Ст 412 ТК РФ 2022 года

Если вы планируете ввести ЭДО в сфере охраны труда, пропишите механизм его реализации в положении о СУОТ. Отраслевые правила, которые уже вступили в силу в 2021 году, допускают возможность ЭДО в области охраны труда.

Изменения в ТК РФ с 2022 года: обзор

Сразу скажем, что в 2021 году были приняты масштабные поправки в Трудовой кодекс РФ в части охраны труда, которые затрагивают каждого работника и любого работодателя. Есть и другие изменения. Из этой статьи узнаете про новую редакцию Трудового кодекса (ТК РФ) и основные изменения в трудовом законодательстве 2022 в виде обзора и таблиц (статья постоянно актуализируется).

Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ с 1 марта 2022 года внёс множество дополнений и изменений в нормы и статьи Трудового кодекса РФ, которые регулируют охрану труда работников.

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЯ, НОВШЕСТВА

ПОЯСНЕНИЕ

Обязательное условие – сотрудник обязан применять СИЗ при выполнении работ с вредными или опасными условиями труда, а также на работах в особых температурных условиях.

За весь период, когда сотрудник отстранен, зарплата не начисляется.

Срок – до снижения класса условий труда по разработанному плану мероприятий. План согласовывают с первичным профсоюзом (при его наличии) и копию направляют в государственную инспекцию труда (ГИТ).

Сотрудникам, занятым на таких работах, на весь период приостановки необходимо предоставить другую работу либо сохранить на время простоя должности и зарплату. Исключение – работы по устранению последствий ЧС.

  • вести электронный документооборот по охране труда;
  • предоставлять документы в ГИТ электронно;
  • следить за безопасностью работ с помощью оборудования видео/аудиофиксации;
  • давать ГИТ удаленный доступ к наблюдению за производством работ и базам электронных документов по охране труда.

Для женщин стали доступны профессии авиационных механиков, инженеров по техобслуживанию самолетов и вертолетов, и другие профессии этой отрасли.

Также для женщин сняты ограничения при выполнении котельных, холодноштамповочных, волочильных и давильных работ, на работах по монтажу и обслуживанию технологического оборудования, ремонта нефтепромыслового оборудования (есть исключения).

В сумме за час женщина не должна перемещать более 350 кг грузов с рабочей поверхности и 175 кг с пола. Разово можно поднимать максимум 15 кг.

До 01.03.2022 нужно было предупреждать только о существующем риске повреждения здоровья.

При отнесении условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки к опасному классу проинформировать работника нужно немедленно.

  • правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, а также применять технологию;
  • следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах выполнения своей трудовой функции;
  • проходить обучение по использованию (применению) СИЗ;
  • незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях используемых оборудования и инструментов, нарушениях применяемой технологии, несоответствии используемых сырья и материалов;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о нарушении работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, требований охраны труда;
  • проходить обязательные психиатрические освидетельствования – в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами трудового права.
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • реализация мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • обучать использованию (применению) СИЗ;
  • соблюдение установленных для отдельных категорий работников ограничений на привлечение их к работам с вредными и/или опасными условиями труда;
  • приостановление при угрозе жизни и здоровью сотрудников работ, а также эксплуатации оборудования, зданий или сооружений, отдельных видов деятельности, оказания услуг – до устранения такой угрозы;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий труда, в т. ч. производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда.

Новое правило – работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из:

  • комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места;
  • оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Его используют при производстве работ/оказании услуг на территории, находящейся под контролем другого работодателя, иного лица.

Включают требования к организации и безопасному содержанию рабочего места.

В частности, сотрудникам нужно обеспечить возможность менять положение. Например, для тех, кто работает стоя, нужно организовать место для сидения.

Расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ к ним сотрудников и возможность быстрой эвакуации при аварии или ЧС.

Оно предусматривает основные задачи, функции и права комитета.

Одна из функций – содействовать работодателю при рассмотрении обстоятельств микротравм и выявлении их причин.

Он также содержит порядок формирования и ведения реестра таких деклараций.

Дело в том, что Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ установил бессрочный статус декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.

READ
Какие нужны документы для получения выписки из ЕГРН

Декларацию работодатель подаёт не позднее 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах спецоценки условий труда в ФГИС СОУТ на рабочих местах, в отношении которых она подается.

