Порядок прекращения сервитута земельного участка

На нашем сайте вы также найдете публикации, рассказывающие о том, в чем разница между частным и публичным сервитутом и как наложить обременение на часть земельного участка.

Статья 48 ЗК РФ. Основания прекращения сервитута (действующая редакция)

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:

в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;

более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

READ
Когда ИП на ПСН могут не применять кассы

6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

1) нарушение порядка установления публичного сервитута;

2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

Порядок прекращения сервитута земельного участка

ЗК РФ Статья 48. Основания прекращения сервитута

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 48 ЗК РФ

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Публичный сервитут, за исключением публичного сервитута, установленного в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае истечения срока публичного сервитута он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца срока публичного сервитута. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.

(п. 3 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

4. Публичный сервитут, установленный в порядке, предусмотренном главой V.7 настоящего Кодекса, прекращается на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, в случаях, если:

READ
Регистрация СНТ: пошаговая инструкция, как организовать

1) деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет;

2) в срок, установленный пунктом 2 статьи 39.46 настоящего Кодекса, не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и (или) юридическим лицам;

3) не внесена плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и (или) юридическим лицам:

в срок более чем шесть месяцев со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом;

более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

4) обладатель публичного сервитута отказался от него.

(п. 4 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

5. При наступлении обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 4 настоящей статьи, решение о прекращении публичного сервитута может быть принято уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, самостоятельно или по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом. Решение о прекращении публичного сервитута по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.38 настоящего Кодекса, по заявлению правообладателя земельного участка, обремененного публичным сервитутом.

(п. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

6. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наличии следующих оснований:

1) нарушение порядка установления публичного сервитута;

2) отсутствие возможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества или возникновение существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута, за исключением случаев, если публичный сервитут установлен в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса;

3) изменение документации по планировке территории, в соответствии с которой был установлен публичный сервитут, предусматривающее иное местоположение инженерного сооружения, в целях размещения которого был установлен публичный сервитут, с учетом срока переноса указанного инженерного сооружения (при наличии такого срока);

READ
Льготы сельским учителям пенсионерам в 2022 году

4) осуществление обладателем публичного сервитута деятельности, для обеспечения которой был установлен публичный сервитут, с нарушением требований федеральных законов, технических регламентов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) условий осуществления публичного сервитута, предусмотренных решением об установлении публичного сервитута и (или) соглашением об осуществлении публичного сервитута;

5) в связи с обстоятельствами, указанными в подпунктах 1 и 3 пункта 4 настоящей статьи.

Какими законами регулируется снятие обременения?

Сервитут, как право ограниченного пользования чужим имуществом регулируется нормами гражданского законодательства, так как именно эти нормы закона позволяют в полном объёме отразить суть обременений, накладываемых на чужие вещи и недвижимое имущество.

Право сервитута, как ограниченного использования земельного участка в целях обеспечения нормального функционирования других участков, рассматривается в статьях 274, 275 и 276 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Именно они подробно регламентируют порядок установления такого обременения, основ его использования, а также прекращения.

ГК РФ Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

  1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Однако, так как сервитут подразумевает под собой право пользования, то для его регулирования заключается соответствующий договор. В момент прекращения действия такого договора прекращается и действие сервитута. Эта особенность договора рассматривается в Главе 29 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Несмотря на то, что регулирование права сервитута достаточно подробно осуществляется в гражданском законодательстве, все, что касается права обременения чужих земельных участков, рассматривается в Земельном Кодексе Российской Федерации.

В рамках этого нормативного акта законодатель посвятил вопросам оснований возникновения и прекращения сервитута Главу 5.3, а также статью 48, уделив особое внимание тем основаниям, по которым может произойти прекращение установленного обременения.

ЗК РФ, Статья 48. Основания прекращения сервитута

  1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
READ
Можно ли отказаться от отпуска?

Основания для этого действия

Когда действие земельного сервитута прекращается — это очень часто означает, что наложенное обременение снимается, и собственник недвижимого имущества может пользоваться им в полном объёме. Осуществить такое действие может как инициатор установления обременения, так и владелец обременённого имущества. О правах и обязанностях обладателя сервитута читайте здесь, а о том, кто такой собственник участка, обремененного сервитутом и что он вправе требовать, мы рассказывали в другой статье.

