Отказываться от освобождения по НДС надо в срок

Например, в сервисе «Яндекс.Еда» можно заказать готовые блюда. Льготу по НДС может получить непосредственно кафе, которое предоставило для заказа свою продукцию. Поскольку сервис выступает только посредником между заказчиком и общепитом.

Отмена НДС для общепита в 2022 году

С 1 января 2022 года общепит может не платить НДС. Но не по всем доходам и при выполнении ряда условий. Рассказываем, кто сможет применить льготу и стоит ли ее использовать.

Юрлиц и ИП, которые оказывают услуги общепита и используют общую систему налогообложения. Для этого нужно выполнить два условия (п. 2 ст. 2 Закона № 305-ФЗ от 02.07.2021):

  • Доход за прошлый год не более 2 млрд рублей, при этом учитываются доходы всей организации, не только по части общепита.
  • Минимум 70% доходов получено от услуг общепита.

С 2024 года добавится третье условие: средняя оплата труда за прошлый год должна быть не менее среднеотраслевого регионального уровня.

Вновь созданные организации и ИП могут не платить НДС без соблюдения этих условий.

Для освобождения общепита от НДС в 2022 году не нужно специального уведомления. Достаточно соответствовать перечисленным выше критериям. Льгота применяется по доходам, полученным с 1 января 2022.

Применение льготы по НДС не освобождает от сдачи декларации в срок — не позднее 25 числа, следующего за отчетным кварталом. Для этого заполните раздел 7 «Операции, не подлежащие налогообложению».

Что относится к услугам общепита для освобождения от НДС

  1. Услуги питания в ресторане, кафе, баре, буфете, столовой, заведениях самообслуживания и других местах, которые оборудованы для приема пищи (с предоставлением мест для сидения или без).
  2. Продажа продукции в закусочном отделе кулинарии, находящемся при вышеперечисленных объектах питания.
  3. Выездное обслуживание (например, проведение банкетов), а также отпуск готовых к употреблению продуктов на вынос и для доставки.

Кто освобождается от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ

Начнем с того, что освобождение от НДС, получаемое в порядке ст. 145 НК РФ, применяется в отношении всей деятельности налогоплательщика, а не в отношении отдельных видов бизнеса или операций. В то же время оно не освобождает от уплаты ввозного и агентского НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ).

Получить освобождение от НДС могут как организации, так и индивидуальные предприниматели. Главное, чтобы выполнялось следующее условие: сумма выручки от реализации ТРУ (без НДС) за 3 предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В расчет нужно включать выручку только от облагаемых НДС операций (письмо ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@, постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 10252/12).

Не вправе получить освобождение от НДС (п. 2 ст. 145 НК РФ):

  • лица, реализующие подакцизные товары;
  • организации, имеющие освобождение от НДС как участники проекта «Сколково».

На освобождение также могут претендовать вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП в течение первых трех месяцев работы, когда у них еще нет 3-месячной выручки (см. письмо Минфина от 23.08.2019 № 03-07-14/64961).

Как продлить освобождение от НДС

Освобождение длится календарный год — если вы не нарушаете лимит по выручке. После “свободного” периода лучше подать такой же пакет документов в налоговую, чтобы продлить освобождение, если вам это все еще нужно. Это делается точно так же, до 20 числа месяца, в котором хотите возобновить свое право на освобождение.

Налоговая проверит по вашим документам, не было ли нарушения лимитов за весь прошедший год и предшествующие ему 2 месяца. Если условия соблюдаются, вам продлят освобождение. Если окажется, что в какой-то период лимит был нарушен, вам доначислят НДС с того месяца, в котором произошло превышение. Если вы вовсе не сдадите подтверждающие документы, чиновники могут заблокировать счета, доначислить НДС за весь год, назначить штрафы и пени.

READ
Разрешение – только по конкурсу

Отказываться от освобождения по НДС надо в срок

НК РФ Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье – освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2022 год, 70 миллионов рублей за 2022 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

READ
Ипотечное кредитование молодым специалистам

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение в соответствии с абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

READ
Как закрыть судебную задолженность за штраф

(см. текст в предыдущей редакции)

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. – Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

(абзац введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ)

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

(абзац введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ)

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Отказ от освобождения от налогообложения.

Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения от уплаты налога или приостановить его использование. В 2014 году Пленум ВАС подчеркнул: при применении пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ следует учитывать, что налогоплательщик имеет право применить налоговые вычеты по приобретениям, использованным для осуществления операций, которые освобождены от налогообложения, но по которым НДС был начислен, а счета-фактуры были выставлены покупателям с выделением суммы налога (п. 6 Постановления от 30.05.2014 № 33). В Письме от 10.12.2015 № 03-07-14/72142 Минфин сообщил, что налогоплательщики вправе руководствоваться разъяснениями Пленума ВАС.

Между тем далеко не все арбитры на местах признавали законным применение вычетов управляющими организациями по приобретенным коммунальным ресурсам, подрядным работам по содержанию и ремонту общего имущества, если они вовремя не представили заявление об отказе от освобождения от налогообложения. К примеру, в Определении ВС РФ от 29.09.2014 № 305-КГ14-1990 отмечено: порядок отказа от освобождения упомянутых операций от налогообложения четко регламентирован законодательством и не требует расширительного толкования. А в Постановлении АС МО от 12.09.2016 № Ф05-13023/2016 (которое и было отменено рассматриваемым определением ВС РФ) сказано: ссылка заявителя на то, что установленный п. 5 ст. 149 НК РФ срок не является пресекательным, основана на ошибочном толковании нормы права. Отказ от использования льготы осуществляется исключительно по заявлению налогоплательщика, сделанному до наступления налогового периода, в котором налогоплательщик планирует применять общую систему налогообложения, то есть формировать налоговую базу с учетом всех поступлений за товары (работы, услуги), уменьшая ее на суммы вычетов, предъявленные поставщикам. Такой порядок содействует устойчивости и стабильности налогообложения, позволяет своевременно и с достаточной степенью достоверности планировать бюджетные поступления. Тем более что налогоплательщик в первоначально представленных декларациях исчислял НДС с учетом права на освобождение от уплаты налога. Эти действия прямо свидетельствуют о применении льготного налогообложения, ретроспективный отказ от которого нельзя признать правомерным.

READ
Забалансовые счета, их назначение и порядок применения

Верховный суд взглянул на ситуацию с неожиданной стороны, назвав льготой право начислять НДС по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ, а не само освобождение от уплаты налога, что более привычно. Действительно, отказ от освобождения от налогообложения дает возможность не только начислять НДС, но и получать право на возмещение из бюджета части «входного» налога.

Так, исходя из положений п. 1 ст. 80 НК РФ в качестве письменного заявления о налоговых льготах может рассматриваться налоговая декларация. Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать, в том числе путем подачи уточненной налоговой декларации (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Статья 149 НК РФ

Статья 149 НК РФ определяет отдельные случаи, когда можно не платить НДС. В ней содержится порядок освобождения не по всей деятельности, а лишь по некоторым хозяйственным операциям. Это, в частности:

  • продажа определённых медицинских товаров;
  • предоставление медицинских услуг;
  • предоставление услуг по перевозке пассажиров;
  • продажа долей в уставном капитале.

Почти каждый пункт содержит в себе особые случаи и уточнения, поэтому тщательно изучите утвержденный перечень и пояснения к нему, чтобы быть точно уверенным, можно ли не платить НДС.

Если индивидуальный предприниматель или организация на ОСНО удовлетворяют условиям этой статьи, то уведомлять инспекцию об использовании права не платить налог не нужно.

Но следует помнить, что если проводить и облагаемые, и необлагаемые операции, нужно вести раздельный учёт.

Однако налогоплательщик может и отказаться от льготы по тем операциям, которые перечислены в п. 3 ст. 149. Дело в том, что в некоторых случаях для бизнесмена выгоднее платить НДС, чем не платить. Например, если большинство покупателей работают на ОСНО, им будет выгоднее сотрудничать с поставщиком, который выпишет счёт-фактуру и даст возможность взять налог к вычету. Кроме того, в таком случае не придется вести раздельный учёт.

Для того, чтобы платить налог на добавленную стоимость на общих основаниях, нужно не позднее 1-го числа периода, в котором предприниматель или юридическое лицо не планирует применять право на освобождение, направить в налоговую заявление об отказе.

Отказаться можно от налогообложения как всех, так и отдельных операций, которые перечислены в п. 3 ст. 149. Отказ действует не менее 12 календарных месяцев.

