Ответ на онлайн-обращение может быть получен либо в традиционной письменной форме, либо путем отправки электронного документа на указанный пользователем адрес. Порядок рассмотрения электронных жалоб аналогичен порядку рассмотрения письменных обращений.
Как обжаловать решения инспекторов контроля (надзора) с 2022 года: порядок и правила подачи жалоб
С 1 июля 2022 года система контрольно-надзорной деятельности в России начала функционировать по новым правилам и с совершенно новыми подходами инспекторов органов контроля (надзора). Соответственно, есть изменения в порядке досудебного обжалования решений/действий/бездействия контрольных (надзорных) органов и подачи жалобы по Закону № 248-ФЗ с 2022 года. Из этой статьи узнаете, как нужно действовать и как правильно составить жалобу на проверяющих.
Вопросы обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц регулирует гл. 9 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
На основании ст. 39 Закона № 248-ФЗ подать досудебную жалобу может контролируемое лицо (физлицо, ИП или организация), в отношении которого приняты или совершены (ч. 4 ст. 40 Закона № 248-ФЗ):
- решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
- действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
С 2023 года обжалование в суд возможно только после досудебной процедуры. Это касается только юрлиц и ИП.
Но с 1 июля 2022 года проводится эксперимент: постановление Правительства РФ от 28.04.2022 № 663 утвердило перечень видов федерального госконтроля (надзора), по которым обязателен досудебный порядок обжалования.
Подробнее об этом см. «Когда досудебная жалоба на госконтроль (надзор) обязательна: перечень с 01.07.2021».
Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).
Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.
Перед плановой проверкой можно проверить бизнес по чек-листу
Проверки бизнеса бывают внеплановые и плановые.
Внепланово госорганы приходят по жалобам людей и после чрезвычайных происшествий, чтобы проверить что-то конкретное. Уволенный сотрудник не дождался компенсации за отпуск и пожаловался в Трудовую инспекцию. Значит, у работодателя попросят документы на выплаты, положенные при увольнении.
В плановую проверку предприниматель попадает не чаще одного раза в три года. Проверяющий смотрит, как закон соблюдается в общем и целом. То есть та же Трудовая инспекция проверит всё касательно обязанностей работодателя. Узнать о предстоящей проверке можно на сайте Генпрокуратуры.
Малый бизнес в 2022 планово проверять запрещено — см. п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969. Но советуем оставаться настороже, потому что есть исключения:
— Компания попадёт в план проверок, если по степени риска ее деятельность посчитают опасной для людей и окружающей среды.
— Предприниматель нарушил закон в течение последних трех лет и получил наказание в виде дисквалификации или приостановления деятельности.
Чтобы предприниматель подготовился к плановой проверке, госорганы составляют проверочные листы. В листе написаны контрольные вопросы, по которым чиновник будет оценивать соблюдение закона. Выяснять что-то не из списка ему нельзя. Так установлено в ст. 9 Закона «О защите прав юрлиц и ИП».
Перед проверкой предприниматель может взять проверочный лист и пройтись по нему. Если на какой-то вопрос получается ответ «нет» — это нарушение закона, и прямо в листе есть ссылка на статью. Проверяющий найдёт нарушение и оштрафует. Поэтому надо уже сейчас исправлять ошибку.
Вот актуальные для малого бизнеса проверочные листы.
Для Роспотребнадзора
Приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860 утверждены три формы чек-листов: для общепита, магазинов и салонов красоты.
Например, в чек-листе для салонов вопросы от таблички «Курить запрещено» на входе до наличия двух ванночек в педикюрном кабинете. Напротив каждого вопроса стоит ссылка на пункт СанПиНа, в котором прописано это требование.
Для Трудовой инспекции
Чек-листы утверждены Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655. Для проверки прав работников и безопасности труда сделали 133 списка с группами вопросов по определённой теме. Листы начинаются с общих вопросов о заключении трудового договора, увольнении и отпусков. Потом идут требования наподобие безопасности при строительстве или контакте работников с ядами.
