не только не приносит пользу делу, но и вредит ему, ведь на разных уровнях могут формироваться противоречивые законодательные акты, исполнение которых идёт встык с основным планированием.

Процедура сокращения работников КУ.

Итак, если сокращение касается работников, принятых по трудовому договору, то вначале издается приказ (распоряжение). Именно в нем указывается информация о внесении изменений в штатное расписание учреждения в части исключения из него структурных подразделений, должностей или определенного количества сотрудников.

Следующий шаг – определение конкретных лиц, подлежащих сокращению. Заметим, что в соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе закрепляется за работниками с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается:

1) семейным работникам – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);

2) лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

3) работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

4) инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

5) работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

В коллективном договоре могут быть указаны другие категории работников с преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

READ
Как правильно уволить материально ответственное лицо

Согласно ст. 261 ТК РФ запрещено увольнение по сокращению штата или численности беременных работниц и иных лиц с семейными обязанностями:

  • женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет;
  • одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (в возрасте до 14 лет);
  • других лиц, воспитывающих таких детей без матери, а также родителя (иного законного представителя ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Теперь профсоюзу и службе занятости нужно уведомить работников, подлежащих сокращению. Напомним, что в силу ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением сотрудники предупреждаются работодателем персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель обязан в письменной форме сообщить о решении сократить численность или штат сотрудников и расторжении трудовых договоров с ними выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ). А если сокращение приведет к массовому увольнению – не позднее чем за три месяца до начала мероприятий.

В те же сроки следует уведомить службу занятости (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032‑1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Уволить работника в связи с сокращением можно только в том случае, если невозможно перевести его с письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу: как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую лицо может выполнять с учетом состояния здоровья (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ).

Если в учреждении отсутствуют вакансии или работник отказался от них, по истечении срока предупреждения об увольнении издается приказ об увольнении, с которым тот должен быть ознакомлен под подпись.

Заметим, что работодатель вправе уволить работника до истечения данного срока, но сделать это можно только с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 180 ТК РФ). В таком случае ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, рассчитанного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Если работник увольняется в обычном порядке (не раньше установленного срока), то ему в соответствии со ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости. При этом должно быть выполнено два условия: он должен встать на учет в этот орган в двухнедельный срок после увольнения и быть нетрудоустроенным.

Нормативные акты: Сокращение штата в бюджетном учреждении

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 N 38-П
“По делу о проверке конституционности части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.В. Данилова, К.В. Кондакова и других” 1.1. Оспаривающий конституционность приведенных законоположений гражданин М.В. Данилов в декабре 2015 года был уволен с должности исполняющего обязанности главного научного сотрудника федерального государственного бюджетного учреждения “Государственный научный центр Российской Федерации – Институт теоретической и экспериментальной физики” по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (сокращение численности или штата работников организации). Поскольку при увольнении ему не была выплачена компенсация за неиспользованные отпуска за период работы с 1997 года по 2012 год, 11 марта 2016 года М.В. Данилов обратился в Зюзинский районный суд города Москвы с иском о взыскании соответствующей компенсации, процентов за задержку ее выплаты и о возмещении морального вреда. Решением от 9 июня 2016 года (оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2017 года) в удовлетворении заявленных требований ему было отказано. Ссылаясь в том числе на пункт 1 статьи 9 Конвенции Международной организации труда N 132 “Об оплачиваемых отпусках”, суд первой инстанции пришел к выводу, что по требованиям о взыскании денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении срок обращения в суд составляет 21 месяц с момента окончания того года, за который работнику должен был быть предоставлен отпуск; из них 18 месяцев составляют предельный срок предоставления неиспользованного отпуска, предусмотренный данной Конвенцией, и три месяца – срок для обращения за судебной защитой, установленный частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации; исходя из этого, истец мог обратиться в суд в течение трех месяцев со дня истечения 18-месячного периода, в течение которого у него было право на предоставление неиспользованного отпуска, т.е. не позднее 2014 года.