Эти и другие основные вопросы, связанные с изменениями и новшествами в ТК РФ по охране труда с 01.03.2022, рассмотрены на нашем сайте в отдельных статьях.

Ст 412 ТК РФ 2022 года

ТК РФ Статья 412. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров.

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, определяется соглашением работодателя (представителя работодателя) и представительного органа работников совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг), может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и представительным органом работников соответствующих требований.

Два принципа обеспечения безопасности труда

В обновленной редакции ТК РФ появится статья 209.1, в которой описаны два основополагающих принципа обеспечения безопасности труда:

  • предупреждение и профилактика,
  • минимизация повреждения здоровья.

Предупреждение и профилактика

Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер.

Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию.

Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2020 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.

READ
Оформление отпуска в отчете 6-НДФЛ
Вид несчастного случая с тяжелыми последствиями групповых тяжелых со смертельным исходом
1 Падение с высоты 8 316 63
2 Падение на ровной поверхности одного уровня 172 8
3 Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. 9 146 57
4 Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и пр. 6 316 77
5 Попадание инородного предмета в тело человека 29 3
6 Воздействие электрического тока 15 13
7 Воздействие дыма, огня и пламени 10 23 11
8 Воздействие вредных веществ 2 11 5
9 Повреждения в результате противоправных действий других лиц 2 55 6

Работодатель обязан постоянно улучшать условия труда, для чего нужно ликвидировать опасные технологические процессы или снижать уровень опасности на рабочих местах. При этом нужно правильно расставлять приоритеты при реализации этих мероприятий. Это и есть принцип предупреждения и профилактики.

Минимизация повреждения здоровья

В идеальном мире, если все меры по предупреждению и профилактике травматизма исполнены, травматизм будет нулевым. Но все равно остаются два фактора:

  • человеческий фактор как самое слабое звено в технологической цепи;
  • сбои в работе техники, которые возможны не только по внутренним, но и по внешним причинам.

Пример. Предприятие много лет закупало запасные части для оборудования у официального представителя завода-изготовителя. Но затем по экономическим причинам стало пользоваться услугами фирм-посредников, а из-за пандемии стажеры не прошли очную подготовку в авторизованном учебном центре. Все это в совокупности увеличило вероятность травм.

Кроме того, работодатель должен обеспечить постоянную готовность локализовать, минимизировать и ликвидировать последствия реализованных опасностей, выявленных в ходе оценки профессиональных рисков. Но ведь и не все риски могут быть в полной мере распознаны. Оценка рисков напрямую зависит от квалификации эксперта.

Если компания провела оценку рисков, но сработал негативный фактор, который не был выявлен, а значит, и минимизирован, она очень сильно рискует. Меру ответственности в этом случае будут определять следственные органы по ст. 143, 216 или 217 Уголовного кодекса РФ.

Основные новшества новой редакции трудового кодекса РФ

Самоконтроль — новое право работодателя

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)».

За неприменение средств индивидуальной защиты — неоплачиваемый простой

В соответствии с новыми требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан будет отстранить от работы работника, «не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты[2], применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях».

Сохранение рабочего места и среднего заработка на время психиатрического освидетельствования

В соответствии с новой редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров, а с 1 марта будущего года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования.

Запретительные меры в сфере труда женщин изменяются на ограничительные

Законодатель следует международному тренду на гендерное равенство. С 1 января 2021 года действует новый Перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается труд женщин[3] (далее — Перечень).

В обновленном Перечне вместо слов о запрете труда женщин на определенных работах предполагается только ограничение на его применение. В документе применяется иная классификация производств и работ[4], где ограничивается женский труд.

Например, новой редакцией предусмотрено, что применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, ограничивается. В действующей редакции применять труд женщин на соответствующих работах запрещено.

Также сняты ограничения по работе женщин на воздушном и водном транспорте и в качестве дальнобойщиков — водителей большегрузных автомобилей. Установлен безусловный запрет только на девять видов работ, которые упомянуты в п. 89–98 Перечня (среди них тушение пожаров, транспортировка, погрузка, разгрузка вручную ядохимикатов и др.). В остальных случаях труд женщин запрещен во вредных и опасных условиях труда, а также когда не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ).

