Административное право России

В первой из них содержатся нормы, с помощью которых регулируются административно-правовые статусы гражданина, органов управления и их работников, государственных и муниципальных организаций, методы воздействия органов управления.

Понятие, предмет и метод административного права

Административное право представляет собой сложную самостоятельную отрасль права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Будучи неотъемлемой частью системы российского права, административное право соотносится с ней как часть и целое и тесно связано с другими отраслями российского права.

Разграничение между различными отраслями проводится в основном по предмету правового регулирования.

Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, отличающихся принципиальной однородностью и регулируемых данной отраслью. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.

В теории административного права отмечается, что административное право – это управленческое право.

Назначение административного права – регулирование особой группы общественных отношений, специфика которых заключается прежде всего в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации исполнительной власти, государственного управления всем комплексом экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

С учетом изложенного административное право может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления).

Методы административного права

Метод правового регулирования административного права заключается во властных предписаниях. Это императивный метод, который предписывает неукоснительное соблюдение требований, содержащихся в административных нормах права. Для него характерно состояние подчиненности с одной стороны (граждан) воле другой стороны (должностных лиц), включая их юридическое неравенство, обязательность исполнения и отсутствие возможности выбирать.

Что касается административно-правового регулирования властных отношений (подчинение, господство), то с его помощью в область администрирования включаются демократические начала, выражаемые контролем деятельности органов публичной администрации, а также правом граждан обжаловать неправомерную работу должностного лица, наличием демократических процедур в ходе формирования публичной администрации.

READ
ИП входит в пенсионный стаж – помощь юриста

Преобладание императивного административного метода при наличии расширяющейся демократии, может быть дополнено гражданско-правовыми методами.

Тем не менее, принципы подчинения и господства способны характеризовать отношения между государственными органами и должностными лицами, а также между гражданами и нижестоящими органами.

Вместе с этим КоАП РФ включает обязанность граждан регулировать взаимоотношения в общественных местах. Они должны делать это самостоятельно, соблюдая и уважая права и свободы друг друга.

Источники административного права

Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти и государственного управления, содержащие нормы административного права.

Источники административного права делятся на:

  • федеральные источники права, которые принимаются федеральными государственными органами и действуют на территории всей страны;
  • источники права субъектов РФ – принимаются органами государственной власти субъектов РФ и действуют на территории данного субъекта.

К федеральным источникам административного права относятся:

  • Конституция РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее ;
  • федеральные конституционные законы, федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее и Совета Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее ; указы Президента РФ, постановления Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее ;
  • правовые акты, которые устанавливают правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Источниками административного права субъектов РФ являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик – субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, которые принимаются в пределах предоставленных им полномочий.

Функции административного права

Рисунок 1. Функции административного права

Понятие, предмет и система гражданского процессуального права

1. Понятие, предмет и система гражданского процессуального права Гражданское процессуальное право представляет собой совокупность и систему правовых норм, предметом регулирования которой являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия в гражданских

Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей. Данное разделение является традиционным, характерным для всех отраслей права не только российского, но и зарубежного, а также международного

READ
Увеличение исковых требований в арбитражном процессе

Заключение

Административное право – это система правовых норм, которые охватывают широкий круг публичных отношений.

Если говорить простыми словами, оно регулирует исполнительную власть государства и всё, что с ней связано.

Пока что кодифицирован только институт административной ответственности (КоАП). Другие нормы собрать в единый нормативно-правовой акт затруднительно, потому что отрасль затрагивает самые разные отношения, и последние постоянно меняются.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Да какое там равенство перед законом, попробуйте пьяного судью задержать или прокурора, им можно в таком состоянии садиться за руль, депутаты тоже неприкосновенны, вот, на этих двух примерах видно, что нет никакого равенства перед законом.

Само административное право усложнилось, сейчас, в век компьютеризации и автоматизации, чиновников больше чем в СССР, бюрократия страшная, а всё для того, чтобы с трудового народа последнее содрать и усложнить гражданам путь для реализации своих прав.

