Штраф за разговор по телефону за рулем в 2022

Несмотря на то, что переписка за рулем более опасна, отдельного штрафа за нее законодательством Российской Федерации не установлено.

Штраф за использование телефона за рулем

За разговор по телефону за рулем штрафуют. Если водитель отвлекается на телефон, есть опасность вовремя не среагировать — случится авария. Но можно говорить по телефону за рулем и не нарушать закон. Рассказываем о разрешенных устройствах, штрафах за телефон за рулем и о том, как избежать наказания.

Штраф за использование телефона за рулем

Статья 12.36.1 КоАП

Основания и порядок наложения штрафа

Протокол нарушения за пользование телефоном во время движения может быть оформлен, если:

  • в процессе разговора нарушитель был замечен и остановлен сотрудником ГИБДД;
  • пользование сотовым было зафиксировано автоматической фото- или видеокамерой дорожного контроля.

фото 3

Если факт нарушения не был снят на камеру, водитель может отказаться подписать протокол, однако в ряде случаев инспектор ГИБДД занимает принципиальную позицию и запрашивает детализацию разговоров у мобильного оператора.

Попытки оспорить взыскание обычно безрезультатны – с большой долей вероятности суд примет сторону ГИБДД. В ходе заседания в качестве доказательств факта нарушения или его отсутствия могут быть использованы:

  • фото- и видеофиксация нарушения;
  • показания свидетелей;
  • распечатка разговоров, которую обязан выдать по запросу оператор мобильной связи.

Штраф за пользование телефоном можно оспорить в течение 10 дней после оформления протокола, однако свою невиновность нужно будет доказать в суде.

В каких случаях его выписывают, а в каких нет?

Использование мобильного телефона за рулём машины бывает разным: можно разговаривать с трубкой возле уха, общаться по гарнитуре, играть в игры, листать ленту в Инстаграме – от конкретного действия зависит, выпишут вам штраф или нет.

Также это зависит от того, идёт ли рейд ГИБДД по поимке пользующихся устройствами водителей – на практике обычно штрафуют именно во время таких рейдов, а не постоянно.

Телефон за рулём автомобиля

Если я держу телефон возле уха

Классическая ситуация, при выявлении которой автолюбителю грозит штраф в размере 1 500 рублей. Сотрудники ГИБДД особо не церемонятся – поэтому шанс нарваться на санкцию достаточно высокий.

READ
Установка счетчиков на воду: законодательство 2022

Происходит это буквально так:

  • Инспектор ДПС издалека рассмотрел через лобовое стекло едущего автомобиля, что вы держите телефон возле уха.
  • Далее следует остановка вашей машины и указание на правонарушение. В большинстве случаев инспекторы даже не станут слушать ваши объяснения, а будут готовы выписать постановление со штрафом. Но если вы не согласны с нарушением, сотрудник ГИБДД обязан оформить еще и протокол, в дополнение к постановлению.
  • После этого вас отпустят, а вы будете решать, что делать со штрафом – оплатить или обжаловать.

Но суть борьбы с разговорами по телефону за рулём не в том, чтобы бороться именно с этим явлением, а с недопущением посторонних предметов в руке водителя. Очевидно, что одной рукой сложнее управлять машиной, особенно в плотном трафике, на поворотах, скользкой дороге. Поэтому в качестве профилактики наказывают штрафами.

Если разговариваю по громкой связи/гарнитуре

Это не возбраняется. В тех же Правилах дорожного движения есть исключение, при котором штраф за разговор по смартфону не грозит – этим исключением как раз является использование системы «hands free».

Практически любой смартфон оборудован функцией громкой связи. Достаточно выбрать эту опцию на экране гаджета, и собеседника будет прекрасно слышно в салоне автомобиля. То есть не потребуется подносить мобильник к уху, соответственно никакого нарушения и санкций за это не будет. Но если вы не хотите, чтобы ваши беседы слышали пассажиры автомобиля, можно использовать Bluetooth-гарнитуру или проводные наушники. Эффект тот же, «хендс-фри» – поэтому и штраф за общение по телефону вам не выпишут.

Но при этом в обоих случаях ваши руки должны быть обязательно свободными и находиться на руле. В противном случае увидевшие вас инспекторы ДПС могут расценить держание телефона как пользование им, например – для набора СМС, а это уже несоблюдение ПДД и, соответственно, повод для назначения штрафа по ст. 12.36.1 КоАП РФ.

Стою в пробке/на светофоре и говорю по телефону

Вероятность получить штраф высокая.

Многие водители наивно полагают, что запреты пункта 2.7 ПДД касаются только случаев, когда автомобиль движется по дороге. Якобы при остановке на светофоре или стоянии в пробке пользоваться телефоном можно. Однако это ошибочное мнение!

READ
Кому дают ипотеку на квартиру

Даже когда вы едете в заторе или ожидаете разрешающего сигнала светофора – вы по-прежнему полноценный участник дорожного движения, поскольку за ожиданием следует дальнейшее движение на автомобиле. И, переключив внимание на общение по телефону, вы можете забыть включить поворотник, не заметить помеху справа или врезаться во впереди стоящую машину.