READ
Соглашение при разводе

Освобождение по ст. 149 НК РФ

Кроме льготирования, предусмотренного статьей 145, Налоговый кодекс выделяет операции, не облагаемые НДС. Их полный перечень содержится в статье 149. К необлагаемой деятельности относятся:

  • предоставление займов;
  • передача товаров, работ, услуг в благотворительных целях;
  • передача рекламных товаров не дороже 100 руб.;
  • медицинские услуги;
  • образовательные услуги, оказываемые некоммерческими организациями (например, школами);
  • банковские операции;
  • услуги в сфере страхования.

Перечисленные операции освобождаются от налога независимо от объема выручки компании.

Бюджетная организация с 4 квартала 2022 года решила воспользоваться своим правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ).
Какие документы необходимо представить для этого в налоговый орган? Должен ли будет налоговый орган выдать организации документ, подтверждающий правомерность применения ею указанного освобождения? Какие документы представляются в налоговый орган по окончании срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС? Нужно ли будет организации с 4 квартала 2022 года представлять в налоговый орган декларацию по НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для реализации права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, с 4 квартала 2022 года бюджетная организация должна представить в налоговый орган:
– уведомление об использовании права на освобождение;
– выписку из бухгалтерского баланса (регистров бухгалтерского учета) о сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за 3 квартал 2022 года без НДС;
– выписку из книги продаж за 3 квартал 2022 года.
Налоговый орган не должен выдавать налогоплательщикам документ, подтверждающий правомерность применения ими указанного освобождения.
По окончании периода освобождения (12 календарных месяцев) бюджетная организация должна будет представить в налоговый орган:
– документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллионов рублей. К таким документам относятся выписки из бухгалтерского баланса (регистров бухгалтерского учета) и книг продаж за период с октября 2022 года по сентябрь 2022 года включительно с информацией о совокупной выручке организации без НДС за каждые три последовательных календарных месяца этого двенадцатимесячного периода (то есть октябрь-декабрь 2022 года, ноябрь 2022 года – январь 2022 года и т.д.);
– уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Согласно официальным разъяснениям организации, применяющие в соответствии со ст. 145 НК РФ освобождение и в период данного освобождения не выставлявшие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а также не исполнявшие обязанности налогового агента по НДС, налоговую декларацию по НДС в налоговый орган по месту своего учета не представляют.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации, за исключением применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее – освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС (далее также – налог) не превысила в совокупности два миллиона рублей (смотрите также п. 2 ст. 145 НК РФ).
На основании п. 3 ст. 145 НК РФ организации, использующие право на освобождение, не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется данное право, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление (форма утверждена приказом Минфина России от 26.12.2018 N 286н) и документы, указанные в п. 6 той же статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, а именно (с учетом особенностей, не актуальных в рассматриваемой ситуации):
– выписку из бухгалтерского баланса;
– выписку из книги продаж.
Поскольку законом не установлено иное, это справедливо и в отношении бюджетных организаций.
Пункт 6 ст. 145 НК РФ не содержит указания на то, за какой период должны формироваться предусмотренные им выписки. Данные выписки должны подтверждать право организации на освобождение, то есть то, что размер ее выручки от реализации за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета налога не превысил в совокупности два миллиона рублей. Поэтому считаем, что указанные выписки должны составляться именно за три предшествующих месяцу начала применения освобождения последовательных календарных месяца.
Под выпиской из бухгалтерского баланса, который не формируется бюджетной организацией за каждые три месяца календарного года, по нашему мнению, следует понимать выписку из регистров бухгалтерского учета о сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Каких-либо специальных требований к форме выписок из бухгалтерского баланса и книги продаж не установлено, поэтому полагаем, что они могут оформляться в виде документов в произвольной форме, заверенных печатью организации (при наличии), подписями руководителя и главного бухгалтера, в названии которых вынесены используемые в п. 6 ст. 145 НК РФ формулировки: “выписка из бухгалтерского баланса”, “выписка из книги продаж”.
Таким образом, бюджетная организация в данном случае сможет реализовать право на освобождение с 4 квартала 2022 года, если совокупный размер полученной ею выручки от реализации товаров (работ, услуг) за июль, август и сентябрь 2022 года не будет превышать 2 миллионов рублей без учета НДС. При этом она должна будет представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20.10.2020:
– уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной приказом Минфина России от 26.12.2018 N 286н;
– выписку из бухгалтерского баланса (регистров бухгалтерского учета) о сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за 3 квартал 2022 года без НДС;
– выписку из книги продаж за 3 квартал 2022 года.
Статья 145 НК РФ не предусматривает процедуры подтверждения налоговым органом правомерности начала использования налогоплательщиком права на освобождение и направления ему каких-либо подтверждающих это документов. В п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 указано, что при толковании ст. 145 НК РФ судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение.
В силу требований п.п. 4, 6 ст. 145 НК РФ по окончании периода освобождения (12 календарных месяцев) не позднее 20.10.2022 бюджетная организация должна будет представить в налоговый орган:
– документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллионов рублей. К таким документам относятся выписки из бухгалтерского баланса (регистров бухгалтерского учета) и книг продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ, п. 3 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, письмо ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@) за период с октября 2022 года по сентябрь 2022 года включительно с информацией о совокупной выручке организации без НДС за каждые три последовательных календарных месяца этого двенадцатимесячного периода (то есть октябрь-декабрь 2022 года, ноябрь 2022 года – январь 2022 года и т.д.);
– уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Что касается необходимости представления налогоплательщиками, использующими право на освобождение, налоговых деклараций по НДС, то, по мнению финансового ведомства, на основании п. 5 ст. 174 НК РФ организации, применяющие в соответствии со ст. 145 НК РФ освобождение и в период данного освобождения не выставлявшие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а также не исполнявшие обязанности налогового агента по НДС, налоговую декларацию по НДС в налоговый орган по месту своего учета не представляют (письма Минфина России от 11.11.2019 N 03-07-07/86820, от 14.02.2017 N 03-02-08/7946).

