Могут ли уволить после 10 лет службы без жилья?

Если военнослужащим были грубо нарушены условия контракта, после расследования или заседаний в гарнизонном суде он может быть уволен без предоставления жилья.

Могут ли уволить после 10 лет службы без жилья?

В настоящей статье разбираются ситуации, при которых возможно увольнение военнослужащих, признанных нуждающимися в постоянном жилье, до обеспечения жильем.

Военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.

Согласно абзаца третьего указанного пункта, в случаях, если военнослужащие – граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили в срок документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих – граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. Указанные военнослужащие – граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом”.

Если коротко, то суть данной нормы гласит, что если военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии, при этом достаточно только одного такого отказа, и командование вправе уволить такого военнослужащего без жилья.

Также военнослужащего можно будет уволить с военной службы, если он не успел представить документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты его уведомления командованием о готовности предоставить ему жилое помещение или жилищную субсидию.

Целью этой нормы, в первую очередь, является недопущение необоснованного затягивания процесса увольнения военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров, т.к. их не могут уволить с военной службы до обеспечения жильем. Ранее Закон не предусматривал последствия неоднократного отказа военнослужащего от предлагаемых квартир, что зачастую приводило к злоупотреблением правом со стороны военнослужащих, целью которых было затянуть процесс увольнения.

Законно ли увольнение человека по предельному возрасту или ОШМ без обеспечения его квартирой или финансовой субсидией?

blank

Уволить военнослужащего без обеспечения жильем нельзя, если военный увольняется, прослужив 10 лет, из-за плохого здоровья, достижения предельного возраста пребывания на службе или из-за ОШМ. Это мы рассмотрели выше.

В остальных случаях уволить служащего без предоставления жилья могут. В том числе, если гражданин хочет уйти со службы сам, хотя основания для получения жилья до увольнения у него есть. Если военный стоит на учете как нуждающийся, после ухода со службы его обязан курировать военкомат, занимающийся обеспечением жильем таких лиц.

Работник числится в списках ВС РФ до дня издания приказа, который исключает его из личного состава воинской части. Днем увольнения считается день поступления выписки из приказа в воинскую часть и ее регистрация.

При увольнении военные имеют право на единовременные выплаты: при выслуге меньше 20 лет выплата составляет 2 оклада (по званию и должности), свыше 20 лет – 7 окладов. Военным, которые получили государственную награду, дополнительно выплачивают еще один оклад.

Служащие, имеющие выслугу более 20 лет, обеспечиваются пенсионными выплатами.

Величина военной пенсии за выслугу лет регламентируется Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», ст. 14.

В отдельных публикациях на сайте наши эксперты подскажут, какие выплаты и льготы положены военнослужащим при увольнении, а также можно ли рассчитывать на отпуск перед расчетом и как его оформить.

Могут ли уволить без предоставления жилья, субсидии?

Календарная выслуга 26 лет, увольняюсь по окончанию контракта, жильем не обеспечена признана нуждающейся в получении субсидии. Могут ли уволить без предоставления жилья, субсидии?

Согласно ст 15 федерального закона О статусе военнослужащих при вашей выслуге 25 лет вас при увольнении должны обеспечить жильем либо выдать жилищный сертификат Увольнение же без обеспечения жилья будет незаконным Вам тогда на основании ст 10 ФЗ О прокуратуре РФ нужно жаловаться в военную прокуратуру.

READ
Могут ли заставить написать объяснительную?

Увольнение по окончанию контракта не является льготным основанием, которое запрещает увольнение до обеспечения жильем (субсидией), предусмотренное статьей 23 ФЗ О статусе военнослужащих. Даже при увольнении по предельному возрасту если Вы будете обеспечены жилым помещением по установленным нормам по месту военной службы при желании получить постоянное жилое помещение по избранному месту жительства, Вас смогут уволить а потом обеспечивать жилищной субсидией в порядке очередности. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О статусе военнослужащих» Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство 1. Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Исходя из закона могут уволить а потом обеспечивать жилищной субсидией в порядке очередности. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О статусе военнослужащих

— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, смотря от обстоятельств и от того что вы считаете необеспеченностью жильём. При наличии ранее предоставленного вам жилья, как служебного, так и по договору соцнайма, его нужно сдать, и в этом случае, получите право на субсидию. А если его не получали никакого, являетесь военнослужащей, и стоите в очереди на жильё и признаны нуждающейся в улучшении жилищных условий,-требуйте сертификат на жильё, на основании Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция).

