Подводя итог
Работа близких родственников или свояков может быть ограничена только федеральными нормативными правовыми актами. В каждом конкретном случае необходимо внимательно изучать нормативные акты федеральных органов, регламентирующих деятельность в той или иной сфере.
Новое в приеме родственников на работу в 2022 году
В данной статье мы рассмотрим возможен ли прием на работу родственников, какие законодательные акты отвечают за этот вопрос.
В настоящее время никаких ограничений по совместной работе родственников нет за исключением государственных и муниципальных служащих. Почему вообще встает вопрос об ограничении по приему родственников? Это происходит потому, что, когда трудовые отношения регулировались КЗОТом, в нем было ясно указано, что запрещается совместная работа лиц, имеющих родство, в подчинении одного из них другому. Современное же законодательство, представленное трудовым кодексом, гласит, что никакой дискриминации по семейному положению, расе, полу, национальности, языку и т.д. быть не может. И любое нарушение данного законодательства будет наказано.
Важно! Трудоустройство граждан, близких по родству, во всех структурах, кроме государственных, является обычным делом, не противоречащим норме закона.
Исключение — Федеральные государственные учреждения и Федеральные государственные унитарные предприятия
Откуда взялись эти исключения ведь про них в трудовом кодексе ничего не сказано? Эти исключения прописаны в Законе «О противодействии коррупции», а также в в Постановлении Правительства от 5 февраля 2017 года и в некоторых других локальных актах. В данных законодательных документах описываются случаи, когда лица, имеющие кровное родство не могут работать вместе. Это случаи касаются работников, когда выполняются все три условия:
- Занятых в государственной и муниципальной сферах, в частности к ним относятся все наши Российские чиновники;
- При наличии близкого родства, если один работник подконтролен другому. Попросту сказать, один подчиняется другому.
- При осуществлении такими сотрудниками-близкими родственниками финансово-хозяйственной деятельности.
Еще у нас есть Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» , в котором в статье 21 указано: «Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Важно! Работа близких родственников при подконтрольности одного лица другому запрещена в Пенсионном Фонде, Фонде социального страхования, Федеральном Фонде ОМС, Центральном Банке Российской Федерации.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 июля 2016 г. N 10-9/10/В-4600 О мерах по обеспечению запрета на осуществление трудовой деятельности работниками организации, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом Минтруда России от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому
В целях обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство) сообщает.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 594 (пункт 4 постановления) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 “О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции” (далее – постановление N 568).
Постановлением N 568, с учетом изменений, предусмотрена обязанность подведомственных Министерству организаций по принятию локального нормативного акта организации, определяющего порядок сообщения работниками подведомственной организации о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При подготовке локального нормативного акта организации необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 650 “О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации” и Положением, утвержденным данным Указом, а также приказом Министерства от 4 июня 2015 г. N 344н “Об утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов”.
Информацию о принятии локального нормативного акта организации, определяющего порядок сообщения работниками подведомственной организации о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и копию данного локального нормативного акта представить в Министерство до 5 августа 2016 года.
Кроме того, постановление N 568 дополнено запретом на осуществление трудовой деятельности работниками подведомственных Министерству организаций, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом Министерства от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками данной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Данный запрет означает, что в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей руководителя организации независимо от непосредственной подчиненности, поскольку все работники организации подконтрольны руководителю организации.
Также же, например, в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей заместителя руководителя (главного бухгалтера, руководителя филиала и др.) организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Учитывая изложенное, руководителям подведомственных Министерству организаций необходимо обеспечить в возглавляемых ими организациях соблюдение вышеуказанного запрета.
О принятых мерах по обеспечению вышеуказанного запрета сообщить в Министерство до 15 октября 2016 года по прилагаемой форме.
Обращаем внимание, что в случае непринятия руководителем подведомственной Министерству организации мер по соблюдению вышеуказанного запрета, в том числе и в отношении иных работников организации, трудовой договор с руководителем подведомственной Министерству организации будет расторгнут в соответствии с законодательством Российской Федерации.