Для гармонизации законодательства (Трудового кодекса РФ и его подзаконного акта — Перечня) вносятся изменения в раздел XII, главу 41, ст. 253 ТК РФ.

Вместе с новой редакцией Трудового кодекса РФ с 1 марта 2022 года вступят в силу и его подзаконные акты

Требования Трудового кодекса РФ, как и сейчас, будут детализированы в его подзаконных нормативных актах.

Охрана труда: апгрейд раздела X «Охрана труда» ТК РФ

Наибольшее количество корректировок внесено в раздел X «Охрана труда» ТК РФ. Далее подробно разберем, что изменилось и на что особенно надо обратить внимание.

READ
Россельхозбанк ипотека: форма банка, образец 2022 года

Комментарий к ст. 412 TК РФ

1. Несмотря на проведение забастовки, стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур, виды и порядок проведения которых (консультации, переговоры и др.) определяют сами стороны.

2. Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, должны обеспечить в период забастовки общественный порядок, сохранность имущества работодателя и работников, а также работу машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

3. В период проведения забастовки должен быть обеспечен определенный минимум необходимых работ (услуг), выполняемых работниками организаций (структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, производственная деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества.

4. Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 901 “О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах” (СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5090).

5. Перечни минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период забастовки, могут быть трех видов: а) федеральные отраслевые (межотраслевые); б) региональные: в) локальные.

6. Федеральные отраслевые (межотраслевые) перечни минимума необходимых работ (услуг) утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по каждой отрасли (подотрасли) экономики по согласованию с соответствующими профсоюзами.

7. Региональные перечни минимума необходимых работ (услуг) разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими профсоюзами на основе федеральных перечней, конкретизируя и определяя порядок их применения на территории субъекта РФ.

8. На локальном уровне минимум необходимых работ (услуг) определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления на основании указанных выше перечней в пятидневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки.

9. В локальный перечень нельзя включать те работы (услуги), которых нет в соответствующих перечнях минимума необходимых работ (услуг).

10. При недостижении на локальном уровне соглашения сторон по поводу минимума необходимых работ (услуг) этот минимум устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.

11. В случае если не будет обеспечен минимум необходимых работ (услуг), забастовка может быть признана незаконной (см. комментарий к ст. 413 ТК).

Виды толкований

Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.

Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.

В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.

Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:

  • Государственная Дума РФ;
  • Президент РФ;
  • законодательные органы на региональном уровне;
  • Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
  • Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.
READ
Юридический адрес ООО

К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.

Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.

По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии.

Комментарии по статье 412 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность сторон продолжить примирительные процедуры в ходе осуществления забастовки. Данная норма направлена на минимизацию ущерба, причиняемого забастовкой. При этом в законе не разъясняется порядок осуществления и виды примирительных процедур, которыми должны воспользоваться стороны во время проведения забастовки. Единственный вывод, который можно сделать в данном случае, заключается в том, что, исходя из ч. 2 ст. 398 ТК, примирительные процедуры должны быть теми же, что и при обычном разрешении коллективного трудового спора. Однако правила, касающиеся сроков, уклонения от участия в этих процедурах и т.п., в данном случае вряд ли применимы.

2. В ч. 2 комментируемой статьи указывается на обязанность осуществления так называемых минимальных услуг участниками коллективного трудового спора, а также органами исполнительной власти и местного самоуправления. Полная остановка работы организации в большом количестве случаев связана не только с временным неполучением доходов работодателем, но и с разрушением оборудования, которое должно работать непрерывно, возможной опасностью для жизни и здоровья людей, причинением значительного ущерба третьим лицам. Во избежание полного запрета забастовок в таких случаях практически во всех странах мира была выработана практика осуществления минимальных работ (услуг) во время забастовки.