Василий: а на вскидку скажите, в какой стране все обстоит не так, как Вы описали. Вот уж ее жители посмеются.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Приведение в исполнение административной ответственности подразумевает применение административного наказания.

Административное наказание — определённый способ исполнения административной ответственности, предусмотренный законом, направленный на правонарушителя с целью предупреждения следующих правонарушений.

В зависимости от тяжести совершённого правонарушения могут применяться различные виды административных наказаний.

  • Предупреждение. Письменное уведомление о порицании физического или юридического лица.
  • Административный штраф. Денежное взыскание. В РФ административный штраф может составлять от 0,1 до 25 минимальных заработных плат для частных лиц, до 50 — для должностных и до 1000 — для юридических.
  • Принудительное изъятие. Судья может назначить изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения с последующей продажей данных вещей и возмещением бывшему собственнику полученной после реализации суммы за вычетом всех расходов.
  • Конфискация. Судья может назначить изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения с последующей передачей в собственность федерации или субъектов РФ.
  • Административный арест. Судья может назначить кратковременную изоляцию человека от общества за нарушение административного порядка (до 15 суток), требований режима чрезвычайного положения или в зоне проведения контртеррористической операции (до 30 суток).
  • Лишение специальных прав. Судья может назначить кратковременное лишение некоторых прав человека за систематическое и грубое нарушение административного порядка.
  • ВыдворениезапределыРФ (депортация). Касается иностранных граждан и лиц без гражданства. Назначается судьёй в предусмотренных законодательством РФ случаях.
  • Дисквалификация. Судья может лишить физическое лицо права занимать определённые должности (руководство в исполнительных органах юридических лиц, вхождение в совет директоров, управление юридическим лицом) на срок от полугода до трёх лет.
  • Приостановлениедеятельности. Судья может ограничить деятельность физического лица в юридическом учреждении.
READ
Договор аренды магазина: образец, бланк, скачать

Источники административного права

Основным законодательным актом, регулирующим административные правоотношения, является новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 1 данного Закона, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кроме этого, к источникам можно отнести приказы и постановления министерств и ведомств, распоряжения и постановления органов местного самоуправления (городских и районных администраций), а также приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

Задачами законодательства об административных правонарушениях, согласно законодательству об административных правонарушениях, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В основе административной ответственности всегда лежит административное правонарушение. Лица, совершившие административные правонарушения, согласно административному законодательству, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Основанием для применения мер ответственности может служить только совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

READ
Как заполнить сведения для медико социальной экспертизы

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, за нарушение которых законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административное право России

В тексте учебника «Административное право России» были учтены последние изменения в административном законодательстве, новейшие взгляды и идеи, касающиеся развития этой чрезвычайно важной для функционирования всей государственной системы отрасли юридической науки.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

ГЛАВА 3. НОРМЫ И ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

ГЛАВА 4. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ГЛАВА 5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОТРАСЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

РАЗДЕЛ II. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СТАТУСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ

ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ

§ 7. Воинская обязанность граждан Российской Федерации

ГЛАВА 7. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ПАСПОРТНОГО РЕЖИМА

ГЛАВА 8. ПРАВО ГРАЖДАН НА ЗАЩИТУ ОТ НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (РЕШЕНИЙ) И БЕЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ, ЕЕ ОРГАНЫ И СЛУЖАЩИЕ

ГЛАВА 9. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ГЛАВА 10. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ГЛАВА 11. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ

ГЛАВА 12. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РАЗДЕЛ IV. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИГО СУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ГЛАВА 13. АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ГЛАВА 14. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ГЛАВА 15. НЕГЛАСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ГЛАВА 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ

РАЗДЕЛ V. МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ГЛАВА 17. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ГЛАВА 18. ПООЩРЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ГЛАВА 19. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР

ГЛАВА 21. СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ

РАЗДЕЛ VI. ПРИНУЖДЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ

READ
Пересечение границы Турции

ГЛАВА 22. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

ГЛАВА 23. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕСЕЧЕНИЕ

ГЛАВА 24. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ГЛАВА 25. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ

ГЛАВА 26. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

ГЛАВА 27. СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

§ 2. Административное расследование

ГЛАВА 28. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕЛ

ГЛАВА 29. ДИСЦИПЛИНАРНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ

РАЗДЕЛ VII. РЕЖИМ ЗАКОННОСТИ (ПРАВОЗАКОННОСТИ) В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ГЛАВА 30. СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ГЛАВА 31. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ДЕМЬЯН НИКОЛАЕВИЧ БАХРАХ

«Административное право России»

Учебник для вузов

Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»

Глава 21, § 8 главы 10, § 7 главы 12, § 4 и 6 главы 13, § 2 главы 16, написаны в соавторстве с кандидантом юридических наук, доцентом С.Д. Хазановым.