М.А. Топилин |
о принятых в ________________________________________ мерах по обеспечению запрета на осуществление трудовой
(наименование подведомственной организации)
деятельности работниками организации, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом
Минтруда России от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети,
братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками
организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или
подконтрольностью одного из них другому
ФИО работника организации | Замещаемая должность | Информация о лицах (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) находящихся в непосредственной подчиненности или подконтрольности у работника | Принятые меры | ||
---|---|---|---|---|---|
ФИО | Замещаемая должность | Степень родства или свойства |
Может ли близкий родственник работать в подчинении
Порядок поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения содержит ряд запретов и ограничений. Одно из таких ограничений касается совместного прохождения государственной гражданской службы близкими родственниками и свойственниками.
Пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает запрет на прием гражданина на гражданскую службу, и нахождения гражданского служащего на гражданской службе в случае близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Этим же пунктом, а так же частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определен перечень лиц, являющихся близкими родственниками или свойственниками – родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.
Данное ограничение установлено в целях недопущения возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения государственных гражданских служащих и качество их служебной деятельности, а также ограничение возможного злоупотребления служащими своим служебным положением.
Таким образом, в целях противодействия коррупции рассматривается не любая подчиненность или подконтрольность для близких родственников и свойственников, которая определяется по должностным инструкциям и другим документам, регламентирующим права, обязанности и взаимоотношения работников, а только непосредственная.
При решении вопросов, связанных с урегулированием конфликта интересов и соблюдением требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, вызывает затруднение толкование понятий «непосредственная подчиненность» или «подконтрольность», так как законодательством о государственной гражданской службе данные понятия не определены.
Анализ судебной практики показывает, что суды разных инстанций термин «непосредственная подчиненность» толкуется как подчинение одного госудакрственного гражданского служащего другому в соответствии с должностным регламентом (инструкцией), положением о структурном подразделении государственного органа, а «подконтрольность» – как право одного государственного служащего на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого государственного служащего/, который ему непосредственно подчинен (Апелляционное определение Костромского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-1467, Решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 26 сентября 2003 года по делу № 2-2393/2013, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 22 декабря 2014 года по делу № 33-12090, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 января 2016 года по делу № 2-635).
Таким образом, непосредственное подчинение и подконтрольность одного государственного гражданского или муниципального служащего другому предполагает прямое подчинение и прямой контроль.
Непосредственная подчиненность означает, что один государственный служащий подчинен другому в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), положением о структурном подразделении государственного органа.
Непосредственную подчиненность на государственной гражданской службе следует отграничить от подчиненности, не носящей непосредственного характера. Таковая имеет место в случаях, когда один служащий подчиняется другому не непосредственно, а через другое должностное лицо (должностных лиц). В таком случае можно говорить о прямой, но не непосредственной подчиненности. Прямая, но не непосредственная подчиненность государственных гражданских служащих друг другу, в соответствии с действующим законодательством не является нарушением и может иметь место в государственном органе.
Обстоятельства, связанные с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью гражданских служащих должны быть закреплены в документах, регламентирующих работу структурных подразделений и соответствующего государственного гражданского служащего.
Таким образом, федеральные законы запрещают совместное осуществление служебных отношений лицами, которые состоят в отношениях родства или свойства, если занимаемые ими должности предусмотрены в одном структурном подразделении, соподчинены и подконтрольны.
В случае, если должности государственной гражданской службы, замещаемые лицами, которые состоят в близком родстве или свойстве, предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и не подконтрольны, основания для отказа в замещении таких должностей отсутствуют.
В Обзоре практики по рассмотрению в 2012 – 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 года прямо указывается на то, что близкое родство или свойство не является основанием для прекращения служебных отношений на государственной гражданской службе.