READ
Как подать жалобу на магазин

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Росавтодора от 27.10.2008 N 93
“Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников санаторно-курортных федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству”
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.11.2008 N 12677) Работникам учреждения, проработавшим неполный период, принятый в качестве расчетного для установления премий, в связи с призывом на службу в Вооруженные Силы, поступлением в учебное заведение, прохождением курсов по переподготовке и повышению квалификации, уходом на пенсию, в связи с болезнью, предоставлением отпуска по беременности и родам, увольнением по сокращению численности или штата, в порядке перевода в другую организацию и другими уважительными причинами, размеры премий устанавливаются с учетом фактически отработанного времени в расчетном периоде.

Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета

Перенос реформы зарплат федеральных чиновников наряду с отказом от ежегодной индексации их окладов в 2021 году, а также оптимизацией на 10% всех «незащищенных» статей бюджетных расходов стали мерами по сокращению расходов дефицитного федерального бюджета.

Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

«Без оптимизации и сокращений мы бы не вышли на общие сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году. Что называется, по ниточке со всех мер собирали, чтобы сбалансировать бюджет», — говорил журналистам Силуанов на брифинге после одобрения правительством бюджетного пакета.

Для мобилизации бюджетных доходов были приняты и меры по увеличению фискальной нагрузки на бизнес (увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот). Cтавки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты возрастут на 20% (что приведет к увеличению стоимости пачки в среднем на 15–20%). Кроме того, дополнительный доход в бюджет принесут введение НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн руб., повышение НДФЛ до 15% для зарабатывающих более 5 млн руб. в год, повышение ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга.

READ
Как изменить назначение земельного участка

Подписаны указы о совершенствовании оплаты труда федеральных госслужащих

В декабре 2021 г. был принят Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 437-ФЗ “О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации” в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”. Во исполнение новой редакции ст. 51 Закона о государственной гражданской службе Президент РФ утвердил порядок формирования фондов оплаты труда федеральных госслужащих (Указы Президента РФ от 31 декабря 2021 г. № 749, № 751 и № 752).

Методику расчета годового ФОТ федеральных госслужащих федеральных государственных органов утвердит Правительство РФ.

Новый порядок применяется при формировании ФОТ федеральных госслужащих:

  • центральных аппаратов (аппаратов) федеральных госорганов, органов публичной власти федеральной территории “Сириус” и территориальной избирательной комиссии федеральной территории “Сириус” – начиная с 1 января 2022 г.;
  • территориальных органов (органов) федеральных госорганов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, представительств РФ, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, территориальных органов – представительств МИД РФ на территории России, диппредставительств и консульских учреждений РФ – начиная с 1 января 2023 г. До 1 января 2023 г. при формировании ФОТ указанных органов и учреждений необходимо руководствоваться пунктами 8 и 9 Указа Президента от 25 июля 2006 г. № 763 в новой редакции.

Порядок формирования ФОТ федеральных госслужащих Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ и аппарата Счетной палаты РФ должен быть установлен отдельными указами Президента.

Указом № 749 Президент увеличил размеры надбавок за дипломатический ранг.

C 1 января 2023 г. размеры ежемесячной надбавки за особые условия госслужбы, установленные пунктом 5 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763, будут выплачиваться федеральным госслужащим центральных аппаратов (аппаратов) федеральных госорганов, органов публичной власти федеральной территории “Сириус”, территориальной избирательной комиссии федеральной территории “Сириус”, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, территориальных органов – представительств МИД РФ на территории России. Остальные федеральные госслужащие ежемесячную надбавку за особые условия федеральной госслужбы будут получать в других (уменьшенных по отношению к окладу) размерах.

