Как изменится Закон о ККТ

Согласно требованиям 54-ФЗ все организации и предприниматели на любых СНО при осуществлении расчетов с физическими лицами обязаны применять онлайн-кассы. Но для некоторых индивидуальных предпринимателей есть отсрочка по кассам, а для некоторых ИП применение ККТ и вовсе необязательно.

Новые правила для ККТ и ФН: изменения с 6 августа 2021 г.

С 6 августа 2021 г. вступают в силу новые требования к онлайн-кассам, фискальным накопителям и операторам фискальных данных.

Однако это не значит, что всем необходимо покупать новую ККТ. Кого коснутся изменения и как к ним подготовиться?

Новые правила контроля за применением ККТ

Автор
Марина Климова
Бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

С 1 июля 2021 года вступил в силу новый закон, определяющий общие принципы и правила государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ – далее Федеральный закон № 248-ФЗ). Это повлекло за собой цепную реакцию: вносятся изменения в законодательство о различных видах контроля и надзора для приведения его в соответствие с названным законом.

Дошла очередь и до контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ – скорректирован Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ). В его новой редакции указано, что организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

С 1 марта 2022 года новые правила начнут применяться (п. 4, 7 ст. 138 Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ). До этой даты организация и осуществление контроля (надзора) за применением ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными актами.

Орган контроля и его полномочия

Контроль (надзор) по-прежнему возложен на налоговые органы.

Предметом контроля и надзора являются правила применения ККТ при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях:

— обеспечения интересов граждан и организаций;

— защиты прав потребителей;

— обеспечения установленного порядка осуществления расчетов;

— полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (ИП).

Интересы налоговых органов не ограничиваются проверкой правил применения ККТ на предмет выявления административных правонарушений. На основе полученных в ходе контрольных и надзорных мероприятий данных делаются также выводы о соблюдении требований учета доходов в целях налогообложения и установленного порядка оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ).

Для достижения поставленных целей налоговые органы:

— ведут, в том числе с помощью автоматизированной информационной системы, мониторинг расчетов с применением ККТ и полноты учета выручки, проводят анализ данных;

— осуществляют наблюдение за применением ККТ;

— проводят удаленные проверки (по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов), а также выездные проверки (по месту нахождения налогоплательщика или месту установки ККТ);

— проводят контрольные закупки;

— запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет ККТ;

— получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе;

— получают беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;

— проводят контрольные (надзорные) мероприятия в отношении правильности учета наличных денег при применении ККТ;

— выносят предписания об устранении выявленных нарушений;

— взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности при осуществлении функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении ККТ.

Подробные правила осуществления каждого из видов контроля (надзора) к моменту вступления в силу нового порядка установит Правительство РФ, но и сейчас, читая только сами Федеральные законы № 248-ФЗ и № 54-ФЗ, мы можем почерпнуть много важного.

Проверки в жилых помещениях

В силу прямого указания закона (абз. 4 п. 2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ) налоговые органы вправе производить выездные проверки соблюдения требований законодательства о применении ККТ по месту нахождения налогоплательщика или месту установки контрольно-кассовой техники, в том числе в жилых помещениях.

Место нахождения налогоплательщика определяется его адресом, указанным в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Это понятие НК РФ разграничивает с понятиями места нахождения филиала, представительства или иного обособленного подразделения налогоплательщика (п. 3, 4 ст. 83 НК РФ).

READ
Носители русского языка порядок получения гражданства

Следовательно, с проверкой ККТ инспекторы могут посетить пользователя либо по т. н. юридическому адресу, либо по месту установки самой ККТ, а это, в свою очередь, может быть и обособленное подразделение, и любой иной объект.

Напомним, при регистрации (перерегистрации) ККТ пользователь сам указывает адрес и место установки (применения) контрольно-кассовой техники. В заявлении приводятся почтовый индекс, регион (код), район, город, населенный пункт, улица, номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер квартиры (помещения), соответствующие фактическому адресу установки (применения) контрольно-кассовой техники и дополнительная информация об адресе, позволяющая идентифицировать (конкретизировать) место нахождения контрольно-кассовой техники.

В случае осуществления торговли через торговый объект указывается местонахождение этого торгового объекта.

В случае применения контрольно-кассовой техники для развозной торговли (оказания услуг, выполнения работ), при осуществлении деятельности такси либо иного вида деятельности указывается наименование и модель транспортного средства и его государственный регистрационный номер (п. 18, п. 19 порядка заполнения формы заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники, утвержденного приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@, письма ФНС России от 15.09.2020 № ПА-4-20/14932, от 23.10.2020 № АБ-4-20/17414@, от 11.02.2021 № АБ-4-20/1680@).