При оценке запрета на совместную работу близких родственников и свойственников, следует учитывать то обстоятельство, что закон не запрещает непосредственную подчиненность и подконтрольность между бывшими супругами, которые расторгли брак только лишь формально, а фактически все существовавшие ранее супружеские отношения продолжают. Таким образом, законодателя интересует всего лишь формальность, а содержание отношений остается за рамками его внимания. Для принятия решения в каждом конкретном случае необходимо исследовать всю совокупность документов, определяющих должностные обязанности и взаимные права государственных гражданских и муниципальных служащих.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции» ограничения, запреты и обязанности, установленные статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» распространены на военнослужащих, сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенных органов, судебных приставов, других государственных служащих [12].
Кроме того, на основании п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Минтрудом России даны разъяснения, согласно которым непосредственная подконтрольность предполагает наличие у непосредственного начальника или иного вышестоящего начальника (при отсутствии прямого подчинения) специального полномочия по осуществлению контроля в силу своих должностных обязанностей. Таким образом, непосредственная подконтрольность возникает в правоотношениях государственных гражданских служащих, когда это прямо предусмотрено в должностных обязанностях одного из них или осуществление контрольных полномочий закреплено локальным правовым актом.
При выявлении случаев конфликта интересов или возможности его возникновения при совместном прохождении государственной гражданской службы работниками органа исполнительной власти, состоящими между собой в близком родстве или свойстве, должны быть приняты должные меры реагирования вплоть до расторжения служебных контрактов с государственными гражданскими служащими, допустившими нарушения пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от
27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 594 (пункт 4 постановления) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом внесенных изменений, предусмотрена обязанность подведомственных Министерству организаций по принятию локального нормативного акта организации, определяющего порядок сообщения работниками подведомственной организации о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов [13].
При подготовке локального нормативного акта организации предписано руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 650 “О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации” и Положением, утвержденным данным Указом, а также приказом Министерства от 4 июня 2015 г. N 344н “Об утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов”.
Кроме того, постановление N 568 дополнено ограничением на осуществление трудовой деятельности работниками подведомственных Министерству организаций, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом Министерства от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками данной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Данное ограничение означает, что в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей руководителя организации независимо от непосредственной подчиненности, поскольку все работники организации подконтрольны руководителю организации.
Также же, в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей заместителя руководителя (главного бухгалтера, руководителя филиала и др.) организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Обращено внимание на то, что в случае непринятия руководителем подведомственной Министерству организации мер по соблюдению вышеуказанного ограничения, в том числе и в отношении иных работников организации, трудовой договор с руководителем подведомственной Министерству организации, будет расторгнут, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 27.07.04. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ.
5. В ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ.
6. В ред. Федеральных законов от 21.10.2011 N 288-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ.
7. Часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.10.2011 N 288-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.03.2014 N 23-ФЗ.
9. Большой экономический словарь. – М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997. Доступ: http://big_economic_dictionary.academic.ru/10757/ПОДЧИНЕННОСТЬ.
10. Разъяснения комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления по вопросу соблюдения ограничений подчиненности и подконтрольности по службе. Доступ: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/052057056124057054054.html
11. Обзор практики по рассмотрению в 2012 – 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 г. Доступ: http://sudact.ru/law/obzor-praktiki-po-rassmotreniiu-v-2012-/
12. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции».
Совместная работа близких родственников ограничена:
- государственным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
- муниципальным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» ограничивает совместную работу близких родственников с следующих учреждениях:
- в государственных корпорациях;
- в Пенсионном фонде Российской Федерации;
- в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
- в публично-правовых компаниях;
- в Фонде социального страхования РФ;
- в других организациях, которые создаются Россией на основании федеральных законов.
Важно знать! Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” дает право распространять ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы на отдельные категории работников (ст.ст. 12.2, 12.4). Сферы деятельности и категории работников устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами.