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Светлана, уволить Вас могут, законодательство это не запрещает, при этом, вы будете ждать получение субсидии в соответсвии с очередностью.

Если на момент увольнения вы обеспечены служебным жильем, то, учитывая вашу выслугу, договор найма служебного помещения с вами расторгнуть не могут, это предусмотрено в Постановлении Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 “Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба”, до выплаты субсидии или обеспечения вас постоянным жильем.

Уволить могут, но не предоставить жильё нет. За Вами сохраняется право на получение жилья. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О статусе военнослужащих» КонсультантПлюс: примечание. По вопросу, касающемуся предоставления жилья во внеочередном порядке членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), Статья 15. Право на жилище 13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

поскольку Вы увольняетесь с военной службы не по одному из льготных оснований, то командование воинской части вправе Вас уволить с военной службы с оставлением в списках нуждающихся и без выплаты жилищной субсидии, которой Вы будете обеспечены за рамками военной службы.

Также, Вам полезно будет ознакомиться с выводами ВС РФ, изложенными в решении от 14 сентября 2016 г. № ВКАПИ 16-44, апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. № АПДЛ 16-513, который приходят к следующему:

Законодательством предусмотрены различные формы и порядок предоставления военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений с установлением дифференцированных гарантий в зависимости от категорий военнослужащих и выбора ими конкретного способа реализации жилищных прав. Такое правовое регулирование не является нарушением их конституционных прав при условии соблюдения права на жилище, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации. Указанная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 1046-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки С.Е. на нарушение ее конституционных прав абзацем первым пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы” и в ряде других определений (от 25 сентября 2014 г. N 2271-О, от 27 октября 2015 г. N 2527-О и других).

READ
Образец приказа об увольнении за прогул

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим названного пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого федерального закона.

Таким образом, законодатель, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы. Вместе с тем в целях обеспечения конституционного права на жилище данная гарантия может быть распространена на указанных военнослужащих, не обеспеченных к моменту увольнения никаким жильем и возражающих против увольнения без предоставления жилья тем способом, который они избрали.

Такое толкование закона согласуется с позицией Европейского Суда по правам человека, высказанной в постановлении по делу “Сладков против России” от 18 декабря 2008 г. (жалоба N 13979/03), который констатировал, что данная норма защищает военнослужащих от бездомности тем самым, что связывает возможность их увольнения с предоставлением жилья. Закон не запрещает военнослужащим покинуть службу, если они согласны выйти в отставку, не получив жилого помещения.

Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в пункте 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию конституционного права на выбор места жительства, гарантированного статьей 27 Конституции Российской Федерации.

При этом в пункте 3 статье 6 Федерального закона “О статусе военнослужащих” указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В целях обеспечения возможности осуществления данного права законодатель, как указано выше, в пункте 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” установил, что обеспечение жилым помещением военнослужащих – граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства.

Согласно абзацам третьему и двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” выплата жилищной субсидии является одной из форм реализации прав военнослужащих на жилище, в том числе в порядке, установленном в пункте 14 статьи 15 названного закона, равнозначной по правовым последствиям иным способам предоставления жилых помещений – в виде жилых помещений в натуре в собственность или по договору социального найма.

Анализируя приведенные выше нормы во взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что военнослужащие, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, пожелавшие воспользоваться правом на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением их жилыми помещениями, вне зависимости от формы такого обеспечения при перемене места жительства не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений при условии, что они до этого обеспечены жилым помещением, в том числе служебным, из которого не подлежат выселению до предоставления жилья для постоянного проживания.

READ
Возврат подоходного налога с кредита

Такое толкование закона основано на указании в абзаце первом пункта 14 статьи 15 названного закона на то, что обеспечение жильем в данном порядке осуществляется “при перемене места жительства”. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно абзацу восьмому статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (в редакции от 2 июня 2016 г.) местом жительства являются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Таким образом, военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения, не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, не входят в перечень лиц, указанных в первом предложении абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения, поскольку данная группа, по смыслу закона, выделена в отдельную категорию граждан в целях реализации их права на свободу выбора места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением возможности реализовать это право путем предоставления жилых помещений в избранном месте жительства взамен сдаваемых по последнему месту службы.