Эти реквизиты обязательно приводятся и в кассовом чеке (БСО) (п. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ).

Проверка осуществляется, в том числе с целью установить находится ли ККТ по заявленному адресу или пользователь допустил нарушение порядка регистрации (перерегистрации) ККТ, за что ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или штраф.

Как видим, в качестве адреса установки ККТ может быть указано, в частности, жилое помещение. Этим и мотивирована новая норма Федерального закона № 54-ФЗ о возможности проведения выездной проверки, в том числе в жилом помещении. Кроме того, в жилом помещении при определенных условиях может быть и место нахождения налогоплательщика, например, для ИП или для организации, если она зарегистрирована по месту жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации.

Но ведь жилище неприкосновенно и по общему правилу никто не вправе заходить туда против воли проживающих. Этот конституционный принцип Федеральный закон № 54-ФЗ не нарушает, поскольку в ст. 25 Конституции РФ оговорено, что для доступа в жилое помещение не требуется согласие проживающих в случаях, предусмотренных федеральными законами или на основании судебного решения. В нашем случае исключение как раз предусмотрено Федеральным законом № 54-ФЗ.

Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий, в частности, имеет право (пп. 1, 5, 7 п. 2 ст. 29, п. 4 ст. 76 Федерального закона № 248-ФЗ, п. 2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ):

— беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением налогового органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) как объекты, где осуществляется предпринимательская деятельность, так и жилые помещения;

— обращаться за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;

— составлять акты по фактам ограничения доступа в помещения.

Напомним, что воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок рассматривается как самостоятельное административное правонарушение, за которое ст. 19.4.1 КоАП РФ (с учетом примечания к ст. 2.4 КоАП РФ) предусмотрена ответственность для должностных лиц организаций и ИП в виде штрафа от двух тысяч до четырех тысяч рублей; для юридических лиц – в виде штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Если действия проверяемого лица сделали проведение проверки невозможным, штраф составит соответственно для должностных лиц и ИП – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Более того, как вытекает из пп. 1 п. 2 ст. 31 Федерального закона № 248-ФЗ, граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, признаются контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, жилыми помещениями, являющимися объектами контроля. Это означает, что, если владелец жилого помещения по месту установки ККТ, даже не имеющий отношения к бизнесу, отказывается пустить проверяющих, он также становится нарушителем и может быть привлечен к административной ответственности, но, естественно, не за нарушения в применении ККТ, а за воспрепятствование проверке. Штраф составит от 500 до 1 000 руб. (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

READ
Раздел дома: основания, порядок действий

Внеплановые проверки

При осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, а о проведении внеплановой выездной проверки контролируемое лицо заранее не уведомляется. Это еще два новых правила из п. 1 и п. 2.2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ.

Учитывая, что с 1 марта 2022 года при проведении проверок ККТ налоговые органы обязаны руководствоваться положениями Федерального закона № 248-ФЗ, посмотрим, что говорит этот акт о внеплановых проверках с учетом специфики данного вида контроля (надзора).

Общие правила проведения выездных проверок, в том числе внеплановых, определены ст. 73 Федерального закона № 248-ФЗ. Подробности применительно к контролю ККТ определит Правительство РФ.

Они могут проводиться только при наличии у налогового органа сведений о причинении вреда или об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям либо при выявлении т. н. индикаторов риска нарушения обязательных требований (п. 1 ст. 57, п. 1 ст. 66). Под индикаторами риска нарушений понимаются признаки, которые с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии нарушений. Эти индикаторы предстоит утвердить ФНС России (п. 9, 10 ст. 23 Федерального закона № 248-ФЗ).

Для проведения проверки обязательно принимается решение налогового органа о проведении такого контрольного мероприятия (п. 1 ст. 64 Федерального закона № 248-ФЗ).

Контролируемое лицо при проведении внеплановой проверки не уведомляют заблаговременно, однако само мероприятие не проводится спонтанно. Оно может быть начато только после внесения сведений о нем в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (п. 2 ст. 64 Федерального закона № 248-ФЗ).

Имеется в виду ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий», размещенный на сайте https://proverki.gov.ru/portal, оператором которого является Генпрокуратура РФ. Исходя из правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 604, данные о внеплановой проверке до ее проведения будут находиться в закрытой части реестра. Контролируемому они будут лицу не видны, однако должны быть размещены в публичном доступе на вышеназванном сайте на следующий рабочий день после проведения проверки.