Надо признаться, что отслеживать нормативные правовые акты, устанавливающие ограничения на совместную работу близких родственников достаточно неудобно, но необходимо, дабы не стать объектом внимания правоохранительных органов.
В качестве примера. Минобрнауки России утвержден приказ от 28.10.2015 № 1227 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей». Перечень должностей работников утвержден приказом ведомства от 13 сентября 2013 г. N 1070. И под действия ограничений и запретов попадают, например, в организациях дополнительного образования руководитель (директор, заведующий, начальник) и главный бухгалтер.
Аналогичные нормативные правовые акты имеются у Минздрава России, Минкультуры России, Минспорта России и других министерствах и ведомствах.
Минтруда России от 16.05.2017 N 18-2/В-297
Департаментом государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросу применения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 568 “О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции” (далее – постановление Правительства Российской Федерации N 568).
Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации N 568 устанавливает запрет работникам, замещающим должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее – фонд или иная организация), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фонде и иной организации, включенные в перечни, установленные нормативными актами фонда, локальными нормативными актами организации, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов (далее – работники), а также гражданам, претендующим на замещение указанных должностей, на совместную трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Общим исключением, предусмотренным пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 568, из данного запрета являются работники, замещающие должности в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждане, претендующие на замещение указанных должностей.
Вместе с тем, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации N 568 для работников, замещающих должности руководителей, главных бухгалтеров и должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в федеральных государственных учреждениях и в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждан, претендующих на замещение таких должностей, устанавливается запрет работы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Исходя из вышеуказанных положений постановления Правительства Российской Федерации N 568, запрет на совместную работу родственников и свойственников в федеральных государственных учреждениях и в федеральных государственных унитарных предприятиях, федеральных казенных предприятиях (далее – организации) распространяется на работников указанных организаций, замещающих должности, включенные в перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации, при условии, что данные работники являются близкими родственниками или свойственниками, замещают должности руководителя, главного бухгалтера или иные должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий в одной организации в условиях непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому.
Таким образом, данный запрет не распространяется на вышеуказанных работников, в случаях:
если финансово-хозяйственные полномочия работниками – близкими родственниками (свойственниками) осуществляются вне условия непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому;
если один из работников осуществляет непосредственно деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности организации, например, в сфере науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта (ученый, искусствовед, балерина, актриса, практикующий врач, учитель, спортсмен, юрист и т.п.).
Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), содержащих определение понятий “трудовые отношения” (статья 15), “трудовой договор” (статья 56), “рабочее место” (статья 209), работники, заключившие трудовой договор с работодателем, обязаны лично выполнять определенную этим договором трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя. Таким образом, все работники подконтрольны работодателю. О непосредственном подчинении может свидетельствовать ситуация, когда руководитель в соответствии с должностным регламентом, положением о структурном подразделении, является прямым (непосредственным) начальником работника и имеет в отношении него право давать обязательные для исполнения поручения, контролировать их выполнение, вносить предложения о повышении в должности, об изменении круга должностных обязанностей, о принятии мер поощрения и дисциплинарного взыскания и пр.
Под осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, по нашему мнению, понимается постоянно, временно или по специальному полномочию исполнение трудовых обязанностей, связанных с принятием решений по следующим вопросам реализации финансово-хозяйственной деятельности организации:
финансовое планирование и финансовое обеспечение расходов учреждения (предприятия);
осуществление расчетов и платежей, формирование финансовой и бюджетной отчетности;
распоряжение имуществом учреждения (предприятия);
осуществление внутреннего финансового контроля;
осуществление государственных закупок;
заключение сделок от имени учреждения (предприятия);
управление деятельностью филиала, представительства иного обособленного структурного подразделения.
Прокуратура
Пермского края
Прокуратура Пермского края
27 апреля 2022, 11:52
Принято считать, что близким родственникам работать в одном учреждении запрещено. Действительно, есть ряд мест, где подобное сотрудничество под запретом, но, как и у любого закона, в данном случае есть ряд исключений. Рассмотрим организации, в которых родственные связи являются нарушением и наоборот, при каких обстоятельствах можно работать с родными.