Сервитут может быть прекращён на основаниях предусмотренных статьёй 274 Гражданского Кодекса. В ней указано, что в качестве оснований для отмены сервитута выделяется только две ситуации, которые могут способствовать принятию решения о снятии обременения:

  • в том случае, если на отмене сервитута настаивает собственник обременённого участка, так как в таком ограниченном его использовании отпала какая-либо необходимость (например, условия функционирования рядом расположенного участка стали лучше);
  • либо если из-за установленного обременения участок невозможно использовать в полной мере по его прямому назначению (например, дорога, проложенная по такому участку, не позволяет его владельцу заниматься сельским хозяйством в полной мере или строить дом, хотя надел приобретался именно для таких целей). Если вам интересно узнать, какой объект может быть обременен и существуют ли участки на которые нельзя наложить ограничение, то вы можете прочитать эту статью.

Специальным основанием прекращения сервитута, является желание лица, которое изначально высказывало требования установить такое обременение. В законодательстве это не указано.

Для такого прекращения земельного сервитута достаточно, чтобы инициатор установления обременения отказался от своих претензий по своему желанию и оформил такое решение соответствующим образом (если речь идёт о частном сервитуте, то путём расторжения договора, если о публичном, то через обращение в уполномоченные органы государственной власти для принятия на таком уровне решения об отмене установленного обременения).

Как прекращается обременение?

Основаниями прекращения сервитута могут быть, как уже говорилось выше, желание инициатора установления обременения, либо требования владельца обременённого участка, либо причина невозможности его эксплуатации. Независимо от того, по какому из перечисленных оснований будет происходить его отмена, процедура будет схожей.

Порядок прекращения сервитута:

    На первом этапе происходит составление заявления об отмене сервитута. В тексте такого заявления необходимо указать данные обременённого участка, начиная от его адреса и заканчивая межевыми сведениями, которые будут необходимы для идентификации участка, а также информацию о том, по какой причине происходит прекращение сервитута земельного участка.

READ
Изменение штрафов за отсутствие тахографа в 2022 году

В том случае, если отмена происходит по инициативе лица, требовавшего в своё время установления сервитута, то можно обойтись без заявления – достаточно только составить дополнительное соглашение к договору сервитута, в котором будет указано, в какое время и на каких условиях сервитут прекращает своё действие.

Кроме заявления в такой орган необходимо будет представить также и документы, подтверждающие законность выдвигаемых требований (например, план эксплуатации обременённой части земельного участка, на котором видно невозможность использовать землю по его прямому назначению, либо документальные доказательства того, что использование обременённого участка более не требуется).

С момента подачи такого заявления в уполномоченные органы сотрудникам отводится десять дней на проверку правильности заполнения заявления и предоставленных документов, а также направление заявления на рассмотрение руководителю этого органа.

По общему правилу регистрации состояний земельных участков регистрация такого состояния должна произойти в срок не более десяти дней с момента получения подписанного соглашения или вынесенного Постановления руководителя уполномоченного органа.

Регистрация должна быть осуществлена в органах Росреестра, ответственных за внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость. Таким образом, земельный сервитут прекращается.

Порядок процедуры

Вне зависимости от основания прекращения сервитута, процедура и порядок похожи:

  1. Сначала составляется заявление с требованием об отмене действия обременения собственником участка.
  2. Дальше необходимо предоставить заявление-требование в уполномоченный орган для отмены установленного сервитута.
  3. Составление дополнительного соглашения о расторжении договора или Постановления руководителя уполномоченного органа власти.
  4. Регистрация заключенного соглашения в Росреестре.

Составление требования

  1. Требование составляется на имя руководителя уполномоченного органа исполнительной власти или местного самоуправления.
  2. В тексте заявления-требования нужно указать данные об обремененной земле (адрес, межевые данные и другая информация для идентификации участка), информацию о том, почему требуется прекращение действия ограничения.
  3. Если отмена обременения производится по инициативе лица, которое требовало установить сервитут, то заявление не нужно – достаточно дополнительного соглашения к договору, в нем указывается основание и дата прекращения действия ограничения.
  4. Если же сервитут отменяется по желанию владельцы земли, то заявление об отмене ложится в основу Постановления об отмене обременения (здесь не играет роли публичный это сервитут или частный).
READ
Как выглядит идентификационный номер налогоплательщика

Дополнительные документы

К требованию нужно приложить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность собственника земли;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • технические документы на землю; ;
  • бумаги, подтверждающие законность требования (план эксплуатации обремененной части, где видна невозможность ее применения, документальные свидетельства отсутствия необходимости использования земли или нарушения условий сервитута);
  • заключение эксперта о состоянии участка.

Сотрудники уполномоченного органа власти должны в течение не больше 10 дней проверить правильность заполнения требования, документы и направить заявление руководителю органа для рассмотрения.

После передачи документа в уполномоченный орган, в срок не больше 30 дней его обязаны рассмотреть и вынести решение.

