После того как рассмотрены заявки и составлен итоговый протокол, заказчик должен в течение 3 рабочих дней отправить победителю конкурса проект контракта. При этом обозначенная в нём цена объекта закупки не может быть выше НМЦК и должна соответствовать той, которую предложил выигравший конкурс участник.
Закрытый аукцион по 44-ФЗ: особенности проведения и кто может участвовать
Некоторые торги проводят закрытым способом для ограниченного круга поставщиков, которые подходят под условия контракта. В статье расскажем о закрытом аукционе: как его проводят и как в нем участвовать.
Это такой способ закупки, когда заказчик приглашает участвовать в ней определенный круг поставщиков и выдает документацию по их запросам. В аукционе побеждает тот участник, который предложил самую низкую цену.
По статистике Минфина за три квартала 2022 года провели 10 330 закупок в форме закрытого аукциона. Это 1 % от всех закупок за этот период и 97 % — от закупок, которые провели закрытым способом. 3 % из них составляют закрытые конкурсы.
Закрытым способом проводят:
- закупки, сведения о которых составляют гостайну;
- торги по страхованию, перевозке и охране драгметаллов и камней, музейных предметов, которые имеют историческую и культурную ценность;
- закупки клининга и услуг водителей для судей и приставов;
- закупки органов власти, которые обеспечивают оборону и безопасность России.
Все закрытые закупки, кроме последнего пункта, согласовывают с ФАС. Антимонопольная служба выдает решение за 10 рабочих дней. Такое разрешения действует 90 дней.
Закрытые аукционы проводят в электронной и бумажной формах.
Разрешение – только по конкурсу
(см. текст в предыдущей редакции)
1. При проведении закрытого конкурса заказчик одновременно направляет приглашения всем участникам закупки, указанным в пункте 3 части 2 статьи 72 настоящего Федерального закона, не позднее ста восьмидесяти дней со дня принятия решения о согласовании проведения закрытого конкурса, но не позднее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем направления, заказчик направляет копии таких приглашений в федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 2 статьи 72 настоящего Федерального закона.
2. Приглашение должно содержать следующую информацию:
1) информация, предусмотренная пунктами 1 – 3, 5 – 10, 12, 13, 15 – 19 и 21 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
2) порядок направления запросов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, порядок ознакомления с документацией о закупке и предоставления документации о закупке, размер и порядок внесения платы за предоставление документации о закупке в случае ее установления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Участник закупки, получивший приглашение, вправе направить заказчику в письменной форме запрос об ознакомлении с документацией о закупке или запрос о предоставлении документации о закупке. Ознакомление с документацией о закупке или предоставление такой документации осуществляется в следующем порядке:
1) не позднее двух рабочих дней с даты поступления запроса об ознакомлении с документацией о закупке, если такой запрос поступил заказчику не позднее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления с документацией о закупке;
2) не позднее двух рабочих дней с даты поступления запроса о предоставлении документации о закупке, если такой запрос поступил заказчику не позднее чем за четыре рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, заказчик обязан предоставить документацию о закупке в письменной форме при условии внесения участником закупки платы за ее предоставление (в случае установления заказчиком такой платы). При этом размер платы не должен превышать расходы заказчика на изготовление копии документации о закупке.
4. Участник закупки, получивший приглашение, вправе направить заказчику в письменной форме запрос о даче разъяснений положений документации о закупке. Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой поступления от такого участника закупки запроса о даче разъяснений положений документации о закупке, заказчик направляет этому участнику разъяснения таких положений при условии, что запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Разъяснения положений документации о закупке не должны изменять ее суть.
5. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, вправе внести изменения в документацию о закупке не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем внесения изменений в документацию о закупке, но не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке такие изменения направляются всем участникам закупки, которым была предоставлена документация о закупке. Срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем направления таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял не менее чем десять дней. Если изменения вносятся в отношении выделенного в соответствии с настоящим Федеральным законом лота, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен в отношении такого лота.