Проведение забастовок очень часто связано с нанесением ущерба третьим лицам (как правило, пользователям услуг организации), поэтому установление минимума необходимых услуг часто является компромиссом между реализацией права работников на забастовку и интересами государства и общества. Поэтому в установлении списка минимальных услуг участвуют государственные органы. Осуществление минимальных услуг следует отличать от связанного с ним ограничения на проведение забастовок в жизненно важных службах (см. комментарий к ст. 413 ТК). Эксперты МОТ считают, что основанием для введения минимальных услуг во время забастовки является существование забастовки в жизненно важных службах. Однако, кроме жизненно важных служб в строгом смысле слова, как это понимается в МОТ, считается, что установление таких услуг возможно а) в службах, не являющихся жизненно важными, однако продолжительность и масштабы забастовки в которых могут вызвать острый национальный кризис, а также б) в государственных службах первостепенной важности . Само по себе нанесение забастовкой вреда третьим лицам еще не является основанием для ее запрета. Так, например, неудобства авиапассажиров, связанные с забастовкой авиадиспетчеров, могут быть лишь частично компенсированы осуществлением минимального набора услуг. В отношении конкретных случаев осуществления забастовок Комитет по свободе объединения Административного совета МБТ установил, в частности, что не противоречит принципам свободы объединения установление минимального обслуживания на различных видах транспорта и в почтовой службе <**>.

Свобода объединения: Сборник решений, принятых Комитетом по свободе объединения Административного совета МОТ, и выработанных им принципов. Женева, 1997. С. 116.

<**>Там же. С. 117 – 118.

3. В правоотношениях организации с третьими лицами осуществление забастовки чаще всего признается обстоятельством непреодолимой силы, освобождающим обязанное лицо, на предприятии которого осуществляется забастовка, от выполнения обязательства на срок проведения забастовки. Следует отметить, что данный подход не является универсальным. В некоторых правовых системах (например, в Японии) забастовки исключены из числа обстоятельств непреодолимой силы, поскольку считается, что при установлении должных отношений с работниками работодатель может избежать забастовки. В России этот вопрос в отношении любых субъектов гражданского права не разрешен законодательно. В том случае, если в гражданско-правовом договоре забастовки отнесены к числу таких обстоятельств, они будут считаться обстоятельствами непреодолимой силы; если такой оговорки в договоре не будет, проблема будет разрешена на основе внутреннего усмотрения судьи. Однако из этого правила есть исключения. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 964 ГК, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы в случае забастовок, если законом или договором страхования не предусмотрено иное, а согласно п. 1 ст. 166 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ перевозчик по договору морской перевозки груза не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что эти обстоятельства были вызваны забастовкой. В некоторых иных нормативных правовых актах содержатся аналогичные положения.

READ
Соглашение о пользовании сайтом

СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

4. В настоящее время в Российской Федерации перечень минимума необходимых услуг в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи должен разрабатываться и утверждаться для каждой отрасли (подотрасли) экономики федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 901 были утверждены Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах. В соответствии с этими правилами перечень минимума работ направляется федеральным органом исполнительной власти в отраслевые общероссийские профсоюзы на согласование. Руководители профсоюзов или уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в федеральный орган исполнительной власти. Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный орган исполнительной власти согласованный (завизированный) перечень работ, то он считается согласованным. При наличии разногласий по перечню работ руководитель федерального органа исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с профсоюзами с целью принятия взаимоприемлемого решения. При этом могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников. В Постановлении не устанавливается порядок осуществления функций таких согласительных комиссий, следовательно, органы власти и профсоюзы совместно регламентируют деятельность комиссий и привлекают посредников. С учетом того, что в ч. 6 комментируемой статьи указывается, что в случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ, согласование с профсоюзом носит чисто консультационный характер.

СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 5090.

Перечень работ, согласованный с профсоюзами, утверждается федеральным органом исполнительной власти. Изменения и дополнения вносятся в перечень работ в порядке, установленном для его разработки и утверждения. В настоящее время федеральные органы исполнительной власти приняли следующие нормативно-правовые акты, регламентирующие минимум работ (услуг):

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в рыбной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах, представительствах, утвержденный Приказом Госкомрыболовства России от 25.03.2003 N 110 ;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом МПС России от 27.03.2003 N 12 ;

Перечни минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в организациях, подведомственных МПР России, в период проведения забастовок, утвержденные Приказом МПР России от 18.04.2003 N 330 ;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в химической и нефтехимической промышленности в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 24.04.2003 N 106;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в металлургической отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 15.05.2003 N 118;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях отрасли по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, утвержденный Приказом МПТР России от 20.05.2003 N 101;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в угольной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 193 ;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в медицинской и биотехнологической промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 28.05.2003 N 127;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой отраслях экономики и нефтепродуктообеспечении, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 09.07.2003 N 306 ;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) на период проведения забастовки в организациях здравоохранения, утвержденный Приказом Минздрава России от 25.07.2003 N 326 ;

РГ. 2003. 17 сентября.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в электроэнергетике, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 11.08.2003 N 350 ;

READ
Содержание ученического договора

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в газораспределительных организациях, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 11.08.2003 N 351 ;

РГ. 2003. 17 сентября.

