Можно ли устроиться на работу без военного билета?

Вопрос: Работник устроился на работу шесть лет назад, предъявив приписное свидетельство. Обязан ли отдел кадров истребовать у него военный билет или справку взамен него, если работнику исполнилось 28 лет? Предусмотрена ли ответственность работодателя в такой ситуации?
Посмотреть ответ

Вправе ли организация принять на работу гражданина при отсутствии у него военного билета?

Вправе ли организация принять на работу гражданина при отсутствии у него военного билета? Возможно ли в данном случае привлечение организации (ее должностных лиц) к ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 5.27 и частью 3 ст. 21.4 КоАП РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация вправе принять на работу гражданина, у которого отсутствует документ воинского учета. При этом, по нашему мнению, оснований для привлечения работодателя (его должностных лиц) к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не имеется.
При заключении трудового договора организации следует проинформировать соответствующий военный комиссариат о заключении указанного договора, а также о факте неисполнения принятым на работу лицом обязанностей в области воинского учета. В противном случае руководитель организации или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью первой ст. 65 ТК РФ военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при приеме на работу предъявляют работодателю документы воинского учета.

Согласно п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее – Положение), документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:

а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для призывников;

б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) – для военнообязанных.

Если соискатель, относящийся к одной из категорий, упомянутых в абзаце пятом части первой ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора отказывается представлять документы воинского учета, работодатель вправе не принимать его на работу (определение Ленинградского областного суда от 21.11.2013 N 33-5385/2013).

Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства.

Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, которые в нарушение требований законодательства не предъявляют документы воинского учета, представляется возможным. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 17.03.2011 по делу N 33-3688, решение Ленинского районного суда г. Владимира от 12.10.2011 N 2-2709/2011, решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 13.12.2011 N 2-959/2011).

Согласно п. 9 Положения организациями осуществляется воинский учет граждан по месту их работы в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны.

READ
Заключение трудового договора при сдельной оплате труда

Так, на организацию-работодателя возложена обязанность по информированию военных комиссариатов о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. “г” п. 30 Положения), а также по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (пп. “а” п. 31 Положения). В соответствии с пп. “б” п. 32 Положения о воинском учете работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления направлять необходимые сведения в том числе о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Таким образом, при приеме на работу гражданина, у которого в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, работодатель обязан предоставить соответствующему военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета. В противном случае руководитель организации или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 Ко

АП РФ. При этом обращаем Ваше внимание, что основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной этой нормой, является именно несообщение организацией сведений о приеме на работу соответствующей категории граждан, а не факт приема на работу граждан при отсутствии у них документов по воинскому учету.

В соответствии с частью второй ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами (смотрите также ст. 419 ТК РФ). Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является основанием для привлечения работодателя, руководителя и иных должностных лиц организации к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

По мнению некоторых специалистов, отсутствие у работодателя документов по воинскому учету может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства (смотрите, например, Документы соискателя (Ю.Н. Калмыкова, “Руководитель бюджетной организации”, N 3, март 2011 г.), а также решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 17.11.2011 по делу N 2-3874/11).

На наш взгляд, указанная позиция не соответствует закону, поскольку, как мы уже говорили, отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства. Поэтому прием на работу сотрудника при отсутствии у него документов воинского учета сам по себе не может свидетельствовать о нарушении работодателем трудового законодательства. Соответственно, оснований для привлечения работодателя (его должностных лиц) к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не имеется.

READ
Штраф за вождение без прав в нетрезвом виде

Однако обращаем Ваше внимание, что изложенная точка зрения по вопросу о нарушении работодателем в рассматриваемом случае трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП) является исключительно нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов (контролирующих органов), а также от позиции суда при рассмотрении конкретного спора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Законодательное обоснование

Военник входит в состав бумаг, нужных при устройстве в фирму (на основании статьи 65 ТК РФ). Если сотрудник не предоставит билет работодателю, последний может отказать в должности. Перечень лиц, которые должны иметь рассматриваемый документ, изложен в ФЗ №53 от 28 марта 1998 года. Этот закон регламентирует пункты, касающиеся военной обязанности. Рассмотрим подробнее части этого нормативного акта:

  • Статья 1 устанавливает обязательное несение воинской службы.
  • Статья 2 объясняет, что такое военная служба.
  • Статья 7 регламентирует ответственность руководителя компании за прием на службу человека, не предоставившего билет.
  • Статья 10 устанавливает перечень обязанностей, касающихся воинского учета.

Воинский учет в компаниях регламентируется также Положением, установленным Постановлением Правительства №719 от 27 ноября 2006 года.

Главный нормативный акт, обуславливающий необходимость предоставления билета, – статья 65 ТК РФ. В этой статье указано, что военнообязанные лица должны подготовить билет или временное удостоверение, а лица в призывном возрасте – специальное удостоверение. Бумаги нужны даже тем сотрудникам, которые не ходили в армию. Им также выдается соответствующее удостоверение. В нем проставляется отметка о том, что человек не проходил воинскую службу.

Как оформить приём на работу без военного билета в 2022 году

В случае возникновения подобной ситуации, когда организация отказала в трудоустройстве, пояснив своё решение отсутствием военного билета, соискатель для достижения желаемой цели может пойти несколькими путями:

  • подать официальную жалобу в трудовую инспекцию;
  • подать иск в суд;
  • получить приписное удостоверение или военный билет.

Конечно, добиться принятия на рабочее место можно любым из этих способов, но наиболее оптимальный вариант – получить документ военного учёта, поскольку его наличие имеет немаловажное значение не только в вопросе трудоустройства, и в дальнейшем в отдельных сферах жизни он может сыграть решающую роль. Кроме того, оформление военного билета и его выдача на руки потребует куда меньше времени, чем обращение в тот же суд с проведением последующего судебного разбирательства.

READ
Размер штрафа за просрочку регистрации автомобиля

Для того, чтобы получить подобный документ, необходимо:

  • поступить на армейскую службу;
  • зачислиться в запас без дальнейшего несения воинской службы (при условии наличия противопоказаний со стороны здоровья или обстоятельств, дающих отсрочку: получение образования, наличие на иждивении нетрудоспособных родственников, малолетних детей или ребёнка-инвалида и пр.);
  • получение высшего образование в ВУЗе военной направленности: по окончанию такого учебного заведения молодому человеку не только выдаётся военный билет, но и присваивается звание лейтенанта.

Куда не устроиться без военного билета

Если частные организации могут решать сами – брать или не брать на работу, если нет документов воинского учета, то для бюджетных структур никаких вариант нет. Без приписного свидетельства для лиц в возрасте от 17 до 27 лет и без военного билета для лиц старше 27 лет закрыт путь в любые государственные организации. Это, например:

  • органы государственной власти (федеральные или региональные ведомства, аппараты судов, правоохранительные органы, аппараты парламентов и т. д.);
  • детские сады, школы, центры дополнительного образования, гимназии, лицеи, колледжи, высшие учебные заведения (институты, университеты, академии);
  • больницы, поликлиники, стационары и диспансеры, медицинские центры, бюро судебно-медицинской экспертизы, центры медико-социальной экспертизы;
  • музыкальные, драматические и другие театры, дома культуры, библиотеки, архивы, музеи, цирки, концертные залы, филармонии, спортивные объекты;
  • дома престарелых, детские дома, центры социального обслуживания, центры временного размещения, Пенсионный фонд, фонды обязательного страхования.

И любые другие государственные организации, включая почту. А также муниципальные организации: органы местного самоуправления (например, районная администрация), муниципальные библиотеки, социальные учреждения и т. п. Без всех положенных по закону документов, а не только без военного билета, не возьмут даже на низовые позиции вроде лаборанта, санитара или рабочего сцены.

Правда, будем честны: условия работы, и в первую очередь уровни зарплаты, там таковы, что массово молодые люди туда не рвутся. Исключением могут быть некоторые силовые ведомства вроде Следственного комитета или Национальной гвардии, но мужчин туда принимают только физически здоровых и, соответственно, отслуживших в армии. У них-то как раз никаких проблем с военными билетами не будет.