6. Подать заявку на участие в закупке вправе только участник закупки, получивший приглашение. При этом участник закупки вправе подать заявку на участие в закупке в любое время с момента получения приглашения до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
7. При проведении закрытого конкурса заявка на участие в закупке должна содержать:
1) информацию и документы, предусмотренные подпунктами “а”, “в” – “е”, “з” – “к”, “м” – “р” пункта 1, пунктами 2 – 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
2) выписку (или ее копию) из единого государственного реестра юридических лиц (если участником закупки является юридическое лицо), выписку (или ее копию) из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если участником закупки является индивидуальный предприниматель);
3) информацию и документы (или их копии), подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в закупке (если в соответствии с настоящим Федеральным законом предусмотрено предоставление обеспечения заявки на участие в закупке), информацию и документы в соответствии с частью 4 статьи 37 настоящего Федерального закона;
4) документ (или его копию), подтверждающий полномочия лица действовать от имени участника закупки, за исключением случаев подписания заявки физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем (если участником закупки является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель), либо лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо).
8. Каждая заявка на участие в закупке, поступившая до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, предусмотренного документацией о закупке, регистрируется заказчиком с указанием даты и времени ее поступления. По требованию участника закупки, подавшего заявку на участие в закупке, заказчик выдает расписку в получении такой заявки с указанием даты и времени ее получения. Заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками на участие в закупке, не допуская повреждение таких конвертов, и рассмотрение содержания заявок на участие в закупке только после вскрытия таких конвертов. Заявка на участие в закупке, поступившая заказчику после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, не рассматривается и в день ее поступления возвращается заказчиком участнику закупки. В случае отсутствия в такой заявке информации о почтовом адресе участника закупки такая заявка подлежит хранению в соответствии с частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона.
9. Комиссия по осуществлению закупок не ранее окончания срока подачи заявок на участие в закупке вскрывает поступившие заказчику до окончания такого срока конверты с заявками на участие в закупке.
10. Не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в документации о закупке:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают поступившие заявки на участие в закупке и в отношении каждой такой заявки принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей документации о закупке или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими документации о закупке, по критериям оценки, предусмотренным частью 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления таких критериев в документации о закупке);
в) на основании результатов оценки, предусмотренной подпунктом “б” настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, которая признана соответствующей документации о закупке, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик составляет протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и после подписания такого протокола членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его и направляет:
а) один экземпляр протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – в федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 2 статьи 72 настоящего Федерального закона;
б) уведомление, содержащее информацию, предусмотренную пунктами 2 – 4 части 12 настоящей статьи, в отношении заявки на участие в закупке участника закупки, – каждому участнику закупки, подавшему заявку.
11. Заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случаях:
1) подачи заявки участником закупки, которому не направлено приглашение;
2) подачи одним участником закупки двух и более заявок на участие в закупке в отношении одного и того же лота закупки при условии, что поданные ранее таким участником заявки на участие в закупке не отозваны. При этом все заявки на участие в закупке такого участника признаются не соответствующими требованиям, установленным документацией о закупке;
3) подачи в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки заявки на участие в закупке, содержащей предложение о цене контракта, о цене единицы товара, работы, услуги, о сумме цен единиц товара, работы, услуги, размер которых превышает соответственно начальную (максимальную) цену контракта, начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен единиц товара, работы, услуги либо равен нулю;
4) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в документации о закупке;
5) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в документации о закупке в соответствии с частью 1, требованиям, установленным в документации о закупке в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
6) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
7) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в документации о закупке информации о запрете допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
8) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ “О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств”, в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
9) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
10) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
12. Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать:
1) дату и место подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) информацию о принятом решении о признании заявки на участие в закупке соответствующей документации о закупке или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, документации о закупке, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют документации о закупке;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, которые признаны соответствующими документации о закупке, значения по критериям оценки, предусмотренным частью 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления таких критериев в документации о закупке);
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с подпунктом “в” пункта 1 части 10 настоящей статьи;
5) информацию о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
6) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении заявок на участие в закупке, в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 77 настоящего Федерального закона.
13. Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, после подписания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее даты заключения контракта вправе направить заказчику в письменной форме запрос о даче разъяснений результатов рассмотрения и оценки заявки такого участника закупки. В течение двух рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик направляет такому участнику соответствующие разъяснения.