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в торфяной отрасли экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 02.09.2003 N 365 ;

РГ. 2003. 23 сентября.

Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах и представительствах) транспортного комплекса, утвержденный Приказом Минтранса России от 07.10.2003 N 197 ;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, утвержденный Приказом МПТР России от 07.10.2003 N 214 ;

Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых оперативно-производственными подразделениями Росгидромета в период проведения забастовок в организациях, утвержденный Приказом Росгидрометом от 05.10.2003 N 197 ;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в легкой промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 25.12.2003 N 279 ;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в машиностроительной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 25.12.2003 N 280 ;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в медицинской и биотехнологической промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 02.03.2004 N 62 ;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в химической и нефтехимической промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 02.03.2004 N 63 .

5. Часть 5 комментируемой статьи регламентирует порядок достижения соглашения между сторонами спора по поводу обеспечения минимума работ (услуг) в 5-дневный срок после объявления забастовки (представляется, что в законе речь идет о календарных днях). Важным элементом этой нормы является недопустимость включения в указанный минимум тех работ, которые не установлены перечнем, разработанным государственными органами. С момента принятия этих перечней права работников будут защищены более существенно. Из содержания комментируемой статьи можно сделать вывод, что работники не имеют права начать забастовку до тех пор, пока минимум работ (услуг) не будет согласован или в случае отсутствия согласия сторон установлен органом исполнительной власти субъекта РФ.

6. Как указывается в ч. 7 комментируемой статьи, решение органа исполнительной власти субъекта РФ по поводу минимума работ (услуг) может быть обжаловано в суд. Однако в настоящий момент судебная защита работниками своего права на забастовку в данном случае затруднена. Это объясняется тем, что в отсутствие ограничительного перечня минимума необходимых работ (услуг) решение суда по данному вопросу неизбежно будет носить субъективный характер.

7. Решение о признании забастовки незаконной вследствие необеспечения минимума работ (услуг) принимается судом в том же порядке, что и в отношении иных незаконных забастовок по правилам, предусмотренным ст. 413 ТК (см. комментарий к ней).

(c) 2015 – 2022 Трудовой кодекс Российской Федерации. Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Вводная часть

Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Но есть и новшества, которые требуют от работодателя совершения определенных действий. Пример — обязанность отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им средства индивидуальной защиты (см. « У работодателей появилось новое основание для отстранения сотрудника от работы »).

В настоящей статье расскажем об этом и других изменениях, имеющих практическое применение. Все новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.

Комментарий к статье 412 ТК РФ

В ходе проведения забастовки участники коллективного трудового спора должны соблюдать ряд требований, установленных комментируемой статьей:

во-первых, объявление забастовки не освобождает стороны от обязанности продолжить переговоры уже в ходе осуществления забастовки;

во-вторых, в ч. 2 комментируемой статьи указывается на обязанность осуществления так называемых минимальных услуг участниками коллективного трудового спора, а также органами исполнительной власти и местного самоуправления.

Осуществление минимальных услуг следует отличать от связанного с ним ограничения на проведение забастовок в жизненно важных службах (см. коммент. к ст. 413).

READ
Когда лучше брать отпуск в 2022 году - основные правила

Перечень минимума необходимых услуг в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи должен разрабатываться и утверждаться для каждой отрасли (подотрасли) экономики федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 901 были утверждены Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах. В соответствии с этими Правилами, перечень минимума работ направляется федеральным органом исполнительной власти в отраслевые общероссийские профсоюзы на согласование. Руководители профсоюзов или уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в федеральный орган исполнительной власти. Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный орган исполнительной власти согласованный (завизированный) перечень работ, то он считается согласованным. При наличии разногласий по перечню работ руководитель федерального органа исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с профсоюзами с целью принятия взаимоприемлемого решения. При этом могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников.