READ
Как сделать возврат строительных материалов по закону

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС;
– Энциклопедия решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ) в организациях бюджетной сферы;
– Энциклопедия решений. Документы для получения (продления) права на освобождение от НДС;
– Энциклопедия решений. Счета-фактуры при совершении не подлежащих налогообложению НДС операций, при освобождении от исполнения обязанностей плательщика НДС;
– Энциклопедия решений. Утрата права на освобождение от обязанностей плательщика НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

10 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Порядок оформления освобождения от уплаты налоговых обязательств по НДС на протяжении 2022—2022 гг.

В случае, если юридическое лицо или ИП желает применять процедуру освобождения от обязательств по уплате НДС согласно ст. 145 Налогового Кодекса РФ, это законно осуществлять с начала любого месяца на протяжении календарного года. В случае начала применения освобождения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, ему или его представителю будет необходимо поставить в известность ИФНС, в которой данное юрлицо или ИП зарегистрировано, но не позднее, чем до конца второй декады месяца, в котором было начато использование освобождения (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Для информирования налоговых органов существует определённая форма сообщения, так называемое уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Формат данного уведомления утверждён индивидуально для лиц, уплачивающих ЕСХН и для тех, кто данный налог не уплачивает (приказ Минфина от 26.12.2018 № 286н). Скачать формы бланков для сельхозпроизводителей можно на сайте ИФНС, впрочем, как и общую форму уведомления.

Согласно информации, содержащейся в абз. 2 п. 3, п. 6 ст. 145 НК РФ, параллельно с уведомлением необходимо предоставление таких документов, как:

  • лист выписки из баланса бухгалтерии (необходимо исключительно для юрлиц)
  • лист выписки из книг учёта доходов и расходов (необходимо исключительно для ИП)
  • лист выписки из книги продаж
READ
Суд отказал в уменьшении алиментов, что делать

Все вышеназванные документы оформляются в свободной форме, главное, чтобы в них чётко и неоднозначно был прописан размер выручки за период, равный трём предыдущим месяцам.

Освобождение от НДС: как оспорить отказ

Отказать в освобождении от уплаты НДС налоговики могут по разным причинам, вплоть до надуманных. Но отказ в предоставлении льготы по формальным причинам может быть с легкостью оспорен в судебном порядке. Арбитражную практику по вопросам отказов в освобождении от уплаты НДС для БУХ.1С рассмотрел эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.

Налоговые органы довольно неохотно подходят к предоставлению бизнесменам налоговых льгот. Особенно, когда речь заходит о льготах по НДС. Лишаться дополнительного источника заработка бюджет не желает. И когда предприниматели заявляют свое законное право на льготы, их неминуемо ожидает скрупулезная проверка. Освобождение от уплаты НДС – не исключение, поэтому будьте готовы.

Главные условия освобождения от НДС

Согласно закону, организации и предприниматели имеют право на освобождение от исчисления и уплаты НДС, если за три месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила два миллиона рублей (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Для этого они должны представить в налоговую инспекцию письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Иными словами, законом установлен уведомительный порядок реализации права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. Данное право полностью зависит только от волеизъявления самого плательщика. Фискалы не могут воспрепятствовать этому праву, если плательщик не превышает законный лимит выручки.