Оформление на работу без военного билета

Часто кадровики спрашивают: если у сотрудника нет военного билета, можем ли принять на работу такого человека? Ээто не запрещено. Если вы знаете, что нет военного билета, это не повод отказать в приеме на работу. Но при заключении трудового договора работодателю следует:

  1. Объяснить, нужен ли военный билет для работы конкретному работнику, и почему.
  2. Получить в день приема письменное объяснение от соискателя, по каким причинам он не предоставил документы воинского учета. Возможно, он просто не знал, требуется ли военный билет при устройстве на работу или еще не оформил его, если, например, получил гражданство РФ недавно. Также не исключено, что у человека имеется временный военный билет для устройства на работу, который выдают взамен обычного документа, если последний утрачен, испорчен, нуждается в замене по иным причинам.
  3. Сообщить кандидату о том, что сведения о трудоустройстве без соответствующих документов будут переданы в военкомат.
  4. Проинформировать военкомат о заключении трудового договора с гражданином, не имеющим соответствующих документов.
READ
Срок уплаты НДС в 2022 году

Какая информация из военного билета обязательно вносится в личное дело

Контролирующим органом любой организации является трудовая инспекция, регулярно проверяющая соответствие существующим законодательным нормам. Поэтому руководство предприятия уделяет большое внимание кадровому учету.

Проверка личных дел сотрудников мужского пола, помимо необходимых документов, предполагает тщательное изучение приложенной копии военного билета, страниц, содержащих полную информацию:

  1. Вынесенное решение призывной комиссии.
  2. Внесенные сведения о прохождении службы.
  3. Данные об имеющихся послужных званиях, наградах гражданина, также ранениях, полученных во время исполнения служебного долга.
  4. Отметки, подтверждающие присутствие в запасе, либо на воинских сборах.
  5. Записи о постановке работающего мужчины на учет или снятии с него.

Учитывается и помечается вид «военника»: документ, выданный после окончания учебного заведения, имеющего военную кафедру, либо получение непосредственно в армии. В кадрах ведется строгий учет личных дел каждого работника.

Вопрос, волнующий многих, как устроится на работу без военного билета, вполне резонный, но на рост карьеры, хорошую должность с большим окладом, рассчитывать в этой ситуации не стоит.

При составлении отчетов, отдел кадров любой организации в конце каждого года предоставляет данные в военкомат обо всех работниках в возрасте от 18 до 50-ти.

Копия документа должна в обязательном порядке присутствовать в личном деле. Прием на работу гражданина, не имеющего военного билета (приписного свидетельства) является прямым нарушением закона.

Категория в военном билете

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Тригнин Владимир

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

READ
Получение гражданства Финляндии гражданами РФ

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

READ
Документы для материнского капитала для ПФР в 2022 году

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

READ
Где получить выписку из лицевого счета

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2022 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2022 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2022 г. по делу № 33а-16775/2020).

READ
Как изменится Закон о ККТ

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2022 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2022 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2022 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

READ
Ипотечный кредит на покупку дачи

Кого не возьмут на работу без военного билета

Есть такие категории граждан, которых без военного билета никакие трудовые организации не берут на работу, т.к. это строго запрещено российским законодательством.

Такими лицами являются:

  1. Мужчины призывного возраста (от 18 до 27 лет), не служившие срочную службу;
  2. Мужчины после 27 лет, даже не служившие в армии, но являющиеся военнообязанными гражданами РФ;
  3. Военнообязанные граждане возрастной категории 50-65 лет, которые числятся в резерве ВС РФ. К данной категории относятся бывшие военные, имеющие звания и являющиеся специалистами по ВУС, которые уволились в запас по выслуге лет. За скрытие войскового звания согласно действующему законодательству предусматривается административная ответственность.

Все перечисленные лица при устройстве на работу обязаны представлять кадровикам документы воинского учета, т.к. в случае обнаружения правонарушения трудовой инспекцией наказание понесет и работодатель, и соискатель.