Так, например, федеральные органы исполнительной власти приняли следующие нормативные правовые акты, регламентирующие минимум работ (услуг):

– Перечень минимума необходимых работ (услуг) в угольной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденный Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 193 ;

– Перечень минимума необходимых работ (услуг) в медицинской и биотехнологической промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утвержденный Приказом Минпромнауки России от 28.05.2003 N 127;

– Перечни минимума необходимых работ (услуг) в нефтяной и газовой отраслях экономики, а также в нефтеперерабатывающей отрасли экономики и нефтепродуктообеспечении, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утвержденные Приказом Минэнерго России от 09.07.2003 N 306 ;

– Перечень минимума необходимых работ (услуг) в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утвержденный Приказом Минпромэнерго России от 27.03.2006 N 57 .

В каждом субъекте РФ разрабатываются и утверждаются региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), в которых конкретизируется содержание и определяется порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ на территории соответствующего субъекта.

Указанный минимум работ (услуг) должен быть согласован между работодателем (его представителем) и представительным органом работников в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки (представляется, что в законе речь идет о календарных днях). Если не удается достичь соглашения по данному вопросу, то этот минимум устанавливается решением органа исполнительной власти субъекта РФ. Это решение может быть обжаловано в суд.

Если ранее несоблюдение указанных в статье требований по поводу обеспечения минимума работ (услуг) давало основание для признания забастовки незаконной, то в соответствии с новой редакцией ч. 8 комментируемой статьи при необеспечении минимума необходимых работ забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и их представителями соответствующих требований .

——————————–
Приведенная новелла должна быть учтена при подготовке и принятии редакции Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2.

Комментарий к статье 412 ТК РФ

1. Выполнение обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, имеет большое значение. Если забастовка проводилась без учета требований ст. 412, она является незаконной и прекращается по решению суда.

2. Главной обязанностью сторон в период проведения забастовки признается продолжение разрешения спора путем проведения переговоров.

Как правило, переговоры проводятся между представителем работодателя и органом, возглавляющим забастовку. Уклонение от участия в переговорах во время забастовки влечет ответственность представителей работодателя в соответствии со ст. 416 ТК.

Переговоры в период проведения забастовки обычно заканчиваются заключением соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае забастовка прекращается.

3. Часть 2 комментируемой статьи конкретизирует положение Конституции РФ об осуществлении прав и свобод человека и гражданина без нарушения прав и свобод других лиц. Реализация работниками права на коллективный трудовой спор и на забастовку не должна повлечь неблагоприятных последствий для других лиц. В частности, необходимо соблюдать общественный порядок, принять меры по сохранности имущества работодателя и других лиц (например, личного имущества работников, находящегося в организации), обеспечению гарантий жизни и здоровья граждан.

Указанные обязанности несет прежде всего организатор коллективных действий – орган, возглавляющий забастовку. Однако и работодатель, и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления должны прилагать усилия и координировать свои действия с целью не допустить злоупотреблений своими правами и нарушений прав и свобод других лиц. В частности, в период забастовки должна быть обеспечена работа машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

READ
Первая группа инвалидности: степени, оформление

Международная организация труда (МОТ) считает правомерным установление такого рода требований для бастующих. Это “минимум работ, обеспечивающих безопасность”. Он устанавливается для того, чтобы предотвратить гибель и причинение вреда здоровью людей, несчастные случаи на производстве, разрушение и порчу машин и оборудования.

Закон не устанавливает порядка определения и примерного набора мер, которые должны быть предприняты для обеспечения работы машин и оборудования. Однако в числе ответственных субъектов называются все участники системы социального партнерства. Это дает основание предположить, что комплекс предусмотренных законом мер должен определяться по соглашению сторон с участием органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

4. Работники организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, проводя забастовку, должны обеспечить минимум необходимых работ (услуг). Основной задачей установления такого условия является необходимость предусмотреть гарантии защиты прав и законных интересов других граждан в строгом соответствии со ст. 17 Конституции РФ и положениями Всеобщей декларации прав человека.

5. Для определения организаций и производств, где необходимо предусматривать минимум необходимых работ (услуг), важно учитывать позицию МОТ, которая относит к жизненно важным службам в строгом смысле слова больницы, организации, обеспечивающие снабжение населения электричеством, водой, предприятия связи и контроля за воздушным движением (Свобода объединения: дайджест решений и принципов, сформулированных Комитетом по свободе объединения МОТ. Женева, 1996. § 544).