При этом арбитражные суды сходятся во мнении, что освобождение направлено на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров, облагаемые НДС.

Главным и единственным условием для реализации права на применение освобождения является соответствие размера выручки предельному уровню. А возможность применения освобождения обусловлена совершением операций, которые в силу их небольшого объема не имеют значения для целей взимания НДС.

READ
Увольнение в отпуске по беременности и родам

При этом подача уведомления – простая формальность (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.10.2016 № А70-1467/2015). Поэтому нарушение порядка уведомления налоговиков об освобождении от уплаты НДС не препятствует такому освобождению. Само собой, если только плательщик не злоупотребляет данным правом.

Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20.08.2015 № А75-5600/2014 рассмотрел ситуацию, при которой предприниматель злоупотребил своими правами.

Суд пояснил, что в общем случае организации и ИП получают право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС при соблюдении ряда обязательных условий. К таким условиям относится подача уведомления (документов) в инспекцию и соответствие размера выручки налогоплательщика предельному уровню.

В рассматриваемом же случае предприниматель заявление о праве на применение освобождения от исчисления и уплаты НДС не подавал ни при проведении налоговой проверки, ни на стадии подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. Не представил он такое уведомление даже при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

При таких обстоятельствах решение о доначислении налога было признано судом обоснованным.

11.jpg

Нарушение срока подачи уведомления об освобождении от НДС

Как мы уже говорили, в целях реализации права на освобождение от уплаты НДС, налоговиков следует уведомить не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого вы собираетесь использовать право на освобождение.

Бывает, что плательщики не укладываются в этот срок и подают уведомление со значительным опозданием. С точки зрения налоговиков, такое нарушение сроков может послужить вполне достаточным основанием для доначисления налога и отказе в льготе. Просто потому, что в законе указан конкретный срок представления уведомления, нарушать который плательщики не имеют права. Но что касается арбитражных судов, то они не считают просрочку уведомления существенным нарушением.

Это признал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении № 33 от 30.05.2014. Пленум пояснил, что плательщик лишь информирует налоговиков о своем намерении использовать право на освобождение. А последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.

Поэтому лицам, которые фактически использовали право на освобождение от уплаты НДС, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву просрочки представления уведомления. То же самое справедливо и для случаев несвоевременного направления уведомления о продлении использования права на освобождение.

READ
Что делать, если при избиении не было свидетелей?

По сути, на то же самое Пленум ВАС РФ указал еще в Постановлении от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ». Здесь говорится, что право на налоговую льготу, которая не использовалась в предыдущих налоговых периодах, плательщик все равно может реализовать. Это возможно путем подачи уточненной налоговой декларации, подачи заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки, либо же подачи заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.

12.jpg

Уведомление по результатам контрольных мероприятий

О своей обязанности по соблюдению уведомительного порядка плательщики могут узнать уже в ходе налоговой проверки и по ее результатам. То есть, когда налоговики уже обнаружили факт просрочки уведомления и привлекли плательщика к ответственности (доначислили налог).

Однако, как свидетельствует арбитражная практика, данное обстоятельство не лишает плательщиков прав на льготу по ст. 145 НК РФ.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 2013 N 3365/13 судьи рассмотрели спор о доначислении НДС в связи с неправомерным применением предпринимателем ЕНВД. Суд установил, что в рамках выездной налоговой проверки предприниматель заявил о применении освобождения от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. Одновременно он представил документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ и подтверждающие право на такое освобождение.

ВАС РФ указал, что для случаев, когда о необходимости уплаты НДС предпринимателю становится известно по результатам проверок, проведенных инспекцией, порядок реализации права на освобождение от уплаты НДС законом не предусмотрен. Но в то же самое время отсутствие установленного порядка не означает, что указанное право не может быть реализовано предпринимателем. На основании этого решение о доначислении НДС было признано незаконным.

То, что подать уведомление об освобождении можно уже после проведения проверки, признал Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 19.05.2016 № А72-8588/2015. Здесь плательщику отказали в льготе по мотиву непредставления им уведомления до момента окончания выездной налоговой проверки.

Суд пояснил, что порядок реализации права на освобождение от уплаты НДС для случаев, когда о необходимости уплаты НДС предпринимателю становится известно по результатам проверки, НК РФ не предусмотрен. Непредставление такого заявления в рамках проверки не должно лишать предпринимателя соответствующего права. Судом установлено, что все условия для реализации права на применение освобождения от уплаты НДС плательщиком были соблюдены. В этой связи указанное право может быть реализовано предпринимателем до принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

Довод налогового органа о непредставлении с заявлением документов, указанных в п.3 и 6 статьи 145 НК РФ, также был отклонен судом. Суд указал, что получение предпринимателем дохода свыше двух миллионов рублей за каждые три последовательных календарных месяца в ходе проверки не установлено. Следовательно, заключил суд, решение инспекции о доначислении НДС следует считать незаконным.

Не препятствует получению льготы и установление в ходе проверки факта представления плательщиком деклараций по НДС.

Это подтвердил, например, Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 25.09.2015 № А26-7604/2014. Основанием для доначисления НДС здесь явилось заявление плательщиком налоговых вычетов по данному налогу. Доказательств того, что предприниматель не имел права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, инспекцией представлено не было. Более того, представленные плательщиком документы подтверждали наличие у него права на такое освобождение.

READ
Учет педагогического стажа

Инспекция ссылалась на то, что до подачи в налоговый орган уведомлений ИП были поданы налоговые декларации по НДС. Также ИП было использовано право на применение налоговых вычетов.

Суд установил, что подача ИП деклараций по НДС была обусловлена исполнением им решения налогового органа. В данном решении содержалось указание на неисполнение налогоплательщиком обязанности по представлению деклараций. При этом суд указал, что в ст. 145 НК РФ предусмотрен механизм восстановления сумм налога, принятых к вычету. В итоге суд пришел к выводу, что ИП имел право на применение льготы.

13.jpg

Непредставление уведомления об освобождении от НДС

В ряде случаев организации или ИП могут и вовсе не представлять уведомления в целях освобождения от исчисления и уплаты НДС. Например, когда они ошибочно применяют тот, или иной льготный спецрежим и не считают себя обязанными платить НДС.

В таких ситуациях положительный исход судебного спора судами также не исключается. В частности, это подтвердил Арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 04.08.2016 № А36-1402/2015. Основанием для начисления НДС здесь послужило необоснованное применение предпринимателем системы налогообложения в виде ЕНВД.

Суд признал доначисление неправомерным. Судьи указали, что инспекция, установив неправильную квалификацию осуществляемой ИП деятельности, должна была разъяснить ему право на получение льготы. И проверить, соответствует ли ИП критериям, которые дают право на освобождение. Налоговики этого не сделали.

Между тем, суд установил, что сумма выручки ИП без учета НДС в спорных периодах не превышала предела, который установлен ст. 145 НК РФ. Соответственно, предприниматель имел бы право на освобождение от уплаты НДС, которое должно быть ему предоставлено.

На момент наступления срока для подтверждения права на освобождение от НДС предприниматель не считал себя плательщиком этого налога в связи с применением ЕНВД. В связи с этим он не воспользовался своим правом по подаче в налоговый орган соответствующего уведомления.

Таким образом, в схожих ситуациях плательщики могут предоставить уведомление об освобождении задним числом. Но свое право, скорее всего, придется отстаивать в суде.

Есть ли шанс оспорить отказ в освобождении от НДС

При представлении освобождения от НДС налоговики могут придраться к любой оплошности, допущенной плательщиком. Формальная причина для отказа в предоставлении льготы – тоже причина. И фискалы с успехом этим пользуются.

Но это не значит, что отказ налоговиков не может быть оспорен в судебном порядке. Более того, как показывает практика, суды зачастую встают на сторону плательщиков, признавая отказы налоговиков незаконным.

Но все же, чтобы избежать длительных судебных тяжб с ФНС, рекомендуется соблюдать все формальности, прописанные в НК РФ, и сдавать уведомление о применении льгот своевременно.

В феврале 2017 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела кассационную жалобу УК на постановление окружного суда, вынесенное по налоговому спору относительно права на возмещение НДС в ситуации отказа от применения освобождения от налогообложения задним числом (Определение ВС РФ от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015). Пожалуй, это первый судебный акт по поводу применения льготы по НДС, принятый на столь высоком уровне. Всем компаниям, которые осуществляют операции, подпадающие под действие пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, нужно взять на заметку сделанные судом выводы. Несмотря на то, что при рассмотрении дел суды не обязаны руководствоваться ими, применять другую логику они вряд ли будут.

Ссылка на основную публикацию