Опасное вождение: пункт ПДД и какой штраф в 2022 году?

Об аресте или конфискации автомобиля, административном аресте самого правонарушителя в проекте ничего не сказано, но, вероятно, наказание будет переведено в статус умышленного уголовного преступления при ДТП с травматизмом или смертью участников дорожного движения в результате опасной езды одного из участников аварии.

Опасное вождение – какие изменения в новых ПДД?

Что же такое “опасное вождение“? Новый в ПДД термин имеет достаточно поверхностное определение, достаточно длинное, но, тем не менее, с 8 июня 2016 года имеет силу в обновлённых Правилах дорожного движения, и активно обсуждается и продвигается штраф за опасное вождение. Но давайте рассмотрим такой термин как “опасное вождение” по порядку!

О необходимости применения санкций – штрафа или даже лишения прав за агрессивное вождение говорится уже давно. На самом деле этой теме уже более десятилетия. Но сам термин “опасное вождение” было предложено ввести только в конце 2015 года. В 2016 году термин обновился, значительно сократилось его определение и стало чуть более конкретным. А в начале лета 2016 года вступили в силу новые ПДД, запрещающие водителю опасное вождение и объясняющие, что это такое.

С 2022 года начнут действовать несколько новых штрафов за нарушение ПДД, а также ужесточена ответственность за ряд нарушений.

Изменения о которых пойдет речь в этой статье, опубликованы в правках, к КоАП РФ на 2022 год, который предлагает Минюст:

За повторную езду без прав, в 2022 году будет штраф 20-30 тыс. руб., также за данное нарушение предусмотренны обязательные работы на срок от 40 до 60 часов. Штраф за данное нарушение в 2021 году от 5 до 15 тыс. руб;

Тонировка. За повторное нарушение водителю грозит теперь штраф 5 тыс. руб. и лишение ВУ до трех месяцев, в настоящее время за данное нарушение штраф 500 рублей;

Отмена административного ареста

Минюст в новом кодексе планирует полностью отказаться от административного ареста для нарушителей. Это связано как с гуманизацией законодательства, так и с большой нагрузкой на бюджет. Вместо ареста предлагают другие санкции — временное ограничение водительских прав и исправительные работы.

READ
Как сняться ИП с учета в Пенсионном фонде?

После принятия проекта, помимо новых штрафов, будет действовать и новая мера наказания за грубые нарушения ПДД, например, за езду в нетрезвом виде. До решения суда на водителя будет накладываться временное ограничение водительских прав.

За управление транспортным средством в таком статусе водителю грозит штраф до 3 тысяч рублей. Сейчас же запрета водить машину нет.

Коэффициенты риска и предупреждения вместо штрафов

Свою концепцию КоАП предложили и в Общероссийском народном фронте (ОНФ). Автомобильные эксперты, участники отрасли и правозащитники в рамках общественных обсуждений проекта предложили разделить автомобилистов на группы в зависимости от количества допускаемых ими нарушений и ДТП. Для этого каждый водитель получит свой индивидуальный коэффициент риска — ИКР. По такому же принципу страховые компании оценивают своих клиентов, предлагая им разные тарифы в зависимости от статистики аварий.

Самых ответственных предлагается в случае незначительных нарушений ПДД просто предупреждать и не наказывать штрафом, а самых злостных, напротив, штрафовать по максимуму и лишать возможности пользоваться 50-процентными скидками. Например, если водитель случайно запутался в знаках и проехал по выделенной полосе для общественного транспорта или повернул под красную стрелку, он отделается предупреждением, но его ИКР при этом увеличат.

Отдельный коэффициент предлагается присваивать не только каждому водителю, но и автомобилю в отдельности, то есть оценку будет получать собственник машины. Связано это с тем, что большинство фиксаций нарушений ПДД происходит при помощи камер, а управлять транспортным средством может любой человек, не обязательно собственник. Если водитель или автомобиль значатся в базе как злостные и имеют высокий ИКР, они будут даже за незначительные нарушения получать максимальные штрафы.

При этом концепция вводит понятия минимального и максимального штрафа по каждому типу нарушений. Например, для нарушений средней степени риска штраф может составлять 1500 руб., а максимальный — 5000 рублей. То есть нарушителю из высокой группы риска придется заплатить 5000 руб., а водителю с низким ИКР — только 1500 рублей с правом 50-процентной скидки. Собственник с нулевым риском при этом вообще отделается предупреждением. Однако во всех этих случаях ИКР будет повышен.

READ
Как создать электронную подпись

Как 2022 год изменит жизнь водителей

Вице-спикер также предложила усилить санкции для водителей, которые садятся за руль, будучи лишенными прав и одновременно в состоянии опьянения. Госпожа Яровая считает, что справедливо установить для этой категории нарушителей уголовную ответственность по аналогии с той, что была введена в рамках последних поправок к УК. Владимир Кузин предложил ввести конфискацию транспортных средств для такого рода правонарушителей. Ирина Яровая напомнила о разъяснении Верховного суда 2016 года, в котором сказано, что автомобиль не может быть признан орудием преступления и, как следствие, конфискован, но она считает, что этот вопрос можно вынести на новое обсуждение. Дмитрий Вяткин предложил вместо конфискации ввести в КоАП новую меру обеспечения — временный «запрет на пользование транспортным средством», который мог бы применяться при ряде грубых нарушений.

По итогам дискуссии, заявила Ирина Яровая, будет сформирован протокол с поручениями ведомствам предоставить данные по камерам и нарушениям, на основании которых депутаты впоследствии примут решение о содержании будущего законопроекта.

Опасное вождение переопределят

Рабочая группа Госдумы инициировала разработку нового определения понятия «опасное вождение» — для этого планируется направить запрос кабинету министров. Такое определение существует в ПДД с июня 2016 года, однако на практике не используется, потому что соответствующей статьи нет в КоАП РФ.

ПДД (фрагмент). Водителю запрещается […] опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

READ
Дополнительный отпуск за вредные условия труда

— Нынешнее определение в ПДД настолько маловменяемое, что требует срочного изменения, — объясняет Сергей Радько. — Потому что сейчас можно наказывать вообще любое действие в Москве, ведь здесь движение всегда интенсивное, и любое многократное перестроение уже попадает под определение. Неясно также, кто и как должен выявлять это нарушение: то ли инспектор будет стоять и считать перестроения, то ли камера. Это определение второпях внесли в ПДД в 2016 году, и на этом всё закончилось, потому что под критерии опасного вождения попадали и откровенные лихачи, и обычные водители, которые едут чуть быстрее потока, но не представляют угрозы.

Перед внесением определения в КоАП РФ, по словам Ирины Яровой, МВД должно разработать четкие признаки опасного вождения. Применение нынешнего толкования на практике приведет к нарушению прав граждан.

Что такое опасное (агрессивное) вождение?

В 2016 году в ПДД появилось понятие «опасная езда». Согласно 2.7 ПДД, опасным будет считаться неоднократное повторение водителем ряда рискованных маневров, в том числе :

  • езда на красный сигнал светофора;
  • нарушение безопасной дистанции;
  • нарушение бокового интервала между рядами;
  • многократные опасные и необоснованные перестроения без включенных поворотников;
  • перестроения с созданием помехи или опасности для других автомобилей;
  • необоснованное «виляние» в полосе или резкое торможение;
  • препятствие обгону (в том числе, спецтранспорту);
  • отказ уступить дорогу машинам, имеющим преимущество;
  • резкий поворот из второго ряда или разворот через сплошную линию;
  • дрифтинг, необоснованно быстрый разгон, превышение скорости.

Важно! Под критерии опасной езды такие маневры подпадают в случае, если совершены неоднократно (более одного раза или в любой комбинации) и создают реальную угрозу ДТП с травмированием или смертью людей.

Фактически речь идет о водителях, которые совершают опасные маневры злостно и сознательно (а потому многократно), либо находятся в неадекватном физическом состоянии (стресс, аффект, усталость, наркотическое или алкогольное опьянение).

Как зафиксировать и доказать факт?

Многих людей, которые стали свидетелем правонарушения часто мучает вопрос о том, как наказать нарушителя.

Прежде всего, нужно зафиксировать неоднократное нарушение водителем ПДД, которое представляет опасность для остальных участников движения.

Сделать это можно с помощью видеозаписи с видеорегистраторов, которые находятся в патрульных машинах, с камер наружного видеонаблюдения и с камер автоматической фиксации нарушения правил ПДД.

READ
Бухучет у подрядчика в строительстве

Несмотря на достаточную простоту данных действий, многими сотрудниками ГИБДД признается тот факт, что патрульные машины не имеют необходимое оборудование, которое позволило бы выявить факт опасного вождения. То же касается и уличных камер, которые имеют узкий угол обзора движения.

Помните, что на фото или видео съемке обязательно должны быть видны регистрационные знаки на машине, а также засвидетельствован факт правонарушения.

Если автомобилиста останавливает сотрудник ГИБДД и говорит о том, что он совершал опасную езду, то лучше ему не противоречить.

В данном случае принцип: «Если отсутствуют доказательства, то нет и вины» не подействует.

И даже если дело дойдет до суда, то судья будет на стороне сотрудника, выявившее нарушение.

В Госдуме обсудили ужесточение наказаний за опасное вождение

За опасное вождение предлагается установить наказание вплоть до конфискации автомобиля. Такие предложения МВД предлагает внести в проект нового Кодекса об административных правонарушениях, который разрабатывает минюст. Об этом сообщил заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Владимир Кузин на заседании рабочей группы под руководством заместителя председателя Госдумы Ирины Яровой.

 Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Напомним, сам термин – “опасное вождение” был внесен в Правила дорожного движения еще в 2016 году. Согласно этому документу водителю запрещается такое вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий. А именно – невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты.

Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

А также несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдение бокового интервала, резкого торможения, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствование обгону, если такие действия повлекли создание водителем угрозы гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба. Но ответственности за такое нарушение пока нет. В проекте нового КоАП изначально предлагалось установить ее в виде штрафа 3 тысячи рублей просто за “опасное вождение”. Однако, как сообщил на этом заседании Владимир Кузин, эту норму пересмотрели, немного расширив. Прописали более детально, за что и какое наказание грозит.

READ
Понятие и виды завещаний в РФ

Прописывать детально пришлось потому, что формулировка в Правилах требует изменения, а внести поправки в Правила с 1 января прошлого года невозможно. Можно только полностью переиздать этот документ. Именно по этой причине до сих пор не удалось прописать в Правилах и электросамокаты. Поэтому проще сразу закрепить в КоАП, за что конкретно водителя будут привлекать к ответственности.

Также он отметил необходимость внесения изменений в нормы, предусматривающие возможность конфискации за подобные деяния транспортного средства, как орудия правонарушения.

Напомним, что сейчас конфисковать автомобиль, как орудие совершения правонарушения или даже преступления, нельзя. На это указал Верховный суд. Потому что эти нарушения и даже преступления, например, повторная пьянка за рулем – совершаются по неосторожности. То есть без умысла. Поэтому конфискация к автомобилю сейчас неприменима. Орудием преступления он станет только тогда, когда водитель сознательно на нем кого-нибудь собьет.

При фиксации опасного вождения с помощью автоматических камер может возникнуть проблема с установлением времени и места нарушения

Кстати, в проекте нового КоАП предусмотрена конфискация машины у собственника в административном порядке, если водитель, которому он доверил управление, дважды попался за рулем этого автомобиля в нетрезвом виде.

Также на этом заседании рабочей группы замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Андрей Корнеев рассказал о разработке систем автоматической фиксации опасного вождения. Такие системы у многих экспертов вызывают вопросы.

Так, по словам Владимира Кузина, зафиксировать опасное вождение инспектор может органолептическим методом, то есть просто его увидеть, а потом составить протокол. К тому же каждый патрульный автомобиль оснащен видеорегистратором, запись которого будет служить доказательством такого нарушения. Что же касается автоматической фиксации с помощью камер, то для этого потребуется фиксировать несколько нарушений на довольно протяженном участке дороги. Есть сомнения, что дальности одной камеры хватит. А если задействовать несколько комплексов на протяженном участке, то возникнут другие проблемы. Ведь не просто так ГИБДД перестала выносить постановления по превышению средней скорости. Нарушение характеризуется местом и временем его совершения. При фиксации средней скорости невозможно установить ни то, ни другое. Точно такая же сложность возникнет при выявлении в автоматическом режиме опасного вождения. К тому же разные нарушения могут при выявлении их на протяженном участке оказаться в юрисдикции разных судов.

READ
Увольнение совместителя при сокращении штата

Впрочем, пока непонятно, какие планы у депутатов. Дожидаться, когда внесут в Госдуму проект нового КоАП или вносить ответственность за опасное вождение в действующий.

Напомним, что за нарушения, связанные с техническим состоянием автомобиля, грозит штраф 500 рублей и запрет эксплуатации до устранения неисправности. Что же касается увеличения перечня таких неисправностей и других поправок МВД в новом документе, то срок его вступления в силу был запланирован на 1 марта 2022 года. Но в правительстве вновь не смогли договориться, и проект не подписан из-за отрицательного заключения Минэкономразвития, в связи с чем он будет опять дорабатываться.

Ссылка на основную публикацию