Однако эти организации не исчерпывают перечня предприятий, производств, служб, где возможно установление минимума необходимых работ (услуг). Комитет по свободе объединения указывает, что минимум необходимых работ (услуг) может определяться и в случаях, когда продолжительность или масштаб забастовки могут привести к возникновению угрозы нормальным условиям жизни населения, а также при организации забастовки работниками общественных служб исключительной важности (Указ. соч. § 556).

Часть 3 ст. 412 не предлагает конкретного перечня производств и сфер деятельности, которые необходимо отнести к обеспечивающим жизненно важные интересы общества. Предлагаются лишь некоторые общие критерии, например связь деятельности организаций с безопасностью людей и обеспечением их здоровья.

На практике к организациям, связанным с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, относят: медицинские учреждения; предприятия связи, транспорта; предприятия по производству, транспортировке, распределению электроэнергии, газа, воды; некоторые коммунальные службы и т.д. Например, требуется определение и соблюдение минимума необходимых работ (услуг) при проведении забастовки летным составом Аэрофлота (БВС РФ. 1999. N 10), работниками тепловой электростанции (БВС РФ. 1997. N 2), авиадиспетчерами (Определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09.07.1997), водителями скорой медицинской помощи (решение Свердловского областного суда от 14.03.1997 по делу N 3-5-1997 по иску администрации МП “Медавтотранс” к свободному профсоюзу МП “Медавтотранс”, возглавляющему забастовку трудового коллектива МП “Медавтотранс”, о признании забастовки незаконной).

Международная организация труда считает допустимым установление минимума необходимых работ (услуг) для работников организаций, осуществляющих паромную переправу на островах, работников портов, метро, железных дорог, почты и телеграфа, банков, нефтяной промышленности, национального монетного двора и др. (Указ. соч. § 563 – 568).

6. Минимум необходимых работ (услуг) представляет собой перечень работ, которые должны выполняться в период забастовки, с тем чтобы предотвратить причинение вреда жизни и здоровью, безопасности людей и жизненно важным интересам общества.

Исторически идея установления минимума необходимых работ (услуг) появилась как альтернатива ограничению или запрещению забастовок в организациях, связанных с обслуживанием населения (медицинские, транспортные и проч.) либо являющихся ключевыми в национальной экономике (энергетика). Требование законодательства об определении минимума необходимых работ (услуг) в ряде организаций, по существу, расширяет возможности работников по реализации права на забастовку. Так, по законодательству СССР (ст. 12 Закона СССР от 20.05.1991 N 2179-1 “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)” (утратил силу)) не допускались забастовки на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта, городского общественного транспорта, гражданской авиации, энергетики. Теперь большинство работников указанных организаций могут проводить забастовку с соблюдением правила о минимуме необходимых работ (услуг).

Для более четкого и быстрого определения таких работ (услуг) в каждом конкретном случае и создания, с одной стороны, гарантий реализации права на забастовку, а с другой – гарантий прав и законных интересов других граждан ч. 3 комментируемой статьи предусматривает разработку и утверждение перечня минимума необходимых работ (услуг) в каждой отрасли (подотрасли) экономики. Такой перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли, по согласованию с общероссийскими профсоюзами, действующими на этом уровне.

READ
Инструкция по оформлению заявлений без отработок

7. Порядок разработки и утверждения перечня необходимых работ (услуг) определен Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 901 “О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах”.

Указанным Постановлением утверждены Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах.

В соответствии с Правилами (п. 2) перечень работ разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, с участием всех действующих в этой отрасли (подотрасли) экономики общероссийских профессиональных союзов и объединений работодателей.

Подготовленный проект перечня работ направляется федеральным органом исполнительной власти в профсоюзы на согласование.

Руководители профсоюзов или уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в федеральный орган исполнительной власти.

Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный орган исполнительной власти согласованный (завизированный) перечень работ, то он считается согласованным (п. 4 Правил).

При наличии разногласий предпринимаются попытки их урегулировать: проводятся дополнительные обсуждения, могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников (п. 5 Правил).