Подписание соглашения

Дальше составляется допсоглашение о расторжении договора или Постановления руководителя органа власти. Здесь время для подготовки документов ограничивается 30 днями со дня вынесения решения об отмене действия обременения.

Подготовка и подписание дополнительного соглашения должны произойти в течение этого срока.

Регистрация в Росреестре

Регистрация должна пройти в срок не больше 10 дней с момента подписания соглашения или вынесения Постановления.

Любые действия с земельным участком и изменения в документации должны фиксироваться в Росреестре.

Происходит процедура в органах Росреестра, которые отвечают за внесение изменений в ЕГРН. Для осуществления этого необходимо подать в орган подписанное допсоглашение, документы на участок, паспорт собственника земли.

Последствия прекращения сервитута

Правовыми последствиями прекращения действия сервитута является:

  • отмена действия условий соглашения о предоставлении прав ограниченного использования земельных территорий третьим лицам;
  • отмена обременения в отношении земельного участка, который был объектом установления сервитута;
  • отсутствие возможности использовать чужие территории третьими лицами, которые были субъектами соглашения о сервитуте на земельный участок;
  • внесение изменений в государственный реестр, который фиксирует смену прав граждан на недвижимое имущество (землю).

Таким образом, отмена действия сервитута заключается в соблюдении законодательных требований и процедуры прекращения действия условий соглашения. Законом предусматривает возможность граждан добровольно заключить соглашение о прекращении действия сервитута, а также подать исковое заявление в судебные органы для совершения процедуры в принудительном порядке.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

READ
Счет в сбербанке вступить в наследство

Осуществление расходов при снятии ограниченных правомочий использования

Следствием прекращения обременения становятся определенные расходы, так как такой процесс относится к совершению юридически значимой деятельности. Основными расходами при этом станет внесение госпошлины за совершение процесса регистрации. В зависимости от владеющего субъекта – гражданина или организации – размер суммы может составлять от 500 до 2000 рублей.

Если подготовка заявления и необходимых документов потребует обращения к специалистам соответствующей подготовки, либо к нотариусу, возможны траты в размере от 2000 до 15000 рублей в зависимости от вида ограничений.

Последствия прекращения частного земельного сервитута

Последствия следующие:

  • Пользователь лишается права пользования вашим земельным участком
  • Вы лишаетесь платы за это пользование
  • Следует обратить внимание на то, что при наличии судебного спора, зачастую повторно договориться об установлении сервитута будет нельзя. Однако если сервитут прекращен по соглашению сторон, при этом впоследствии возникли основания для повторного установления сервитута, препятствовать вам никто не будет

Тем не менее, стоит иметь ввиду, что зачастую процесс прекращения сервитута порождает за собой спор между сторонами. Начинаются суды, в которых побеждают лишь те, кто лучше и правильней к ним подготовился.

В связи с чем, адвокаты Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» готовы помочь не только советом, но и делом в любой ситуации.

«Пособие» по сервитутным спорам

Адвокаты отметили, что в Обзоре разъяснены наиболее актуальные проблемы сервитутного права и разрешены имеющиеся в практике судов противоречия.

В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел, связанных с установлением сервитута на земельный участок, ВС РФ провел обобщение судебной практики и дал разъяснения.

В части, касающейся обращения в суд с иском об установлении сервитута, Верховный Суд указал, что действующее законодательство не содержит требования о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора об установлении сервитута. Лицо, требующее установления сервитута, вправе обратиться в суд, если сторонами не достигнуто соглашение о сервитуте или его условиях. При решении вопроса, какому суду – общей юрисдикции или арбитражному – надлежит рассматривать дело об установлении, изменении условий, прекращении сервитута, необходимо учитывать в совокупности субъектный состав участников спора и характер правоотношений. Не может быть установлен сервитут для обеспечения прохода или проезда к самовольной постройке, в том числе к новому объекту, возникшему в результате самовольной реконструкции недвижимого имущества.

READ
Договор найма жилого помещения — что нужно знать?

ВС РФ также пояснил, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта. С требованием об установлении сервитута вправе обратиться и собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу линейный объект, возведенный после возникновения частной собственности на указанный земельный участок.

Согласно Обзору, если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут.

В части, касающейся условий установления сервитута, ВС РФ разъяснил, что он может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом). Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием. При наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок суду следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон и установить сервитут на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут.

Как пояснил Верховный Суд, удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается, а именно: сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом, содержание сервитута, вид сервитута, сферу действия, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.

ВС РФ обратил внимание судов на то, что отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом, не препятствует государственной регистрации сервитута, кроме случаев, установленных законом.