Главы 16 написаны в соавторстве с кандидатом юридических наук. доцентом А.В. Деминым.

В тексте учебника «Административное право России» были учтены последние изменения в административном законодательстве, новейшие взгляды и идеи, касающиеся развития этой чрезвычайно важной для функционирования всей государственной системы отрасли юридической науки. В нем рассматриваются основные институты и субъекты административного права, права и обязанности граждан в отношениях с государственной администрацией, вопросы административной ответственности. Кроме того- вопросы, ранее весьма мало освещавшиеся в учебной литературе (разрешительная система, административная опека, особенности налоговых правонарушений). Учебник богато иллюстрирован текстами как федеральных нормативных актов, так и актов субъектов Федерации. Также в нем приводятся наиболее показательные примеры судебной практики.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших юридических учебных заведений.

Понятие административного права

Громов, Р. М. Понятие административного права / Р. М. Громов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33447/ (дата обращения: 12.02.2022).

Ключевые слова: административное право, отрасли права, предмет административного права

На современном этапе развития юридической науки произошел процесс утверждения мнения о отличительных особенностях отраслей права друг от друга, наиболее обсуждаемыми вопросами в науке являются прежде всего предмет и метод правового регулирования. В правовой литературе содержания и структуры предмета административного права имеются самые разные суждения.

READ
Как наказать мошенников в данной ситуации?

Для определения административного права мы обратимся к известному специалисту практической и научной школы А. В. Мелехину, который предложил следующую его трактовку: «Понятие административного права представляет собой независимую, самостоятельную отрасль в правовой системе Российской Федерации. Оно относится к публичному праву. Важность этой отрасли права обусловлена ее предметом. Административное право регулирует наиболее важные, в понимании государства, отношения, которые возникают при взаимодействии, как с самим государством, так и с его различными органами исполнительной власти. Именно в этом обстоятельстве и заключается его публичность». [1, c. 17]

Один из видных исследователей — Д. Н. Бахрах отмечал, «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями» [2, с. 32]

Иное рассуждение по вопросу предмета административного права имеет Ю. М. Козлов — «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

  1. управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
  2. управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
  3. управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
  4. отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий». [3, с. 53]

Таким образом, Ю. М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти.

Б. Н. Габричидзе разграничивает предмет регулирования «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право». [4, с. 22] Ученый в данном труде утверждает, что роль гражданина остается на «вторых ролях», уступая ведущую роль исполнительной власти, однако административно-правовая связь и статус гражданина четко ограничивается его обязанностями перед государством. Одним из часто употребляемых терминов в административном праве является ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями. Контролирующая функция за деятельностью органов государственной власти, звеньями и подразделениями исполнительной власти, а также иными административными структурами.

READ
Ответственность за обналичивание денег

Включая вышеизложенные аргументы можно обобщить — вопрос предмета административного права, в современных условиях, требуется видоизменить ранее действующий подход к предметным ориентирам административного права с новых демократических позиций.

Административное право при этом фигурирует как одна из важных отраслей правовой системы России, которая регулирует особые отношения в социальном пространстве. Первостепенной особенностью этой правовой отрасли состоит в том, что они появляются, имеют развитие и заканчиваются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

В этих общественных отношениях соответственно следующие определенные государством ориентиры:

  1. прописанная в Конституции РФ политика государства в области соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, с возможностью в дальнейшем обеспечить достойную жизнь и свободное развитие и образование человека;
  2. многообразные задачи, которые реализуются в политике особого вида государственной деятельности, применительно к практической плоскости исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;
  3. подчеркивается главенство публично-правовых интересов в регулятивной сфере общества, прямом соответствии с государственно-правовыми средствами воздействия на общественные связи.