Перечень работ, согласованный с профсоюзами, утверждается федеральным органом исполнительной власти (п. 6 Правил).

Изменения и дополнения вносятся в перечень работ в порядке, установленном для его разработки и утверждения (п. 7 Правил).

В настоящее время приняты и действуют федеральные перечни в различных отраслях экономики:

Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в организациях, подведомственных МПР России, в период проведения забастовок, утв. Приказом МПР России от 18.04.2003 N 330;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в химической и нефтехимической промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утв. Приказом Минпромнауки России от 24.04.2003 N 106;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в металлургической отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утв. Приказом Минпромнауки России от 15.05.2003 N 118;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в угольной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утв. Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 193;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утв. Приказом Минпромэнерго России от 27.03.2006 N 57;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в судостроительной промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утв. Приказом Минпромторга России от 28.06.2011 N 870, и др.

8. На основе федерального перечня орган исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими территориальными объединениями профсоюзов разрабатывает и утверждает региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), действующие на территории соответствующего субъекта РФ. Региональные перечни также строятся по отраслевому принципу. Например, Постановление Правительства Республики Коми от 21.01.2004 N 9 “О разработке и утверждении перечней минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах соответствующих отраслей (подотраслей) экономики Республики Коми, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества” предоставляет право разрабатывать и утверждать соответствующие перечни республиканским министерствам и ведомствам, координирующим работу конкретных отраслей экономики.

9. Минимум необходимых работ (услуг) у конкретного работодателя или в обособленном структурном подразделении организации определяется по соглашению сторон до начала забастовки – в трехдневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Срок исчисляется в календарных днях, поскольку в законе не оговорено иное.

10. В отличие от ранее действовавшего законодательства установлены два критерия определения круга необходимых работ (услуг): во-первых, во время забастовки выполняются только те работы (оказываются услуги), приостановка которых может повлечь создание угрозы жизни или причинения вреда здоровью людей; во-вторых, круг работ (услуг) определяется указанными перечнями, которые не подлежат расширительному толкованию, т.е. работников нельзя обязать выполнять работы, которые не предусмотрены федеральными или региональными перечнями.

11. В разработке соглашения обязательно участвует орган местного самоуправления. Он выступает как представитель незаинтересованных граждан, права которых не должны быть ущемлены в ходе проведения забастовки. Именно поэтому ему предоставлены полномочия в решении вопроса об определении минимума необходимых работ (услуг).

READ
Как оформить пенсию и льготы в МФЦ: пошаговая инструкция

Если стороны не могут прийти к соглашению, к решению данного вопроса подключается орган исполнительной власти субъекта РФ. Он устанавливает минимум необходимых работ (услуг) и оформляет своим решением (постановлением, распоряжением). С этого момента указанные в таком документе объемы работ (услуг) и порядок (режим) их выполнения становятся обязательными для работников, объявивших забастовку.

12. Решение органа исполнительной власти субъекта РФ может быть обжаловано в суд. Такого рода дела рассматриваются в особом порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством для дел, возникающих из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 24 – 26 ГПК РФ. К таким особенностям необходимо отнести, в частности, возложение обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ст. 249 ГПК РФ).

13. Работники, решившие принять участие в забастовке, но направленные на выполнение минимума необходимых работ (услуг), пользуются гарантиями, предусмотренными ст. 414 ТК. Их труд оплачивается в соответствии с законодательством о труде, коллективным договором, соглашением (см. коммент. к ст. 414).

14. Невыполнение требования закона об обеспечении минимума работ (услуг) в установленном для конкретного случая размере влечет крайне неблагоприятные последствия для работников. В этом случае забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и представительным органом работников соответствующих требований.

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д.

Отв. ред. Ю.П. Орловский “КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”, изд.6-е

На основании комментируемых поправок Минтруд должен утвердить единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств (новая редакция ст. 221 ТК РФ). Когда именно это произойдет, пока не известно. Но даже после появления новых норм организациям и предпринимателям будет разрешено использовать те, что действуют сейчас. Правда, есть ограничение по времени. После 31 декабря 2024 года придется перейти на новые нормы (п. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ).

Статья 412. “Трудовой кодекс РФ” от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021)

Статья 412. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, определяется соглашением работодателя (представителя работодателя) и представительного органа работников совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

Ссылка на основную публикацию