Бизнесу типа кофейни или интернет-магазина одежды достаточно проверить себя по общим вопросам. А чтобы это сделать быстро и просто Роструд предлагает пройти проверку на своём сайте через сервис Электронный инспектор.
Для МЧС
Проверочные листы для пожарного контроля в помещении прописаны в Приказе МЧС России от 28.06.2018 № 261. Интересные предпринимателю: по хостелу, магазину, общепиту, парикмахерской, спортклубу. Вопросы пожарных касаются проездов к зданию, эвакуации, устойчивости отделки к огню.
Для остальных ведомств
Вопросы к плановой проверке есть и у других органов. Например, Россельхознадзор проверяет животных и растения. Значит, фермерам полезно почитать вопросы от этого органа.
Если знаете, кто проверит ваш бизнес, поищите приказы ведомств и чек-листы в этом списке.
Требования к составлению жалобы
Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):
- наименование органа, в который подается либо ФИО должностного лица прокуратуры;
- ИО и адрес гражданина, направившего жалобу + адрес для отправки ответа, если он отличается;
- изложение существа вопроса;
- личная подпись и дата подачи.
По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:
- описание обстоятельств, которые предшествовали нарушению законодательства: дата обращения в государственные органы, дата заключения договора, дата начала трудовых отношений и т.д.;
- суть возникшего правоотношения с лицом, допустившим нарушение законодательства;
- описание обстоятельств, при которых было допущено нарушение закона, в чем оно выражается, какие законы нарушены;
- при наличии – реквизиты принятого решения, нарушающего законодательство;
- требования жалобщика: провести внеплановую проверку, вынести предписание на устранение правонарушений, привлечь виновных к ответственности.
Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже – несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.
Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?
Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная – это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):
- либо обращение двух и более лиц;
- либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга, собрания.
То есть, принципиальных отличий всего 2:
- Коллективная жалоба может содержать сведения о нарушениях, затрагивающих интересы двух и более лиц.
- Коллективная жалоба должна быть подписана двумя и более лицами.
Можно ли направить жалобу анонимно?
Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя – обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции). Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.
Обращение в прокуратуру – Генеральная прокуратура Российской Федерации
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь со следующей информацией.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»)
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение, в органах прокуратуры регулируются:
К обращению могут быть приложены необходимые документы и материалы в электронной форме.
Общий объем прикрепленных файлов не должен превышать 15 Мб.
Допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, docx, rtf, xls, xlsx, pps, ppt, pdf, jpg, jpeg, bmp, png, tif, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv, sig.
Обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации
Просим Вас руководствоваться установленными требованиями:
- Поля, отмеченные звездочкой (*) обязательны для заполнения;
- Если в заявлении не указаны фамилия или адрес гражданина ответ на обращение не дается (ст. 11 Закона № 59-ФЗ, п. 2.8. Инструкции);
- Обращение должно быть изложено на русском языке с разбивкой текста на предложения;
- К обращению заявитель вправе приложить необходимые документы и материалы в электронной форме. Общий объем прикрепленных файлов не должен превышать 15 Мб;
- Допустимы следующие форматы файлов: txt, doc, docx, rtf, xls, xlsx, pps, ppt, pdf, jpg, jpeg, bmp, png, tif, gif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv, sig;
- Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при изложении заявителем сути жалобы.
Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и возможность привлечения к установленной законом ответственности в этой сфере общественных отношений. В случае указания в обращении заведомо ложных сведений расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с заявителя (ст. 16 Закона № 59-ФЗ).
Продолжить без авторизации
Если Вы не принимаете настоящие правила, Вы не сможете воспользоваться сервисом подачи обращения в электронном виде сообщения.
Перед подачей обращения рекомендуем Вам пройти процедуру авторизации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 59-ФЗ обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и возможность привлечения к установленной законом ответственности в этой сфере общественных отношений. В случае указания в обращении заведомо ложных сведений расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с заявителя (ст. 16 Федерального закона № 59-ФЗ).
Обращения граждан, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, а также подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля с одновременным уведомлением заявителя (п.п. 3.2., 3.4., 3.5. Инструкции).
В целях оперативного разрешения поставленных вопросов и эффективного принятия мер прокурорского реагирования, исходя из компетенции соответствующих прокуроров, а также во избежание увеличения сроков рассмотрения обращений (с учетом пересылки по компетенции либо подведомственности) рекомендуем адресовать жалобу непосредственно на сайт соответствующей прокуратуры либо соответствующего федерального органа (из приведенного ниже списка), в случаях:
- Отсутствия ответов руководителей прокуратур субъектов Российской Федерации на вопросы, поставленные в обращении;
- Когда разрешение поставленных в обращении доводов входит в компетенцию иных ведомств.
Обращение в орган прокуратуры:
Вернуться в раздел «Обращения»
Прежде, чем направить обращение
Справочную информацию по обращениям, направленным в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Вы можете получить по тел.: 8 (800) 250-79-78 , 8 (495) 987-56-56
Жалоба в ФНС на организацию
С жалобой на конкретную организацию к налоговикам есть возможность обратиться каждому, кто выявил нарушения. Правда, порядок оспаривания отличается от того, что предусмотрен НК (в гл. 19, 20), поскольку претензию вызвали действия организации, а не фискальщиков.
Ситуация регулируется ФЗ от 02.05.2006 № 59. Его ст. 7 устанавливает требования к такому обращению, ст. 10 говорит о его рассмотрении, а ст. 12 — о сроках этой процедуры. Общий срок рассмотрения такой петиции составляет 30 дней с момента ее регистрации. После рассмотрения обратившийся получит письменный ответ.
По ст. 1 и 2 ФЗ от 02.05.2006 № 59, обратиться с претензией в режиме данного ФЗ может любой недовольный возникшей проблемой в своей организации. Например, такеи причины как:
- так называемая зарплата в конвертах;
- уклонение от уплаты налогов и т. п.
При написании непременно обозначается жалующийся (Ф. И. О. плюс место проживания), точное наименование ИФНС, куда подается документ. Допускается указать и конкретное должностное лицо. Потом отмечается почтовый адрес, куда направят ответ по итогам разбора. Следующий обязательный элемент — это опись сути ситуации: описание нарушения и итоговую просьбу. Заканчивается документ постановкой даты и подписи обращающегося. К жалобе следует приложить доказательства факта описанного нарушения. Если доказательства находятся у работодателя и доступа у сотрудника к ним нет, необходимо отразить это в тексте
Претензия составляется в двух экземплярах, поскольку после регистрации канцелярией ведомства один налоговая оставит у себя, а второй останется у обратившегося. На нем должна стоять отметка сотрудника инспекции о приеме документа, его подпись и дата. Все материалы подают, явившись лично в ИФНС или по почте (заказным письмом с уведомлением). В последнем случае обращение регистрируется в течение трех дней после поступления. Зарегистрированная жалоба анализируется 30 дней, по необходимости указанный срок удлиняют еще на 30 дней, после этого автор документа получает ответ.
Как подавать заявление в прокуратуру
Ещё один актуальный вопрос – как податьзаявление в прокуратуру? Существует несколько актуальных путей, как подавать заявления, после того как смогли их написать:
Письменную жалобу можно подавать любым удобным методом. Например, принести в отделение прокуратуры, отправить заказным письмом по почте. Но если пользуетесь почтовой пересылкой, обязательно выбирайте способ с уведомлением о вручении.
Рассматриваемый формат обращения можно использовать пи личной встрече с представителем прокуратуры при исполнении им своих обязанностей. Также можно позвонить по горячей линии или обратиться, используя СМИ в качестве посредников.
Заявление в прокуратуру онлайн можно подать прямо на сайте местной прокуратуры, хотя можно обратиться в региональное отделение. На онлайн-платформе есть специализированные формы – достаточно просто их заполнить. Хотя можно поступить её проще – направить документ официальную электронную почту.
Как подавать заявление в прокуратуру решайте сами, ведь каждый способ имеет свои плюсы и минусы. Но если отправлять документы онлайн, это займет меньше времени и потребует минимум усилий.
Жалоба в прокуратуру
На вопрос о том, куда подать жалобу на работодателя, отвечают также нормы закона «О прокуратуре…» от 17.01.1992 № 2202-I. Проводить проверки соблюдения требований законодательства вправе также прокурорские работники в соответствии со ст. 21 закона № 2202-I. Основанием для проведения проверки в организациях является информация, поступившая в органы прокуратуры (в том числе содержащаяся в жалобах граждан), о нарушениях законодательства о труде.
Статья 22 закона № 2202-I определяет полномочия прокурорского работника при проведении проверки. В частности, прокурор вправе:
- посещать территорию предприятий и организаций, требовать предъявления необходимых для проведения проверки документов;
- проводить осмотры, ревизии, привлекать экспертов и специалистов для осуществления данных мероприятий;
- истребовать объяснения с граждан и руководителей организации, вызывать их для дачи объяснений и т. д.
По результатам проверок организаций при выявлении нарушений прокурор выносит представление, требования которого должны быть исполнены в течение одного месяца. О результатах принятых мер прокурору, согласно ст. 24 закона № 2201-I, должно быть сообщено в письменной форме.
Что касается процедуры подачи жалобы в прокуратуру на работодателя, то она аналогична обращению в трудовую инспекцию и регулируется ст. 8 и 13 закона № 59.
Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»
Подготовка сотрудников к проверке
Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.
В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.
Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.
Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке
Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.
У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.
Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора
В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.
Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.
Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.
Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.
После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.
Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.
Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.
Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора
Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.
Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).
Возможные итоги проверки
По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.
Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:
- привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
- наложить штраф;
- приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
- при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.
Сроки проверки
По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.
Инспекторы не имеют права
- проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
- проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
- нарушать сроки проверки;
- забирать оригиналы документов проверяемой компании;
- требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
- разглашать результаты проверки третьим лицам;
- предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.
Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.
Требования к заявлению о проведении прокурорской проверки
Многие боятся обращаться в Прокуратуру с жалобой, так как думают, что из-за возможных ошибок их заявление не примут. На самом деле, это миф. В отличие от иска в суд, обращение в данный надзорный орган составить не сложно.
При составлении заявления стоит учитывать следующие факты:
- заявление не будет принято уполномоченным лицом Прокуратуры, если на нем не будет стоять подпись заявителя;
- если вы хотите, чтобы ваше обращение было рассмотрено с последующим проведением проверки нарушителя, то в обязательном порядке укажите все свои контактные данные;
- жалоба также не будет рассмотрена, если вы неясно изложили суть проблемы;
- лучше излагать суть нарушения кратко;
- отказ в проведении проверки вам обеспечен при подаче повторной жалобы, т.е. если ранее вы уже обращались в Прокуратуру в связи с той же самой проверкой;
- не рассматриваются обращения в данный надзорный орган, если они содержат оскорбления и ненормативную лексику.
Решением заместителя прокурора района с привлечением Роспотребнадзора проведена проверка в отношении юридического лица. Основанием проверки явилось обращение гражданина в прокуратуру. Уведомление о проверке получено в 10.45, в это же время этого же дня проведена проверка.
Является ли данная проверка прокурорской? В какой срок юридическое лицо должно быть уведомлено о предстоящей прокурорской проверке?
Прежде всего отметим, что прокуратура РФ – это единая федеральная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации”, далее – Закон о прокуратуре). При осуществлении надзора прокуроры вправе проводить проверки (абзац 2 п. 1 ст. 22, абзацы 2 и 5 п. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре).
Процедура проведения прокурорских проверок детально не регламентирована, Закон о прокуратуре описывает процедуру проверки только в общем виде. Важно, что при их проведении прокуроры должны руководствоваться нормами Закона о прокуратуре, причем в том конституционно-правовом смысле, который был выявлен Конституционным Судом РФ в постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П (абзац 8 п. 2 его резолютивной части (далее – Постановление N 2-П)). Обратим внимание, что на прокуроров не распространяются положения о правах и обязанностях проверяющих лиц, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.
По общему правилу проверка назначается на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов (абзац 2 п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, п. 6 приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195). Данную информацию могут содержать поступившие в прокуратуру письма, заявления, жалобы, в том числе коллективные, запросы (депутатские либо должностных лиц), обращения, направленные средствами массовой информации или переданные устно на личном приеме.
Предмет и пределы проверки не ограничены законом. Однако Конституционный Суд РФ установил, что основания и поводы для проверок не могут определяться произвольно, а должны быть связаны с конкретными сведениями о нарушении законов проверяемым лицом, притом что неопределенность в отношении правовой квалификации таких фактов не может быть устранена посредством взаимодействия органов прокуратуры с соответствующим надзирающим госорганом (абзац 3 п. 5.2 мотивировочной части, абзац 2 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П).
Пункт 3 ст. 21 Закона о прокуратуре обязывает извещать проверяемое лицо о проведении проверки не позднее дня начала проверки путем ознакомления с решением о проведении проверки. В отсутствие доказательств о надлежащем извещении лица о проведении в его отношении прокурорской проверки, ее основаниях и сроке проведения суд может не принять собранные прокуратурой доказательства (постановления Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27, АС Центрального округа от 17.10.2017 N Ф10-2795/16, решения АС Сахалинской области от 08.05.2015 по делу N А59-225/2015, АС Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.04.2015 по делу N А75-222/2015, постановление Тринадцатого ААС от 24.03.2014 N 13АП-26524/13) либо даже признать, что в действительности имела место незаконная внеплановая проверка иным ведомством, чей сотрудник был привлечен прокурором (постановление Тринадцатого ААС от 19.12.2016 N 13АП-28671/16, решение Иркутского областного суда от 16.04.2015 по делу N 21-168/2015).
При проведении проверки прокурор вправе затребовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (абзац 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре), которые предоставляются ему бесплатно (п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре). Требуемые документы следует представить прокурору в течение двух рабочих дней с момента поступления требования, если проводится проверка в рамках надзора за исполнением законов, и пяти рабочих дней – если это проверка в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре). В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
Прокурорские проверки могут быть как выездными, так и документарными. Работник прокуратуры по предъявлении служебного удостоверения вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона (абзац 2 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре). Лицо, не обеспечившее доступ прокурора на указанную территорию или не пропустившее его лично, несет ответственность по ст. 17.7 КоАП.
К участию в проведении проверки прокурор вправе привлекать представителей иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций и требовать от руководителей и других должностных лиц госорганов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов (п. 13 ст. 21, абзац 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре). На практике эти должностные лица вместе с прокурором проходят на территорию проверяемого лица и принимают полноценное участие в проверке: указывают на нарушения, изучают документы, берут пробы, образцы, делают замеры и прочие аналогичные действия. Несмотря на то, что они являются должностными лицами соответствующих органов, в прокурорской проверке они участвуют не как представители собственного ведомства, но исключительно в качестве компетентных специалистов. Поэтому проверка не перестает быть прокурорской даже с их участием и не влечет изменений в периодичности плановых проверок, проводимых упомянутыми надзорными органами (абзац 6 п. 5.4 мотивировочной части, абзац 5 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П).
Отметим, что в силу п. 15 ст. 21 Закона о прокуратуре действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Прокурорская проверка и проверка по требованию прокурора: сходства и различия;
– Энциклопедия решений. Прокурорские проверки;
– Энциклопедия решений. Процедура проведения прокурорской проверки.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Важно помнить, что работник может обратиться как в организацию, действующую непосредственно в пределах его компании, так и в территориальное или отраслевое объединение профсоюзных ячеек. Как профсоюзные работники, так и инспекторы, направляемые отраслевыми либо территориальными объединениями, обладают правом беспрепятственного прохода на территорию деятельности компании в целях проведения контроля за соблюдением прав работающих.
Жалоба о проверке деятельности организации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Решением заместителя прокурора района с привлечением Роспотребнадзора проведена проверка в отношении юридического лица. Основанием проверки явилось обращение гражданина в прокуратуру. Уведомление о проверке получено в 10.45, в это же время этого же дня проведена проверка. Является ли данная проверка прокурорской? В какой срок юридическое лицо должно быть уведомлено о предстоящей прокурорской проверке?