Если говорить о недостатках публичного правового статуса имущества, то здесь важно сделать одно замечание, их едва ли заметишь, и вот почему. С точки зрения владения самим государством или муниципалитетом объект может приносить одни убытки (содержание или отсутствие прибыли).
Что такое публичная собственность на земли и недвижимость, отличие от частной
С распадом Советского Союза, все недвижимое имущество, которое при существовавшем ранее режиме считалось собственностью государства, плавно перешло во владения Российской Федерации, которая была объявлена правопреемницей СССР. Примерно такое же положение было введено в отношении всего недвижимого имущества во всех вновь образовавшихся на постсоветском пространстве стран.
Однако вновь выбранный режим подразумевал ограничение права государства во владении имуществом и другими экономическими благами в пользу частных лиц. Но сразу передать все земли и здания во владение граждан было не целесообразным. Таким образом, в России были внедрены понятия частной и публичной собственности.
Понятие публичной собственности
Согласно законодательству России государство точно такой же самостоятельный субъект права, подобно физическим и юридическим лицам. Но конкретно правом публичной собственности являются органы власти (федеральные или муниципальные).
Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).
Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.
Пример №1
Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли. Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность.
Правом на акции и доли приватизируемых государственных и муниципальных компаний обладают различные комитеты и фонды по управлению имуществом. В случае нарушений процедуры приватизации, к примеру, продажей фондами имущества умышленно по заниженной стоимости частным владельцам, ответственность несут либо государство (если объект находился в компетенции федерального центра), либо администрация муниципального образования (города, села и т.д.).
Из этой статьи вы узнаете о функция и задачах Кадастровой палаты.
Читайте здесь для чего нужен проект межевания линейных объектов.
Пример №2
Исторические и культурные памятники часто служат объектом отчуждения вследствие вынужденно принимаемых решений на государственном уровне.
Правом проводить процедуру купли-продажи или передачи культурных ценностей наделены комитеты Министерства культуры РФ. Ошибки, потенциально допущенные ими, будут исправляться от имени государства, а не конкретно комитетом или фондом при министерстве. Например, необоснованная безвозмездная передача картин представителю музея другого государства может повлечь прямой материальный ущерб обществу.
ЛЕКЦИЯ 8. Право публичной собственности. Право общей собственности
Виды, субъекты и объекты права публичной собственности.
Государственная собственность преобладает в структуре таких основных производственных фондов, как транспорт, связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс, объекты производственного, социально-культурного назначения. В собственности государства находятся материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива на случай чрезвычайных обстоятельств. Наличие государственной собственности обусловлено:
– обеспечением военной, техногенной, экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной безопасности государства;
– выполнением государством присущих ему функций.
Особенности права государственной собственности:
1. Полномочия собственника государство осуществляет в основном путем издания правовых актов.
2. Российская Федерация может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе изъятое из оборота, субъекты РФ – любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.
3. Существуют способы приобретения права собственности, характерные для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные способы принудительного возмездного изъятия имущества, налоги и т.д.
4. Существует особое основание прекращения права собственности – приватизация.
Государственная собственность подразделяется на федеральную, собственность субъектов (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). Она характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит.
Муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности наряду с частной, государственной и иными в Конституции РФ (п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 9) и ГК РФ (ст. 212, 215). К субъектам муниципальной собственности относятся городские и сельские поселения, другие муниципальные образования.
В составе государственной и муниципальной собственности необходимо различать:
– имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями, как юридическими лицами, и относящееся к имуществу казны (государственной и муниципальной). Осуществление права государственной и муниципальной собственности происходит самим носителем права, в лице соответствующих государственных или муниципальных органов;
– имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Юридические лица выступают от своего имени, наделяются ограниченными вещными правами по отношению государственному или муниципальному имуществу.
Приватизация государственного и муниципального имущества.
Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосударствленной экономики. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота.
Заключаемые в ходе приватизации сделки по приобретению в частную собственность приватизируемого имущества являются гражданско-правовыми договорами и подпадают под действие общих норм гражданского права. Решение же о приватизации конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом. Порядок осуществления этого правомочия и установлен специальными нормативными актами о приватизации.