14. Заключение контракта по результатам проведения закрытого конкурса осуществляется в следующем порядке:
1) не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания заказчиком протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик составляет и направляет победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, иному участнику закупки (далее в настоящей статье – участник закупки, с которым заключается контракт) без своей подписи не менее двух экземпляров проекта контракта, в который включается информация, предусмотренная подпунктами “а” – “е” пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона;
2) участник закупки, с которым заключается контракт, в срок, установленный в документации о закупке, подписывает и направляет заказчику одновременно все экземпляры контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, такой участник одновременно направляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
3) не позднее трех рабочих дней, следующих за датой получения экземпляров контракта, информации и документов, направленных в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее десяти дней со дня подписания заказчиком протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пунктом 4 настоящей части, заказчик обязан подписать контракт, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;
4) в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные пунктом 2 настоящей части, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей части:
а) составляет протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) составляет и направляет участнику закупки, уклонившемуся от заключения контракта, уведомление о составлении протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта;
в) направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
5) заказчик в порядке, установленном настоящей частью, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присвоен второй порядковый номер, в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, признан уклонившимся от заключения контракта либо если заказчик отказался от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона. В случае признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе заключить в порядке, установленном настоящей частью, контракт с участником закупки, заявке которого присвоен третий порядковый номер или последующие порядковые номера. При этом участники закупки, заявки которых получили второй и третий порядковые номера, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей частью.
15. Если закрытый конкурс признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 77 настоящего Федерального закона, такой конкурс проводится с учетом особенностей, установленных частями 2 и 4 статьи 77 настоящего Федерального закона.
Подготовка к проведению закрытого конкурса
Предусмотрен следующий порядок подготовки и проведения закупок, подходящих под условия закрытого конкурса.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Этап 1. Подготовка техдокументации
Представляемые документы должны содержать следующую информацию:
- описание предметов закупки
- техническое задание
- обоснование начальной максимальной цены (НМЦ)
- перечень возможных участников
- правила их ознакомления с условиями торгов и допуска к ним
- критерии, предъявляемые к подаваемым участниками заявкам
- конкретизация формы приглашения к торгам и условия заключения договора
- обоснование необходимости проведения закрытых аукционных процедур и общая информационная карта
Этап 2. Получение разрешения ФАС на проведение торгов
Подготовленная документация отправляется в антимонопольную службу, которая согласно ч. 3 ст. 84 Закона 44-ФЗ обязана рассмотреть её в течение 10 дней с момента получения. Реакция ФАС заключается в согласовании разрешения или его отклонении при наличии нарушений в оформлении или содержании. Такими нарушениями могут быть ошибки и несоответствия заявления и документов действующим законам. В частности, слишком малый круг потенциальных поставщиков может быть расценен как несоответствие антимонопольному законодательству.
В случае отказа в согласовании ответ ФАС должен быть направлен организатору торгов не позже, чем через 5 суток после получения ей документов. Предельный срок ответа об удовлетворении заявки составляет 10 суток. Само разрешение действительно в течение 3 месяцев со времени его выдачи.
Этап 3. Публикация извещения о торгах в ЕИС
После получения разрешения ФАС на торги необходимо опубликовать в ЕИС извещение о процедуре. Продолжительность размещения публикации – не менее 30 дней до момента вскрытия заявок на участие в торгах.
Содержание публикации требует повышенного внимания в связи с наличием секретной информации о предметах закупки. Сообщать можно лишь сведения о факте проведения аукциона и порядке доступа участников торгов к документации. Если публикация будет содержать секретную информацию, торги будут отменены. Другая информация, касающаяся размещения объявления о торгах, прописана теми же статьями Закона 44-ФЗ, которыми регламентируется и проведение открытых торгов (ч. 2 ст. 85).
Примечание: извещение о торгах не требуется в случаях, которые предусмотрены пунктом 4 ст. 85 Закона 44-ФЗ.
Этап 4. Направление приглашения участникам торгов
Каждому выбранному исполнителю из утверждённого списка заказчик направляет приглашение принять участие в конкурсе (п. 1 ст. 85 Закона 44-ФЗ). Исполнитель в ответ отсылает запрос на участие.
Получив запрос, заказчик торгов отправляет будущим участникам документы в письменной форме. В некоторых случаях предоставление документации может быть платным, но цена её должна быть ограничена тратами заказчика на копирование документов (ч. 3 ст. 85 Закона 44-ФЗ).