Таким военнослужащим предоставлены иные гарантии реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации – запрет на выселение из служебного жилья до получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства в соответствии с пунктом 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487, или выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 “О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей” (в редакции от 18 сентября 2015 г.), в том числе в случаях, когда уволенные военнослужащие пожелают выехать в населенный пункт, в котором ими избрано место жительства, до получения там жилого помещения.

Увольнение без обеспечения квартирой по инициативе работодателя

Согласно ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности…», прекращение действия контракта вне воли военнослужащего возможно в следующих случаях:

Для увольнения здесь письменное заявление от сотрудника не требуется. Достаточно доказательств виновных действий, проведения служебного расследования, заключения комиссии и издания приказа. В качестве основания в нем и в трудовой книжке будет указана ст. 51 ФЗ №53-ФЗ.

Увольнение военнослужащих без обеспечения жилищной субсидией.

Увольнение военнослужащих без обеспечения субсидией.

Очень часто военнослужащие нас спрашивают могут ли их исключить из списков части без обеспечения субсидией. Это актуально, так как жилищный вопрос один из самых главных, а ближе к окончанию службы вообще выходит на первый план. И в ходе увольнения у многих военнослужащих возникает естественный вопрос не придется ли ждать субсидию на гражданке, либо все-таки военного не могут исключить из списков части пока он не обеспечен жильем. Поэтому сегодня мы решили посвятить выпуск именно этой теме.

Итак, давайте разбираться могут ли уволить военнослужащего без обеспечения субсидией, поговорим о нюансах этой темы и конечно обратимся к практике. При этом рассмотрим один случай, если военный признается нуждающимся по месту службы, и второй случай, когда военнослужащий избирает ПМЖ, отличное от места службы.

Начнем по традиции с законодательных основ.

Сразу оговорюсь, правовая выкладка по данной теме достаточно сложна, поэтому информация фактически будет выжимкой, сутью в целях лучшего понимания.

Согласно ст. 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”: военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с ОШМ без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства.

READ
Представление ваших интересов в суде

Кроме того, пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.

Мы видим, что закон говорит о том, что если военнослужащий признанный нуждающимся при общей продолжительности службы 20 лет и более, а также при выслуге 10 лет и более при увольнении по льготным основаниям, не может без его согласия быть уволен и это, акцентируем ваше внимание, в случае если он будет обеспечиваться именно по месту службы. Ну и коротко закон упоминает, что военный может быть обеспечен жильем и по избранному месту, но не раскрывает подробностей.

А теперь идем далее и смотрим, что нам говорит Пленум Верховного Суда, к слову сказать, обязательный к применению судами.

Пленум гласит, что «военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

При разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения и другие заслуживающие внимание обстоятельства».

Вроде бы все тоже понятно. И когда военный задает вопрос о правомерности увольнения, то он, как и любой гражданин, начинает воспринимать нормы права буквально, а не во взаимосвязи. В этом-то и заключается вся ошибка. Задача этого блога показать, что защита прав в суде — это очень кропотливая и трудоемкая работа в части правоприменения и оценки обстоятельств по совокупности и не все однозначно как кажется.

Другими словами, именно эта фраза из Пленума о договоре найма и «иных обстоятельствах» как раз и позволяет суду делать субъективную оценку при разрешении спора. Поэтому то, как мы уже не раз говорили, в подобных жилищный делах необходим опыт для положительного решения вопросов.

Далее, чтобы было более понятно, давайте обратимся к практике и посмотрим на решения судов.

Начнем с примера, кассационный военный суд в своем определении указывает: Исходя из содержания правовых норм следует, что перечисленные в них категории военнослужащих, изъявившие желание получить жилье для постоянного проживания по месту увольнения с военной службы, не могут быть уволены без их согласия в случае необеспечения жильем по месту военной службы в период ее прохождения. Здесь в целом все понятно и достаточно просто – признался нуждающимся по месту службы, не имеешь служебку, значит, уволить не могут. Если есть служебка, то тебя увольняют и далее уже ждешь обеспечение жильем на гражданке.

А теперь перейдем ко 2 варианту в случае признания нуждающимся по ИПМЖ, отличному от места службы. Здесь в судебной оценке все намного сложнее. Поэтому для наглядности приведем несколько примеров.

Первый случай. Военнослужащий решил оспорить свое увольнение до обеспечения субсидией.

В судебном заседании он пояснил, что в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья он состоит на учете нуждающихся, временно проживает по договору найма, рапорт о предоставлении служебного жилого помещения не писал. В судебном заседании было установлено, что он был согласен с досрочным увольнением с военной службы по состоянию здоровья, но просил не исключать его из списков личного состава воинской части до получения жилья по избранному месту жительства.

По совокупности обстоятельств суд пришел к выводу цитируем: Из приведенных правовых норм следует, что законодатель связывает невозможность увольнения указанных военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, только при их желании получить жилые помещения по месту дислокации воинской части.

Апелляционная инстанция указала и дополнила: Указанные правовые нормы не содержат запрета на увольнение без обеспечения жильем по избранному месту жительства, не совпадающему с местом службы военнослужащих, подлежащих увольнению, которые отказались от обеспечения служебным жильем.

Из вышесказанного видно, что первая инстанция в целом высказалась, что при избрании ИПМЖ права нет, а апелляция уточнила в этом деле, что раз рапорт на служебку военнослужащий не писал, то увольнение законно.

Таким образом, вы видите насколько сложен механизм подхода при решении вопроса, любой маленький нюанс может обернуться для военного отказным решением.

Идем далее и смотрим на вторую ситуацию. Военнослужащий после достижения предельного возраста пребывания на военной службе принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства путем обеспечения жилищной субсидией. При этом он отказался от распределенного служебного жилого помещения, поскольку данное служебное жилое помещение не устраивало, а также служебного жилого помещения большой площади, которое распределялось с подселением.

READ
Какой срок хранения кадровых документов в организации

Суд оценил ситуацию и сделал следующий вывод: «Принимая во внимание, что военный не обеспечен жильем для постоянного проживания по месту прохождения военной службы или жилищной субсидией для приобретения жилья по избранному месту жительства, и своего четко выраженного согласия на увольнение с военной службы без жилья с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения не давал, оспариваемый приказ командира войсковой части об увольнении с военной службы является незаконным и подлежит отмене для восстановления административного истца на военной службе до обеспечения жильем».

Смотрим подробности в 80-м выпуске нашего военно-правового видео блога:

Вы видите, что на первый взгляд вроде бы и похожие ситуации, но из-за маленьких нюансов решения совершенно противоположные.

Поэтому в случае, если вы избрали ИПМЖ, отличное от места службы, то при обжаловании вашего увольнения без предоставления жилья, суд будет учитывать обстоятельства — признавались ли вы нуждающимся в служебном жилье, писали ли рапорт на постановку на служебное жилье, что конкретно и когда предлагалось, отказывались ли вы от него и тому подобное.

Довольно сложная конструкция и тут безусловно без подготовки и не будучи в курсе судебной практики разобраться не просто.

Поэтому в таком важном деле, как жилье, постоянно советуем и рекомендуем, уважаемые военнослужащие, прежде чем судиться и обжаловать увольнение нужно оценить все обстоятельства по совокупности. И сделать это лучше с юристами, у которых есть опыт по данному направлению.

Надеюсь нам удалось расставить все по полочкам в сегодняшней теме, ну а на сегодня все, повышайте правовую грамотность с Начфин.инфо!

Правомерность увольнения без предоставления жилья

Призван в 1984 году, календарная выслуга 34 с лишним года, полковник. Написал рапорт об увольнении в августе 2018 года. В рапорте указал, прошу уволить по достижении предельного возраста, после предоставления субсидии, с увольнением без предоставления субсидии не согласен. Избрал постоянным местом жительства г. Санкт Петербург. Семья 4 чел.

В отделе кадров сказали, денег на субсидию нет и не будет, Вас уволят в марте 2019 года однозначно, без субсидии и квартиры, т.к. у Вас есть служебная квартира в г. Магас Республики Ингушетия. Служебная квартира расположена в закрытом военном городке. Ингушетия это регион со сложной оперативной обстановкой и есть множество ограничений.

Считаю такое увольнение неправомерным по следующим причинам:

1. Заставляя меня жить неопределенное время (10 лет и более) в г. Магас против моей воли, меня лишают конституционного права в выборе места жительства и пользования жилплощадью. Фактически я буду на поселении, как человек привлеченный к уголовной ответственности.

2. Мне искусственно уменьшают размер жилой площади, которую я приобрету неизвестно когда.

Через неопределенное время (как показывает практика 10 лет и более) выдадут субсидию. В условиях постоянно ухудшающегося состояния экономики, кризисов, дефолтов, что я могу купить на эту субсидию, возможно половину недостроенного сарая.

Дочери скоро взрослые, и они ко времени получения субсидии потеряют право на жилье как члены семьи.

3. Работы я в г. Магас не найду! Мне придется сидеть все это время на заборе воинской части, высотой шесть метров и все это время сходить с ума.

Сменил 18 мест службы, большинство из которых «дыра» за Уралом и в Средней Азии, 12,5 лет в Таджикистане. Получается, большую часть своей жизни я прожил в не очень хороших условиях и оставшуюся придется доживать также. Почему государство не выполняет свои обязательства по заключенному со мной контракту?

Правомерно ли мое увольнение, без предоставления квартиры или субсидии?

Прошу прокомментировать ситуацию.

Добрый день. А служите Вы где? В Магасе?

Дело в том, что по мнению ВС такое увольнение возможно.

В частности об этом говорит

Решение Верховного Суда РФ от 14.09.2016 N ВКАПИ16-44

Таким образом, военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения,не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,не входят в перечень лиц, указанных в первом предложении абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения

Насчет увольнения без квартиры ВС РФ так же высказывался в Обзоре судебной практики № 4 за 2016 год

Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы.

меня интересует почему я не могу сам определить свое место жительства как положено по закону а мне его навязывают, и какова судебная перспектива этого вопроса (выбора места жительства)

READ
Подключение магистрального газа к частному дому

Согласен с ответом уважаемого коллеги. Суды руководствуются следующим пунктом статьи 23 ФЗ О статусе военнослужащих, согласно которого, при желании военнослужащих получить жилье не по месту службы, они обеспечиваются жильем после увольнения.

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 03.08.2018)
«О статусе военнослужащих»

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Если Вы выбираете постоянным местом жительства при увольнении место, отличное от места службы, то при обеспеченности Вас по месту военной службы служебным жилым помещением по учетной норме, Вас могут уволить и исключить из списков части до обеспечения жильем (субсидией).

Как вариант, избирать местом жительства населенный пункт по месту Вашей службы, тогда обеспеченность служебным жилым помещением по месту службы будет не в счет.

Еще вариант, сдать служебное жилое помещение, а потом признаваться нуждающимся в нем, возможно, что не сразу обеспечат заново.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Увольнение военнослужащего без обеспечения жильем

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Увольнение военнослужащих. Анализ важных споров
(Сиражетдинова О.)
(“Трудовое право”, 2022, N 2) Одним из актуальных вопросов является обеспечение жилищных прав лиц, уволенных с военной службы. Так, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в Кассационном определении от 18 августа 2016 г. N 210-КГ16-17, толкуя положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, указала, что Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы. Высшая судебная инстанция сделала следующий вывод: закон (абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ) устанавливает запрет на увольнение граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующем федеральном государственном органе, а ограничений, связанных с невозможностью исключения таких уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено. Кроме того, данное положение Закона подлежит применению в зависимости от уровня обеспеченности военнослужащего жильем. Гарантированное сохранение за уволенным военнослужащим служебного жилого помещения до обеспечения его жильем в установленных Законом формах и порядке является достаточным основанием для исключения лица, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению. Судебная коллегия обратила внимание нижестоящих судов на то обстоятельство, что непредоставление бывшему военнослужащему жилищной субсидии (как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе не является препятствием для увольнения в запас и исключения из списков личного состава части. По другому делу об оспаривании бывшим военнослужащим приказа об исключении его из списков личного состава до обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (Кассационное определение от 1 октября 2015 г. N 208-КГ15-6) подтвердила устоявшуюся в судебной практике позицию о том, что непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас. Судам необходимо установить возможность проживания военнослужащего в занимаемом жилом помещении. Данная рекомендация ранее была выражена в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статуе военнослужащих”, согласно которому при решении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства. Гарантии сохранения за уволенным военнослужащим служебного жилого помещения до обеспечения жильем по избранному месту жительства, выражающиеся в том, что данное помещение никому не перераспределялось, в него никто не вселялся и гражданину, уволенному в запас, предложено занять данное жилье, свидетельствуют о соблюдении командованием жилищных прав бывшего военнослужащего. Сдача гражданином, уволенным с военной службы, служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку Закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Таким образом, судам необходимо определять, предполагает ли увольнение с военной службы необходимость освобождения гражданином занимаемого по месту военной службы служебного жилого помещения до реализации жилищных прав по избранному месту жительства.

READ
Продолжительность предпраздничного рабочего дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Об увольнении с военной службы военнослужащего, признанного не годным к ней по состоянию здоровья и не обеспеченного жилым помещением
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
(“Право в Вооруженных Силах”, 2019, N 2) 1) для реализации подп. “в” п. 1 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, соблюдения интересов военной службы и возникновения у военнослужащего права на получение жилого помещения – издавать приказ уполномоченного руководителя органа военного управления об увольнении военнослужащего с военной службы, не дожидаясь обеспечения жилым помещением (без издания приказа об исключении из списков личного состава воинской части);

О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья

По указанному вопросу было все ясно и понятно до 20 июня 2007 г. До этой даты считалось, что запрещено без каких-либо оговорок увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем, в том числе в тех случаях, когда военнослужащий проживал в служебной квартире (напомним, что служебное жилое помещение дается на период военной службы, по окончании которой, военнослужащий обязан его освободить и это прямо указано в п. 18 типового договора найма служебного жилого помещения (Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), что указанный договор найма служебного жилого помещения прекращается с окончанием срока службы) и не дал согласие на увольнение до предоставления жилого помещения в избранном им месте жительства. Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части. И вот, по указанному заявлению Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла свое знаменитое Определение ВКПИ07-30, в котором в обоснование сделанного вывода о том, что пункт 17 статьи 34 Положения не противоречит статье 23 Федерального закона, кроме прочего указала, что если военнослужащий обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жильем и избрал при увольнении с военной службы место жительства отличное от последнего места службы, он может быть уволен с военной службы (вообще странная логика, если ты обеспечен по месту прохождения службы каким-никаким жильем (напомню, что служебное жилье предоставляется только на период прохождения военной службы, увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, к которому относится и служебная квартира) и хочешь получить квартиру в этом же населенном пункте тебя уволить не могут, а если хочешь получить квартиру там, где тебе негде жить – то это законно. Примером судебной практики, когда увольнение военнослужащего без его согласия, обеспеченного служебным жильем, было признано законным может служить кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Верховного Суда РФ от 1 октября 2015 г. № 208-КГ15-6, где суд, в частности указал: “Более того, в силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача Аксененко Л.В. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас.”

Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия. Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237» в соответствии с которым “Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.”. Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).

READ
Договор купли продажи ип с ооо образец

Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного. Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. № 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.

Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

В консультации принимали участие

Согласно ст. 23 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76- ФЗ “О статусе военнослужащих”

1. Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”.

Военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

READ
Отмена межевания земельного участка судебная практика

Согласно п. 17 ст. 37 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 “Вопросы прохождения военной службы” военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть, Вам обязаны либо предоставить жилье, либо субсидию.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕот 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ “О статусе военнослужащих” уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает. Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ “О статусе военнослужащих” государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.

Без квартиры не увольнять

В действующем законодательстве черным по белому записано, что военнослужащий, отдавший долг родине, не уйдет на гражданку без собственной крыши над головой.

Но так должно быть в идеале. Жизнь же куда разнообразней. И в ней возможны варианты, не всегда совпадающие с правильными цитатами из законов. Поэтому воевать в судах за положенную крышу над головой офицеру приходится годами и в прямом, и в переносном смысле этого слова.

Возможно, многим из тех военных, у кого с жильем возникли проблемы, поможет знаковое решение Военной коллегии Верховного суда. Коллегия разобралась с одной бесквартирной ситуацией и пришла к неординарному выводу.

Эта история началась в Северодвинском гарнизонном военном суде. Офицер, который принес туда свой иск, просил суд признать незаконным два приказа. Один приказ командующего Северным флотом о его увольнении со службы по достижении предельного возраста, а второй – приказ командира части об исключении его из списков личного состава без предоставления жилья по выбранному после увольнения месту жительства.

Суд принял половинчатое решение. Приказ командующего флотом назвал законным, а приказ командира воинской части отменил. Своим решением гарнизонный суд велел командиру части восстановить офицера на службе.

READ
Образец приказа об увольнении за прогул

Потом было еще несколько судебных решений Северного флотского военного суда. Общий итог выглядел так: командира части обязали восстановить офицера в списках личного состава до того момента, пока тот не получит квартиру по выбранному месту жительства. Но офицера частичная победа не устраивала, потому что она не решала его проблемы.

В итоге дело дошло до Военной коллегии Верховного суда, которая и разложила ситуацию по полочкам, вернее, по статьям законов, и приняла окончательное решение. Вот как оно выглядит.

Коллегия выяснила, что еще в 2002 году офицер, как и положено, сдал выделенную его семье квартиру по прежнему месту службы и убыл в составе экипажа в город Северодвинск для дальнейшего прохождения службы. Прибыв на новое место, он с семьей получил общежитие, в котором семье предстояло прожить все оставшиеся годы службы.

В 2007 году жилищная комиссия части признала офицера нуждающимся в улучшении жилищных условий. На тот момент он уже достиг предельного возраста пребывания на службе. А выслуга лет у офицера перевалила за 28.

Офицер попросил командование уволить его по достижении предельного возраста, но только после того, как получит постоянное жилье. Об этом он заявлял не раз. Верховный суд увидел это в листах бесед и в нескольких рапортах самого офицера.

Просьба была основана на законе “О статусе военнослужащих”. Там сказано, что увольнение человека, прослужившего десять и более лет и не имеющего постоянного жилья, невозможно без согласия самого офицера. А он такого согласия не давал. У заявителя и его семьи была над головой лишь крыша общежития, которая по Жилищному кодексу дается людям в погонах временно на срок службы. Из этого Военная коллегия сделала вывод, что законных оснований для увольнения офицера в запас нет.

Второй вывод Верховного суда гласит: признание незаконным только одного приказа командира части об исключении офицера из списков личного состава права заявителя в полном объеме не восстанавливает. Этого недостаточно.

Верховный суд напомнил нижестоящим судам, что был специальный Пленум ВС по рассмотрению аналогичной ситуации, и судьям были даны все положенные разъяснения. Они заключаются вот в чем. В случае незаконного увольнения человека с военной службы без обеспечения его жильем по закону “О статусе военнослужащих” его надо восстановить в армии в прежней должности. Если такой возможности нет, то с согласия военного его должны назначить на другую должность, но не ниже прежней. При этом офицеру обязаны компенсировать моральный вред и причиненные незаконным увольнением убытки. В постановлении Пленума особо подчеркивается, что достижение человеком предельного возраста не может быть препятствием для восстановления военнослужащего в должности.

В общем, Военная коллегия Верховного суда все предыдущие половинчатые решения по иску офицера отменила и сама (что бывает крайне редко) приняла по делу новое и окончательное решение. Коллегия признала незаконными все приказы и постановила: восстановить военнослужащего в прежней должности (с его согласия можно и в другой, но равноценной), внести офицера в списки личного состава, обеспечить его всеми видами довольствия, в том числе и за период судебных тяжб. А на гражданку офицер и его семья уедут только в собственную квартиру в том регионе страны, который они выбрали.

Решение жилищной проблемы военнослужащих и армейских отставников объявлено одним из государственных приоритетов. Столько квартир, как в последние годы, офицеры никогда прежде не получали. Ежегодно тысячи военных семей по всей России празднуют новоселье.

По словам заместителя министра обороны Татьяны Шевцовой, при нынешних темпах строительства до конца 2012-го в Вооруженных силах будет полностью ликвидирована жилищная очередь.

– В прошлом году у нас было 120 тысяч очередников. По состоянию на 1 сентября нынешнего – 63 тысячи 800, – уточнила замминистра. – Только в августе мы направили извещение о выделении жилья 5 тысячам человек.

Получается, что за последний год военно-квартирная очередь сократилась почти в два раза. А к новогодним праздникам она “похудеет” еще на 32 тысячи фамилий. До конца сентября минобороны планирует распределить 20 тысяч квартир, а в четвертом квартале – еще 12 тысяч.

Для расселения семей военнослужащих во многих российских регионах строят целые микрорайоны. Причем наибольшее количество жилья сдается в самых востребованных отставниками местах. В частности, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также в Подмосковье.

Ну а с 2013-го обеспечение квартирами увольняемых из армии офицеров хотят сделать плановым – свою жилплощадь они станут получать в год увольнения с военной службы.

“Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)”
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016) Сдача А. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение.

Ссылка на основную публикацию