Близкие родственники не могут работать вместе:
– на государственной службе (Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ», п. 5 ч. 1 ст. 16);
– на муниципальной службе (Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ», п. 5 ч. 1 ст. 13).
Кроме того, Федеральный закон «О противодействии коррупции» запрещает близким родственникам работать в следующих учреждениях:
– в государственных корпорациях;
– в Пенсионном Фонде России;
– в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
– в публично-правовых компаниях;
– в Фонде социального страхования РФ;
– в иных организациях, созданных государством на основании федеральных законов.
В данном случае необходимо избегать ситуаций, когда один родственник находится в непосредственном подчинении другого. Под непосредственным подчинением подразумевается ситуация, когда начальник руководствуется внутренним регламентом и, согласно положению о структурном подразделении, является прямым начальником в отношении работника. То есть имеет право давать обязательные для исполнения указания и приказы, контролировать их выполнение, влиять на повышение в должности, назначать меры поощрения и взыскания за нарушение трудовой дисциплины, оформлять назначение на новую должность или перевод в другой отдел.
Запрет не актуален в том случае, если один из работников осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг или выполнением работ, которые относятся к основным видам организации. Например, это касается сфер науки, культуры, здоровья, спорта, образования. То есть один из работников является спортсменом, танцором, актером, врачом, ученым или учителем.
Могут ли родственники работать в частной фирме
В коммерческих организациях, деятельность которых не ограничивает антикоррупционное законодательство, совместная работа родственников не запрещена.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах. Когда с сотрудником заключают трудовой договор, то руководствуются только его деловыми качествами. Нельзя ограничивать его права в зависимости от происхождения, семейного, социального и должностного положения. Иначе это будет дискриминацией.
Иногда в частных фирмах принимают локальный акт, в котором прописывают безусловный запрет на работу родственников. То есть норму формулируют так, чтобы можно было уволить родственников без разбирательства и доказательств, что они совместными действиями нанесли ущерб имуществу компании. Такие нормы, которые фактически вводят новое основание увольнения, применять нельзя, так как они противоречат трудовому кодексу.
Недобросовестный работодатель может сослаться на локальный акт и предложить работнику уволиться по собственному желанию, соглашению сторон или даже заявить, что должен уволить сотрудника, поскольку нарушены правила заключения трудового договора.
В таком случае сотрудник может обратиться за защитой своих прав в прокуратуру или трудовую инспекцию. А если компания расторгнет трудовой договор, ссылаясь на то, что сотрудник — родственник начальника, то можно требовать признать увольнение незаконным.
Если увольнение состоится, сотрудник вправе обратиться в суд. Иск нужно подать в течение месяца со дня, когда работник получил копию приказа об увольнении, бумажную трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности.
Если в суде удастся доказать, что увольнение по собственному желанию произошло под давлением и основанием для этого была работа с родственником, то суд может признать увольнение незаконным и постановить оплатить время вынужденного прогула. Также работника могут восстановить на работе, если он просил об этом в иске.
Таким образом, руководитель в частной фирме не должен ориентироваться на родственные связи. Даже если выяснится, что один из подчиненных — его родственник, это не должно влиять на трудовые отношения. Заставить начальника уволить родственника никто не может.
В уставе общества, которое не обязано соблюдать антикоррупционное законодательство, может быть положение о том, что руководитель обязан согласовывать кандидатов на отдельные должности с участниками. Если выяснится, что руководитель скрыл факт родственных связей при согласовании кандидатуры, то у него могут быть неприятности вплоть до снятия с должности. Но сотрудник, которого приняли на работу, ничего не нарушал, поэтому последствия в виде увольнения ему не грозят.