С 31 декабря 2021 г. вступили в силу масштабные изменения в приложение к Указу Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763. Увеличиваются должностные оклады и уменьшается ежемесячное денежное поощрение федеральных госслужащих:

  • Аппарата Совета Федерации;
  • Аппарата Госдумы;
  • Федеральных министерств;
  • Управления делами Президента РФ;
  • Главного управления специальных программ Президента РФ;
  • федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ;
  • Федеральной службы войск национальной гвардии РФ;
  • федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам;
  • представительств РФ, представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом;
  • территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • аппарата Конституционного Суда РФ;
  • аппарата Верховного Суда РФ;
  • аппаратов федеральных судов общей юрисдикции;
  • аппаратов арбитражных судов;
  • в системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
  • прокуратуры РФ;
  • системы Следственного комитета РФ;
  • аппарата Центральной избирательной комиссии РФ;
  • рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ;
  • Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству;
  • госорганов Правительства РФ, госорганов при Правительстве РФ;
  • органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории “Сириус”.
READ
Отпуск медицинских работников в 2022 году

Указом также увеличиваются размеры окладов за классный чин федеральных госслужащих, размеры окладов в соответствии с присвоенным классным чином юстиции работников Минюста РФ, ФССП, ФСИН и их территориальных органов, аппаратов федеральных судов, Судебного департамента при Верховном Суде РФ и управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ.

Однако обратите внимание, в период с 1 января по 31 декабря 2022 г. ежемесячные и иные выплаты будут осуществляться по старым правилам (без учета изменений, внесенных Указом Президента № 749) следующим лицам:

Суммы, выплачиваемые при сокращении

Выплаты при сокращении штата – это стандартные и специальные выплаты, которые должны быть перечислены уволенному сотруднику.

Если обычный работник (не госслужащий) теряет свое место в связи с ликвидацией занимаемой должности, ему полагается выходное пособие в размере среднемесячного заработка и другие начисления. Это стандартное правило, установленное ст. 178 ТК РФ . Однако в случае с госслужащим порядок компенсирования утраты рабочего места немного другой.

Государственный гражданский служащий, увольняемый в связи с сокращением штата или по причине упразднения госоргана, может рассчитывать на следующие выплаты:

Денежное содержание

Денежное содержание

Оплата труда обычного работника, профессиональная деятельность которого не относиться к гражданской государственной службе, осуществляется в виде заработной платы. Госслужащий получает денежное содержание.

Независимо от основания увольнения сотруднику должны выплатить содержание за фактически отработанное время. В соответствие со ст. 50 ФЗ №79 денежное содержание госслужащего формируется из таких частей:

иные ежемесячные и дополнительные выплаты – надбавки за выслугу лет, за особые условие службы, за работу со сведениями, которые составляют государственную тайну, премии и поощрения.

Оклад подлежит ежегодной индексации. По некоторым должностям государственной службы может устанавливаться отдельный порядок оплаты труда.

Компенсация за отпуск

Госслужащий имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. На период такого отдыха за лицом сохраняется его должность и денежное содержание. Согласно ст. 46 ФЗ №79 оплачиваемый отпуск служащего состоит из:

  • основного отпускного периода;
  • дополнительных дней отпуска.

Основной отпуск составляет 30 календарных дней. Дополнительные дни предоставляются за выслугу:

  • при наличии стажа от года до пяти лет – один календарный день;
  • при наличии стажа пять-десять лет – пять календарных дней;
  • десять-пятнадцать лет – семь календарных дней;
  • пятнадцать и более лет – десять календарных дней.

Вам также будет интересно:

При увольнении все неиспользованные дни отпуска должны быть компенсированы. При этом основание расторжения служебного контракта значения не имеет, не важно сокращение это или уход по собственному желанию.

Специальная компенсация

Плата за фактическое время службы и возмещение за неиспользованные отпускные периоды – это стандартные выплаты при увольнении госслужащего. Однако если причиной расторжения отношений выступает сокращение штата, то увольняемому должны также выплатить денежное содержание за 4 месяца. Это правило предусмотрено ч. 3.1 ст. 37 ФЗ №79 .