В части, касающейся установления платы за сервитут, ВС РФ указал, что она определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей. Условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом.

READ
Как правильно оформляется брачный договор?

Адвокат Московской коллегии адвокатов «Центрюрсервис» Илья Прокофьев положительно оценил принятый Обзор, отметив, что в нем разъяснены спорные аспекты, такие как подсудность споров об установлении сервитута, круг лиц, которые вправе обратиться в суд по данной категории споров, установление платы за сервитут и другие.

К ключевым положительным аспектам Обзора, по мнению Ильи Прокофьева, можно отнести относительное уравнивание прав собственников земельных участков, обремененных сервитутом, и собственников земельных участков, для обеспечения использования которых устанавливается сервитут, а также необходимость указания в решениях судов всех условий, на которых устанавливается сервитут. Пункт 11 Обзора разъясняет важное положение о том, что отсутствие в ЕГРП сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом, не препятствует государственной регистрации сервитута, кроме случаев, установленных законом. До настоящего момента позиция судов по этому вопросу была неоднозначной, подчеркнул эксперт.

В целом, добавил Илья Прокофьев, Обзор ВС РФ разъясняет наиболее актуальные проблемы сервитутного права и сложившиеся в практике судов противоречия. «В дальнейшем это должно положительно сказаться на судебной практике и, следовательно, сократить количество споров об установлении сервитутов, рассматриваемых в судах апелляционной и кассационной инстанций», – заключил эксперт.

Аналогичную точку зрения высказал партнер АБ «Ковалёв, Рязанцев и партнеры» Виктор Глушаков. По его словам, Обзор с уверенностью можно назвать пособием по спорам об установлении сервитута на земельный участок. «Коллеги-юристы, в том числе судьи, которые ранее не имели опыта работы по данной категории дел, после изучения Обзора, вероятнее всего, получат необходимые знания как для подготовки правовой позиции по спору, так и для ее оценки в рамках рассматриваемого дела», – уверен эксперт.

В каких ситуациях сервитут нельзя отменить?

В некоторых ситуациях никакая судебная инстанция не может отменить право успешного совместного использования участка. В большинстве случаев речь идет о так называемом публичном сервитуте, подразумевающим право пользования территорией неограниченного числа лиц

Так, отмене не подлежит те выделенные участки, которые необходимы для:

  1. Осуществления права прохода к прибрежной полосе.
  2. Использования территории для охоты и рыболовства, забора водных ресурсов.
  3. Размещения объектов, имеющих публичных интерес, таких как объекты инженерных коммуникаций, транспортной инфраструктуры и другое.
READ
Россельхозбанк ипотека: форма банка, образец 2022 года

При установлении частного сервитута вопросы его отмены может рассматривать только суд.

В заключении стоит обратить внимание на уверенность юристов в непроработанности действующего законодательства в области использования сервитутов.

В том числе отсутствия четко определенных критериев прекращения или принудительной отмены частных вариантов или установления публичных прав пользования, которые часто нарушают права собственника.

Это делает обращение в специализированные юридические структуры одним из ведущих условий как при оформлении такого вида совместного использования земельных территорий, так и в ситуации, когда подписывается любое соглашение о прекращении сервитута.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


В конце указывается список приложений, направляемых совместно с заявлением. Это может быть документация, содержащая факты, на основании которых требуется прекращение ограничений в использовании объекта недвижимости. Помимо этого, потребуется представить доказательства осуществления попытки решения спора о снятии ограничений в досудебном порядке. Если же взыскивается компенсация, нужно установить точную сумму ущерба и представить акты независимого эксперта о нанесенном вреде и справки об оценке понесенного ущерба. Также, нужно представить в суд при подаче заявления платежный документ, свидетельствующий об уплате госпошлины. Её величина для граждан составляет триста рублей.

Каково документальное оформление?

Прекращение сервитута требует обязательной государственной регистрации. Для такой регистрации потребуется представление решения о прекращения сервитута, основанное на прекращении срока действия, указанного при оформлении договора на такое использование земельной территории.

Вступление в силу соглашения сторон о прекращении такого договора, подтвержденное актом органа местного самоуправления, выданным на основании заявления сторон о прекращении сервитута (такое заявление может готовить в свободной форме и требуется только предоставления правоустанавливающих документов на владение территорией и паспортных данных сторон соглашения).

На основании представленных документов в регистрирующем органе по месту расположения земельного участка делается специальная запись в Едином государственном реестре прав.

О том, подлежит ли сервитут государственной регистрации и какие для этого нужны документы, можно узнать здесь.

Ссылка на основную публикацию