Можно ли работать родственникам в одной организации
В настоящее время в связи с профилактикой коррупционных правонарушений всё ещё не теряет своей актуальности тема возможного трудоустройства близких родственников у одного работодателя. Эксперт «Что делать Консалт» рассказывает о том, могут ли родственники работать в одной компании.
Рассматривая этот вопрос, следует разграничить работников частных коммерческих организаций, а также лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, поскольку деятельность последних регулируется отдельными нормативно-правовыми актами, среди которых, например, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и
Федеральный закон от 02.03.2007 № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Начать следует с того, что применительно к частным коммерческим организациям прямой запрет на трудоустройство лиц, состоящих между собой в родственных отношениях, в законодательстве отсутствует.
Избежать ошибок в кадровых перестановках, а также в приёме и увольнении сотрудников поможет СПС КонсультантПлюс.
Трудовой кодекс не запрещает принимать на работу родственников и свойственников (родственники одного из супругов для другого супруга), поскольку каждый имеет равные возможности для реализации своих прав, а при заключении трудового договора руководствоваться закон предписывает исключительно деловыми качествами работника.
На недопустимость установления ограничений прав лиц, принимаемых на работу (кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством), указывает также и Верховный Суд РФ в своём Определении от 17.08.2005 по делу № 44-Г05-23.
На практике можно встретить случаи, когда работодатель пытается обойти закон путём издания локального нормативно-правового акта, предусматривающего запрет на приём на работу родственников. Однако установление подобных положений неправомерно, поскольку по сути представляет собой введение нового основания для увольнения или дополнительного критерия для отказа в трудоустройстве.
Сотрудник (соискатель) может обратиться за защитой своих прав в прокуратуру или трудовую инспекцию. Кроме того, в случае неправомерного расторжения трудового договора он вправе обратиться в суд.
Вместе с тем закон не запрещает утверждения в организации локальных актов, направленных на профилактику коррупционных правонарушений. К числу таких актов относится, например, Положение о конфликте интересов. Так, работник, ознакомившийся с Положением, должен уведомить работодателя в случае наличия у него отношений родства или свойства с другим работником.
Избежать приёма на работу лиц, состоящих в родственных отношениях, работодатели пытаются и на стадии собеседования с соискателем путём предложения заполнить анкету с графой о наличии родственников, трудоустроенных у будущего работодателя.
Однако следует отметить, что требование о предоставлении сведений и документов, помимо установленных ст. 65 Трудового кодекса РФ, а также иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, при трудоустройстве не является правомерным.
Отдельное внимание следует уделить вертикали между руководителем и его подчинёнными-родственниками. Устав общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества может содержать условие, предусматривающее порядок согласования с учредителями кандидатуры сотрудников из числа родственников руководителя. Вместе с тем даже в случае сокрытия данной информации негативные последствия грозят только руководителю, но не лицу из числа родственников, принятому на вакантную должность.
С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.
Все указанные выше положения коррелируют со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» (далее – Закон о коррупции), установившей обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Кроме того, ст. 349.1 ТК РФ установлена обязанность работников государственных корпораций, публично-правовых компаний, государственных компаний сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Согласно ст. 10 Закона о коррупции под конфликтом интересов понимают ситуацию, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.
Личная заинтересованность предполагает возможность получения преимуществ и выгод:
– самим служащим (например, при обучении служащего в организации, где он является руководителем и имеет возможность для завышения оценки своих знаний);
– организациями или гражданами, с которыми служащий связан имущественными или близкими отношениями (например, тёща служащего являлась участником общества, с которым служащий заключил контракт, в результате чего общество получило доходы и преимущества);
– лицами, состоящими со служащим в отношениях родства или свойства (например, при приёме на конкурсную должность сына служащего).
Таким образом, законодательство устанавливает запрет на совместную работу на определённых должностях находящихся в близком родстве или свойстве работников.
Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим.
Вместе с тем данный запрет имеет место только в случае, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из указанных лиц другому.
Аналогичный запрет установлен и для муниципальных служащих в ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации».