Важно! Госслужащий при сокращении получает компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания. Выходное пособие при этом не предоставляется.

Отсутствие выходного пособия – это одно из главных отличий процедуры сокращения государственного служащего. Увольняемый из госслужбы в порядке п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ №79 в любом случае получает 4 денежных содержания. Если сокращение проходит в районах Крайнего Севера или приравненных местностях, сотруднику могут выплатить содержание еще и за пятый и шестой месяц, но только при соблюдении следующих требований:

READ
Строительный юрист строительный подряд

не позже одного месяца после расторжения отношений служащий обратился в центр занятости, стал на учет в качестве безработного;

В случае сокращения обычного работника, который не является госслужащим, обязательна выплата выходного пособия. При этом увольняемый при расторжении трудового договора сразу получает пособие в объеме 1 среднего заработка за месяц. Далее человек может потребовать компенсацию за второй и третий месяц, но только если он:

  • не устроился на другую работу;
  • состоит на учете в службе занятости.

Возмещение за третий месяц перечисляется в исключительных ситуациях по решению органа службы занятости. Работники, которых уволили по сокращению из организаций, находящихся в Крайнем Севере или приравненных местностях, получают выплаты в размере среднего заработка за второй и третий месяц поиска работы, а в исключительных случаях – и за четвертый, пятый и шестой месяц.

Таблица №2. Сравнение выплат при сокращении государственных служащих и обычных работников.

Название выплаты Государственный служащий Обычный работник (не госслужащий)
Плата за фактически отработанный период Денежное содержание Зарплата
Денежная компенсация неиспользованного отпуска Полагается Полагается
Вых. пособие Не полагается Полагается в объеме 1-го среднемесячного заработка.

Возможны выплаты выходного пособия:

  • за второй месяц в статусе безработного, если уволенный не нашел другую работу;
  • за третий месяц без работы, но только в исключительных ситуациях по решению центра занятости.

Северяне и работники приравненных местностей, уволенные в связи с сокращением, имеют право на выходное пособие:

  • за второй и третий месяц в статусе безработного;
  • в исключительных ситуациях – и за четвертый, пятый и шестой месяц поиска работы.

Возмещение за досрочное увольнение

При сокращении штата представитель нанимателя обязан информировать сотрудника за 2 месяца до даты увольнения. Но госслужащий вправе не отрабатывать эти 2 месяца и может уволиться досрочно. Обычно такое случается, если человек успел самостоятельно подыскать себе новое место.

Согласно ч. 7 ст. 31 ФЗ №79 представитель нанимателя расторгает служебный контракт до истечения предупредительного срока, если увольняемый субъект дал на это свое письменное согласие. При этом служащему должны выплатить дополнительную компенсацию.

Важно! Размер дополнительной компенсации исчисляется исходя из суммы денежного содержания сотрудника и длительности периода, который остался до завершения предупредительного срока.

Пример: госслужащего предупредили о том, что он будет освобожден от должности 1 ноября. Сотрудник нашел новую работу и решил не дожидаться установленной даты увольнения, а перейти на другое место как можно скорее. Человека уволили 1 октября. До конца предупредительного срока остался месяц. Это значит, что увольняемому полагается дополнительная компенсация в размере денежного содержания за один месяц.

Сокращение госслужащих в 2020 году: кого коснется – отзывы про сокращение чиновников-бюджетников (в т.ч. муниципальных служащих) в России – последние официальные новости на сегодня

МОСКВА. 26 сентября 2019 года. Запланированная еще в 2010-2011 годах Президентом РФ и Правительством РФ реформа федеральных, региональных и муниципальных органов управления подразумевает, в том числе, снижение повышенного уровня дублирования деятельности, принятие на себя ответственности руководящих работников государственных органов управления касательно реализации стратегических проектов и программ и уменьшение количества промежуточных звеньев в административной цепочке. О механизмах сокращения чиновников в 2020 году, отзывах и прогнозах экспертов, о том, кого коснутся массовые увольнения, читайте ниже.

Итак, с 2020 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА “Новости” первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

“Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — “автоматически”: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

“То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Если процесс реформирования госаппарата активизируется, то в 2020 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Сколько в итоге их стало?

Когда очередная административная реформа только планировалась, назывались разные цифры относительно того, кого считать чиновниками:

  • по данным заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко, в 2019 году в России было 2,4 миллиона человек. Это 163 человека на 10 тысяч населения или 3,3% от численности всех занятых в экономике;
  • по данным Росстата, цифра меньше: 603 тысяч федеральных чиновников, 252 тысячи региональных и 395 тысяч муниципальных. И по данным Росстата в 2017 году на 1000 работающих было только 29,6 чиновников;
  • по данным того же Росстата, в 2018 году в России было 2,2 миллиона сотрудников государственных органов, местного самоуправления и избирательных комиссий.

Как видно, при таком разбросе цифр достаточно сложно будет понять, удалось ли добиться поставленной цели. Но на этот раз чиновники не просто пояснили, что будут делать – но также и отчитались по итогу реформы (причем о результатах стало известно 31 марта – ровно за день до назначенной даты).

Так, еще в начале января Михаил Мишустин подписал сразу несколько распоряжений правительства, которые определяли, сколько сотрудников будет в центральных аппаратах и региональных подразделений ФОИВ, и сколько они будут получать. Уже тогда стало известно, что в центральных аппаратах будет сокращена 741 штатная единица, включая 36 заместителей руководителей. А еще решили ликвидировать 74 структурных подразделений.

Заодно изменилась структура центральных органов власти, некоторые департаменты объединили, отдельные обязательства перепоручили другим ведомствам, и т.д. Правда, на уровне правительства отчет касается именно центральных аппаратов ФОИВ – тогда как огромная армия чиновников работает в региональных и муниципальных органах власти, которые формально не подчиняются правительству.

Что же касается результатов, то, по словам вице-премьера Дмитрия Григоренко, они были такими:

  • в центральных аппаратах ФОИВ сократили 213 штатных единиц, в их территориальных органах – 31 642 единицы;
  • сокращено 66 структурных подразделений и 33 штатных единицы заместителей руководителей;
  • реформа коснулась 45 министерств и ведомств, которые находятся в ведении правительства;
  • за счет оптимизации штата планируется изменить систему оплаты труда – сократив разрыв в зарплатах между разными ведомствами.

То есть, правительство сократило 32 тысячи штатных единиц в органах власти – но насколько такие цифры вообще ощутимы в обществе?

Обзор ситуации

Реформы – перманентные предписания, периодически издаваемые федеральными властями, поэтому региональное управление отработало схемы, позволяющие обойти распоряжения верховной власти с наименьшими кадровыми потерями. Опубликованный еще два года назад проект указа о сокращении госслужащих предполагал оставить 103 чиновника из 148, приходящихся на каждые 10 тыс. населения России.

В некоторых субъектах федерации действительно прошло сокращение, как, например, в Пензенской области и кое-где на окраинах, но в остальных случаях были просто использованы привычные варианты. Так называемая реформа госслужбы в 2021 вылилась в следующие действия:

  • сокращение пустых вакансий, припасенных специально для такого случая;
  • перевод мелкого чиновника на гражданский трудовой договор: контрактник не числится в структуре, но все еще в наличии на рабочем месте;
  • часть функций передается унитарному или подведомственному учреждению.

Сокращение чиновников получается номинальным. На бумаге оно есть, а в реальности – нет. Финансирование все равно происходит из бюджета, как и в случае другой, более новой схемы – образования центров управления или институтов развития региона, которые дают возможность местной власти спокойно распоряжаться бюджетными средствами. Опубликованные Росстатом цифры свидетельствуют, что число чиновников увеличилось за 2 десятилетия почти в два раза.

Д. Лобойко, глава «Региональных исследований», аналитического центра, уверен, что у этого явления есть три причины: создание альтернативных мест людям, получившим образование, формирования пояса лояльности к действующей власти и увеличение аппаратного веса относительно крупных чиновников на занимаемой руководящей должности.

Цели и задачи

Основная цель реформы госслужбы в 2021 году — повышение эффективности работы органов исполнительной власти. Судя по последним новостям, граждане все чаще недовольны качеством их услуг, жалуются на нарушения сроков и невыполнение должностных обязательств. По словам Мишустина, ведомствам нужен не раздутый, а рационально сформированный штат квалифицированных специалистов. Только при таком условии можно добиться повышения эффективности деятельности государственных служащих.

Работа чиновника

В рамках реформы будет налажен эффективный механизм обратной связи, чтобы каждый гражданин, который нуждается в помощи, мог напрямую обратиться к уполномоченному должностному лицу или в соответствующее учреждение. С этой целью правительство намерено расширить возможности Единого портала госуслуг. В первую очередь будут запущены платформы Ведомств, за помощью в которые чаще всего обращаются граждане.

Оптимизация призвана сократить расход бюджетных средств, что актуально на фоне ухудшения состояния экономики страны. Ведомства не будут содержать раздутые штаты сотрудников и тратить колоссальные ресурсы на выплату заработных плат.

Хотя авторы реформы и отрицают, что главная цель их идеи заключается в экономии, но, тем не менее, применение сэкономленным ресурсам уже найдено. За счет того что уволят немалую часть служащих, оставшимся сотрудникам смогут повысить денежное содержание. Без этого на повышение ежемесячных выплат каждый год пришлось бы искать в казне дополнительные 100 млрд рублей, а зарплаты индексировались только на показатели инфляции.

На сколько сократится штат

В постановлениях №1829 и №1830 (от 16 ноября 2020 года) нет точной информации, каких госслужащих будут сокращать в 2021 году. Документы только определяют перечень единых требований к государственной структуре управления и устанавливают численность сотрудников для различных ведомств и министерств. Предполагается, что в ходе оптимизации будут в первую очередь уволены заместители – специалисты, которые замещают иные должности в федеральных агентствах и подведомственных службах. По мнению законодателей, это в целом не отразится на работе государственных структур, а только поспособствует повышению продуктивности их деятельности.

Сокращение госслужащих в 2021 году будет проводиться за счет вакантных позиций, на что указывают последние новости: по словам премьер-министра Мишустина, речь идет максимум о 10%. К примеру, в центральных аппаратах, где традиционно открыто около 20% вакантных должностей, сокращение составит 5%. В территориальных подразделениях штаты будут урезаны на 10%, но это при наличии 18% открытых вакансий.

В правительстве подчеркивают, что все высвобожденные за счет оптимизации количества работников финансовые ресурсы останутся в ведомствах. А их специалисты будут получать тот же объем материального стимулирования с премиями и доплатами.

В соответствии с новыми нормативами, к 1 апреля 2021 года штаты министерств и департаментов будут состоять минимум из 40 единиц. Агентств и федеральных служб – минимум из 25 единиц. В отделах управлений и департаментов должно работать не менее 5, а в самостоятельных отделах ведомств – не менее 10 специалистов.

Зарплата госслужащего

Еще одно нововведение касается численности гражданских служащих, которые трудоустроены в типовых подразделениях ЦА федерального органа исполнительной власти. По штату их должно быть не более 30% от общего количества специалистов. При этом у замруководителей органов исполнительной власти трудовая нагрузка существенно вырастет. Они будут обязаны контролировать работу не менее двух управлений и подведомственных департаментов.

Несмотря на то, что сокращение госслужащих в 2021 году в России — неизбежный процесс для ведомств всех вертикалей исполнительной власти, в особых случаях допускается отклонение от установленных норм. Но подобное решение будет приниматься не руководителем подразделения, а специальной комиссией, курирующей вопросы оптимизации госструктуры и численности сотрудников.

Ссылка на основную публикацию