Важно, что если внеплановая выездная проверка проводится без должных оснований или мероприятие своевременно не включено в вышеназванный реестр, это считается грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), что, в свою очередь, приводит к тому, что результат проверки подлежит отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом (п. 1, пп. 1, 11 п. 2 ст. 91 Федерального закона № 248-ФЗ). Более того, после такого фиаско повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения (п. 3 ст. 91 Федерального закона № 248-ФЗ).

Контрольные закупки

Право на осуществление контрольных закупок появилось у налоговых органов давно. Представляют они собой контрольные (надзорные) мероприятия в отношении оформления и (или) выдачи (направления) организацией и ИП кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении ККТ и подтверждающих факт расчета между организацией или ИП и покупателем (клиентом), путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке.

Как и внеплановая выездная проверка контрольная закупка требует оформления решения налогового органа о проведении контрольного мероприятия, а также предварительного внесения сведений о ней в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (в публичном доступе данные о контрольной закупке должны появиться в реестре на следующий рабочий день после проведения) (п. 1, п. 2 ст. 64 Федерального закона № 248-ФЗ, постановление Правительства РФ от 16.04.2021 № 604).

Как именно проводится контрольная закупка с 1 марта 2022 года определяет ст. 67 Федерального закона № 248-ФЗ:

— осуществляется без предварительного уведомления контролируемого лица;

— может проводиться дистанционно, например, через интернет или с заказом доставки, а не только в торговой точке;

— очная контрольная закупка обязательно должна производиться в присутствии двух свидетелей или двух инспекторов либо с применением видеозаписи;

— после завершения контрольной закупки, за исключением дистанционной контрольной закупки, инспектор объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет контролируемому лицу, его представителю служебное удостоверение, копию решения о проведении контрольной закупки на бумажном носителе либо в форме электронного документа; денежные средства незамедлительно возвращаются контрольному (надзорному) органу, а товар – контролируемому лицу или его представителю;

— в случае проведения дистанционной контрольной закупки объявление о проведении дистанционной контрольной закупки осуществляется путем размещения копии решения о проведении дистанционной контрольной закупки и экземпляра акта о проведении дистанционной контрольной закупки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий не позднее, чем на следующий рабочий день после дня проведения дистанционной контрольной закупки; возврат товара осуществляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому контролируемым лицом при совершении соответствующей сделки; продавец незамедлительно производит возврат денежных средств контрольному (надзорному) органу.

READ
Заключение трудового договора при сдельной оплате труда

Другие подробности относительно видов и методов контроля (надзора) ожидают нас в постановлении Правительства, которое утвердит положение о проверках ККТ и должно выйти до 1 марта 2022 года.

Такском — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.

Более 20 лет компания разрабатывает и внедряет сервисы электронного документооборота. Сейчас в экосистеме продуктов для бизнеса Такском есть современные сервисы электронной отчётности, решения для ЭДО, маркировки, прослеживаемости, ОФД, сервис проверки контрагентов, а также электронные подписи для физических и юридических лиц.

Применение ККМ в 2021 году — как это выглядит на практике

Сегодня предприниматель может поставить онлайн-кассу на учет через интернет. Подробно о том, как зарегистрировать онлайн-кассу >>

Когда кассовый аппарат зарегистрирован, с ним начинает работать продавец. Применение ККТ в 2021 году в целом не отличается от привычной работы. Покупатель оплачивает товар и получает чек — теперь и электронный. Фискальный регистратор отправляет сведения о продаже или возврате оператору фискальных данных. ОФД обрабатывает информацию, посылает подтверждение обратно в кассу, а данные — в налоговую. Все сведения передаются параллельно с оформлением чека, то есть время обслуживания покупателя не меняется.

Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» предполагает, что с 2018 года во все торговые точки должен быть проведен интернет. Если подключения к сети нет, то работать вы не сможете. При этом сбой связи торговле не помешает — ФН сохранит информацию о каждой покупке и передаст ее в налоговую, когда появится интернет. Устройство хранит информацию в течение 30 дней. Если за это время соединения с интернетом не будет, ФН заблокируется, и регистрировать продажи станет невозможно. Подробнее: кассовые аппараты в 2021 году >>

Даты вступления в силу законодательных изменений в 2021 году, касающихся применения онлайн-касс

Новый год пришел и принес бизнесу очередные хлопоты.

1 января 2021 года

Отмена ЕНВД. С 01.01.2021 года спецрежим прекратил свое существование на всей территории России для всех предпринимателей без исключения.

Все пользователи онлайн-касс на данном режиме налогообложения, обязаны были изменить настройки онлайн-касс и установить в них новую выбранную СНО до завершения рабочего дня 31.12.2020.

Плательщики ЕНВД, которые перешли на ОСН и пользуются онлайн-кассами со сроком действия фискального накопителя 36 месяцев, вправе не менять настройки ККТ до истечения срока действия ключа фискального признака.

17.02.2021 вступил в силу Федеральный закон от № 8-ФЗ “О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”, который продлил для опоздавших предпринимателей срок перехода с ЕНВД на УСН до 31 марта включительно. Организация имеет право подать такое заявление в налоговую при условии, что ее выручка за последние девять месяцев 2020 года не превысила 112,5 млн рублей. Заявление подается в режиме онлайн в личном кабинете на сайте ФНС.

Также на сайте ФНС есть инструкция, как изменить в онлайн-кассе режим налогообложения. Это позволит не обращаться к посредникам.

1 февраля 2021 года

Согласно ч.7 ст.7 290-ФЗ от 03.07.2016 с 1 февраля 2021 года ИП на спецрежимах должны указывать в кассовом чеке наименование товара. Вместо безликой позиции «товар» помимо существующих реквизитов, в чеке теперь обязательно прописываются:

цена за единицу товара с учетом скидок, наценок и НДС,

Конкретных требований к номенклатуре не предъявляется. Главное – название товара должно быть конкретным и понятным, чтобы покупатель мог сразу же распознать покупку. Длина реквизита не должна превышать 128 символов с пробелами. Допускается добавление артикулов, допускается объединять товары в группы с условием одного признака и одной цены – в «ассортименте».

Как работать с номенклатурой в чеке мы писали в этой статье.

Март 2021 года

В марте 2021 года для жителей России упростится процедура получения налоговых вычетов по НДФЛ. Для этого личный кабинет налогоплательщика планируется связать с данными онлайн-касс. Все покупки, оплаченные банковской картой, будут отражаться в ЛК на сайте ФНС.

Пользователь сможет подать заявку на вычет путем нажатия одной кнопки и получить деньги через 1,5 месяца. Технология упрощенного получения имущественных и инвестиционных вычетов будет готова в марте, технология для получения вычетов на лекарства проходит тестирование. В феврале 2021 года законопроект рассматривается Госдумой.

READ
Простой по вине работодателя: как оформить?

1 июля 2021 года

ИП без наемных работников на спецрежимах, которые оказывают услуги и осуществляют продажу товаров собственного производства, с 1 июля при найме работников обязаны установить кассу в течение 30 дней. Для продажи маркированных товаров применение ККТ обязательно в любом случае.

6 августа 2021 года

В связи с введением обязательной маркировки товаров и необходимостью проверки подлинности кодов при реализации товаров, осенью 2020 года ФНС утвердила новый формат фискальных документов – ФФД 1.2. Соответствующий приказ №ЕД-7-20/662@ от 14.09.2020 вступил в силу 21 декабря 2020 года. Он доступен на сайте ведомства. На данный момент действуют форматы 1.05 или 1.1.

В ФФД 1.2 в отличие от ФФД 1.05 и 1.1 применяются новые фискальные документы:

Запрос о коде маркировки

Ответ на запрос

Уведомление о реализации маркированного товара

Квитанция на уведомление

Сегодня уже выпускаются фискальные накопители «Честного знака» нового образца с пометкой М – ФН-1.1М, которые подходят для всех сфер применения, в том числе и для маркированных товаров. ФН-1.1М занесен в официальный реестр ФН, поддерживает действующие ФФД и новый ФФД 1.2.

Все фискальные накопители старых форматов, приобретенные и зарегистрированные до 6 августа, будут отрабатывать свой срок действия. Но после этой даты продавцы маркированных товаров обязаны зарегистрировать контрольно-кассовую технику только с фискальным накопителем, поддерживающим режим маркировки.

Чтобы работать с ФФД 1.2 не обязательно покупать новую онлайн-кассу. Достаточно установки ФН нового формата.

Но если все-таки онлайн-кассы у вас нет, ее надо обязательно приобрести. Хотите сэкономить? Тогда возьмите кассу в аренду. Касса напрокат от МТС – это одно из популярных арендных предложений.

Как изменится Закон о ККТ

ИП без наемных работников при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг могут не применять ККТ до 01.07.2021; при заключении трудового договора с работником должны в течение 30 календарных дней зарегистрировать ККТ (ФЗ от 06.06.2019 N 129-ФЗ).

Статья 2. Особенности применения контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 2

1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

Кредитные организации обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денег с использованием электронных средств платежа и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств. Порядок направления указанного перечня в уполномоченный орган и форма указанного перечня устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

2. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

продажа ценных бумаг;

абзац утратил силу с 1 июля 2019 года. – Федеральный закон от 03.07.2018 N 192-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;

READ
Договор обещания дарения на квартиру в будущем

осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

ремонт и окраска обуви;

изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

(в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

розничная продажа бахил.

(абзац введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ)

2.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 12 – 17, 19 – 27, 29 – 31, 34 – 36, 39, 41 – 44, 49 – 52, 54, 55, 57 – 62, 64, 66 – 80 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты в рамках указанных в настоящем пункте видов деятельности без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым – двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 373-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим “Налог на профессиональный доход” в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 425-ФЗ)

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым – двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

4. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выдачи и учета документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.

6. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

READ
Новое авто без номеров, сколько можно ездить

7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки в электронной форме через оператора фискальных данных.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 N 192-ФЗ, от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.

8. Положения пункта 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил), пунктов 3 и 5 настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2018 N 192-ФЗ, от 06.06.2019 N 129-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Действие положений абзацев второго, шестого и седьмого пункта 2 настоящей статьи не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации.

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)

9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций полномочиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

В случае изменения информации об организациях, указанных в настоящем пункте, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты изменения такой информации доводит соответствующие изменения до сведения уполномоченного органа.

(п. 10 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

11. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

12. Контрольно-кассовая техника может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными в настоящем пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством Российской Федерации.

(п. 12 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)

13. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов:

товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

READ
Помочь снять административный надзор в Санкт-Петербурге

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

Положения настоящего пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем, если иное не предусмотрено пунктом 15 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 510-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 13 введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ)

14. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием сети “Интернет” и сетей связи.

(п. 14 введен Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ)

15. Муниципальные дома и дворцы культуры, муниципальные дома народного творчества, муниципальные клубы, муниципальные центры культурного развития, муниципальные этнокультурные центры, муниципальные центры культуры и досуга, муниципальные дома фольклора, муниципальные дома ремесел, муниципальные дома досуга, муниципальные культурно-досуговые и культурно-спортивные центры, муниципальные музеи (за исключением указанных муниципальных учреждений культуры, располагающихся в городах, районных центрах (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселках городского типа) вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов за оказанные ими услуги населению в области культуры, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Применение ККТ в 2021 году: кто может работать без кассы, кого оштрафуют и как заставить продавца выдавать чек

Как в 2021 году правильно применять ККТ, кто освобожден от применения, какие штрафы действуют за неприменение касс, и нужно ли печатать чеки при безналичной оплате физлицом товаров, приобретаемых организацией?

С 2021 года наша организация перешла с ЕНВД на УСН, но изменения в ККТ в части применяемой системы налогообложения мы внесли еще 25 декабря 2020 года. Считается ли это нарушением?

Применяемая организацией система налогообложения является обязательным реквизитом кассового чека (п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…»). Поэтому в чеках отражается именно та система налогообложения, которая применяется организацией в момент расчета с покупателями. Иначе кассовый чек будет считаться недостоверным.

Если ваша организация в период с 25 по 31 декабря 2020 года осуществляла расчеты через ККТ, указывая в чеках вместо ЕНВД УСН, то это считается нарушением, поскольку право на применение УСН у вас возникло только с 1 января 2021 года.

Мы перешли с ЕНВД на ОСНО, но не внесли изменения в настройки ККТ. Можем ли мы работать с кассой без изменения настроек?

Да, можете. Если организация перешла на общий режим налогообложения, вносить изменения в настройки не требуется. Это связано с тем, что в рамках применения специальных налоговых режимов (в том числе ЕНВД) компании используют фискальные накопители сроком действия 36 месяцев, а на ОСНО – 12 месяцев. Чтобы сохранить за бывшими плательщиками ЕНВД право на работу с уже используемыми фискальными накопителями, для них было сделано исключение в части достоверного отображения в чеках применяемой системы налогообложения.

shutterstock_1047695251.jpg

Поэтому, перейдя на ОСНО, вы можете не покупать новый фискальный накопитель и вправе печатать в чеках систему налогообложения в виде ЕНВД до окончания срока действия фискального накопителя. Нарушением это не считается, и штрафовать за ненадлежащее оформление кассовых чеков вас не будут (письмо ФНС от 03.12.2020 № АБ-4-20/19907@).

Сохраняется ли в 2021 году возможность для ТСЖ, принимающих платежи от собственников помещений только через банк, работать без онлайн-касс?

Да, в 2021 и последующих годах такая возможность для товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, ГСК, ТСН и т.д.) сохраняется. Товарищества собственников недвижимости, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы вправе не применять ККТ при расчетах за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 13 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Но в целях указанного освобождения расчеты должны осуществляться в безналичной форме. Если жильцы рассчитываются с ТСЖ наличными деньгами или банковской картой с ее предъявлением, то товариществу потребуется применять онлайн-кассу.

Могут ли ИП без наемных работников работать в 2021 году без применения онлайн-касс?

Могут, но не весь год. Такие ИП вправе не применять ККТ при расчетах за товары, работы и услуги до 1 июля 2021 года (ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ).

READ
Что делать,если на меня написали заявление в полицию?

Для этого реализуемые товары и услуги должны быть изготовлены/оказаны лично ИП без использования наемной рабочей силы по трудовому договору. В случае заключения трудового договора с работником такие ИП обязаны будут в течение 30 дней с даты его заключения приобрести и зарегистрировать ККТ.

ИП, применявший ЕНВД, в 2021 году стал самозанятым. Обязан ли он применять онлайн-кассу при расчетах с организациями и другими ИП?

Нет, не обязан. Самозанятые освобождены от применения онлайн-касс и формируют чеки при помощи мобильного приложения «Мой налог» (ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Сформированные таким образом чеки передаются покупателю в момент расчета наличными деньгами или с использованием электронных средств платежа.

При иных формах расчетов в безналичном порядке чек передается покупателю не позднее 9 числа месяца, следующего за месяцем расчета. При реализации товаров (работ, услуг) в интересах самозанятого на основе договоров поручения или комиссии у самозанятого отсутствует обязанность по передаче чека.

Нужно ли пробивать чек, если приобретаемые организацией товары и услуги оплачивает через расчетный счет продавца физлицо?

Да, нужно. По закону при осуществлении безналичных расчетов между организациями и ИП онлайн-кассы не применяются. Исключение составляют случаи, когда оплата производится банковской картой с ее предъявлением продавцу (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Если же оплата товаров и услуг производится в безналичном порядке физлицом, которое не является подотчетным, или руководителем организации-покупателя, то правило о безналичных расчетах между организациями уже не будет применяться.

В подобных случаях будут действовать правила, установленные для безналичных расчетов между организациями и физлицами. Напомним, с 1 июля 2019 года организации и ИП при осуществлении безналичных расчетов с физлицами, которые не являются ИП, обязаны применять ККТ (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ). То есть организация обязана будет выдать такому физлицу кассовый чек.

В каких случаях безналичная оплата товаров, осуществленная физлицом за организацию, не потребует применения ККТ и выдачи чека?

Чтобы не применять ККТ и не выдавать физлицу чек при безналичной оплате товаров, приобретаемых в пользу организации, покупатель должен быть идентифицирован именно как организация, а не как физлицо. Для этого физлицо, производящее оплату товаров/услуг, должно представить продавцу доверенность на совершение расчетов от имени организации.

При соблюдении данного условия безналичный расчет будет считаться совершенным между организациями и не потребует применения ККТ и выдачи кассового чека. Но если продавцом достоверно не установлен статус физлица, то организация обязана будет выдать ему кассовый чек в общем порядке (письмо ФНС от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@).

Как выдать покупателю чек в момент оплаты товара, если оплата производится удаленно, в безналичном порядке?

По общему правилу кассовый чек выдается покупателям при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров и услуг (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Однако при безналичной оплате товаров и услуг обеспечить исполнение данной обязанности организации и ИП не могут. Поэтому для таких случаев установлены особые правила выдачи кассовых чеков.

Так, при безналичной оплате чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара. При этом чек разрешено направить покупателю в электронной форме на абонентский номер, передать на бумаге вместе с товаром или вручить при первом непосредственном взаимодействии покупателя с продавцом без направления покупателю электронного чека (п. 5.3 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Можно ли организации осуществить продажу основного средства без кассового аппарата?

Да, можно. За редким исключением обязанность по применению ККТ не зависит от наименования и характеристик реализуемого имущества. В большей степени данная обязанность зависит от вида осуществляемого расчета и статуса организации/ИП, выступающих на стороне продавца.

shutterstock_1447957034.jpg

И если организация продает другой организации/ИП основные средства за безналичный расчет, то в указанной ситуации будет действовать правило, установленное в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. То есть применять кассу не потребуется, если расчет не осуществляется банковской картой через POS-терминал продавца.

Нашей организации требуется онлайн-касса для осуществления разовой сделки. Постоянная касса нам не нужна. Можно ли в такой ситуации не приобретать кассу, и существуют ли кассы на один день?

Да, такая возможность существует. Федеральный закон № 54-ФЗ не требует, чтобы применяемая организацией/ИП онлайн-касса находилась в его собственности, и не содержит запретов и ограничений в отношении прав владения или пользования ККТ.

Организация или ИП может иметь контрольно-кассовую технику как на праве собственности, так и на праве пользования/владения (письмо ФНС от 15.05.2017 № АС-4-20/9012). Поэтому те пользователи, которым на постоянной основе не требуется касса, могут взять ее в аренду на оговоренный в договоре срок.

READ
Акт освидетельствования скрытых работ

Продавец не применяет ККТ и не предоставляет кассовые чеки, хотя обязан это делать. Как можно заставить его выполнять данные обязанности?

Покупатели не могут заставить продавцов надлежащим образом применять ККТ и выдавать в момент расчета кассовые чеки. У них отсутствуют полномочия по осуществлению контроля за соблюдением организациями и ИП требований Федерального закона № 54-ФЗ. Вместе с тем покупатель может напомнить продавцу об административной ответственности как за неприменение ККТ (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ), так и за непредставление кассовых чеков (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Штрафы за неприменение онлайн-касс могут достигать полной суммы расчета, но не менее 30 000 рублей. Повторное неприменение кассы может повлечь дисквалификацию для должностных лиц организаций на срок от 1 года до 2 лет либо административное приостановление деятельности организации и ИП на срок до 90 суток. При этом сообщить о нарушении порядка применения ККТ (непредставлении чека) можно в любую налоговую инспекцию или через специальный сервис на сайте налоговой службы «Обратиться в ФНС России» . Получив сообщение о нарушении, налоговики проведут контрольные мероприятия, после чего нарушителя привлекут к административной ответственности.

Кто может не использовать кассы в 2021 году

В ФЗ-54 представлен перечень видов деятельности и условий работы, которые в бессрочном порядке освобождают бизнесменов от необходимости использования онлайн-касс. В 2021 г. ничего не изменилось. Список бессрочно освобожденных по-прежнему актуален.

Так, работа ИП на УСН и патенте без онлайн-кассы в 2021 году возможна, если они ведут деятельность, согласно перечню в законе о применении ККТ. Послабление предусмотрено и для предпринимателей из «глубинки», независимо от вида работ.

Хотелось бы еще сказать пару слов о самозанятых, которые также не проводят расчеты через кассовые аппараты. Налогоплательщики на НПД освобождены от применения онлайн-касс до тех пор, пока имеют соответствующий статус. Самозанятые регистрируются в приложении «Мой налог», где фиксируются денежные операции.

Что меняется и кого коснутся новые правила

Если вы установили фискальный накопитель старого образца до 6 августа 2021 года и его срок действия ещё не закончился, прямо сейчас вам ничего не нужно менять. Дождитесь, пока у вашего ФН закончится срок службы, а затем покупайте фискальный накопитель нового образца — ФН-М.

Если у вас Эвотор с ФН-М и вы зарегистрировали его под ФФД 1.05 или 1.1 — до 27 января 2022 года вам необходимо перерегистрировать кассу в налоговой под ФФД 1.2.

Все предприниматели должны перейти на фискальные накопители нового образца

С 6 августа 2021 года зарегистрировать новую кассу или перерегистрировать старую можно только с фискальным накопителем (ФН) нового образца — ФН-М (ст. 4.1 закона 54-ФЗ). Требование касается всех предпринимателей: неважно, какие товары вы продаёте или услуги оказываете. С 6 августа налоговая не зарегистрирует кассы с фискальными накопителями старого образца.

В отличие от старых фискальных накопителей, ФН-М поддерживает сразу все действующие форматы фискальных документов (ФФД) — их три: 1.05, 1.1 и 1.2. ФФД — это стандарт, по которому кассы должны составлять документы: чеки, отчёты об открытии и закрытии смены и другие. От формата зависит, какие реквизиты касса указывает в чеках и какие документы формирует.

С 2019 года все предприниматели работают с ФФД 1.05 или 1.1. В версии 1.1 больше реквизитов, чем в 1.05, но в целом форматы почти не отличаются друг от друга. 1.2 — новый формат, на котором теперь должны работать те, кто торгует товарами с маркировкой.

Форматы фискальных документов, обязательных к использованию → Приказ ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@

Фискальные накопители, которые поддерживают все форматы фискальных документов, указаны в реестре налоговой. В реестр входят модели ФН-М со сроком действия 15 и 36 месяцев.

Продавцы маркированных товаров должны использовать новый формат фискальных документов — ФФД 1.2

При замене фискального накопителя на ФН-М предприниматели, которые продают товары с маркировкой, должны обновить кассы под ФФД 1.2 (п. 1.1 ст. 4 закона 54-ФЗ). Этот формат налоговая разработала специально для торговли маркированными товарами, чтобы при продаже касса могла отправить запрос в «Честный ЗНАК» и проверить код маркировки. Проверки помогают защитить покупателей от подделок, а магазины — от штрафов за нарушения правил маркировки.

Требование не касается тех, кто продаёт алкоголь, шубы и ювелирные изделия, — эти товары попадают под исключение. Чтобы их продавать, переходить на ФФД 1.2 не нужно.

Установите сервис «Маркировка», чтобы торговать маркированными товарами удобно и по закону.

READ
Как написать жалобу в СЭС

Что нужно помнить о штрафах

С 1 февраля 2021 года для ИП на спецрежимах действует требование — указывать в чеках номенклатуру.

Под наименованием следует понимать название, количество и цену за единицу товара, работы или услуги. Оно должно быть не длиннее 128 символов. Прочитав его, покупатель должен понимать, какой именно продукт предлагает продавец. Поэтому варианты в виде кода или штрих-кода недопустимы. Если вы продаете, например, творог разной жирности и разных производителей, то отличия должны быть отражены в чеке.

Создайте каталог в Контур.Маркете, передайте его на кассу, добавляйте товары в чек и печатайте.

О том, как сформировать наименование, кому не надо указывать название товара в чеке, какие способы занесения номенклатуры в кассу существуют и какие кассы могут работать с номенклатурой, мы подробно писали в статье «Номенклатура в чеке: как ИП на УСН, ПСН и ЕСХН подготовиться к требованиям 2021 года».

Также обратите внимание на развернутые комментарии эксперта по вопросам:

Даже если ваш бизнес не занимается торговлей и не применяет ККТ, изменения в чеках вас тоже коснулись. Теперь вам нужно помнить о том, что по авансовому отчету чеки без номенклатуры больше не соответствуют законодательству, а потому принимать их нельзя.

Штрафы за отсутствие номенклатуры в чеке

ФНС предупредила о штрафах, которые грозят бизнесу за игнорирование требования по номенклатуре.

Такое нарушение расценивается как несоблюдение порядка и условий применения ККТ. Ответственность за это прописана в ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • для должностного лица — от 1 500 до 3 000 руб.;
  • для юрлиц — от 5 000 до 10 000 руб.

Аналогичные санкции распространяются на тех, кто указывает недостоверные ФИО кассира, осуществляющего расчеты.

Штрафы за ненаправление клиенту чека на почту или номер телефона

Если вы не выслали покупателю чек на электронную почту или номер телефона, то будьте готовы получить предупреждение или заплатить штраф в размере:

  • для ИП — 2 000 руб.;
  • для организации — 10 000 руб.

Контролируйте бизнес удаленно: проверяйте, сколько денег в кассе, настройте уведомления о работе ККТ, смотрите, когда кассиры открывают и закрывают смены.

Штрафы за неприменение ККТ

Ответственность за неприменение ККТ устанавливает ст. 14.5 КоАП РФ.

Для должностных лиц размер административного штрафа составляет — от 25 % до 50 % суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.

На юрлиц — от 75 % до 100 % суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

Стоит отметить, что Федеральный закон от 20.07.2020 № 240-ФЗ внес поправки, которые убрали из ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ фразу «с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа». И это расширило возможности для применения штрафов.

Повторное совершение правонарушения, в случае, если сумма расчетов без применения ККТ составила в совокупности 1 млн руб. и более, подразумевает ответственность:

  • для должностных лиц — дисквалификация на срок от одного года до двух лет;
  • для ИП и юрлиц — «заморозка» деятельности на срок до 90 суток.

Предупреждения вместо штрафов для субъектов МСП

Согласно ст. 4.1.1 КоАП, если малый или средний бизнес впервые ловят на правонарушении, связанном с неприменением или неправильным применением ККТ, то вначале ему обязаны выписать предупреждение. И только если правонарушение было совершено повторно, следует штраф.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Такском — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране. Более 20 лет компания разрабатывает и внедряет сервисы электронного документооборота. Сейчас в экосистеме продуктов для бизнеса Такском есть современные сервисы электронной отчётности, решения для ЭДО, маркировки, прослеживаемости, ОФД, сервис проверки контрагентов, а также электронные подписи для физических и юридических лиц.

Сохранится льгота неприменения ККТ для некоторых организаций и ИП

В 2022 году планируется внесение поправок в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ. В результате станет меньше исключений, позволяющих организациям и ИП не применять ККТ на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах.

Изменения не коснутся плательщиков ЕСХН при торговле продовольственными товарами на розничных рынках, ярмарках и в выставочных комплексах с торговых мест площадью не более 15 кв. м. (включая места для хранения товара). То есть речь идет о сельскохозяйственных товаропроизводителях (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Ссылка на основную публикацию