При этом, согласно позиции Верховного Суда РФ, увольнению по инициативе работодателя подлежит тот из муниципальных служащих, кто был принят на службу с нарушением установленных законом ограничений и запретов.
Кроме того, Закон о противодействии коррупции устанавливает запрет на совместную работу родственников в Центробанке РФ, Пенсионном фонде РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ, а также государственных корпорациях и публично-правовых компаниях.
Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.
При этом Минтруд России своим Письмом от 16.05.2017 № 18-2/В-297 разъяснил, что запрет на совместную работу не распространяется на работников в случаях:
– если финансово-хозяйственные полномочия работниками, являющимися близкими родственниками (свойственниками) осуществляются в отсутствии непосредственной подчинённости или подконтрольности одного из них другому;
– если один из работников осуществляет деятельность, непосредственно связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности организации (врач, учитель, юрист).
В ситуации, когда исключить подчинённость сотрудников, состоящих в отношениях родства или свойства, не представляется возможным, следует передать отдельные полномочия руководящего родственником лица другому сотруднику на основании приказа.
Кроме того, обеспечить надлежащую работу родственников (свойственников) можно посредством отказа их от каких-либо выгод и установления дополнительных мер контроля со стороны вышестоящего руководства.
Подводя итог, можно сделать вывод, что возложение на работника коммерческой организации обязательств по недопущению трудоустройства его родственников к тому же работодателю, а также увольнение по данному основанию не являются правомерными. Работа родственников в одной организации не запрещена.
Вместе с тем, если работник является государственным или муниципальным служащим, работает в одной из указанных в законе организаций, он обязан уведомить руководителя о наличии родственных связей с подчинённым. На практике в таких случаях одного из сотрудников переводят на другую должность или в другой отдел.
Вопрос
Работодатель в коммерческой организации требует при трудоустройстве заполнить анкету с вопросами о близких родственниках с подтверждающими документами на основании действующего у работодателя локального нормативно-правового акта. Является ли такое требование законным?
Ответ
Нет. При приёме на работу работник представляет установленный перечень документов в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ. Запрещается требовать документы помимо предусмотренных законодательством, однако гражданин может представить их добровольно.
Правомерен ли локальный акт о запрете на совместную работу родственников?
Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
ВОПРОС
Правомерно ли, если организация (ООО) ввела в действие локальный акт, устанавливающий запрет на “родственные связи” при назначении на должность? В локальном акте указано, что родственники не могут находится в прямом подчинении друг у друга. В случае, если обнаруживается такой факт, работник, не сообщивший работодателю о таком факте, обязуется выплатить штраф.
ОТВЕТ
Трудовой кодекс РФ не содержит запрета на совместную работу близких родственников в коммерческой организации, в том числе при условии прямого подчинения одного из них другому.
Законодательно запрещено работать в прямом подчинении с родственниками только государственным и муниципальным служащим.
Если ваша организация не относится ни к государственной, ни к муниципальной службе, то данные запреты на нее не распространяются и введение в действие описанного локального акта, по нашему мнению, неправомерно.
ОБОСНОВАНИЕ
В соответствии со ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Также в данной статье указано, что запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Понятие “деловые качества работника” в Трудовом кодексе РФ не раскрывается, однако его определение дал Верховный Суд РФ (см. Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”). Верховный Суд РФ разъяснил, что под деловыми качествами работника следует понимать, в частности, способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом:
– имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, определенных профессии, специальности, квалификации);
– личностных качеств работника (например, состояния здоровья, наличия определенного уровня образования, опыта работы по данной специальности, в данной отрасли).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
“. 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому”.
Однако на работников коммерческих структур действие этого Закона не распространяется. Более того, отказ в трудоустройстве из-за родственных связей, согласно положениям Трудового кодекса РФ, является дискриминацией (ст. 3 ТК РФ).
В ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
Одним из способов борьбы с коррупцией является законодательное закрепление запрета совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 “О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции”).
