Развод по обычаям Ислама

Важно! При несогласии супруга на хуль правомочно обращение в суд со стороны жены для получения этого права.

Правила развод в исламе

Брак и развод в исламе тщательно регламентируются: есть свои обряды и установления, которые должен выполнять каждый мусульманин. Конечно, это ничего не значит для законодательства (в России, а вот в мусульманских странах такой брак может быть официальным), но для верующих очень важно сделать всё правильно – и женитьбу, и расторжение брака, если уж возникла такая необходимость.

Ислам уделяет очень большое внимание предписаниям относительно организации личной жизни людей, в частности, браку. Он в мусульманстве определяется как союз мужчины и женщины, в котором оба они находят любовь и уважение, а для закрепления союза проводится обряд никах – всё, что для него нужно, это наличие двух мужчин-свидетелей, которые оповещаются о браке, а также согласие попечителя женщины отдать её замуж. Но, конечно, сейчас принято проводить никах более масштабно: с муллой, гостями и обрядами, такими как приём в семью, обмен подарками и так далее.

Мусульманин имеет право жениться на женщине любой веры, а вот мусульманка должна выходить замуж только за мусульманина. Обязательно также, чтобы свидетели были мусульманами, совершеннолетними и дееспособными.

Детали могут различаться в зависимости от региональных особенностей – везде свои обычаи, оказывающие влияние на то, как проводятся брачные церемонии, хотя основа везде примерно одна и та же.

Отметим, что на территории России последствия на уровне законодательства имеет лишь один тип брака – гражданский, то есть официальный брак, заключаемый в ЗАГСе. При вступлении в него супруги берут на себя ряд определённых обязательств перед законом.

Другие же браки, например, православный или мусульманский, могут быть важны не своими «официальными» последствиями, а для самих супругов. Если они являются мусульманами и выполняют все необходимые согласно Корану действия, то и в брак должны вступать именно по указываемому им обряду.

Увы, не всегда брак выдерживает трудности, выпадающие на долю супругов, иногда происходит так, что стороны решают его расторгнуть. Развод по мусульманским обычаям считается крайне нежелательным действием, но всё-таки относится к категории дозволяемых религией. Процедура его проведения устанавливается в нормах Шариата, и её необходимо соблюдать – только в этом случае последствия разрыва брака будут минимизированы. Тем более что нормы Шариата относительно развода весьма гибкие, и позволяют перед тем, как окончательно завершить его, хорошенько всё обдумать, а если супруги чувствуют, что ещё не всё потеряно, можно будет восстановить отношения.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

READ
Понятие семейных правоотношений и их содержание

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями. Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Порядок развода.

У развода также есть свой порядок, который продиктован нам Сунной Пророка (мир ему и благословение). Если уж разводиться, то нужно знать, что есть Сунна Пророка (мир ему и благословение), согласно которой происходит этот развод. Есть развод «сунний» и «биий». Иначе говоря, развод, который человек может объявить, и при этом ещё совершить грех. Если он даже вынужден разводиться, человек может разводиться так, чтобы он соответствовал Сунне Пророка (мир ему и благословение). Бывает и так, что разводясь в определённое время человек, совершает большой грех.

READ
Аренда или ипотека: что выгоднее в современных реалиях?

Например, давать развод женщине, находящейся в состоянии критических дней, Шариат запрещает, потому что, когда муж объявляет супруге развод в период критических дней, они не входят в тот срок, который женщина должна выждать для того, чтобы иметь право выйти замуж за другого человека. После того как женщина получает развод, она вступает в определённый период, который называется «идда». Это срок в три периода между критическими днями. Если же муж дает ей развод в период критических дней, то её срок увеличивается. Обратите внимание, чтобы срок её идды не удлинять, Ислам запретил мужу давать развод в период критических дней!

Также нельзя давать развод, если ты по окончании критических дней вступил в интимную близость со своей супругой. Потому что этот период также не засчитывается для её срока. Также Ислам очень строго порицает объявлять развод беременной женщине. В период беременности и критических дней развод давать – харам! Но если кто-то развёлся, то этот развод считается действительным.

Поступайте по Сунне Пророка (мир ему и благословение) и Корану. Развод несёт в себе не только сам факт развода, но и возможный метод воздействия на супругу. Может случиться так, что в процессе развода передумаешь, и поэтому Аллах дал возможность троекратного, постепенного развода Глупо давать сразу троекратный развод, и это противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение).

Возникла сложная ситуация, но ещё есть надежда, что семья сохранится: муж даёт жене один развод. После этого супруга вступает в срок идды, но она ещё находится в его доме, под его опекой, они обдумывают будущее. Женщина ещё не освободилась, и муж, пока эти три очищения (месяца) не истекли, имеет полное право без возобновления никяха сказать супруге, желательно при свидетелях: «Я тебя возвращаю в супружество, я тебя оставляю своей супругой!». После чего действие такого развода аннулируется. Хотя на счету у мужа остаются только два развода. А если же ты все эти три месяца муж молчал, и после того, как она очистится от третьих критических дней, даёт ей развод, женщина становится свободной. Без её разрешения муж уже не сможет на ней жениться. Но с её согласия он может на ней заново жениться. Такая же история, если муж дал два развода. Иными словами, в таких случаях ещё сохраняется шанс возобновить брак.

Но когда уже был дан третий развод, мужчина может окончательно распрощаться со своей супругой: она для него не дозволена до тех пор, пока, возможно, не произойдёт так, что она выйдет замуж за другого и снова разведётся, пройдёт срок идды – и только потом он может жениться на ней!

Развод в исламе по инициативе мужа

Существует два вида расторжения браков: талак раджгий и талак баин. В первом случае предусмотрена возможность возврата жены, тогда как во втором – таковая отсутствует.

READ
Чем отличается займ от кредита - различия в понятиях

Талак раджгий действует трижды. То есть, если он объявлялся единожды, мужчина может сказать своей бывшей жене «Я вернул тебя», и в результате семья будет считаться восстановленной.

Однако при этом у супруга останется только два талака. Но даже после третьего развода у мужчины все равно имеется возможность воссоединиться с супругой в период идды.

Фото 5

В случае с объявлением талак баин простой возможности сойтись нет. Это можно сделать только при соблюдении четырех условий:

  • женщина должна вновь должна вступить в брак, но за другого мужчину;
  • соответствующий союз обязан быть настоящим;
  • у нее не должно быть намерений развестись, чтобы потом вновь выйти замуж за предыдущего супруга:
  • нужно, чтобы в новой семье у нее были полноценные отношения, которые включают в том числе интимную близость.

Очень мало супругов впоследствии сходятся после талак баин. В частности, это связано с тем, что, как правило, женщины не хотят рвать отношения с новым мужем.

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:

Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Важные правила

  • Идда означает период, в течение которого женщина вынуждена оставаться дома в течение определенного периода времени в связи с прекращением действия ее никяха в результате развода или кончины мужа. Идда талака обычно представляет собой три (3) полных менструальных цикла. Для беременной женщины он длится до рождения ребёнка, а для женщины с менопаузой он составляет 3 месяца (90 дней).
  • Запрещено выдавать талак, когда женщина находится в состоянии хайда (менструации). Талак должен быть выдан женщине, когда она находится в состоянии тухр (чистоты), в котором не происходит половой акт. Однако, необходимо отметить, что даже если талак был дан в запрещённое время, талак все равно вступит в силу, и жена немедленно вступит в период идды. Если талак был дан в период месячных, то эти месячные не будут засчитаны для завершения идды. Идда будет завершена только по завершению трёх полных менструальных циклов.
  • Развод происходит в момент произнесения слов развода. Это не зависит от того было ли у мужа намерение на развод со своей женой или нет, выдал ли он развод всерьез или в шутку.
  • Произнося развод один раз, вступает в силу только один развод — не два, не три. Однако, если муж произносит развод три раза, либо говорит: «Я выдаю тебе три талака», то в силу вступают три талака, а не только один.
  • Человек выдал один развод. Пока жена находится в состоянии идды, если муж выдаёт второй или третий развод, то это будет действительным и вступит в силу. После окончания идды, выдача развода не имеет никакого эффекта.
  • Талак действителен, если он выдан письменно либо по СМС, E-mail или текстом.

Правила развода сложны. Незначительные вариации в формулировках могут изменить правила. Решение всегда следует запрашивать у компетентного органа (алима/муфтия), изложив дело честно и добросовестно.

READ
Предусмотрен ли штраф за расторжение брака?

Основные причины свирепствующего развода носят двоякий характер: невежественность и неконтролируемый гнев. Невежество и гнев — две опасные болезни, от которых каждый мусульманин должен искать убежища. Получение знаний и тщательное обдумывание являются лекарством от этих болезней.

Причины развода в Исламе, его виды и условия.

Эти нормы нужно знать не только тем, кто уже давно в браке, но и тем, кто только собирается пожениться. Это для того, чтобы в будущем не совершить больших ошибок. Итак, в этом аудио Али Хазрат Котенев рассказывает об условиях развода в Исламе. Какой же он, развод в Исламе? Послушайте короткое аудио.

Причины развода в Исламе могут как самые банальные, такие как бытовые проблемы, так и абсолютно немыслимые, такие как заранее спланированный «развод». Слово развод взято в кавычки, потому что в данном контексте означает мошенничество ради материальной выгоды либо ради удовлетворения каких-то больных сексуальных фантазий.

Чтобы не удлинять текст статьи приведем только несколько наиболее важных причин развода среди мусульман. Итак…

Топ 5 причин развода в мусульманских семьях.

Причина №1. Никах без Вали (уали, опекуна).

Да, никах без Вали (опекуна) может привести со временем к разводу. Никак без Вали недействителен по мнению абсолютного большинства Исламских ученых, которые опираются на хадисы:

«Нет никаха без опекуна». Имамы единогласны в достоверности этого хадиса.

Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджах. См. «Сахих аль-джами’» 7555.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина не выдает замуж женщину и не выдает замуж саму себя», а Абу Хурайра, передавая эти слова, добавил: «Выдаёт саму себя замуж только блудница».

Ибн Маджах 1882, ад-Даракъутни 3/227.

Всевышний Аллах сказал в священной книги мусульман: «Не выдавайте мусульманок замуж за многобожников, пока они не уверуют!»

Коран, сура аль-Бакара 2: 221.

В этом аяте Аллах ясно дает понять, что мусульманок замуж именно выдают. Сами себя мусульманки замуж выдать не могут, это противоречит Исламу и такой никах считается недействительным по шариату На самом деле, доказательств из Корана и Сунны о таких браках множество.

Конечно такой брак будет не только недействительным, но и по опыту почти всегда несчастным, калечащим судьбы мусульман. Для чего нужен Вали в Исламе? Вали, он же опекун — это отец или родной брат, если нет отца (или отец является немусульманином) родной дядя, сын или племянник. Если же нет никого из перечисленного, тогда мусульманке следует обратиться к Имаму мечети или же к уважаемому среди мусульман, знающему мужчине-мусульманину.

Запрет никаха без Вали связан во многом с тем, что девушку — мусульманку могут просто обмануть, заболтать, наобещать золотых гор. Причем, мужчина, который хочет жениться может лгать и избегать неудобных вопросов.

Он может оказаться со слабым иманом или же вовсе человеком с болезнью сердца, который намеревается просто использовать девушку для осуществления своих больных фантазий. И очень часто на крючок к таким «женихам» попадают девушки, которые знакомятся и общаются с ними без Вали.

Вали же — это в первую очередь мужчина, и он прекрасно знает все хитрости и уловки, на которые может пойти жених. Также, обладая связями и знакомствами в мужской среде Вали может разузнать о потенциальном женихе.

READ
Проверка запрета на въезд в Россию

Кто он, как он ведет себя с мусульманами, не обидел ли он кого-то до этого. Также опекун может поинтересоваться по своим источникам, был ли жених женат до этого, сколько раз и по какой причине был развод.

Если жених сам попросил о Вали для нее — это признак сильного имана

Женщина же, в силу того, что не обладает знакомствами среди мужчин может узнать о женихе только с его слов. И то, практически всегда стесняется задавать неудобные, но необходимые вопросы, боясь задеть его. И часто бывает, что девушка просто «слепнет» из-за того, что влюбляется в мужчину и тогда она может стать очень легкой добычей для мошенника или извращенца.

И даже если потенциальный жених имеет хороший нрав, обладает сильным иманом, но возможно не знает об условии необходимости Вали для никаха, тогда просто окажите ему эту статью, а сами обратитесь к своему Вали за помощью. Просто скажите ему: «ко мне посватался такой-то такой-то, не могли бы Вы быть моим Вали».

Причина №2. «Слепой» никах. Не посмотрели друг на друга.

Как следует из названия, иногда причиной развода может стать неприязнь друг к другу, из-за того, что просто не посмотрели друг на друга. Ведь сам пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, обращаясь к тем, кто собирается сочетаться никахом: «посмотрите друг другу в глаза, может быть между вами возникнет любовь«.

Надо обязательно посмотреть друг на друга, а если есть сомнения в чем то из особенностей тела, то можно отправить свою родственницу посмотреть на невесту когда она без хиджаба. Можно также расспросить например о цвете волос, но только если есть намерение жениться. В остальных случаях это запрещено.

Надо иметь ввиду, что сегодня очень развита косметология. Невеста может так накраситься, что на следующий день после никаха можете даже не узнать ее. И чтобы не произошло как на видео ниже, попросите маму или сестру разузнать о ее реальной внешности.

Думаю, комментарии тут излишне ))) Смотрит друг на друга перед никахом, любовь с первого взгляда в Исламе существует )

Причина №3. Когда семейная лодка разбивается о быт.

Мусульманская семейная лодка к сожалению тоже может разбиться о тяжелый многолетний затвердевший быт. В группу риска попадают моногамные браки.

Это как раз те семьи, где все тропы уже протоптаны, все моря исследованы а все острова уже открыты. С каждым годом все труднее вдохновляться, труднее открывать что-то новое друг в друге и нечем удивлять. Шутки не смешные, супы очевидно невкусные.

Семейные узы настолько крепки, что хочется разорвать их. Если раньше они были гарантией спокойствия и уверенности, то со временем превращаются цепи.

Если мужчины в возрасте остаются взрослыми, но детьми, для них жизнь — это игра, то женщины с возрастом практически полностью теряют интерес к каким бы то ни было играм, становятся более строгими, отчего со стороны взрослая пара выглядит всегда одинаково: Властная, голосистая жена и затюканный, иногда пытающийся отшучиваться безынициативный муж.

READ
Можно ли продавать безалкогольное пиво детям

В полигамных браках эта проблема выражена намного меньше, конечно, при условии, что такой брак построен на правильных Исламских принципах. Польза многоженства выражается в том, что муж имеет возможность «отдыхать от однообразия», а жена имеет некоторую конкуренцию, что тоже привносит некоторую драму в ее жизнь.

Конечно же, при условии, что жены в курсе о существовании друг друга. Потому, что именно эта деталь дает тему для следующей причины разводов в Исламских семьях.

Причина №4. Многоженец — агент 007. Когда прячут вторую жену.

Еще одна стопроцентная причина и гарантия скорого развода — тайный никах на второй. Конечно, по шариату оповещать свою первую жену и тем более брать ее согласие жениться на второй условием для второго никаха не является, но это почти всегда заканчивается очень скорым разводом со второй женой.

О многоженстве в Исламе подробно написано в этой статье, поэтому останавливаться на ней не будем, а сразу перейдем к пятой причине разводов в Исламе.

Причина №4. Разлюбил/разлюбила. Угасание чувств — еще одна причина развода в Исламе.

Эта причина не совсем Исламская, а скорее общая и актуальна также и для немусульман. Но все же нельзя не упомянуть о ней, поскольку эта причина разводов одна из самых распространенных. Как бы прискорбно это ни звучало, беда угасания чувств друг к другу поражает и мусульманские семьи.

Почему угасают чувства? Любовь, как очаг. Огонь в нем нужно поддерживать. Любовь угасает постепенно, годами. И так же как пламя очага, она, прежде чем умереть навсегда, сначала то уменьшается, то разгорается, но с каждым новым проблеском все меньше, пока не угаснет совсем, оставив на месте былых отношений лишь пепел.

Как это происходит? Почти всегда отношения держатся на одном из супругов. Кто-то из двоих всегда идет на уступки у вечно прощает. Но прощение — не бесплатно. Каждое новое прощение требует жертвы — любви. И так, прощая, постепенно любовь уходит без остатка.

В такой ситуации трудно что-то советовать, но приведем один случай из жизни сподвижника пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, Умара ибн аль Хаттаба. Он известен как второй праведный Халиф. Что же случилось с ним?

Однажды он решил развестись со своей женой. Когда она узнала об этом, то сказала ему: «если ты разлюбил меня, но ведь есть милость«. И он не развелся с ней, несмотря на то, что разлюбил, просто из милости к ней, ведь другой причины у него не было.

В настоящее время мало кто готов поступать как Умар, да будет доволен им Аллах. Это все по причини большого эгоизма в наших сердцах. Мы перестали заботиться друг о друге, а стали больше требовать.

Как ислам относится к разводу?

Брак в исламской религии – это договор о совместной жизни, обеспечивающий стабильность, уверенность, спокойствие супругам и их детям. Разрыв супружеских отношений считается самым ненавистным Аллаху из разрешенных им действий. Развод (талак, хиллюль акди) объявляется письменно, словесно, знаком для немого.

  • Обязательным — иля, когда муж дает клятву о невступлении в близость с женой больше 4 месяцев. По истечении определенного срока жена может потребовать у мужа половой близости. Супруг обязан дать развод, если не удовлетворит требование.
  • Желательным – сунна, когда муж не может обеспечить жену, или жена совершила большие грехи.
  • Неразрешенным – харам, если ущемляются права женщины.
READ
Льготы по уплате госпошлины в 2022 году

Когда утрачиваются достоинства брака, семья распадается. При невозможности уладить спор между супругами самостоятельно со стороны обеих семей могут быть присланы справедливые представители.

Расторжение семейного союза порицаемо в шариате. Развод – последний шаг, если все попытки к примирению оказались тщетными.

По инициативе мужа

По словам Пророка: “Самое ненавистное Аллаху из разрешённого – развод” (Аль-Мустадрак, ч. 2, стр. 214, No 2794), что говорит о том, что для расторжения брака нужна крайняя необходимость. Шариат признаёт чувства и эмоции души своих верующих, поэтому предоставляет мусульманам право на развод. Особенно мужчине в ситуации, когда тот питает ненависть к жене.

Для того, чтобы подать на развод, мужчина должен соблюдать прописанные в Коране правила:

  1. Развод возможен, если жена ведет себя аморально к родственникам со стороны мужа и к нему самому, если изменяет ему.
  2. После развода мужчина выплачивает махр (свадебный подарок жене), если он не был выплачен до момента расторжения брака, также на мужчине лежат обязанности по обеспечению жены на протяжении 3х месяцев после талака и выдаче ей ее имущества.
  3. В период критических дней жены муж не вправе подать на развод, как и после их окончания, если половое сношение состоялось. Таким образом, расторжение брака может произойти только в чистый период при отсутствии половой связи между супругами.

Важно! Если муж без веских на то причин произносит талак, то разрыв отношений возможен, но муж становится грешником до конца его дней.

Исламскими богословами определено, что в гневе человек не может нести ответственность за свои слова и действия. Такие богословы как, в частности, Ибн Таймийя и Ибн Кайим говорили, что высказывать свои мысли человек может в состоянии “открытости” и “закрытости”.

Если мужчина разгневан и непреднамеренно сказал о том, что хочет дать развод своей жене, то он был в состоянии “закрытости” и не собирался разводиться на самом деле. То есть слова его в этот момент не нужно воспринимать всерьез, а нужно игнорировать.

Важно! Развод дозволен дважды, после второго супругу следует удержать или отпустить (сура 2, аят 229).

В исламе считается, что если мужчина в гневе наговорил разного, но потом успокоился и пожалел о сказанном, то намерения расторгнуть брачный союз у него не было. Таким образом, то что говорится в неадекватном состоянии, не воспринимается всерьёз, не учитывается.

Не говори трижды… чтобы потом не плакать. Развод в исламе

«Пошла вон, слышишь?! Не желаю тебя видеть! Убирайся из моей жизни! Ты разведена, слышишь?! Я трижды дал тебе развод! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся!» Такие пламенные речи часто можно услышать при разрушении мусульманских семей. Выходят наверное и более страшные выражения, но тут не место для их озвучивания. Однако, говоря подобные фразы, мужчина порой и не подозревает какие серьезные слова вышли из его уст и как сильно он может пожалеть о том, что сделал.

READ
Выясняем, можно ли поменять фамилию ребенку после развода

Среди многих дагестанских мусульман, да и российских тоже, бытует мнение, что для того, чтобы развестись со своей женой, нужно трижды сказать ей: «Я с тобой развелся!» или «Я дал тебе развод!» На самом деле это большая ошибка, приводящая к большим проблемам и большим мужским слезам. Потому что после таких слов, чтобы вернуться к своему мужу, женщине нужно выйти замуж за другого человека, вступить с ним в связь, развестись, переждать срок идды, и только потом она может вновь выйти замуж за прежнего супруга. Из-за этого и кусают локти мужчины с длинными языками, которые они не могут держать за зубами. Причиной же всех этих проблем и переживаний является простое невежество. А ведь есть способ развода, после которого женщина вовсе не обязана выходить за кого-то замуж, чтобы, вдруг помирившись, вернуться к своему мужу. К тому же единовременный троекратный развод запрещён шариатом.

Многие мужчины в наши дни не знают простых шариатских норм, связанных с семейной жизнью. Не знают, что они обязаны делать по шариату и что могут требовать от жен. Думают, что жена имеет намного больше обязанностей, чем муж. Приходя в исламский магазин, они почему-то ищут книгу под названием «Как стать праведной женой», а не «Как стать праведным мужем». Также супруги мало что знают о процессе развода, кроме того, что надо что-то три раза сказать или что-то там еще. Кто в этом виноват?

Виноваты и сами супруги, потому что не ознакомились со своей религией, как следует, перед тем как завести семью. Виноваты многие имамы мечетей (не все), которые почти не проводят в них уроков и не объясняют людям правил шариата. Виноват (а) и ты, потому что не объяснил (а) своим друзьям и знакомым, то, чего они не знают из религии Аллаха. Но это решаемо. Надо лишь немного времени посвятить изучению шариата, и все станет на свои места.

В этой статье, с позволения Аллаха, мы коротко расскажем о том, что такое развод, какое положение он имеет в Исламе, и о том, что совсем не обязательно трижды повторять слова, чтобы развестись с женой.

Положение развода в Исламе

Всевышний Аллах говорит: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (Сура «Аль-Бакара», 229-230).

READ
Как продлить вид на жительство в России

Основой в браке, согласно шариату, является постоянство. Мусульманин не берет в жены девушку, чтобы прожить с ней месяц или год. Брак для мусульманина – это крепость, которую он строит вместе со своей женой, которая будет охранять их обоих от страстей этого мира. Посредством брака мусульмане продолжают и увеличивают исламскую умму, строят здоровое общество, укрепляют межнациональные и межродовые связи.

Но бывают моменты, когда супруги не могут продолжать совместную жизнь. Может быть, они не сошлись характерами, или страшная ссора оставила раны на их сердцах, и теперь они не хотят быть вместе. Более того, они не могут больше этого терпеть. Такие ситуации нередки. Из них должен быть выход, и он есть. Это развод.

Развод в Исламе является дозволенным, но нежелательным действием, так как он считается самым нелюбимым для Аллаха дозволенным действием. От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым нелюбимым (вызывающим гнев) дозволенным действием для Аллаха является развод (таляк)». Хадис передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Аль-Хаким. Однако, как мы уже сказали, это действие дозволено, и далее мы узнаем, как правильно совершить развод.

Как развестись?

Развод в Исламе осуществляет мужчина. Каждый мужчина, женившись, имеет три попытки для того, чтобы дать таляк (развод). Чтобы развестись со своей женой, нужно сказать ей ОДИН раз: «Я даю тебе развод!» Этим вы разведетесь со своей женой, но она еще не станет для вас чужой женщиной, и у вас еще будет возможность вернуть ее!

В Исламе установлен довольно мудрый метод развода. Слова развода, как «я с тобой развожусь» нужно сказать жене в период отсутствия хайда (менструаций), при котором у супругов не было полового акта. Если поразмыслить, можно понять величайшую мудрость, сокрытую в такой форме развода. Большинство разводов приходятся на то время, когда между супругами разгорается ссора и в порыве гнева муж бросается ненужными словами. Если бы он подождал до того времени, когда лучше давать развод, то в большинстве случаев он вряд ли развелся бы со своей женой, потому что его гнев может прекратиться и он может с ней помириться.

Если же муж все-таки твердо решил развестись и, дождавшись периода отсутствия у жены хайда, в котором у них не было полового акта, дал ей один таляк, она полностью не освободится от уз брака. С этого момента у женщины начинается срок идды. Это три периода менструального очищения для женщин с менструальным циклом и три месяца для тех женщин, у которых он прекратился. Во время периода идды у мужчины есть право вернуть жену. Такое действие в шариате называется «рудж’а». Он говорит своей разведенной жене: «Я тебя возвращаю», — и она вновь становится его полноценной супругой. Однако, у мужчины теперь останется только две попытки развода, так как одну попытку он уже использовал. Вдумайтесь в мудрость такого метода. Если обида и гнев мужчины не прошли в течение того времени, пока он ждал момент отсутствия хайда, то после первого таляка ему предоставляется время в размере трех месяцев, чтобы обдумать и взвесить свое решение. Это приличный срок, и его достаточно, чтобы забыть все, что случилось между супругами и вернуться к нормальной жизни.

READ
Официальный сайт отделения ПФР в Самарской области

Если в течение срока идды муж не вернет свою супругу, то их брак прекращается. Она становится свободной женщиной и может выйти замуж за другого мужчину. Но запомните хорошенько: мужчина вновь может жениться на ней после того как этот срок закончится, лишь заключив новый брачный договор. Также следует помнить, что, даже если он и женится на ней вновь, попыток развода у него все равно будет только две, потому что он уже использовал одну попытку.

Между ними может произойти новая ссора, и он вновь может дать ей один развод и у нее вновь начнется период идды, и он вновь может вернуть ее, но у него теперь останется только одна попытка развода, после которой женщина должна будет выйти замуж за другого, чтобы вновь вернуться к прежнему мужу.

Всевышний Аллах дает мусульманам три попытки развода, при которых мужчина дважды может вернуть свою жену и жить с ней прежней жизнью. Этот срок предоставлен для того, чтобы подумать, собраться мыслями, взвесить все «за» и «против» и принять верное решение. Но если человек будет без конца разводиться со своей женой, то он подвергнется большому испытанию со стороны шариата – его жена должна будет выйти за другого мужчину, а потом развестись, чтобы вернуться к нему. Этого не хочет ни один нормальный человек. Глупо закрывать для себя все пути возвращения жены и давать сразу три развода!

Всевышний Аллах, ограничив развод тремя попытками, тем самым вложил в слова мужчины, касающиеся развода, больше ответственности, чтобы он не мог играть чувствами женщины и издеваться над ней. Однако по причине невежества, не обращая внимания на нормы шариата, многие мужчины сами создают себе лишние проблемы.

Заключение

Не нужно разводиться со своими женами по пустякам или на поводу эмоций. В первую очередь, старайтесь найти пути разрешения семейных проблем. Ищите причины в самих себе и пытайтесь их устранить. Но если вы не можете больше жить в браке и решили развестись, давайте один таляк, и не давайте сразу три, чтобы потом не пришлось жалеть об этом. К тому же троекратный развод одним разом не соответствует Сунне и запрещён шариатом.

Передается от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказали о человеке, который дал своей жене сразу три развода. Он встал, разозлившись, и сказал: «Неужели можно играть Книгой Аллаха, когда я ещё нахожусь среди вас?!» (Ан-Насаи, 3348).

Ранее у читателей мог возникнуть вопрос: почему же описываются причины только для того, чтобы развод требовала женщина. Дело в самой его процедуре: он происходит по инициативе женщины, если мужем не выполняются какие-то из его обязанностей, при этом ей нужно будет обратиться к своему ближайшему родственнику – вали, чтобы он защитил её интересы, и объяснить ему причины решения. Уже затем выполняется обращение к имаму, и он принимает решение относительно того, насколько весомы причины, а значит и что делать с махром.

Ссылка на основную публикацию