Извещение о торгах может быть и не опубликовано. В этом случае, по меньшей мере, за 20 суток до вскрытия конвертов организатор аукциона направляет приглашения участникам торгов, которые отвечают требованиям Закона № 44-ФЗ о закрытых конкурсах. Поскольку предметом торгов являются товары и услуги, информация о которых представляет собой гостайну, приглашение отправляется только тем организациям, которые имеют к ней доступ.
Процедура рассмотрения заявок и выбора победителя требует обращение в ФАС. Сделать это нужно не позже 20 суток до вскрытия конвертов. Обращение должно содержать список отобранных поставщиков и копии направленных им приглашений.
Вскрытие заявок производится строго в согласованное заранее время. По процедуре вскрытия составляется протокол, который отсылается в ФАС в день вскрытия конвертов или обязательно на следующий день. Видео- и аудиозапись процедуры вскрытия запрещены. В ЕИС или другом открытом доступе не должна быть размещена никакая секретная информация.
Комиссия, определяющая победителя, имеет в своём распоряжении 20 дней для анализа заявок. В некоторых случаях возможно продление этого срока ещё максимум на 10 дней.
Заявка, получившая одобрение комиссии за лучшее предложение, маркируется номером один. Если несколько заявок имеют одинаковые предложения, им присваивается номер в порядке поступления. При полном отсутствии отвечающих условиям конкурса заявок, все они отклоняются, аукцион объявляется несостоявшимся.
Преимущества и недостатки открытого конкурса
Преимущества данного способа:
- при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, например качественные характеристики товара;
- часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС)) может быть передана специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
- отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.
К недостаткам открытого конкурса относятся:
- высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с наличием ограничений на проведение открытого конкурса);
- длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;
- высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения открытого конкурса (из-за сложности и многоэтапности процедуры);
- расширенный (по сравнению с электронным аукционом) перечень обязанностей заказчика, например по приему и регистрации заявок, обеспечению их сохранности.
Проведение интернет-конкурса с призовым фондом
У меня есть интернет-страница, посвященная похудению. Мы с участницами решили провести интернет-марафон, суть которого заключается в том, что девушки за определенную сумму покупают право стать участницами и худеют по нашей программе. Из суммы, собранной всеми участницами, формируется призовой фонд, который потом получают победительницы, и небольшой процент получают организаторы. Банки с подозрением относятся к множественным платежам, поступающим на одну карту, и могут заблокировать ее, если соберется большая сумма. Мне бы не хотелось потерять карту, на которой будут деньги, которые я должна отдать. Если нужно заплатить какой-то налог банку, мы готовы на это пойти, но не хотелось бы ради этого регистрироваться в качестве ИП. Акция разовая. Как поступить в такой ситуации?
Исходя из текста вопроса можно сделать вывод, что планируемое вами мероприятие является публичным конкурсом. Проведение публичных конкурсов регулируется гл. 57 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Перед тем как начинать конкурс, очень важно ознакомиться с содержанием данной главы ГК РФ. Организатором конкурса может быть как физическое, так и юридическое лицо.
Однако для того чтобы ваше мероприятие было именно конкурсом, необходимо соблюсти ряд условий. Так, конкурс должен преследовать достижение каких-либо общественно полезных целей (в вашем случае – популяризация здорового образа жизни и т.п.), условия конкурса должны быть максимально четко и подробно описаны в объявлении о проведении конкурса (или в правилах проведения конкурса, ссылка на которые должна быть доступна в объявлении) – это нужно для того, чтобы минимизировать риск споров с участниками. Конкурс может быть как открытым (к участию допускаются все желающие), так и закрытым (к участию допускаются лишь определенные лица, например, ваши подписчики).
Отдельно стоит рассмотреть вопросы налогообложения как организатора конкурса, так и лиц, получающих денежные призы. Организатор конкурса, если он не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – ИП), по моему мнению, должен будет заплатить налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) по ставке 13% (если он является налоговым резидентом РФ, в противном случае – 30%) со всей суммы полученных от участников взносов, поскольку вычет сумм, выплаченных победителям конкурса, налоговым законодательством не предусмотрен.
Далее. Физическое лицо, не являющееся ИП, в вашем случае не может быть агентом по НДФЛ. А это означает, что все, получившие в вашем конкурсе приз, должны будут самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ. Причем здесь следует правильно определить ставку налога. Если конкурс проводится с целью рекламы каких-либо товаров, работ, услуг, то ставка налога составит для победителей 35% (п. 2 ст. 224 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)). При этом в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ (доходы, полученные от участия в конкурсе, не превышающие 4 тыс. руб., не подлежат налогообложению) из облагаемой суммы можно вычесть 4 тыс. руб. Если же конкурс не направлен на рекламу, то ставка налога для победителей составит 13% (если победитель не является налоговым резидентом РФ – 30%).
И организатору, и победителям придется подать в налоговый орган по месту своей регистрации декларацию по НДФЛ (по форме 3-НДФЛ), так как именно ФНС России, а не банк, является в России органом, уполномоченным взимать налоги.
Таким образом, если не регистрироваться в качестве ИП, конкурс выйдет весьма затратным для вас, как организатора.
Более того, блокировка вашей карты по основаниям, указанным вами в тексте вопроса, весьма вероятна. Соответственно, регистрация в качестве ИП будет лучшим выходом из данной ситуации.
Есть и еще одно немаловажное обстоятельство – часть специалистов считает, что взимание взноса за право стать участником конкурса переводит этот конкурс в разряд азартных игр (поскольку для участника существует риск потерять этот взнос). А азартные игры, проводимые вне специальных игровых зон и без соответствующего разрешения (а такое разрешение могут получить только юридические лица – организации), – вне закона. По моему мнению, такой конкурс не является азартной игрой, поскольку получение приза в нем является следствием выполнения определенной работы, а не следствием наступления какого-либо события вне воли участника.
Резюмируя все вышесказанное, обращаю ваше внимание на то, что юридическое оформление такого конкурса – вещь нешуточная, требующая внимания и проработки. Ведь существует достаточно много рисков – это и споры с участниками, и возможные неприятности с контролирующими органами (например, в случае неправильного оформления условий), и негативные налоговые последствия. Следовательно, если вы не преследуете цели заняться этой деятельностью на постоянной основе, нужно весьма хорошо подумать – так ли необходим вам этот конкурс? Если же проведение этого мероприятия необходимо, рекомендую вам обратиться к специалистам для консультаций относительно юридического оформления конкурса.
Проведение закрытого конкурса по 44-ФЗ с ограниченным участием
Особенность закрытого конкурса с ограниченным участием состоит в том, что заказчик направляет приглашения выбранным контрагентам, которые удовлетворяют установленным законом критериям и имеют нужные ресурсы для исполнения заказа. Затем проводится предквалификационный отбор и выбирается победитель, чье предложение для заказчика оказывается наиболее выгодным.
Процедура проведения простого закрытого конкурса и с ограниченным участием почти одинаковая. Она во многих моментах совпадает и с регламентом других конкурсных процедур. Но здесь также должны выполняться требования к закрытым закупкам в отношении публикации информации.
Кроме того, при проведении закрытого конкурса с ограниченным участием имеются такие особенности:
- Итоги предквалификационного отбора оформляются протоколом в двух экземплярах. Этот документ передается в федеральный орган исполнительной власти.
- Копии вышеуказанного протокола направляются максимум до окончания следующего рабочего дня с даты его подписания.
- По итогам оценки заявок участников оформляется протокол, который направляется в органы исполнительной власти для рассмотрения.
- Копии протокола по итогам оценки заявок направляются заинтересованным сторонам.
То есть отличие конкурса с ограниченным участием состоит том, что допуск заявок проходит в два этапа – предквалификационный отбор, а затем прошедшие его субъекты допускаются к основной тендерной процедуре.
Уже на стадии предквалификационного отбора заказчиком могут быть отсеяны все заявки из-за несоответствия участников выдвинутым требованиям. Такая ситуация является основанием для признания конкурса несостоявшимся. В этом случае заказчик инициирует повторную процедуру для поиска поставщика.
Когда из всех поступивших заявок только одна соответствует требованиям, то подавшая ее компания становится исполнителем контракта, то есть договор заключается с единственным поставщиком.
2. Случаи проведения закрытого конкурса
- Закупка товара, работы или услуги для нужд федерации, при условии, что данные о нуждах являются гостайной.
- Закупка товара, работы или услуги, данные который являются гостайной и содержат такую информацию в своей документации.
- Услуги страхования, транспортировки и охране ценностей госфонда драгоценных металлов и камней России. Историческое достояние страны ( предметы искусства, рукописи, картины и т.д).
- Закупка услуг для обеспечения деятельности судебных приставов (часть 2 статьи 84)
Закрытый конкурс проводится в рамках двух законов, первый который мы рассмотрим в этой статье, будет закрытый конкурс по 44-ФЗ. Поскольку мы рассмотрели случаи при которых проводится закрытый конкурс, рассмотрим инструкция по его проведению в рамках 44 Федерального закона:
-
Пошаговая инструкция участия в закрытом конкурсе для Поставщика
Выше мы уже описали процедуру со стороны заказчика, с полным описанием каждого шага, разберем теперь инструкцию для Исполнителей:
Первым этапом на пути к участию в закрытом конкурсе является получение приглашения от организатора закрытых торгов.
После того, как вы получили приглашение на принятие участия, вам следует создать заявку и отправить заказчику для того, чтобы вас внесли в список участников процедуры.
Исполнителю после отправки заявки, нужно оплатить затраты Заказчика на пересылку документации к конкурсу и ждать когда Заказчик отправить такую документацию. Напомним, она должна быть получена в письменной форме.
Если вы победили, то Заказчик должен направить вам документ-договор, вам следует изучить его и подписать, отправив обратно Заказчику. Данная процедура происходит в том же формате, что и в любой открытой процедуре.
Как подготовить извещение
Открытый конкурс — это общедоступная процедура. Готовое извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в Единой информационной системе, а просматривать информацию и участвовать в закупке вправе неограниченный круг лиц. Документы заказа размещаются в открытой части Единой информационной системы. Закупочные регистры готовятся по общим правилам. В ЕИС размещают конкурсную документацию (с 01.01.2022 это необязательно), извещение, проект контракта. Заказчик описывает объект заказа, составляет техническое задание, рассчитывает НМЦК (ст. 54.3 44-ФЗ). Но это не все. Важным шагом при формировании документов открытого конкурса является определение критериев оценки.
Критерии оценки — это ценовые (стоимостные) и качественные (нестоимостные) показатели, характеризующие объект закупки. К качественным характеристикам относится опыт исполнения аналогичных заказов, деловая репутация, отраслевая специфика, штат специалистов и прочее.
До 31.12.2022 включительно извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсная документация размещаются в ЕИС не позднее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания подачи заявок от участников. С 01.01.2022 сроки меняются: опубликовать извещение следует не позднее 15 дней до окончания срока подачи заявок (п. 1 ч. 3 ст. 42 44-ФЗ).
Заказчики не ограничиваются Единой информационной системой и публикуют извещение (составляем в соответствии со ст. 54.2 44-ФЗ) на других официальных сайтах и открытых интернет-ресурсах. Объект закупки и размер обеспечения заявок менять нельзя, а вот корректировка других положений документации не запрещена. Главное — не нарушать сроки. В 2022 году вносить изменения допускается не позднее пяти дней до даты окончания приема предложений (ч. 4 ст. 54.2 44-ФЗ). А с 01.01.2022 заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме не позднее 1 рабочего дня до даты окончания срока подачи заявок (ч. 4 ст. 42 44-ФЗ). После внесения изменений срок подачи заявок продлевается не менее чем на 10 рабочих дней в 2022 (ч. 4 ст. 54.2 44-ФЗ). А с 01.01.2022 срок между днем, следующим за днем внесения изменений, и днем окончания приема заявок составляет не менее 10 дней (п. 1 ч. 4 ст. 42).
В 2022 году отменяют процедуру не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи предложений, а в 2022 — не позднее чем за 1 рабочий день (ч. 1 ст. 36, п. 1 ч. 2 ст. 36 в новой редакции 44-ФЗ).
Приведем сравнительную таблицу сроков проведения открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ по старым и новым правилам.
Процедура открытого конкурса | До 01.01.2022 | С 01.01.2022 |
---|---|---|
Срок подачи заявок | Не менее 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок | Не менее 15 дней до окончания срока подачи заявок |
Внесение изменений в извещение | Не позднее чем за 5 дней до окончания подачи заявок | Не позднее чем за 1 рабочий день |
Продление срока подачи предложений после внесения изменений | Не менее 10 рабочих дней с даты размещения изменения до даты окончания подачи предложений | Не менее 10 дней между такими датами |
Отмена электронного конкурса | Не позднее чем за 5 дней до окончания подачи заявок | Не позднее чем за 1 рабочий день |
Подача запроса о разъяснении | Не позднее чем за 5 дней до окончания подачи заявлений от участников | Не позднее чем за 3 дня |
Рассмотрение первых частей | Не дольше 5 рабочих дней, а если НМЦК меньше 1 млн рублей, то не больше 1 рабочего дня | Не дольше 2 рабочих дней |
Подача окончательных предложений | Рабочий день, следующий после истечения 1 рабочего дня с даты рассмотрения первых частей | Рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей |
Рассмотрение вторых частей | Не больше 3 рабочих дней, а при НМЦК меньше 1 млн не больше 1 рабочего дня с даты направления вторых частей | На позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей |
Подведение итогов | Не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора ЭП протокола окончательных предложений | Не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем получения ценовых предложений |
Заключение договора управления многоквартирным домом
Победитель открытого конкурса в течение 10 рабочих дней с момента утверждения протокола конкурса предоставляет организатору подписанный им проект договора управления МКД. А в течение 20 дней с этого же момента он должен передать подписанные им проекты договора управления МКД жильцам для подписания указанных документов с их стороны. Если победитель не осуществит этот алгоритм действий в указанный срок, то будет считаться уклонившимся от заключения договора управления МКД.
В таком случае шанс стать победителем предоставляется другому участнику конкурса с наибольшим после победителя объёмом предоставляемых услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД за назначенную организатором плату. Если и этот участник за указанный период времени не успеет предоставить подписанный договор управления, то организатор вправе через суд заставить его выполнить свои обязательства. Если победитель является единственным участником конкурса, то в случае его уклонения от своих прямых обязанностей, организатор вправе через суд заставить его заключить договор управления МКД или, в противном случае, взыскать с него возмещение убытков.
Федеральная контрактная система предусматривает особый конкурентный способ заказа, когда заказчики руководствуются не ценовыми, а качественными критериями (ст. 54.1-54.7 44-ФЗ). Объявляя закупку, контрактный управляющий (закупочная комиссия) устанавливает критерии оценки. По сути, эти критерии — это показатели качества, которыми руководствуются члены комиссии при определении победителя. Открытый конкурс — процедура, призванная выявить того поставщика, который предложит наилучший вариант исполнения контракта по указанным в документации условиям. Конкурс проводят, если необходимо закупить специфические товары, работы и услуги, требующие особые характеристики и детальное изучение.
Организация проведения открытого конкурса
Организатор открытого конкурса за 5 рабочих дней до информирования о его проведении должен определить состав и порядок работы конкурсной комиссии, создать её и назначить председателя, а также утвердить протокол. Организатор конкурса может одновременно создать несколько постоянно действующих комиссий, которым выдаются полномочия сроком на 2 года.
- основание со ссылкой на нормативные правовые акты;
- название и реквизиты организатора;
- характеристика конкурсного объекта;
- перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту;
- размер платы за содержание и ремонт общего имущества;
- перечень коммунальных услуг, предоставляемых УК;
- адрес официального сайта;
- срок, место и порядок предоставления конкурсной документации и заявок на участие;
- место, дата и время рассмотрения заявок и вскрытия конвертов с заявками;
- место, дата и время проведения конкурса;
- размер обеспечения заявки на участие в конкурсе.
- всех собственников и нанимателей помещений в МКД;
- всех принявших помещения от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию по передаточному акту или другому документу о передаче.
Для того, чтобы стать участником открытого конкурса, нужно подать заявку по форме. Срок подачи заявок составляет 25 дней. Приём заявок прекращается непосредственно перед началом вскрытия конвертов.
- сведения и документы об участнике:
- Название, организационно-правовую форму, юридический и почтовый адрес, выписку из ЕГРЮЛ — для юридического лица.
- ФИО, паспортные данные, место регистрации, выписку из ЕГРИП — для ИП.
- номер телефона;
- документ, подтверждающий правомочность участника на осуществление действий от имени юридического лица или ИП;
- реквизиты банковского счета;
- документы (заверенные копии), подтверждающие соответствие участника установленным конкурсным требованиям:
- О внесении средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
- О соответствии участника требованию, установленному пп. 1 п. 15 настоящих Правил.
- Бухгалтерского баланса за последний отчётный период.
- реквизиты банковского счёта для внесения собственниками и нанимателями помещений в МКД платы за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги.