Понятие и способы защиты трудовых прав работников

Сегодня большинство трудового народа не рискует открыто выступать против бесчинств счастливых обладателей роскошных вилл на Лазурном Берегу, роскошных яхт и дорогих вертолетов американского производства.

Понятие и способы защиты трудовых прав работников

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

§ 1. Защита трудовых прав работников и ее особенности

Защита прав человека может быть осуществлена с применением норм различных отраслей права. В юридической литературе правильно обращают внимание на то, что права человека не реализуются автоматически даже при благоприятных условиях, поэтому необходимы усилия и даже борьба человека за свои права и свободы, которые должны органично включаться в систему мер, составляющих единый механизм защиты прав человека. Поэтому защита прав человека рассматривается в качестве универсальной общенаучной категории, имеющей общие функции, которые могут быть применены при реализации норм различных отраслей права.

Исследуя проблемы международного регулирования труда, пришли к пониманию того, что трудовые права являются правами человека. Они значительно раньше других прав подверглись международному регулированию. Не будет ошибкой сказать, что у истоков международной защиты прав человека, лежит международная охрана труда, осуществляемая МОТ уже более семидесяти лет. В свою очередь, в ст. 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантировано право на эффективность правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, к числу которых относятся и трудовые права работников. Очевидно, что эффективной защита нарушенного права может быть признана только после устранения нарушения и восстановления нарушенного права.

В связи с изложенным можно выделить три обстоятельства, характеризующих правовое понятие защиты прав человека:

1) осуществление защиты полномочным субъектом;

2) осуществление этим субъектом деятельности с соблюдением норм законодательства;

3) обеспечение восстановления нарушенного права.

К числу полномочных субъектов по защите трудовых прав, исходя из общей теории защиты прав человека, традиционно относили юрисдикционные органы.

Нельзя не заметить, что деятельность юрисдикционных органов осуществляется с применением процессуальных норм. Следовательно, защита прав человека должна рассматриваться как процессуальная деятельность уполномоченных на ее осуществление субъектов.

Защита трудовых прав работников имеет свои особенности. Данные особенности должны адекватно отражать неравное положение работника и работодателя как субъектов трудового права. В качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось как совокупность норм, призванных обеспечить защиту работников от произвольных действий работодателя. По этой причине к числу полномочных субъектов по защите трудовых прав относятся не только юрисдикционные органы, но и представители работников, а также непосредственно работники, которые могут осуществлять самозащиту своих прав. Видимо, не должно вызывать сомнений, что не только деятельность юрисдикционных органов входит в защиту трудовых прав работников. Как уже отмечалось, представители работников, сами работники также могут осуществлять защиту трудовых прав.

Поэтому защита трудовых прав работников имеет дополнительные по сравнению с другими правами и свободами способы восстановления нарушенного права и законного интереса.

В учебной литературе по административному праву концептуально определено, что в реальной жизни все способы защиты тесно связаны, чаще всего они используются одновременно, гражданин может защищать свои права самостоятельно и с помощью государственных органов и негосударственных организаций, инициируя их правозащитную деятельность, что может рассматриваться как процессуальная защита прав человека.

Такой вывод напрашивается и из определения защиты прав человека, которая может быть осуществлена полномочным субъектом на основании процессуальных норм. Работники, их представители отнесены к числу субъектов защиты трудовых прав, они осуществляют свою деятельность с применением процессуальных норм. Отсутствие специального процессуального нормативного акта, регламентирующего деятельность работников и их представителей как полномочных субъектов защиты трудовых прав, не свидетельствует о том, что данный вид деятельности не входит в защиту трудовых прав. Очевидно, что представители работников в лице профсоюзов, работники используют процессуальные нормы при защите трудовых прав. Например, составляют процессуальные документы и направляют их работодателю для устранения допущенных им нарушений. В частности, работодателю может быть направлено исковое заявление с приложением к нему документов, подтверждающих нарушение трудовых прав. Данные действия основаны на нормах процессуального права, но они не порождают возникновения трудового спора, который в ст. 381 ТК РФ определен как неурегулированные между работником и работодателем разногласия. Следовательно, процессуальные нормы могут быть использованы полномочными субъектами в досудебном и внесудебном порядке защиты трудовых прав.

В связи с изложенным защита трудовых прав может рассматриваться как процессуальная деятельность полномочных субъектов, круг которых существенно расширен по сравнению с субъектами, обладающими полномочиями по защите прав человека, гарантированных нормами других отраслей права. Поэтому, наряду с традиционными способами защиты прав человека, в частности с судебной защитой, существуют специальные способы защиты трудовых прав, например деятельность органов государственного надзора и контроля по защите трудовых прав работников.

В ст. 352 ТК РФ дан перечень способов защиты трудовых прав. Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации” в данную норму внесены изменения. К числу способов защиты трудовых прав и свобод отнесена судебная защита, из ее названия исключено указание на защиту трудовых прав работников. В связи с изложенным напрашивается вывод о том, что включение в число способов судебной защиты трудовых прав позволяет говорить о защите трудовых прав не только работников, но и работодателей, поскольку в судебном порядке могут быть защищены как права работников, так и права работодателей, тогда как другие способы защиты могут быть применены исключительно для защиты трудовых прав и свобод граждан, как ищущих работу, так и вступивших в трудовые отношения. Следовательно, в законодательстве предусмотрены дополнительные способы защиты трудовых прав работников по сравнению с защитой прав работодателей.

READ
Решение суда о расторжении брака: как его получить 2022

Нельзя не заметить, что в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 23), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6, 7, 8) трудовые права непосредственно связаны с личностью конкретного работника. Поэтому и нормы трудового права, исходя из концепции названных международно-правовых актов, призваны обеспечить защиту личных прав работников. Однако в нормах трудового права (ст. 22 ТК РФ) перечислены права работодателей. Субъективные права работодателей корреспондируют с личными трудовыми правами работников, поэтому нормы трудового права призваны дать примерный перечень прав работников, которые могут быть расширены работодателем за счет собственных средств, а также исчерпывающим образом определить права работодателей, корреспондирующие с обязанностями работника.

Исходя из содержания ст. 352 ТК РФ, защита трудовых прав и свобод может быть определена как совокупность способов, перечисленных в этой норме, использование которых полномочными субъектами происходит с применением процессуальных правил. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

· самозащита работниками трудовых прав;

· защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

· государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Перечисленные способы могут быть использованы для защиты действительно или мнимо нарушенных трудовых прав. Однако само по себе перечисление этих способов в ст. 352 ТК РФ может и не привести к восстановлению нарушенных трудовых прав. Должны появиться предусмотренные в законодательстве основания, которые и могут позволить воспользоваться тем или иным способом защиты, а в ряде случаев использовать несколько способов защиты для того, чтобы нарушенные права работника были восстановлены. Наличие таких оснований связано с действиями работников, их представителей, деятельностью органов государственного надзора и контроля, КТС, а при использовании судебной защиты – с деятельностью перечисленных субъектов и работодателей. Такие действия могут быть совершены только при возникновении отношений, входящих в предмет трудового права, в частности, отношений по самозащите трудовых прав, отношений по участию профсоюзов в защите трудовых прав, по государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников, а также отношений по разрешению трудовых споров.

Следовательно, перечисленные способы защиты трудовых прав и законных интересов могут быть реализованы через действия субъектов трудового права, которые приводят к возникновению соответствующих отношений. В свою очередь, в рамках этих отношений могут быть выявлены нарушения трудовых прав и свобод. Данные нарушения и должны быть устранены в перечисленных отношениях, содержанием которых является осуществление процессуальной деятельности с целью устранения нарушений трудовых прав. Данная деятельность подлежит надлежащему процессуальному оформлению. Без процессуального оформления использование любого способа защиты не может привести к восстановлению нарушенных прав работников. Поэтому в нашем понимании защита трудовых прав осуществляется определенными способами, которые перечислены в нормах материального права (ст. 352 ТК РФ), и с использованием установленных процессуальным законодательством форм устранения нарушений трудовых прав. Отсутствие процессуальных форм восстановления нарушенного права приводит к тому, что способы защиты трудовых прав не выполняют своей роли, поскольку использование любого из перечисленных способов может привести к восстановлению нарушенного материального права только при надлежащем процессуальном оформлении. Следовательно, устранение нарушений трудовых прав и свобод в рамках возникших отношений по их защите требует специального процессуального оформления, то есть оно происходит в определенных процессуальным законодательством формах. В связи с этим только при сочетании способов, перечисленных в ст. 352 ТК РФ, с процессуальными формами защиты прав можно добиться восстановления трудовых прав и законных интересов. Поэтому защита трудовых прав не может рассматриваться исключительно как совокупность способов, которые включают в себя действия полномочных субъектов, которые являются основанием для возникновения соответствующих отношений. В защиту трудовых прав, на наш взгляд, следует включать и процессуальные формы, которые могут быть использованы для устранения выявленных в этих отношениях нарушений трудовых прав.

Сказанное, полагаем, позволяет определить защиту трудовых прав и законных интересов как совокупность способов и процессуальных форм, которые могут быть использованы для восстановления нарушенных прав и законных интересов.

Защита трудовых прав и законных интересов имеет свои особенности. Как уже отмечалось, защита трудовых прав включает в себя несколько способов и соответствующих им процессуальных форм, которые могут быть использованы для восстановления нарушенного права.

READ
Нужно ли менять ИНН при смене прописки ?

На наш взгляд, одной из главных особенностей защиты трудовых прав является возможность использования работниками не запрещенных законодательством способов и процессуальных форм по восстановлению нарушенных прав и законных интересов. Тогда как работодатель должен использовать только предусмотренные законом способы и формы защиты своих прав, в частности судебную защиту, поскольку до внесения изменений в ст. 352 ТК РФ, которая дополнена указанием на судебную защиту трудовых прав, данная норма и перечисленные в ней способы могли быть использованы только для защиты трудовых прав работников. Следовательно, защита трудовых прав работников включает в себя особые способы и соответствующие им процессуальные формы восстановления нарушенных прав и законных интересов работников. К числу таких способов относится государственный надзор и контроль, который может быть использован наряду с другими способами и процессуальными формами для устранения нарушений прав и законных интересов работников.