Порядок приватизации должен устанавливаться специальными законами (Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества”), а общие правила о приобретении и прекращении права собственности применяются здесь лишь в той мере, в какой соответствующие отношения не урегулированы указанными законами. Порядок приватизации определяет лишь процедуру (способы) приватизации, но не ее объекты. Последние устанавливают соответствующие публичные собственники, руководствуясь своими интересами и нормативными актами.
Специфика приватизации проявляется в особенностях субъектного состава складывающихся здесь правоотношений, их объектов и содержания.
В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества могут выступать любые субъекты гражданского права, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%.
В качестве объектов приватизации могут выступать:
1) предприятия и другие имущественные комплексы;
2) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
3) земельные участки;
4) жилые помещения;
5) акции открытых акционерных обществ.
Приватизация осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами.
Приватизацию можно определить как отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежавших публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ или удостоверенных ими прав.
Понятие и виды общей собственности.
Право общей собственности в объективном смысле (институт права общей собственности) – это совокупность правовых норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих принадлежность составляющего единое целое имущества одновременно двум и более лицам.
Право общей собственности в субъективном смысле – это право двух или более лиц сообща и по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом. Составляющим единое целое.
Общая собственность характеризуется множественностью субъектов и единством объекта. Она оформляет отношения по принадлежности имущества одновременно нескольким лицам (п. 1 ст. 244 ГК РФ). Отношения общей собственности могут возникнуть между любыми субъектами права собственности в любых сочетаниях. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению общей собственностью они осуществляют сообща.
Основаниями возникновения права общей собственности являются различные юридические факты (сделки, создание фермерского хозяйства).
Общая собственность возникает:
– при поступлении в собственность нескольких лиц неделимой вещи (автомобиля) либо вещи, не подлежащей разделу в силу закона (имущество фермерского хозяйства);
– в иных случаях, установленных законом или договором.
Признаки права общей собственности:
– она принадлежит двум или более лицам;
– ее предмет составляет одно и то же имущество, которое относится к общему;
– в общей собственности наряду с внешними отношениями сособственников со всеми третьими лицами (абсолютный характер), существуют и внутренние отношения между сособственниками.
Виды общей собственности:
1. Общая долевая собственность, т.е. общая собственность с определением доли каждого сособственника в праве общей собственности (но не в имуществе, являющемся объектом этого права). Возникает на основании закона или договора. Доля получает количественное выражение в виде дроби: одна вторая, одна третья, либо в виде процентов: пятьдесят процентов, семьдесят пять процентов в праве общей собственности.
2. Общая совместная собственность, т.е. без определения доли каждого из сособственников. Она возникает в силу закона (общая совместная собственность супругов, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства.
Общая собственность с участием граждан может быть как долевой, так и совместной, а с участием юридических лиц, государства и муниципальных образований – только долевой.
Экономическое содержание публичной собственности
Публичная собственность имеет ряд характеристик, раскрывающих ее экономическое содержание. Так, публичная собственность:
Готовые работы на аналогичную тему
- необходима для реализации функций по осуществлению общенациональных и общегосударственных интересов, что проявляется благодаря аккумулированию и распределению какой-либо части национального дохода;
- охватывает сферы рынка, не представляющие интереса субъектам частной собственности вследствие низкой прибыли, высоких издержек, больших рисков и т.д.; в сферах, где частная собственность не в состоянии обеспечить интенсивное производство товаров; где присутствует риск существенных потерь и т.д.;
- обладает объектами, управление которыми должно строиться с учетом основных экономических и социальных интересов государства и общества;
- в условиях рыночной экономики имеет двойственную природу, в которой сочетаются рыночное и нерыночное начало; оценка использования объектов публичной собственности в идеале должна основываться на социально-экономических критериях.
Публичная собственность является сложной иерархической и комплексной системой отношений. Политическая природа собственника, сложнейшее организационное строение предопределяют роль и специфику права публичной собственности. Публичную собственность можно рассматривать как имущество, которое принадлежит публично-правовым образованиям на праве собственности.
Право публичной собственности можно рассматривать с двух аспектов:
- в объективном смысле, как совокупность различных правовых норм, которые регулируют общественные отношения по пользованию, владению и распоряжению публичным имуществом.
- в субъективном смысле, как право народа РФ и населения определенной территории, которые могут непосредственно или опосредованно через уполномоченные органы пользоваться, владеть и распоряжаться публичным имуществом для удовлетворения общественных интересов.
Содержание права публичной собственности реализуется через правомочия собственника: пользование, владение и распоряжение.
Понятие и содержание права собственности
1. Необходимо различать собственность как экономическую категорию и право собственности. Собственность как экономическая категория характеризует отношения в обществе между субъектами по поводу материальных благ, которые необходимы для существования любого общества. Это определенные экономические отношения, которые подвергаются правовому оформлению.
Право собственности является наиболее важным вещным правом. Как и любое вещное право, оно является абсолютным, так как точно известен собственник (управомоченное лицо), все остальные лица по отношению к собственнику выступают в качестве обязанных. Наряду с другими признаками вещного права праву собственности свойствен такой признак, как бессрочный характер.
2. В объективном смысле право собственности представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу присвоения и принадлежности материальных благ определенному лицу или лицам, осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения вещью своей волей и в своем интересе, независимо от других лиц.
В субъективном смысле право собственности представляет собой юридически обеспеченную возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью.
Правомочия владения, пользования и распоряжения, принадлежащие собственнику вещи, составляют содержание права собственности ( ст. 209 ГК).
3. Правомочие владения — это юридически обеспеченная возможность собственника обладать вещью, иметь ее у себя физически, господствовать над ней.
Правомочие владения необходимо отличать от фактического владения вещью. Собственник вещи может передать ее во владение другому лицу, например сдать в аренду. Такое владение также будет являться законным, так как оно основывается на определенном правовом основании — титуле. Владение вещью, не основанное на определенном титуле, следует считать незаконным.
Правомочие пользования — это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи ее полезных свойств. Собственник вещи осуществляет правомочие пользования вещью с учетом ее конкретных потребительских свойств. Собственник вещи может использовать ее в собственных интересах. Так, собственник носит одежду, употребляет продукты питания, проживает в принадлежащем ему жилом помещении. Собственник может передать вещь в пользование другим лицам. Так, в соответствии со ст. 30 ЖК собственник жилого помещения вправе передать его в пользование другим лицам на основании договора найма, безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Правомочие распоряжения — это юридически обеспеченная возможность определять правовую судьбу вещи. Собственник может осуществлять правомочие распоряжения принадлежащей ему вещью путем совершения как юридических действий, так и фактических. К юридически значимым действиям (юридическим актам) следует отнести совершение собственником сделок, направленных на отчуждение вещи, таких, например, как купля-продажа, дарение. Если собственник уничтожает вещь, то это также означает определение судьбы вещи. Уничтожение вещи при ее потреблении прекращает правоотношение собственности.
Правомочие распоряжения вещью может принадлежать и несобственнику. Так, в соответствии со ст. 76 ЖК наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия наймодателя и совместно проживающих с ним членов семьи вправе передавать его во временное пользование по договору поднайма. Но несобственник никогда не наделяется правом распоряжаться вещью в полном объеме.
4. Действующее законодательство, предоставив собственнику указанные правомочия, устанавливает и пределы их осуществления. Пределы права собственности представляют собой установленные законом границы осуществления права собственности: «Пределы объективны в том смысле, что они не зависят от воли собственника и иных лиц, а предусмотрены законом… ни одна правовая система не может обойтись без провозглашения общих правил и установления исключений из этих правил». Например, в соответствии со ст. 30 ЖК к пределам осуществления права собственности на жилое помещение относится необходимость использовать его только по назначению, недопустимость бесхозяйственного обращения с жилым помещением, необходимость соблюдения прав и законных интересов соседей, правил пользования жилым помещением, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник земельного участка может продать его, подарить, передать в залог и распорядиться иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте ( ст. 260 ГК). Собственник особо ценных и охраняемых государством культурных ценностей не должен допускать бесхозяйственного обращения с ними, которое может грозить утратой ими своего назначения ( ст. 240 ГК). Собственник домашних животных не должен обращаться с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного обращения с ними ( ст. 241 ГК). Нарушения собственником установленных границ осуществления права собственности влекут отрицательные для него последствия, в том числе иногда в виде принудительного прекращения права собственности ( ст. ст. 240 , 241 , 293 ГК).
5. От пределов осуществления права собственности необходимо отличать ограничения права собственности. В обоих случаях речь идет о неких границах права собственности, но природа этих границ различается. Если пределы представляют собой объективные границы, то ограничения права собственности субъективны. Они зависят от воли самих субъектов или судебных органов. Договорные ограничения, т.е. зависящие от воли собственника, имеют место в тех случаях, когда последний передал вещи во владение и (или) в пользование другому субъекту, например в аренду ( ст. 606 ГК). Собственник жилого помещения, вселив в него гражданина в качестве члена своей семьи, ограничивает себя в осуществлении правомочия пользования жилым помещением ( ст. 31 ЖК). Судебные ограничения устанавливаются на основании соответствующего судебного акта при наличии спора.
6. Закон наделяет собственника не только объемом указанных правомочий, но и возлагает на него бремя содержания принадлежащей ему вещи и возлагает на него риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, если только иное не предусмотрено законом или договором ( ст. ст. 210 , 211 ГК).
Под бременем содержания имущества следует понимать обязанность собственника поддерживать его в надлежащем, исправном, безопасном и пригодном для использования в соответствии с назначением имущества состоянии. Это бремя как неизбежная необходимость, связанная с владением и пользованием вещью, непосредственно привязана к праву собственности, следует за ним. Норма, возлагающая на собственника бремя содержания вещи, является диспозитивной. Так, по общему правилу при передаче имущества в аренду на арендодателя возлагается обязанность производить капитальный ремонт вещи, на арендатора — текущий, если только законом или договором не предусмотрено иное ( ст. 616 ГК). Достаточно редко усмотрение сторон в договоре по содержанию вещи ограничивается императивными нормами. В договоре социального найма жилого помещения обязанность производить капитальный ремонт жилого помещения всегда является обязанностью наймодателя, наниматель должен осуществлять его текущий ремонт ( ст. ст. 65 , 67 ЖК). В договоре проката обязанностью арендодателя является проведение как капитального, так и текущего ремонта вещи ( ст. 631 ГК).
Под риском в гражданском праве понимаются неблагоприятные последствия, вызванные обстоятельствами, за которые никто не несет ответственность, когда в гибели или в повреждении имущества отсутствует чья-либо вина. Так как на собственника вещи возлагается риск ее случайной гибели или повреждения, то именно сам собственник является лицом, наиболее заинтересованным в том, чтобы разумно и осмотрительно использовать вещь, принимать все необходимые меры к обеспечению ее сохранности. Статья 211 ГК, возлагающая на собственника риск случайной гибели или повреждения вещи, носит диспозитивный характер. Законом или договором может быть предусмотрено и иное. Так, ст. 696 ГК устанавливает, что риск случайной гибели или повреждения вещи, переданной в пользование по договору безвозмездного пользования имуществом, переходит на ссудополучателя в нескольких случаях, в частности если вещь была передана им другому лицу без согласия ссудодателя.
Какими НПА регулируются имущественные вопросы граждан и юрлиц
Нельзя односложно ответить на вопрос, каким законом определяется права граждан на собственность, так как основное регулирование содержится в гражданском законодательстве, общие положения предусмотрены в Гражданском кодексе РФ (раздел II) . Отдельные виды и режимы имущества, правила учета и регистрации регулируются и специальными НПА, например:
- земельные участки — Земельным кодексом РФ ;
- водные объекты — Водным кодексом РФ ;
- имущественные отношения супругов Семейным кодексом РФ .
Очень часто отсылки к специальным нормативным правовым актам содержатся в общих правилах ГК РФ , в качестве примера — нормы ГК РФ по обязательности государственной регистрации прав на недвижимые объекты, ограничения (обременения) в отношении них. Регулирование этого вопроса относится к ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ от 13.07.2015 .
Распоряжение общественным имуществом.
Распоряжение и управление земельными участками и недвижимым имуществом, которые принадлежат государству, осуществляют уполномоченный орган Росимущества и его территориальные единицы. Доля данного имущества велика, и существуют некоторые нюансы в распоряжении им.
Государство может распоряжаться собственным имуществом по своему усмотрению, в том числе передавать его компаниям и частным лицам. Однако, при этом должны существовать отдельные причины, которые доказывают необходимость данной процедуры.
Имущество других форм также может стать достоянием публично-правовых образований, если, например, объект недвижимости или земля отчуждаются в счет уплаты долгов или умирает человек, не имеющий правопреемников и наследников.
Публично-правовые образования вправе использовать, обладать и распоряжаться своей собственностью исключительно в пределах предоставленной законами Российской Федерации компетенции.
Правительство обладает абсолютно всеми правами на федеральное и муниципальное имущество, при этом могут передавать полномочия на распоряжение им, и регулировать его использование в дальнейшем.
Распоряжение общественным имуществом
Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.
Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.
Концепция права в основе публичной собственности в РФ
По закону муниципальная собственность принадлежит населению, так как распоряжаться ею могут органы местного самоуправления (ОМСУ), которые избираются гражданами. Однако на практике население не участвует в распределении ни жилого, ни земельного фонда. Это решают уполномоченные представители власти на основании принятых ими правовых актов. Советов у граждан по поводу принятия каждого закона не спрашивают. Поэтому можно сделать вывод, что принцип самоуправления собственностью на местах практически не выполняется.
Принципы права собственности в РФ в настоящее время приближены к англо-американскому варианту:
- в роли главных собственников (“сеньоров”) выступают публично-правовые образования (государство, органы региональной и муниципальной власти);
- в роли временных пользователей (“вассалов”) — граждане и юридические лица.
Это подтверждает двойственность права на землю (ею одновременно владеют два субъекта с разными правами). В большем приоритете собственность публично правовых образований на земельный участок:
- ЗУ может находиться в постоянной собственности государства и других ППО;
- население, предприятия, учреждения, предприниматели имеют право безвозмездного или возмездного срочного пользования (то есть их права собственников ограничены);
- право собственности субъектов, постоянно владеющих землей, также не абсолютно из-за возможности наложения сервитута..
Выводы
Преобладающими правами обладает публичная собственность. Ее нельзя конфисковать или наложить на нее обременение, так как принадлежит она органам, которые вправе сами решать подобные вопросы.
Частная собственность более ограничена в правах, особенно по отношению к земельным наделам.
Это означает, что и все построенное за это время на ЗУ перейдет в собственность государства или муниципалитета, так как строения следуют за судьбой земельного участка, на котором находятся. Также и земельный участок должен быть передан в собственность лица, к которому перешли права на возведенные сооружения. Поэтому гражданам желательно не возводить на наделах, предоставленных во временное пользование, ничего капитального, если договор безвозмездного пользования не содержит условия о покупке построенных объектов собственником земли или о выплате компенсации за них.
Передача прав собственности
Передача прав на публичную собственность происходит по принципам:
- сохранности ее целевого назначения;
- невозможности передачи особо важных объектов и исключительных прав;
- срочности и возвратности земельных участков;
- возможности совместного управления;
- сохранения ограниченного права на земельный надел в виде публичного сервитута.
Рассмотрим эти принципы подробнее.
Принцип сохранности целевого использования
- земли охранных природных территорий под хозяйственную деятельность или индивидуальное строительство, кроме некоторых отдельных случаев: например, создание лесничества или зоны отдыха;
- музей с тем, чтобы его переоборудовали в столовую;
- участок дороги, если он будет выведен из состава трассы и использоваться не по назначению и т.д.
Невозможность передачи особо важных объектов
Часть своих прав собственности государство может временно передать нижестоящим структурам (субъектам РФ и МО), гражданам и юридическим лицам, например:
- часть земель из лесного фонда или ООПТ для строительства рекреационных объектов (туристических баз, домов отдыха и пр.);
- ресурсы, добытые из недр (газ, нефтепродукты, уголь и т.д.);
- участки автомобильных дорог (обслуживание и ремонт дорог ведется в основном местными региональными структурами);
- некоторые объекты культурно-исторического наследия (краеведческие музеи, памятники и пр.).
Однако не могут быть переданы в ведение региональных и местных властей важные оборонные, энергетические объекты, космодромы, РЖД (российская железная дорога), плоды интеллектуальной собственности (исключительные права) и т.д.
Примечание: Земли, временно не используемые для оборонных нужд, могут быть переданы государством гражданам и юридическим лицам в срочное безвозмездное пользование для ведения сельскохозяйственной деятельности, создания охотного или лесного хозяйства (п. 2. пп. 10, ст. 39.10 ЗК РФ) на срок не превышающий 5 лет.
Срочность и возвратность земельных наделов
Земельные участки, могут быть переданы в постоянное пользование только публично-правовым образованиям, на основании ст. 39.9 Земельного Кодекса РФ. То есть ППО предоставляют землю в постоянное пользование самим себе.
Гражданам после 2001 г. земельные наделы из государственных и муниципальных фондов в постоянное пользование не предоставляются.