Часто административный род общественных отношений называют управленческими, т. к. они и предметно образуют административно — правовую действительность.

Относительно связей и природы управленческую направленность административного права можно наблюдать, в частности, в отношениях, возникающих во взаимодействиях с негосударственными формированиями — общественными объединениями, [5, с. 97] коммерческими структурами и другими организациями, которые как может показаться не относятся к прямому предмету административного регулирования. Однако, даже внутрипрофсоюзные или внутрипартийные образованные структуры требуют обеспечения самоорганизации во внутреннем регламенте, хоть напрямую и не отождествляют себя с государственными интересами.

Из этого примера видно, что административные методы правового регулирования не безразличны к деятельности негосударственных организаций и формирований. Однако нормы административного права оказывают регулятивное воздействие на них только в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством и необходимо.

Отличительной чертой, регулятивной роли административного права является его особенность — функционирование в системе исполнительной власти.

Выводом данному суждению служит государственно-управленческая деятельность, которая по своему правовому назначению является управленческим, или его еще называют — правом управления.

READ
Кто считается иждивенцем

В системе регулирования административное право, как мы уже говорили выше, в «общественных отношениях исключает принцип равенства участников, объяснение этому дают властные полномочия исполнительных органов, предоставленные им государственной системой». [6, с. 22]

Органы и должностные лица функционирующие в исполнительной системе власти обозначаются специальными субъектами, которые повсеместно участвуют в отношениях, регулируемых административным правом и отношения без их участия не могут относится к предмету административного права.

Однако взаимодействие субъектов, при участии органов исполнительной власти могут совершать похожие действия, характерные и другими отраслям права: гражданско-правовые сделки например. В таком случае следует говорить о уместном взаимодействии отраслей права: гражданском, трудовом, финансовом, земельном и других. Поэтому присутствие субъекта исполнительной власти в общественных отношениях не во всех случаях достаточно для квалификации его в качестве управленческого. «Например, конституционные нормы регламентируют основы взаимоотношений Правительства РФ — высшего звена системы органов исполнительной власти — с Государственной Думой РФ, т. е. с органом законодательной власти. Отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они могут восприниматься в качестве таковых и регулируются нормами конституционного права». [7, с. 53–56]

Таким образом, ученые — исследователи выявили следующие критерии, необходимые для определения предмета административного права:

  1. «сфера государственного управления, охватывающая любые проявления государственно-управленческой деятельности;
  2. наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;
  3. реализация ими распорядительных полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности». [8]

Управление и участие в нем административных инструментов были в истории всегда, существуют и в настоящее время, они, как и семейные, экономические связи, появились намного раньше, чем юридические нормы.

  1. Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации: курс лекций / А. В. Мелехин. — М., 2013.
  2. Бахрах Д. Н. Административное право: учебник; 5-е изд. [перераб. и доп.] / Д. Н. Бахрах. — М.: Эксмо, 2010.
  3. Козлов Ю. А. Административное право: учебник; М.: Юристъ, 1999.
  4. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Курс административного права РФ. М., 2012.
  5. Громов Р. М., Морозова О. С. Политико-религиозные аспекты российской государственности в XX-XXI вв.: Монография. Рязань, 2012.
  6. Костькова О. В. Административное право: учебное пособие. М., 2014.
  7. Громов Р. М. Анализ места и функций коммерческих банков в современной кредитной системе России // Вопросы экономики и управления. Казань, 2016. — № 1.
  8. Попов Л. Л. Административное право России. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2014.
READ
Похищение человека, комментарий

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, отношение, государственно-управленческая деятельность, предмет, государственное управление, орган, правовое регулирование, связь, сфера.

Административное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, правил поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством, должностными органами и специально уполномоченными органами власти, обеспечиваются мерами государственного принуждения с целью регулирования управленческих отношений, которые возникают в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности негосударственных организаций, которые уполномочены осуществлять управленческие функции.

Ссылка на основную публикацию