Способы и процессуальные формы образуют единое понятие защиты трудовых прав, которая призвана обеспечить восстановление нарушенных прав и законных интересов. В связи с этим защитой трудовых прав может быть признана деятельность, в результате которой обеспечено восстановление прав и законных интересов. При этом не может иметь, на наш взгляд, правового значения, каким способом или способами и в каких процессуальных формах восстановлено нарушенное право и законный интерес. Следовательно, защита трудового права предполагает его восстановление способами, предусмотренными законодательством, в соответствующих им процессуальных формах. Очевидно, что восстановление нарушенного права может состояться с использованием одного из способов в соответствующей процессуальной форме, например, работник может быть восстановлен на работе на основании решения суда. Однако работники не лишены права использовать различные способы и процессуальные формы с целью защиты трудовых прав и законных интересов. Использование таких способов и соответствующих им процессуальных форм, по нашему мнению, должно признаваться защитой трудовых прав только после реального устранения нарушений прав и законных интересов работников.

Таким образом, работники могут использовать различные способы и процессуальные формы защиты, которые следует рассматривать как защиту трудовых прав работников в тех случаях, когда такое использование привело к устранению нарушенных прав и законных интересов работника.

Предметом настоящего исследования является государственный надзор и контроль за соблюдением трудовых прав работников как один из видов деятельности по защите трудовых прав. Такая деятельность может приводить к восстановлению нарушенного права. Однако зачастую для защиты трудовых прав используются и другие способы и процессуальные формы восстановления нарушенного права и законных интересов. Причем для защиты трудовых прав государственный надзор и контроль может быть использован наряду с другими способами и процессуальными формами.

Поэтому данный вид деятельности также, по нашему мнению, должен рассматриваться в качестве способа, использование которого приводит к возникновению соответствующих отношений, в рамках этих отношений в определенных процессуальных формах и может происходить восстановление нарушенных трудовых прав работников. Естественно, как способ защиты в определенных процессуальных формах государственный надзор и контроль входит в общее понятие защиты трудовых прав и законных интересов работников, то есть он может быть использован наряду с другими способами и процессуальными формами для восстановления нарушенных прав и законных интересов работников. По этой причине особенности защиты трудовых прав и законных интересов работников, по нашему мнению, необходимо исследовать с точки зрения соотношения государственного надзора и контроля с другими способами и процессуальными формами, образующими единое понятие защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Таким образом, защита трудовых прав работников, на наш взгляд, включает в себя способы и соответствующие им процессуальные формы, обеспечивающие реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов работников.

Администрация муниципального образования Куркинский район
Почтовый адрес: 301940, Тульская обл., Куркинский р-н, п.Куркино,
ул.Театральная, д.22
E-mail: ased_mo_kurkino@tularegion.ru
тел. 8 (48743) 5-12-87,
факс: 8 (48743) 5-16-33

© Все права зарегистрированы.
Схема проезда

Об информационном содержании вы можете написать администратору сайта. При перепечатке и ретрансляции материалов ссылка на сайт kurkino.tularegion.ru обязательна. Информация персонального характера о пользователях cайта хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных

Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 352 – 419)

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в наименование раздела XIII настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

  • Глава 56. Общие положения (ст. 352)
    • Статья 352. Способы защиты трудовых прав и свобод
    • Статья 353. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Статья 353.1. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Статья 354. Федеральная инспекция труда
    • Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда
    • Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда
    • Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда
    • Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда
    • Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда
    • Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей (утратила силу)
    • Статья 360.1. Порядок принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений
    • Статья 361. Обжалование решений федеральной инспекции труда, действий (бездействия) ее должностных лиц
    • Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Статья 363. Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда
    • Статья 364. Ответственность государственных инспекторов труда
    • Статья 365. Взаимодействие федеральной инспекции труда с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями
    • Статья 366. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности
    • Статья 367. Федеральный государственный энергетический надзор
    • Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
    • Статья 369. Государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности
    • Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
    • Статья 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа
    • Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
    • Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя
    • Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы
    • Статья 375. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам
    • Статья 376. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа
    • Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации
    • Статья 378. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов
    • Статья 379. Формы самозащиты
    • Статья 380. Обязанность работодателя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты
    • Статья 381. Понятие индивидуального трудового спора
    • Статья 382. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров
    • Статья 383. Порядок рассмотрения трудовых споров
    • Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам
    • Статья 385. Компетенция комиссии по трудовым спорам
    • Статья 386. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам
    • Статья 387. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам
    • Статья 388. Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание
    • Статья 389. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам
    • Статья 390. Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд
    • Статья 391. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах
    • Статья 392. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора
    • Статья 393. Освобождение работников от судебных расходов
    • Статья 394. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу
    • Статья 395. Удовлетворение денежных требований работника
    • Статья 396. Исполнение решений о восстановлении на работе
    • Статья 397. Ограничение обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры
    • Статья 398. Основные понятия
    • Статья 399. Выдвижение требований работников и их представителей
    • Статья 400. Рассмотрение требований работников, профессиональных союзов и их объединений
    • Статья 401. Примирительные процедуры
    • Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
    • Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
    • Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
    • Статья 405. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора
    • Статья 406. Уклонение от участия в примирительных процедурах
    • Статья 407. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров
    • Статья 408. Соглашения, достигнутые в ходе разрешения коллективного трудового спора
    • Статья 409. Право на забастовку
    • Статья 410. Объявление забастовки
    • Статья 411. Орган, возглавляющий забастовку
    • Статья 412. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
    • Статья 413. Незаконные забастовки
    • Статья 414. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки
    • Статья 415. Запрещение локаута
    • Статья 416. Ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах, невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, неисполнение либо отказ от исполнения решения трудового арбитража
    • Статья 417. Ответственность работников за незаконные забастовки
    • Статья 418. Ведение документации при рассмотрении и разрешении коллективного трудового спора
    • Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

    Комментарий к ст. 352 ТК РФ

    1. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    Поскольку в трудовом правоотношении стороны не равны, а работник является менее защищенной стороной, нормы ТК, направленные на защиту прав и законных интересов работников, играют значительную роль. Работодатель как сторона экономически независимая не только имеет возможность самостоятельно отстоять свои права, но и обладает в отношении работников, с которыми заключил трудовые договоры, дисциплинарной властью. Невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей является составом дисциплинарного проступка, за совершение которого работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

    У работника возможностей защититься от произвола работодателя значительно меньше. Работник имеет право отстаивать свои права в суде, однако возможность доказать свою правоту для работника значительно затруднена. Это объясняется различными причинами:

    – экономическими – во многих регионах России, где есть градообразующие предприятия, работнику зачастую невозможно устроиться на другую работу к другому работодателю, т.к. это будет связано с переездом в другую местность и проч.

    К экономическим причинам можно отнести и стремление некоторых работодателей в целях минимизации издержек не оформлять работников или платить им официально минимальные заработные платы, переходя на так называемые серые и черные схемы. При таких условиях работник вообще лишается возможности в судебном порядке получить ту заработную плату и тот социальный пакет, которые были ему обещаны при трудоустройстве;

    – социальными – к социальным причинам следует отнести низкую активность работников, нежелание вступать в профессиональные союзы, которые могут успешно противостоять работодателям, социальное иждивенчество, состоящее в отсутствии активных действий по отстаиванию собственного социального статуса и ожидании мер, которые предпримет центральная власть;

    – поведенческими (субъективными). К субъективным причинам следует отнести низкую правовую грамотность населения и недоступность квалифицированной правовой помощи.

    В этих условиях особую актуальность приобретает контрольно-надзорная деятельность государственных органов.

    Исходя из изложенного, законодатель определяет, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    2. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

    – самозащита работниками трудовых прав (см. ст. ст. 379, 380 и коммент. к ним);

    – защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (см. ст. ст. 370 – 373 и коммент. к ним);

    – государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемые системой специально уполномоченных на это государственных органов (см. гл. 57 ТК и коммент. к ее статьям);

    – судебная защита трудовых прав.

    3. Статья 22 ГПК РФ относит трудовые споры к подведомственности судов общей юрисдикции. Дела о восстановлении на работе и дела о разрешении коллективных трудовых споров рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (см. ст. 24 ГПК РФ, а также ст. ст. 382, 383, 391 – 396, 413 ТК и коммент. к ним).

    Отв. ред. Ю.П. Орловский “КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”, изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

    ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

    Понятие и способы защиты трудовых прав работников

    Конституция РФ, в силу положений ст. 45, гарантирует российским гражданам и лицам, пребывающим на территории Российской Федерации, государственную защиту их прав и свобод. Данная общегосударственная норма находит свое продолжение в ТК РФ, в соответствии со ст. 2 которого обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, является одним из принципов регулирования трудовых правоотношений.

    Поскольку работник наиболее уязвимый субъект трудовых правоотношений в силу их строгого субординационного характера, а также нахождения финансового ресурса в распоряжении работодателя, законодатель старается как можно чаще в тексте ТК РФ акцентировать внимание лиц, применяющих трудовые нормы, на различного рода гарантии, предоставляемые именно работникам в процессе труда, а также на способы защиты их трудовых прав.

    Самыми основными способами защиты трудовых прав и интересов работников ТК РФ считает:

    1) самозащиту работниками своих трудовых прав;

    2) защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

    3) государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    4) судебную защита (ст. 352 ТК РФ).

    Нужно сказать, что перечень таких способов не является исчерпывающим, следует лишь руководствоваться принципом «что не запрещено – разрешено».

    Теперь рассмотрим каждый из способов защиты трудовых прав работников в отдельности.

    Самозащита права является одним из не запрещенных законом способов, применяемых работниками для защиты своих прав и интересов в соответствии со ст. 45 Конституции РФ и ст. 21 ТК РФ. Ёмко представленный в ТК РФ институт самозащиты прав (всего лишь две небольшие по содержанию статьи – 379 и 380), требует всесторонней теоретико-прикладной разработки, однако научных трудов по данному поводу немного, в основном обзоры в периодических изданиях. Давая определение самозащите работником трудовых прав, воспользуемся идеей А. А. Андреева о том, что данный институт представляет собой законные, самостоятельные, а в некоторых случаях и надлежащим образом оформленные действия работника, осуществляемые в порядке защиты своих трудовых прав без обращения в юрисдикционные органы[1], а также органы, формируемые непосредственно в организации для разрешения трудовых споров.

    Самый простой формой самозащиты права являются устные переговоры с работодателем и (или) его представителями, инициированные работником. Такие переговоры не нуждаются в письменном оформлении, а доводов, приведенных работником, может оказаться достаточно для снятия с повестки напряженного вопроса.

    ТК РФ в ст. 379 закрепляет основную и наиболее радикальную форму самозащиты – отказ работника от выполнения работы. Такой отказ возможен в ряде случаев, поименованных в законе. Так, работник имеет полное право не приступать к выполнению работы, не предусмотренной трудовым договором, а также работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью. Также в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

    Гарантиями права на самозащиту могут служить абз. 2 ст. 179, регламентирующий, что на время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также ст. 380 ТК РФ, определяющая, что работодатель и (или) его представители не имеют права каким бы то ни было образом препятствовать работникам в осуществлении самозащиты ими трудовых прав, к примеру, угрожать увольнением или лишением заработка.

    Самолично приняв решение использовать такую форму самозащиты собственного права как отказ от выполнения работы, работник должен письменно уведомить об этом работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного их представителя. Из материалов судебной практики исходит, что суд принимает во внимание такое уведомление работника об отказе от выполнения работы или о ее приостановлении, которое выражено в письменной форме с указанием конкретного основания такого отказа или приостановления, с имеющейся на нем записью о входящей корреспонденции либо иной отметкой о получении работодателем данного уведомления[2].

    По смыслу ст. 4 ТК РФ невозможно реализовать право на отказ или приостановление следующих видов работ:

    -работ, выполнение которых обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

    -работ, выполнение которых обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

    -работ, выполняемых в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

    -работ, выполняемых вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

    Таким образом, самозащита работника как способ защиты своих трудовых прав, выражающаяся в форме отказа от работы, обладает рядом признаков:

    1. Самостоятельность в принятии решения об отказе от работы.

    2. Единоличная ответственность за соответствие принятого решения законным основаниям и надлежащую процедуру оформления уведомления работодателя об отказе от работы.

    3. В отсутствие работника на рабочем месте в связи с отказом от выполнения работы за ним сохраняется его должность, а также средний заработок.

    4. Работнику надлежит немедленно возобновить работу после устранения работодателем препятствующих ее проведению факторов.

    5. Запрет на отказ или приостановление определенных законом видов работ.

    Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами – одна из основ их деятельности. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[3] (далее – Закон о профсоюзах), профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

    Для реализации такой важной функции, как защита социально-трудовых прав и интересов работников, профсоюзы наделяются независимостью прежде всего от работодателей и их объединений, а также от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, политических партий и других общественных объединений. Для создания профсоюза не требуется чьего-либо согласия, достаточно лишь наличия инициативной группы в составе 3-х человек. Поскольку профсоюз – это общественное объединение граждан, и для его создания, в силу ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях»[4], нужно не менее 3-х физических лиц.

    Согласно закону профессиональные союзы свободны в выборе своего юридического оформления: они могут приобрести правоспособность юридического лица, зарегистрировавшись в качестве такового в организационно-правовой форме первичной профсоюзной организации, ассоциации или союза, либо вовсе не регистрироваться, не приобретая при этом прав на открытие банковского счета, на заключение сделок, на приобретение имущества и распоряжение им и др.

    Основные права профсоюзов в области защиты интересов трудящихся и трудового коллектива в целом состоят, во-первых, в их представительстве. Так, проекты законодательных актов федерального, регионального и местного уровней в социально-трудовой сфере рассматриваются с учетом мнения и предложений соответствующих профсоюзов. Согласно п. 5 ст. 11 Закона о профсоюзах, профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав. Кроме того, профсоюзы наделены правом на ведение от имени работников коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений, а также на ведение контроля за исполнением согласительных актов.

    Во-вторых, профсоюзы наделены правом на участие в коллективных трудовых спорах, на организацию и проведение в соответствии с законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

    В-третьих, профсоюзы принимают участие в разработке программ занятости, а также предлагают меры по защите интересов членов профсоюзных организаций, сокращенных в связи с ликвидацией организации. В силу п. 2 ст. 12 Закона о профсоюзах, ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.

    В-четвертых, для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Данное право профсоюзных организаций имеет весомое значение для реализации функции защиты членов профсоюзов.

    И, наконец, в-пятых, профсоюзы осуществляют одноименный контроль за соблюдением законодательства о труде. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде данные общественные организации, в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о профсоюзах, вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Профсоюзным инспекторам разрешается беспрепятственно посещать подразделения организации, в которой трудятся члены профсоюза с целью проведения проверки соблюдения работодателем, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам, например, выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

    Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ст. 253 ТК РФ, осуществляется инспекцией труда (трудовой инспекцией) в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»[5]. Государственные инспекции труда действуют как на федеральном, так и на региональном уровне. Федеральная инспекция труда представляет собой централизованную структуру, состоящую из Службы по труду и занятости федерального масштаба и ее территориальных (региональных) отделений. Должность руководителя Федеральной инспекции труда именуется как главный государственный инспектор труда РФ. На данную должность лицо назначается Правительством РФ.

    В задачи Федеральной инспекции труда входят:

    -обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

    -обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    -обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    -доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    А принципами ее деятельности являются: уважение, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; объективность; независимость; гласность.

    За защитой трудовых прав кроме органов госконтроля можно обратиться и к Уполномоченному по правам человека, и в Общественную палату

    Федеральная инспекция труда как орган государственного контроля за соблюдением трудового законодательства наделена широким кругом полномочий, предусмотренных ст. 356 ТК РФ, среди которых, применимо к настоящей главе, можно выделить особо: анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений трудового законодательства, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; проверку соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав и принятие в связи с этим необходимых мер по устранению выявленных нарушений и др.

    В силу своих полномочий, а также прав и обязанностей государственные инспекторы труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК РФ).

    Защита трудовых прав работников производится инспекциями труда в лице государственных инспекторов посредством проведения ими проверок соблюдения трудового законодательства работодателем.

    Проверка представляет собой совокупность проводимых уполномоченным контрольным государственным органом в отношении работодателя (юридического лица, ИП, физического лица) мероприятий по оценке соответствия осуществляемой им деятельности или действий обязательным требованиям, установленным правовыми актами.

    Проверки могут быть как плановыми, проводимыми по инициативе инспекции труда в соответствии с утвержденным планом, так и внеплановыми, ввиду обращения конкретного работника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также обращений и заявлений граждан, в том числе ИП и юридических лиц о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее установленного законом размера, о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

    О плановой проверке работодатель знает заранее, поскольку информация о дате и времени ее проведения доступна на официальном сайте соответствующей государственной инспекции, а вот предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается. При этом с 2008 года на территории РФ действует федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[6], учитывающий также интересы проверяемой стороны. Так, согласно данному акту, действует презумпция добросовестности работодателя, кроме того предпочтительным является уведомительный характер проведения проверок, а также устанавливается запрет на взимание платы за проведение контроля и многое другое. Наравне с этим, работодателю запрещается препятствовать осуществлению государственного контроля за соблюдением трудового законодательства. За такое воспрепятствование устанавливается административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7 КоАП РФ. А лица, применяющие в отношении государственных инспекторов труда или их близких насилие, угрожающие им насилием или оскорбляющие государственных инспекторов труда при исполнении ими должностных обязанностей или в связи с их исполнением, могут привлекаться к уголовной ответственности в соответствии со ст. 318 и 319 УК РФ.

    Судебная защита трудовых прав и интересов работников подробнее освещается в рамках рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

    3. Система и компетенция органов надзора и контроля за соблюдением норм трудового права

    Государственный надзор и контроль за соблюдением норм трудового права (ст. 353 ТК РФ) проводят

    Надзор

    Контроль

    • Органы федеральной инспекции труда и другие федеральные инспекции:
      • за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
      • во всех организациях;
      • на всей территории РФ.

      Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов. Положение о федеральной инспекции труда утверждено Правительством Российской Федерации (ст.353-364 ТК РФ).

      Федеральная служба по труду и занятости (п. 4 Постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости».

      Права и обязанности инспекторов труда – ст. 357–358 ТК РФ.

      • Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2002 -1 «О прокуратуре в РФ» и в соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 06июля 2000 г. № 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях всех форм собственности»:

      -за точным и единоо бразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

      • Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:
        • внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
        • в подведомственных организациях

        Специально уполномоченные органы – федеральные надзоры наряду с федеральной инспекции труда:

          • за соблюдением правил по безопасному ведению работ;
          • в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности.

          В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определены система и полномочия специальных служб по техническому надзору, атомному, санитарно-эпидемиологическому, энергетическому надзору и др.

          Профсоюзные комитеты имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства.

          Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах

          Судебный надзор и контроль

          Суды РФ (Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции) при решении дел в соответствии со своей подведомственностью осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на предмет соответствия Конституции РФ федеральных нормативно-правовых актов, а также решают вопросы о законности правоприменительных актов работодателя при рассмотрении индивидуально-трудовых споров

          Схема контроля профсоюзов

          Варианты обмана человека труда

          Отдельные коммерсанты проявляют чудеса изобретательности для того, чтобы набить свои кошельки за счет обмана своих же работников.

          Как известно, существуют белые, серые и черные схемы выплаты заработной платы. При белом варианте работник полностью защищен и всем доволен. Он может смело строить долгосрочные планы на будущее:

          1. обратиться в банк для получения ипотечного кредита;
          2. сделать предложение любимой девушке;
          3. зарегистрировать возникшие квазисемейные отношения в загсе;
          4. купить автомобиль Lada Vesta.

          При сером варианте у работника гарантирована лишь незначительная часть ежемесячного дохода. Поэтому такой человек вынужден скромнее стать в желаниях по сравнению со счастливым обладателем белой зарплаты.

          При черном варианте у работника нет ни трудового, ни гражданско-правового договора. Отсюда следует, что у несчастного нет никаких гарантий и в случае болезни, ухода в декретный отпуск, получения инвалидности и увольнения он вряд ли может рассчитывать на получение каких-либо выплат от своего теневого работодателя.

          О способах защиты трудовых прав и свобод граждан

          Защита трудовых прав граждан остается одним из приоритетных направлений правовой политики. Принятие Трудового кодекса РФ в определенной степени решило эту проблему. После проведения коренного обновления действующего трудового законодательства необходимо сформировать специальные органы по рассмотрению трудовых споров, в частности создать специализированные суды по трудовым делам. Создание самостоятельной специализированной системы судопроизводства в социально-трудовой сфере – одно из предполагающихся нововведений в совершенствовании механизмов юридической защиты трудовых прав. Защита трудовых прав граждан – это конституционная обязанность государства.

          Во многих случаях термин «защита» является синонимом термина «охрана», поскольку законодателем оба эти понятия используются для обозначения деятельности, которая состоит в обеспечении, соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства. Так, в ст. 2 и 45 Конституции РФ говорится о государственной защите прав и свобод человека и гражданина, а в ст. 82 – об охране этих прав и свобод.

          Конституцией России определен эффективный механизм защиты прав человека, основные положения которого соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они состоят в следующем:

          – предоставление всем лицам широких возможностей для правовой защиты своих прав;

          – запрещение издания в Российской Федерации законов, отменяющих и умаляющих права человека и гражданина;

          – закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права человека и гражданина;

          – провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента РФ и закрепление его права приостанавливать деятельность актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина;

          – предоставление каждому права на личную защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом;

          – гарантирование каждому человеку права на государственную и судебную защиту его прав, включая право обжаловать в суд действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных организаций и должностных лиц;

          – признание юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека.

          Вышеизложенное свидетельствует о том, что Конституция РФ реально отразила и закрепила произошедшее в российском обществе изменение отношения к проблеме признания и защиты основных прав человека.

          Система защиты прав человека включает судебную и несудебную защиту, а также деятельность неправительственных правозащитных организаций. Главным способом защиты трудовых прав выступает судебная защита. Конституционное право на судебную защиту служит своеобразной гарантией других прав и свобод, поэтому его можно рассматривать как процессуально-охранительное право. Несудебные формы защиты делятся на государственные и общественные. Общественные формы различаются в зависимости от того, какая общественная организация обеспечивает охрану и защиту права (комиссия по трудовым спорам, профсоюзные органы).

          Перечень способов защиты трудовых прав работников назван в ст. 352 Трудового кодекса РФ. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

          В соответствии с Конституцией РФ “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом” (ч. 2 ст. 45). Следовало бы отнести к самозащите и такую форму, как обращение работников в юрисдикционные органы за разрешением индивидуальных или коллективных трудовых споров. В Трудовом кодексе установлен конкретный механизм рассмотрения трудовых споров, который может быть использован как своеобразная инструкция к действию. Подробно прописана вся цепочка: от обращения к работодателю, в государственные органы, инстанции по рассмотрению трудовых споров, от организации предварительных переговоров с работодателем до реализации права работников на забастовку.

          Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Данное право декларируется и ст. 352 ТК РФ.

          Трудовой кодекс РФ предусматривает несколько основных способов защиты трудовых прав и свобод работников:

          – самозащита работниками трудовых прав;

          – защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

          – государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

          – судебная защита (ст. 352 Трудового кодекса РФ – далее ТК РФ).

          Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, как способ защиты трудовых прав и свобод работников. Федеральный государственный надзор осуществляется федеральной инспекцией труда. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ст. 353 ТК РФ). Специализированный надзор включает в себя осуществление надзора за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах (ст. 366 ТК РФ), энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ), санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК РФ), надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК РФ).

          Федеральная инспекция труда наделена рядом полномочий, основные из которых перечислены в ст. 356 ТК РФ.

          Самозащита работниками трудовых прав заключается в действиях самого работника, полагающего, что его трудовые права были нарушены работодателем. Единственно возможной формой самозащиты трудовых прав согласно ст. 379 ТК РФ является отказ от выполнения работы в определенных случаях.

          Для осуществления самозащиты работник в соответствии со ст. 379 ТК РФ должен известить работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме.

          Архангельской области

          В соответствии со статьей 352 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

          Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
          самозащита работниками трудовых прав (статьи 379 – 380 ТК РФ);
          защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (статьи 370 – 378 ТК РФ);
          государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статьи 353 – 369 ТК РФ);
          судебная защита (статьи 391 – 397 ТК РФ).

          Самозащита работниками трудовых прав заключается в том, что работник самостоятельно защищает свои трудовые права и интересы без обращения к государственным или общественным органам.

          В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
          На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
          Работники могут защищать свои права любыми способами, не запрещенными законодательством.

          Кроме того, в целях самозащиты трудовых прав работник вправе отказаться:
          от незаконного перевода на другую работу;
          приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней;
          от выполнения незаконных распоряжений работодателя;
          от направления в командировку, когда в соответствии с законодательством такое направление может состояться только списьменного согласия работника;
          от выполнения сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие праздничные дни, к которым он привлекается с нарушением законодательства, а также от досрочного выхода из отпуска;
          от предоставления представителям работодателя документов и сведений, которые не касаются выполняемой им трудовой функции и предоставление которых не предусмотрено действующим законодательством;
          от выхода на работу по истечении двухнедельного срока предупреждения при увольнении по собственному желанию;
          и тому подобное.

          В случае нарушения трудовых прав работник может также обратиться в комиссию по трудовым спорам, которая является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и образуются из равного числа представителей работников и работодателя.
          Комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальный трудовой спор, если:
          для рассмотрения данного спора ТК РФ и иными федеральными законами не установлен другой порядок его рассмотрения;
          работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем;
          работник обратился в комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (в случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу).

          Права и обязанности профессиональных союзов на защиту трудовых прав и законных интересов работников закреплены Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ТК РФ.

          Так профессиональные союзы имеют право на осуществления контроля за соблюдением работодателями и их представителями (должностными лицами) законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.

          Кроме того, одним из способов защиты трудовых прав работников профессиональными союзами является их участие в принятии решений работодателем.

          Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя.

          На территории Архангельской области – это Государственная инспекция труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее – Гострудинспекция). В случае нарушения трудовых прав, в том числе по оплате труда, работник вправе обратиться в Гострудинспекцию по адресу: 163071, г. Архангельск, ул. Тимме, д. 23, корп. 1, или отправить свое обращение через сайт: www.git29.rostrud.ru. Телефон для консультаций с понедельника по пятницу с 8:45 до 12:30: +7 (931) 414-19-04.

          При этом направление обращения в Гострудинспекцию не лишает работника права на судебную защиту.

          Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение:
          трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
          одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (у работодателя по последнему месту работы – по спорам об увольнении;
          одного года со дня установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

          По общему правилу стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

          ТК РФ не предусмотрено обязательное соблюдение досудебного и внесудебного порядка разрешения индивидуальных споров. Но если стороны предусмотрели такой способ разрешения разногласий в трудовом договоре, то он становится для них обязательным.

          Способы защиты трудовых прав

          Согласно трудовому законодательству основными способами защиты прав работников являются:

          • государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства;
          • защита трудовых прав профессиональными союзами;
          • самостоятельная защита работниками своих трудовых прав;
          • защита трудовых прав в судебных органах.

          Допускаются и иные, не запрещенные законом, способы защиты трудовых прав. Но приведенный выше перечень достаточен для грамотного поведения в трудовых отношениях.

          Способы защиты трудовых прав работников

          Защита трудовых прав работников должна происходить независимо от того, следит ли гражданин сам за соблюдением руководством требований законодательства либо это делает специально созданная комиссия.

          Законодатель предусмотрел следующие способы защиты трудовых прав работников:

          • самостоятельное обращение сотрудников во все инстанции за восстановлением прав;
          • подача заявлений с просьбой проверить действие (бездействие) нанимателя в контролирующие органы (прокуратура, трудовая инспекция, Роспотребнадзор);
          • обращение в комиссии по рассмотрению споров о разногласиях между сторонами трудового договора (профсоюзы);
          • судебная защита.

          Разные нарушения в области охраны труда могут рассматриваться разными органами, либо несколькими одновременно. Например, через суд возможно взыскать невыплаченный заработок или восстановиться в должности, но требование об отмене локального акта предприятия будет отклонено, поскольку это относится к компетенции трудовой инспекции.

          Проводить проверки в сфере нарушения законодательства об охране труда вправе трудовая инспекция или прокуратура. По представлению прокурора руководитель компании может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

          Обратившись за помощью к адвокату, вы можете рассчитывать:

          • на получение консультации по вопросам защиты интересов во всех инстанциях;
          • правовой анализ представленных документов, их проверку на предмет соответствия законодательству;
          • подготовку и направление претензий руководству организацию и жалоб в контролирующие органы;
          • составление искового заявления и представительство в суде;
          • контроль за исполнением судебного решения.

          Обо всех нюансах расскажет юрист, ведь защита прав и интересов работников начинается с обращения к этому специалисту.

          Квалифицированный юрист тщательно изучит все обстоятельства дела и предложит наиболее оптимальный и выгодный вариант разрешения спорной ситуации. Доверьте опытному адвокату урегулирование разногласий с работодателем.

          Оставьте заявку на услугу, мы перезвоним и ответим на вопросы, запишем на прием, сообщим о стоимости услуг, подготовим индивидуальное предложение.

          На самом деле законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав. К сожалению, значительная часть работников не знает и не понимает, как лучше воспользоваться предоставленными возможностями. Хотя практически любая проблема в трудовых отношениях может быть решена в пользу работника. Об этом свидетельствует судебная практика по искам о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы и т.п. Труднее с доказательственной базой по искам о заключении трудового договора, об установлении факта трудовых отношений.

          Защита трудовых прав работников

          Мы всегда на связи

          Работодатель не отпускает в отпуск? Задерживает заработную плату или уклоняется от ее выплаты в полном объеме? Не заботится о безопасности своих сотрудников? Что делать в этих случаях? Куда обращаться за защитой трудовых прав работников?

          Среди рассматриваемых судами дел о разногласиях между работниками и работодателями, большую часть составляют споры по взысканию заработной платы, о восстановлении на работе при неправомерном увольнении сотрудников, об оспаривании решений о привлечении к дисциплинарной ответственности.

          Кроме указанных, не менее серьезные нарушения работодатели допускают при оформлении правоотношений (заключении трудового договора) и непредоставлении гарантий отдельным категориям сотрудников. Например, нижеуказанные нарушения в сфере защиты трудовых прав работников на промышленных предприятиях могут повлечь привлечение руководителя организации к ответственности в соответствии с административным и даже уголовным законодательством РФ:

          • необеспечение сотрудников спецодеждой и средствами защиты;
          • допуск сотрудника к работе без специального медосмотра;
          • непроведение инструктажа сотрудников по технике безопасности;
          • несоблюдение режима труда и отдыха;
          • непроведение своевременной аттестации;
          • невыполнение требований по выявлению и рассмотрению несчастных случаев;
          • отсутствие специальной службы и необучение охране труда.

          Защита трудовых прав работников – юристы и адвокаты АК “Ваше право” по трудовым спорам Уфы, услуги в Республике Башкортостан.

Ссылка на основную публикацию