Таким образом, считаем, что работодатель не вправе отказать соискателю в трудоустройстве по причине наличия родственных связей с одним из сотрудников коммерческой организации, в том числе на должность, предусматривающую прямое подчинение одного из них другому.
Близкие родственники на работе не должны иметь ни преимуществ, ни ущемлений. Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда. Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ.
Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Могут ли работать в одном бюджетном учреждении сферы молодёжной политики близкие родственники?
Интересует консультация по такой ситуации: я работаю начальником отдела по работе с молодёжью в муниципальном бюджетном учреждении “Молодёжный центр”. Моя родная сестра находится у меня в непосредственном подчинении (специалист по работе с молодёжью). Вышестоящее руководство (Управление) настаивает на запрете на совместную деятельность. Мы не муниципальные служащие – это во-первых. Во-вторых, не нашла в перечне работников сферы молодёжной политики, на которых бы распространялся запрет. Есть ли какие-то нормативные акты на уровне РФ и ЯНАО, которые бы запрещали совместную работу в одной организации в прямом подчинении. Благодарю заранее.
Трудовой кодекс РФ не содержит запрета на совместную работу близких родственников в бюджетной организации, в том числе при условии прямого подчинения одного из них другому. Ограничения на совместную работу граждан, состоящих в близком родстве, установлены только для определенных случаев. Так, например, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» близкие родственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, родители и дети супругов) не могут быть гражданскими служащими, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.Аналогичный запрет содержится в п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
http://forumyuristov.ru/showth.
Статья 10 ФЗ «О противодействии коррупции» содержит такое понятие как конфликт интересов:
1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Я привела Вам федеральное законодательство. Из приведённых требований закона не следует, что в Вашем случае имеются основания говорить как о конфликте интересов, так и о прямом запрете на совместную работу близких родственников.
Совместная работа близких родственников ограничена:
государственным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”);
муниципальным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”);
Федеральный закон “О противодействии коррупции” ограничивает совместную работу близких родственников с следующих учреждениях:
в государственных корпорациях;
в Пенсионном фонде Российской Федерации;
в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
в публично-правовых компаниях;
в Фонде социального страхования РФ;
в других организациях, которые создаются Россией на основании федеральных законов.
Здравствуйте, так как Вы не являетесь муниципальным служащим (а это так, на основании ст. ФЗ № 131 от 2003 г.) на Вас данный запрет не должен распрастронятся.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции»
Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
4.1. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Статья 2. Основные термины и понятия
лицо, замещающее муниципальную должность, — депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции»
Статья 10. Конфликт интересов
1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Если вы не являетесь госслужащими, то действие ФЗ «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на вас не распространяются
Однако, конфликт интересов в вашей ситуации очевиден. Лично в моей практике бывали случаи, когда по жалобе сотрудника негосударственного учреждения удавалось добиться увольнения вышестоящего руководства, уличенного в непринятии мер для предотвращения конфликта интересов (родственники на должностях во взаимоподчиненном положении)
В соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральными законами от 25.12 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда их правам и законным интересам.
Личная заинтересованность гражданского служащего – возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего и его родственников (родителей, супругов, детей, братьев, сестер; братьев, сестер, родителей и детей супругов; супругов детей), для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами, т.е. лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусматривает, что обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих;
Согласно ст. 16 ФЗ ««О государственной гражданской службе Российской Федерации»» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находится на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
Непосредственное подчинение и подконтрольность одного государственного гражданского служащего другому предполагает прямое подчинение и прямой контроль, без посредствующих звеньев, без посредствующих участников. Непосредственным начальником является ближайший к подчиненному прямой начальникИсходя из буквального толкования нормы права, непосредственным начальником является ближайший к подчиненному прямой начальник.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 июля 2016 г. N 10-9/10/В-4600 О мерах по обеспечению запрета на осуществление трудовой деятельности работниками организации, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом Минтруда России от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому