Правила общения с сотрудником ГИБДД в 2022 году

Предъявление автовладельцу не существующих в законе правонарушений или их придумывание «на ходу». В таких случаях водителю следует сделать в протоколе пометку «сержант ФИО вымогает деньги». Тогда вероятность того, что такому протоколу не будет дан ход, почти стопроцентная.

Как общаться с сотрудниками ГИБДД, что они могут, а что нет?

Многие водители не знают своих прав и обязанностей, тем более не умеют правильно общаться с сотрудником ГИБДД, что часто приводит к юридическим проблемам различного рода. Из данной статьи вы сможете узнать, на что имеет право сотрудник ГИБДД, а что является нарушением закона, а также научитесь правильно разговаривать с инспектором, чтобы избежать проблем.

Инспектор ДПС руководствуется п. 13.7 приказа № 297, в котором перечислены причины для остановки транспортного средства (ТС). К ним относятся следующие ситуации:

  • нарушение ПДД;
  • имеются сведения о том, что лица, находящиеся в автомобиле, причастны к совершению ДТП или иного правонарушения;
  • ТС числится в розыске, имеются данные о том, что оно используется в противоправных целях;
  • требуется провести опрос водителя или пассажиров касательно ДТП, свидетелями которого они могли быть;
  • существует распоряжение о запрещении или ограничении движения;
  • проверка документов.

Обратите внимание, что эта процедура может проводиться только на стационарных постах и КПП, а также при проведении спецопераций. В иных случаях сотрудник ГИБДД не может просить вас предъявить документы без причины;

  • необходимо привлечь участников движения для помощи полиции или другим участникам движения.

Стоит отметить, что существует распространенное заблуждение, что остановить ваше транспортное средство может только инспектор ДПС, однако это не так. На территории РФ любой сотрудник полиции имеет право остановить транспортное средство или пешехода, однако контролировать безопасность дорожного движения могут только сотрудники ГИБДД. Таким образом, вас может остановить сотрудник ППС для проверки документов, но он не может выписать штраф за нарушение ПДД или правил эксплуатации автомобиля.

Законы 2022 года о правах ДПС

Сегодня полномочия сотрудников ГИБДД на дороге регулируют 2 нормативно-правовых акта:

  • Федеральный закон О полиции,
  • Административный регламент, которому инспекторы ДПС обязаны следовать при выполнении процессуальных действий, согласно Приказу №664 (регламент вводится в действие Приказом).

Если первый содержит основополагающие принципы работы полиции и сотрудников ДПС в частности, то второй предписывает подробный порядок проведения различных процедур.

«Не надо нам тыкать». Инспекторы ГИБДД рассказали, как с ними общаться

Встреча с инспектором ГИБДД может доставить множество неудобств водителям, даже если они не нарушали правила. В беседе с корреспондентом Autonews.ru несколько полицейских анонимно объяснили, как не вызвать лишних подозрений, рассказали, чего не стоит говорить, и даже раскрыли несколько хитростей. Если следовать их советам, общение с полицейским не займет больше 40 секунд. Если вы, конечно, не злостный нарушитель.

«Поводов для остановки автомобилиста у инспекторов два: он видит, что водитель нарушил ПДД, или проводится спецмероприятие. Например, «Нетрезвый водитель», «Перехват» и другие. Если мы остановили водителя для проверки и видим, что он не нарушал ПДД, пристегнут, вежливо предоставил документы, вся процедура займет всего несколько секунд», — рассказал инспектор ГИБДД.

READ
Как прописать несовершеннолетнего ребенка в квартиру?

По его словам, водитель должен отвечать спокойно — иначе возникнут подозрения. «Есть такие люди, которые любят нахамить или сразу начинают говорить с инспекторами на «ты», будто мы друзья или старые знакомые. В ответ на фразу «Вот, держи» может последовать полная проверка автомобильной истории водителя на предмет неоплаченных штрафов — кто хамит в жизни, может точно так же вести себя и на дороге», — объяснил полицейский.

Он уточнил, что после визуальной проверки обычно инспекторы ГИБДД смотрят на то, как ведет себя человек, как отвечает на вопросы. Говорить он должен уверенно, не задумываясь. Если человек врет, он будет подбирать слова, думать, какой ответ будет лучше, начинают бегать глаза, руками он будет перебирать документы.

«Некоторые на простой вопрос о наличии страховки могут начать рассказывать целые истории — это лишнее. Если вам нечего скрывать, нужно говорить коротко и по делу», — посоветовал полицейский.

«Отвечая на вопросы, шутить о наркотиках, алкоголе, о том, что вы перевозите трупы в багажнике, не стоит. Сотруднику ГИБДД нужно делать свою работу, а вы таким образом тратите его время, — объяснил другой инспектор. — Те, у кого с чувством юмора не очень, могут просто начать проверять ваши утверждения. Ведь если вы сознаетесь, даже в шутку, что пьяны, это вполне себе реальный повод для проверки. Вас могут и в трубочку попросить подуть, и, возможно, даже предложат проехать на медосвидетельствование — кто знает, с чего вы такой веселый. Ведь все хорошо понимают, что помимо алкоголя есть еще и наркотики».

«Некоторые водители, чтобы понравиться инспектору, начинают выходить из автомобилей, — рассказывает полицейский. — Но этого делать не надо: нарушение простых правил безопасности. Водитель может открыть дверь, инспектору придется отойти, а мимо может проезжать какой-нибудь неопытный водитель — стоять на проезжей части не стоит. Остановитесь там, где вам указал полицейский, опустите стекло и общайтесь так. Если документы оказались в сумке в багажнике, скажите об этом прежде, чем начнете открывать дверь, чтобы не вызывать лишние подозрения и мысли о том, что вы хотите скрыться. Есть и другая крайность — общаться через щелочку в окне. Это, во-первых, невежливо, а во-вторых, инспектор может подумать, что так вы скрываете запах алкоголя. А значит, это лишний повод для проверки».

Инспекторы рассказывают, что иногда водители, которые действительно что-то нарушили, пытаются вывести их на конфликтную ситуацию, спровоцировать на грубость, чтобы потом снять про это видео. Но сейчас, как они утверждают, напугать кого-либо съемкой уже трудно.

Статьи 28 июня 2019 «Тормозят всех подряд». Водители жалуются на частые проверки ГИБДД

Статьи 31 мая 2019 «Нужно 30 нарушений за ночь». Что обсуждают на планерке в ГИБДД

«Люди пытаются себя выгородить, думают, если достать телефон и начать снимать происходящее, сотрудники ГИБДД не захотят связываться и сразу отпустят. Но такое поведение уже никого не шокирует — подобных случаев тысячи. Конечно, когда первый раз встречаешь такого «оператора» — теряешься. Особенно молодые инспекторы, им становится некомфортно, они начинают путаться в статьях. Но со временем вырабатываются нужные навыки. Потому, когда действительно происходит нарушение закона, это лучше сразу записывать, но намеренно раздражать инспектора таким поведением без повода не стоит», — объяснил полицейский.

READ
С Какого Возраста Дети Могут Летать Без Сопровождения

Адвокат Александр Леманн в беседе с Autonews.ru рекомендует всем водителям быть с инспекторами доброжелательными и не провоцировать их на конфликт. «Будьте предельно корректны, — посоветовал эксперт. — Инспектор — это не только должностное лицо, но и человек, у которого тоже могут быть стрессовые ситуации. Если вам задают провоцирующие вопросы, а не пили ли вы, а что-то вы какой-то уставший, а не употребляли ли вы сильнодействующие лекарства, не вступайте в эту игру, отвечайте коротко и ясно, что нет. Если ваша трезвость вызвала сомнения, соглашайтесь пройти все процедуры, но только официальным способом. Не надо дуть инспектору в нос, фуражку или ладошку — просите все оформить и провести медосвидетельствование по закону».

Леманн советует лишний раз не спрашивать у инспекторов о поводах для проверки: во-первых, они всегда найдутся, а во-вторых, вопросы могут вызвать лишнее раздражение.

«Инспекторы ГИБДД обязаны ловить нарушителей. Если они не будут делать выборочных проверок, то как им еще вычислить недобросовестных водителей? Они делают свою работу. То же самое они делают, когда задают вопросы с подвохом: а что-то у вас глаза красные, а не пьяны ли вы, а когда последний раз пили. Делается это для того, чтобы считать с водителей информацию. Как в случае с детектором лжи. Если водитель знает, что он пьян или что у него есть остатки алкоголя в крови после бурной ночи, он отреагирует. Глаз дернется, руки задрожат, появится испуг во взгляде — инспекторы это заметят. Поэтому тут лучше без лишних пререканий, вежливо, со сдержанной улыбкой кратко ответить, что вы в порядке. А вот если вас попросят без понятых открыть багажник или вывернуть карманы — тут уже повод для вежливого отказа. Скажите, что согласны на эти процедуры, но только если будут выполнены все надлежащие меры: будет вестись видеосъемка или же будут привлечены двое понятых и составлен протокол».

Если же водителю кажется, что его права нарушают, адвокат также советует не развивать конфликтную ситуацию, а вежливо объяснить последствия противоправных действий инспектора.

«Сохраняйте спокойствие, — говорит Леманн. — При первых подозрениях, странных, на ваш взгляд, просьбах, включите диктофон на мобильном телефоне. Постарайтесь это не афишировать: если начать снимать инспектора на видео, это может вызвать прямую агрессию, не надо провоцировать их лишний раз. Предупредите инспектора, что его действия могут быть незаконны, попросите придерживаться правового поля, вежливо намекните, что все это может привести к жалобе в вышестоящие инстанции. Но ни в коем случае не угрожайте и не переходите на личности. Тогда конфликт может быть улажен гораздо быстрее».

Правила общения с сотрудниками ГИБДД

Одним из наиболее распространенных случаев подачи жалоб на действия сотрудников ГИБДД, связаны с ненадлежащим поведением должностных лиц по отношению к водителям. Приказ № 664 регламентирует следующие правила общения автовладельца с сотрудниками ГИБДД:

  1. для устранения сомнений в личности и полномочий должностного лица ГИБДД представляются документы, а также сообщается телефон и адрес отдела, в котором проходит службу сотрудник;
  2. запрещаются любые формы дискриминационных действий по отношению к водителям – по половым и возрастным признакам, национальности или расы, и т.д.;
  3. инспектор ГИБДД вправе осуществлять аудио-, фото- и видеозапись всех процессуальных действий;
  4. аналогичное право водителя может быть ограничено только по основаниям указанным в законе (если сотрудник ГИБДД запрещает водителю использовать диктофон или видеокамеру, он обязан указать причины отказа в процессуальных документах);
  5. должностному лицу ГИБДД запрещено изымать госномера или водительское удостоверение, однако сохранена возможность отстранить от управления автомобиля по законным основаниям;
  6. после прохождения медосвительствования на предмет опьянения автовладельца должны доставить обратно к месту расположения автомобиля (если выявляется факт алкогольного опьянения, водитель будет принудительно отстранен от управления автомашиной на период рассмотрения административного дела).
READ
Банкротство должника, как способ получения долга

Поскольку правила распространяются не только на водителей, но и иных участников дорожного движения, по новому регламенту все процессуальные действия могут осуществляться в отношении пешеходов. Прежде всего, это связано с проверкой документов, привлечением за нарушение ПДД и предотвращением возможных правонарушений.

Как и в отношении иных служб и ведомств, для общения сотрудника ГИБДД с водителями и пешеходами установлены стандарты качества государственных услуг.

Обязательным условием при взаимодействии должностного лица ГИБДД и автовладельца является вежливость и уважительность.

Любые проявления грубости и хамства являются основаниями для направления жалобы в адрес вышестоящих органов. В аналогичном порядке происходит оспаривание отказа сотрудника ГИБДД в даче пояснений относительно своих процессуальных действий.

Поведение водителя при незаконных действиях сотрудников ДПС

При противоправных действиях сотрудников ДПС необходимо защищать свои права, используя законные полномочия:

  1. Если инспектор взял документы и уехал на служебном автомобиле, следует отправиться в РОВД, составить заявление о грабеже, указав известную информацию о сотруднике ГИБДД.
  2. Когда инспектор не отдал документы, а ушел, следует позвонить по телефону доверия. Важно указать данные об инспекторе, сообщить подробности разговора с ним.
  3. Иногда звонок по телефону доверия не помогает. В этом случае следует включить видеокамеру, подойти к инспектору, вежливо попросить четко указать правонарушения. Если реакции от инспектора не последует, необходимо зафиксировать его дальнейшие действия на камеру, затем составить жалобу.
  4. Если сотрудник ДПС взял документы, сославшись на необходимость уточнить какую-либо информацию по базе, позвоните по телефону 102, попросите переключить на дежурного по ГИБДД, указать, что инспектор отказывается вернуть документы.

Важно! При необходимости можно обратиться в прокуратуру, чтобы составить заявление о превышении инспектором ДПС своих служебных полномочий.

Любые обвинения водителя со стороны сотрудников ДПС должны подтверждаться с помощью средств видеонаблюдения, технических приборов или с привлечением свидетелей. Водители могут доказать свою правоту, а также обжаловать действия инспектора. Важно соблюдать вежливость при общении с работником ГИБДД, при этом отстаивать свои права, при необходимости фиксировать противоправные действия сотрудников с помощью камеры или видеорегистратора, не признавать свою вину без веских оснований.

READ
Захламление лестничных площадок многоквартирного дома

Данную памятку водителю вы можете скачать и распечатать для того, чтобы она всегда была у вас под рукой.

Водителя останавливают

причины остановки транспортного средства

Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:

  • Визуально установленные, или определенные с помощью специальных технических средств, признаки нарушений требований безопасности дорожного движения на транспортном средстве;
  • Наличие объективных данных (служебной ориентировки, информация от третьих лиц, других постов ДПС или дежурных) о том, что лица, находящиеся в транспортном средстве, причастны к совершению преступления, ДТП или другого административного правонарушения;
  • Данные о том, что автомобиль, который останавливают работники ГИБДД, находится в розыске или может использоваться для противоправных целей;
  • Необходимость опроса водителя и пассажиров автомобиля в качестве очевидцев преступления или ДТП, при котором они присутствовали;
  • Привлечение пассажиров транспортного средства в качестве понятых;
  • Необходимость использования автомобиля или водителя для оказания помощи работникам ДПС или участникам дорожного движения;
  • Проверка водительских документов на право транспортировки определенных грузов, на право управления транспортным средством, самой документации на автомобиль, а также документов, которые удостоверяют личности пассажиров, находящихся в транспортном средстве. Отметим, что общение с ГАИ по поводу проверки документов может проводиться исключительно на полицейских контрольных пунктах, КПП или стационарных постах ГИБДД;
  • Проведение специальных мероприятий, санкционированными распорядительными актами высших руководителей МВД и ГИБДД, направленных на проверку и установление личностей водителей транспортных средств и грузов, которые транспортируются.

Иные случаи остановки

Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.

Правила общения с гаишником (Часть первая)

Информирован – значит вооружён. Водитель должен знать не только Правила дорожного движения, но и свои гражданские права
Права и ответственность сотрудников ГИБДД, действующие нормативные правовые акты, то есть должен обладать определённой правовой культурой

Часть 1. Остановка «по требованию»
Информирован – значит вооружён. Водитель должен знать не только Правила дорожного движения, но и свои гражданские права, права и ответственность сотрудников ГИБДД, действующие нормативные правовые акты, то есть обладать определённой правовой культурой. Без этого автомобилист рискует стать дойной коровой для мошенников, взяточников и недобросовестных работников Госавтоинспекции.

Аксиомы общения с гаишником (Часть первая)
Без необходимости – не останавливать!
Остановка автомобиля по требованию должностного лица ГИБДД – это правовой акт, с которого обычно начинается диалог «инспектор – водитель» и который может иметь серьёзные последствия для обеих сторон.

Остановка ТС и её причины регламентируются нормативными документами МВД: приказом МВД РФ № 329 от 01.06.98 г. и Наставлением по работе ДПС ГИБДД МВД, утверждённым приказом МВД РФ № 297 от 20.04.99 г. (далее по тексту Наставление ДПС). Основания для остановки ТС прописаны в п.13.7 Наставления ДПС и п.2 приказа № 329. Советую читателям запомнить названия документов и ниже упомянутых пунктов, помеченных жирным шрифтом, т.к. упоминание их в разговорах с гаишниками демонстрирует Вашу юридическую грамотность.

READ
Испытательный срок: важные аспекты, образцы договоров

Запрещается останавливать ТС без необходимости (п.13.7 Наставления ДПС). Хотя любую проверку можно мотивировать поиском угнанной машины или проведением спецоперации. Но в любом случае при обращении к Вам сотрудник ДПС должен назвать внятно свою должность, звание, фамилию и сообщить о причине остановки Вашего ТС (п.18.2 Наставления ДПС). Если инспектор ДПС не представился по форме и не объяснил, почему остановил Ваш автомобиль, то его действия могут быть расценены как нарушение служебной дисциплины (п.2 приказа № 329). Законность таких действий можно оспорить в суде.

Предъявите документы!
Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, разрешено производить на стационарных постах. Автомобиль с окраской и надписью ДПС ГИБДД на обочине дороги не является ни стационарным постом, ни контрольным постом милиции, ни контрольно-пропускным пунктом. Таким образом, наиболее распространённая ситуация, когда ТС останавливается просто на обочине дороги для проверки документов (а это излюбленные места инспекторов ДПС на ул. Мухина, перед пересечением с Зейской, на Игнатьевском шоссе, около НИИ СОИ, Новотроицкое шоссе и многие другие) является нарушением законодательства со стороны работников Госавтоинспекции.

В самом начале беседы инспектор ДПС произносит обычно стандартную фразу: «Сержант ДПС областного ГАИ такой-то, предъявите документы». Подобное требование нельзя рассматривать как объяснение причины остановки. И чтобы предотвратить развитие ситуации в незаконном русле, лучше всего задать инспектору прямой вопрос о причинах остановки, на который тот обязан дать ответ на основании п.18.2 Наставления ДПС.

Ход конём
Имейте в виду, что инспектор ДПС может попытаться оправдать законность остановки, предъявив Вам обвинение в совершении административного правонарушения. Обычно в такой ситуации предъявляются претензии по ремням безопасности. Но даже если Вы ехали с непристёгнутыми ремнями, такое развитие событий говорит о том, что инспектор в момент остановки этого не видел. А значит, остановив Вас, он совершил правонарушение в виде самоуправства, ответственность за которое предусмотрена ст.19.1 КоАП РФ. То есть доказательства Вашей вины были получены инспектором с нарушениями закона, а их использование недопустимо в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ.

При общении с инспектором ДПС Вы можете заявить, что во время движения Вы были пристёгнуты ремнями и требований ПДД не нарушали. К тому же остановку ТС инспектор объяснил проверкой документов, а не непристёгнутыми ремнями. Вы также можете указать на незаконность остановки такой фразой: «Проверку документов, согласно п.13.7 Наставления ДПС, можно проводить только на стационарном посту. Обочина дороги таким постом не является. Объясните, на каком основании Вы допускаете нарушение закона и моих прав – приказом МВД № 329 это квалифицируется как нарушение Вами служебной дисциплины». Далее инспектор ДПС либо пожелает Вам счастливого пути, либо попытается перейти в наступление, чтобы «оправдать» свои действия.

Некоторые гаишники пытаются выйти из ситуации, заявляя, что они якобы называли причину остановки. В таких случаях рекомендую весь диалог с инспектором записывать на диктофон или на мобильный телефон, оборудованный функцией записи голоса. Наличие такой записи при обжаловании действий гаишника позволит точно установить, что инспектор ДПС нарушил Ваши права.

READ
Документы, необходимые для отказа от наследства

Перед началом записи рекомендуется произнести вслух текущие дату и время, а также место события. Если Вы делаете запись в присутствии свидетелей, например, Ваших пассажиров, это только добавит Вам очков.

Часть 2. Избегаем конфликта
Зачастую результат встречи с инспектором ГИБДД зависит от поведения самого водителя — его умения выдержать нейтральный тон разговора. И чтобы избежать конфликта, необязательно быть тонким психологом — достаточно помнить, что инспектор тоже человек. Спокойствие водителя, особенно если оно подкреплено определённой эрудицией, может стать хорошим способом самозащиты.

Всему своё место и время
Наставление ДПС накладывает ограничения на места, в которых запрещается останавливать ТС. Это, как правило, участки дорог с ограниченной видимостью до и после поворота, перед перекрёстками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах. Почему-то в нарушение этих требований инспекторы ДПС часто останавливают автомобилистов в местах закрытых поворотов.

Вы можете смело подвергнуть сомнению законность Вашей остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением закона. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, если нарушены процедуры, установленные законом.

Кроме того, остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок (п.13.8 Наставления ДПС). Если инспектор ДПС начинает из-за Вашего упорства злоупотреблять своим служебным положением — например, «сочинять» протокол целых полчаса, а то и больше, — укажите ему, что, в соответствии со ст.28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения. А если учесть, что при заполнении протокола инспектор должен написать не более 20-30 слов (на что требуется минуты две-три), то получасовая процедура оформления документа тоже является незаконной.

Человеческий фактор
В случае возникновения конфликта сотрудник ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершённое правонарушение. Тем не менее, если Вас остановили за нарушение ПДД, имейте в виду, что сам выбор меры воздействия (штраф или предупреждение, размеры штрафа) будет во многом зависеть от того, как Вы себя поведёте.

Взаимоотношения водителя с инспектором ГИБДД в значительной степени зависят от умения водителя понять психологию инспектора (ведь на посту он остаётся человеком — с определённым набором личностных характеристик, которые могут быть Вам несимпатичны или безразличны, а иногда и неприятны) и в соответствии с этим правильно выстроить свою линию поведения.

С другой стороны, Ваше поведение тоже может вызвать у инспектора определённую реакцию: располагающую, уважительную, нейтральную, негативную или резко отрицательную.

В любом случае, во время общения будьте вежливы. Не начинайте разговор с отрицательных фраз. Ни при каких обстоятельствах не переходите на личности. Поэтому уже с первых контактов постарайтесь найти или создать атмосферу доверительную, в крайнем случае нейтральную.

READ
Новые коды категории застрахованного лица в РСВ 2022

По уму провожают
Если Вы явно нарушили ПДД и прекрасно это понимаете, то отрицать свою вину глупо. В этом случае лучше извиниться и понести заслуженное наказание. Можно, конечно, «поторговаться», указать на причины, из-за которых Вы допустили нарушение.

Когда нарушение малозначительно или неочевидно, то есть было совершено вынужденно (например, проезд на жёлтый сигнал светофора при выезде на перекрёсток), а наказание грозит несоизмеримое, видимо, целесообразно попробовать убедить инспектора в чрезмерности его обвинений. Как известно, КоАП РФ устанавливает диапазон (вилку) штрафа, и величина его зависит от воли инспектора. Отсюда и возможность для «торга».

Но чтобы аргументированно возражать инспектору, надо хорошо знать ПДД, законы РФ, приказы МВД РФ, то есть нормативные правовые акты, регулирующие дорожное движение. Показывать свои знания и эрудицию надо тактично, не унижая человека, не задевая его гордости и самолюбия. Для убедительности возите с собой Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях — много места они не занимают, а пользу могут принести большую.

Нередко инспекторы и сами не слишком хорошо знают ПДД, поэтому Ваша осведомлённость может их убедить, и они предпочтут не связываться с эрудитом.

Если «мирные» переговоры не помогли, намекните, что обязательно обжалуете действия инспектора в правовом русле. Но только без излишних угроз в адрес инспектора, так как это ни к чему хорошему не приведёт. Делайте всё в рамках закона.

Помните, что при возникновении конфликтных ситуаций, претензиях, по требованию участников дорожного движения инспектор обязан сообщить номер своего нагрудного знака и предъявить, не выпуская из рук, служебное удостоверение, а также разъяснить право и порядок обжалования своих действий (п.18.9 Наставления ДПС). Также в соответствии с Законом РФ «О милиции» и Правилами дорожного движения (п.2.4) лица, обладающие правом проверять у водителя ТС документы, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение и позволить водителю переписать из него необходимые реквизиты (несмотря на наличие нагрудного знака).

Часть 3. Тет-а-тет с инспектором
Водитель, которого останавливает инспектор ДПС, имеет право оставаться в автомобиле. А административное задержание водителя разрешается не более чем на три часа.

Закон доброй воли
Необходимость выйти из машины у водителя возникает только в случаях, перечисленных в Наставлении ДПС (п.18.4), а именно:

— для досмотра автомобиля, чтобы проверить соответствие номеров двигателя и кузова записям в техпаспорте ТС;
— для досмотра водителя, если есть основания полагать, что он нетрезв, или если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления или причастны к ДТП;
— для участия водителя в составлении документов или оказания помощи другим участникам дорожного движения;
— для устранения технической неисправности автомобиля.
Однако, чтобы было удобнее разговаривать, водитель может по собственной инициативе выйти навстречу инспектору. Но никогда не семените к нему на полусогнутых и с протянутыми дрожащими руками, в которых судорожно сжаты документы. Если даже Вас остановили за нарушение ПДД, имейте чувство меры. В общем, если Вас не просят, можете не выходить, а отдать документы через окно и спокойно ждать решения инспектора.

READ
Полагается ли оплачиваемый отпуск, если ребенок-инвалид?

Если Вам невнятно объясняют причину остановки или она явно надумана, или же Вас насторожило что-то ещё, попросите у гаишника служебное удостоверение и перепишите его данные и номер нагрудного знака к себе в блокнот. Одно это может предупредить возможные незаконные действия со строны инспектора.

Инспекторы ДПС часто приглашают водителя сесть в их служебный автомобиль – якобы для обсуждения факта нарушения ПДД и для составления протокола, а иногда без всякого объяснения причины. В патрульной машине они продолжают или начинают разговор с водителем о совершённом им нарушении и о предусмотренном за это наказании или выясняют: пили Вы или не пили накануне спиртное. При этом нередко проверяют автомобилиста на дачу взятки.

Известны случаи, когда, спровоцировав водителя на дачу взятки, милиционеры с помощью видео- и аудиотехники фиксировали этот факт, впоследствии же суд приговаривал таких водителей к вполне реальным срокам, как бы парадоксально это ни звучало.

Но чаще сотрудники ДПС провоцируют водителей на дачу денег с банальной целью – получения взятки, что в большинстве случаев отвечает интересам обеих сторон. В таких случаях ставка за допущенное нарушение, как правило, снижается вдвое, а деньги, минуя длинную цепь перечислений, сразу попадают в карман стражей порядка.

В этих ситуациях каждый ведёт себя так, как ему позволяют его воспитание, совесть, характер и жизненная позиция, а также существо совершённого им правонарушения.

Однако водитель должен знать следующее:

— он может отказаться от приглашения сесть в служебный автомобиль инспектора – закон его к этому не обязывает;
— наличные деньги в виде уплаты штрафа инспекторы ДПС от водителя принимать не имеют права – это можно квалифицировать как взятку;
— максимальная сумма штрафа, на которую могут выписать постановление-квитанцию о наложении взыскания на месте нарушения ПДД, не может превышать 100 рублей.
А ещё водители и сотрудники ДПС должны знать и чтить УК РФ, в котором предусмотрена уголовная ответственность за получение и дачу взятки. А сроки там большие.

Итак, Ваше право, а не обязанность пересаживаться в патрульную машину или следовать в отдел милиции. Обязанностью это станет с того момента, когда сотрудник милиции объявит о Вашем задержании и составит протокол задержания в соответствии со ст.27.4 КоАП РФ.

Основанием для Вашего задержания может быть любое административное правонарушение. Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Согласно ст.27.5 КоАП РФ, срок административного задержания не может превышать трёх часов.

Если инспектор ДПС будет совершать в отношении Вас противоправные действия, то совет такой: сделайте звонки в дежурную часть УВД и управление собственной безопасности милиции, в которых заявите, что инспекторы на дороге совершают самоуправство и вымогают взятку, а также можете потребовать у инспектора вызвать на место конфликта его начальника – вышестоящее должностное лицо.

READ
Цедент и цессионарий — кто это такие на примерах

Общение с точки зрения буквы закона при факте нарушения ПДД

Во-первых, обе стороны общения являются равноправными, поэтому автовладелец обязан учтиво относиться к госслужащему. А тот, в свою очередь, должен быть не менее вежливым, учтивым и объективным. При этом в разговоре не должно быть личной неприязни, не говоря уже о негативном влиянии плохого настроения. Нарушение этого «железного» закона со стороны водителя – имеется в виду хамство, употребление матерных слов и пр. – причем независимо от того, были или не были нарушены Правила, плохо отразится в первую очередь на нем же.

Наказание за оскорбление госслужащего:

если посторонних лиц и свидетелей не было – административный штраф до 2 500 руб., альтернативный вариант предполагает арест на 15 суток;

наличие посторонних граждан увеличивает размер наказания до 40 000 руб. или 360 ч исправительных работ. В отдельных случаях срок исправительных работ может составлять 12 месяцев.

Поэтому при потенциально совершенном ДТП с работником ГАИ лучше не спорить, а водителю следует заполнить свою часть протокола. При этом у автовладельца 2 варианта: согласиться со своим нарушением и дать подпись о том, что штраф будет выплачен в течение 70 суток, либо не признаваться в правонарушении, и оспорить его в течение 10 суток. Во втором случае следует постараться собрать доказательную базу о своей невиновности.

Однако бывают случаи, когда владелец машины абсолютно уверен в своей невиновности, а постовой, мягко говоря, в беседе мало похож на работника ДПС. Здесь остается только одно – постараться вести себя как можно более спокойно и уверенно. И, разумеется, не совершать ответных выпадов, иначе в дальнейшем отстоять свою правоту в суде будет гораздо труднее.

Как себя вести при составлении протокола

Многие водители боятся оформления административного протокола, поэтому пытаются решить проблему «по-другому». Но не стоит давать инспектору взятку, иначе водитель также нарушает закон. Лучше правильно себя вести при составлении протокола.

Прежде всего, нужно помнить, что в праве есть такое понятие, как презумпция невиновности. Никого нельзя назвать виновным, пока не будет доказана его вина.

Водителю обязательно нужно требовать предоставления прямых доказательств его вины. Причем в этом случае доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При составлении админпротокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел в их патрульный автомобиль. Водитель может этого не делать, если только не оформляется протокол его задержания. Но это делается в редких случаях.

Водитель не обязан расписываться и писать объяснения в протоколе, это его право. Иногда полицейские подделывают подпись водителя, но это влечет уже уголовную ответственность.

Водителю нужно внимательно ознакомиться с протоколом, найти строку «Подпись нарушителя», перечеркнуть слово «нарушителя», а вместо него написать «водителя». Так он покажет, что не признает себя нарушителем.

Водителю в протоколе обязательно следует написать «не согласен». Когда будет рассматриваться обращение на неправомерные действия инспектора ГИБДД, судья поймет, что водитель сразу был не согласен с действиями полицейского.

Водитель должен взять себе копию составленного админпротокола. После этого, согласно статьи 25.5 КоАП, в протоколе инспектора нужно написать «требую юридической помощи». Это поможет водителю в дальнейшем обжаловать решение по данному протоколу. Эта запись позволит в суде отменить решение полицейского из-за нарушения регламента проведения процессуальных действий.

READ
Цедент и цессионарий — кто это такие на примерах

В протоколе есть графа «свидетели». Чтобы в ней сотрудники ГИБДД не вписали случайных лиц, водителю нужно поставить широкий росчерк.

Во время составления протокола полицейские могут устраивать разные провокации, но водителю не нужно на них поддаваться.

Как показывает практика, примерно 80% всех оформленных протоколов содержат серьезные нарушения КоАП, поэтому водителю, если он невиновен, не сложно будет доказать в суде свою позицию. При грамотном изложении собственной позиции водителю бояться нечего.

Выводы

Приведенные выше советы не означают, что можно безнаказанно нарушать ПДД. Все водители должны соблюдать правила, это убережет не только от бесед с инспекторами ГИБДД, но и сохранит их жизнь.

Если же общаться с инспекторами периодически приходится, то нужно внимательно изучить свои права, вежливо и сдержанно объяснять полицейским свою позицию и доказывать собственную правоту. Это убережет ваш кошелек от лишних трат.

Видео о том, как правильно общаться с сотрудником ГИБДД:


Множество правил, включенных в новый регламент, уже нашли свое отражение в иных нормативных и подзаконных актах. Введение их в Приказ № 664 обусловлено систематизацией свода положений, которые должны применять сотрудники ведомства при исполнении должностных обязанностей. Особое внимание в Приказе № 664 уделено порядку обращения сотрудников ГИБДД к водителю, что должно устранить конфликтные ситуации и перевести все спорные вопросы в правовое русло.

Выяснение факта нарушения

Дальше ситуация может развиваться по-разному. Инспектор может просто проверить документы и отпустить водителя, а может начать инкриминировать ему какое-либо нарушение.

Если сотрудник ГИБДД вменяет водителю какое-то нарушение, нужно поинтересоваться, есть ли у полицейского доказательства этого нарушения, зафиксированные фото- либо видеосъемкой. При этом опять-таки повторимся, что нужно действовать спокойно и сдержанно. Не нужно кричать и хамить. Просто следует попросить инспектора предъявить доказательства того, что водитель что-то нарушил.

В этом случае инспектор может сказать, что камера установлена стационарно, поэтому ее нельзя снять. Водитель должен потребовать, чтобы полицейский принес её. Инспектор, скорее всего, будет беситься и пугать неповиновением, однако водителю не нужно ничего бояться. Пока сотрудники ГИБДД не докажут факт нарушения, закон на стороне водителя.

Многие сотрудники снимают нарушения на любительские видеокамеры. Это незаконно. Если гаишник показывает водителю, что тот нарушил правила движения на подобной камере, то водителю нужно попросить предъявить сертификат на эту видеокамеру с актом ее поверки.

Инспектор обязан показать эти документы. Если этого не происходит, то водитель вправе сказать, что видеозапись была осуществлена с нарушением законодательства, на оборудовании, которое не имеет сертификата и акта поверки. В этом случае запись не может служить доказательством вины водителя.

Если же водитель действительно нарушил ПДД, и запись была сделана на сертифицированном оборудовании, ему будет выписан протокол. При составлении протокола водителю также нужно быть внимательным.

Ссылка на основную публикацию