Закон РФ о трудоустройстве российских граждан, в частности без военного билета при приеме на работу, является достаточно неоднозначным.

С одной стороны, каждая компания обязана предоставлять сведения в местный войсковой комиссариат о трудоустройстве молодых мужчин призывного возраста.

С другой стороны, трудовые организации не в праве по закону отказывать гражданам в работе, если у них нет на руках документов воинского учета. Согласно ТК РФ это будет считаться как необоснованный отказ в трудоустройстве.

Нормативная база

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Можно ли принять на работу без военного билета в 2022 году, влияет ли военный билет при устройстве на работу?

Потенциальных кандидатов также волнуют вопросы: берут ли на работу без военного билета, можно ли устроиться на работу без военного билета после 27 лет, а после 50? Сейчас объясним все нюансы.

Что делать работодателю, если у работника нет военного билета

При заключении трудового договора с сотрудником, которым не был предоставлен военный билет, работодателю следует:

  1. Объяснить, нужен ли военный билет для работы конкретному работнику, и почему.
  2. Получить в день приема письменное объяснение от соискателя, по каким причинам он не предоставил документы воинского учета. Возможно, он просто не знал, требуется ли военный билет при устройстве на работу или еще не оформил его, если, например, получил гражданство РФ недавно. Также не исключено, что у человека имеется временный военный билет для устройства на работу, который выдают взамен обычного документа, если последний утрачен, испорчен, нуждается в замене по иным причинам.
  3. Сообщить кандидату о том, что сведения о трудоустройстве без соответствующих документов будут переданы в военкомат.
  4. Проинформировать в двухнедельный срок военкомат (либо орган местного самоуправления, ответственный за ведение воинского учета) о заключении трудового договора с гражданином, не имеющим соответствующих документов. Это послужит основанием избежать санкций по части 3 статьи 21.4 КоАП РФ, предусмотренных для должностных лиц за нарушение правил воинского учета.
READ
Закрытие филиала юридического лица - порядок, документы

Последнее из перечисленных требований действует с февраля 2019 года, в связи с поправками в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Согласно этим изменениям, представитель работодателя обязан вручить гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным это сделать, соответствующее направление в военный комиссариат. Минобороны РФ в официальном Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 уточнили для специалистов кадровых служб, что форму направления граждан в военный комиссариат для постановки на воинский учет можно взять из совместного Приказа министра обороны РФ, МВД РФ и ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197 (Приложение № 3).

В реальной действительности трудовые организации неохотно берутся за дело с такими соискателями, поскольку у нанимателя в дальнейшем может возникнуть ряд проблем, о которых мы подробнее поговорим несколько позднее. Однако ни одна кадровая служба не откроет потенциальному наёмному рабочему истинную причину отказа в трудоустройстве, если на самом деле она заключается в отсутствии у него так называемого военника. И всё потому, что в сложившейся ситуации молодой человек имеет полное право подать жалобу в трудовую инспекцию с целью дальнейшего разбирательства.

Сдается ли военный билет в отдел кадров

Оригинал военного билета должен храниться у гражданина: эта норма установлена положением статьи 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В ней же содержится требование для военнообязанного бережно хранить свой персональный документ воинского учета.

Сдавать оригинал военного билета при трудоустройстве либо для проведения каких-либо иных военно-учетных мероприятий следует только на основании расписки в приеме от граждан документов воинского учета. На практике вполне допустимо представлять военный билет при устройстве на работу лишь в целях сверки его с копией. При этом копировать требуется все страницы, содержащие нужную военно-учетную информацию.

Актуальные рекомендации для сотрудников кадровых служб организаций по ведению личных дел на своих работников сводятся к тому, что информация или копии документов, которые там находятся, не должны быть избыточными. Иными словами, если копия военного билета нужна именно для работы отдела кадров по какой-либо причине, то хранить копию надо. Если эти сведения нужны исключительно при приеме на работу, то информации в личной карточке Т-2 будет достаточно.

Ссылка на основную публикацию