Поэтому, если вы решили скоротать время в пробке или на светофоре за разговором по мобильнику, и это заметил инспектор ДПС, то он имеет полное право выписать постановление со штрафом в 1 500 рублей. Но на практике в той же пробке наказание вам вряд ли грозит, а вот на светофоре или «зебре» вполне реально!

Использование мобильного телефона в пробке

Пишу СМС, читаю новости, листаю соцсети с экрана смартфона

Тот же штраф, что и за общение по мобильнику.

Еще раз обратимся к пункту 2.7 ПДД. В нём однозначно указано, что водителю нельзя «пользоваться во время движения телефоном». Но что такое пользование? Это любые действия водителя, направленные на получение аудиовизуальной информации с экрана гаджета – а к ним относятся проверка почты, общение в соцсетях и мессенджерах, запись сториз, сёрфинг в браузере, просмотр видео, игры в приложениях и т.п.

Таким образом, простое наличие у вас телефона в руке во время движения на автомобиле образует состав правонарушения. И не важно, что вы на ходу быстренько решили ответить на сообщение в WhatsApp или залипли на видео с котиками. Задействовали руки и отвлеклись от дорожного движения – извольте получить штраф!

Так что, если сейчас вы вдруг читаете эту статью с телефона, и одновременно едете на машине – убедительно просим вас прервать чтение! Не переживайте, дочитать статью вы сможете и позднее, в свободное от управление автомобилем время, но зато уменьшите риск попасть в ДТП.

Как не получить штраф с камеры за телефон. Водителям все объяснили

Новые дорожные камеры зафиксировали 82 водителей, которые в дороге разговаривали по телефону. Всего за два месяца таких автомобилистов было 247. Штраф за нарушение составляет 1500 рублей, его можно оплатить со скидкой 50%. О такой статистике рассказали в департаменте транспорта Москвы — пока новые комплексы работают лишь в столице. В дептрансе также ответили на самый популярный вопрос автомобилистов: существует ли какой-то способ для использования телефона, чтобы не получить штраф? Оказалось, что такая возможность есть, если, например, устройство выполняет роль навигатора. Но в руках его держать все равно нельзя.

READ
Можно ли продать свою долю в приватизированной квартире

«Разговоры во время вождения повышают риск аварий в четыре раза, а если водитель читает или пишет сообщения, то он возрастает в 20 раз. Если вы используете телефон как навигатор, то установите специальный держатель, который позволит не отвлекаться в пути», — объяснили в департаменте транспорта.

Согласно КоАП 12.36.1, пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет наложение административного штрафа в размере 1,5 тыс. рублей. Никаких утончений по поводу того, что подпадает под определение «пользование» ни КоАП, ни ПДД не дают. То есть, если подойти к нормам буквально, то само нахождение телефона в руке уже подпадает под штраф. При этом, если в нем установлено устройство hands-free, то штрафа быть не должно.

Статьи 3 ноября 2022 «Таких нужно наказывать». Водители поддержали главное нововведение осени

Статьи 17 февраля 2022 «Этим заниматься хотят не все». ГИБДД начала отменять штрафы с камер

При этом в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы считают, что наказывать надо вообще за любое использование гаджета — так Autonews.ru говорил заместитель руководителя дирекции фото- и видеофиксации ЦОДД Москвы Егор Чернов. Тем не менее, окончательное решение оставляют за ГИБДД — ведь в ЦОДД только фиксируют и составляют материалы, на основании их в ГИБДД принимают решение о том, наказывать водителя или же забраковать сделанную фиксацию.

В МВД России на запросы Autonews.ru по поводу того, что же считать признаком нарушения — непосредственный разговор по телефону с устройством у уха, или просто сам факт нахождения телефона в руках, не ответили. Корреспондента Autonews.ru направили за разъяснениями в ГУ МВД России по Москве, где пока тоже молчат.

Однако в конце 2022 года глава ГИБДД Михаил Черников в письме на имя первого заместителя министра внутренних дел Александра Горового объяснил, каким образом будет происходить процедура наказания водителей, которые за рулем пользовались телефоном. Соответствующий документ есть в распоряжении Autonews.ru, а его подлинность подтверждал РБК источник в центральном аппарате МВД. В ГИБДД признали, что существует угроза того, что система будет неверно отождествлять какой-либо предмет в руках водителя с телефоном. Чтобы решить эту проблему, система, по словам Черникова, будет делать не менее десяти фотографий высокого качества.

READ
Выплаты по европротоколу: максимальная сумма ущерба

” />

На этой фотографии видно, что водитель держит телефон. Но штраф выписывать не стали, поскольку один из признаков нарушения — местонахождение устройства непосредственно у уха. (Фото: Autonews.ru)

Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов проанализировал текущие ПДД — он также считает, что устройствами с hands-free по правилам пользоваться не запрещено. Однако при обжаловании таких штрафов в судах могут принимать совершенно разные решения. И причина — «в устаревших и нечетких положениях ПДД».

«Сейчас в автомобилях современные мультимедийные системы, их функционал даже шире, чем у телефонов — на них и видео смотрят, и сообщения читают, это настоящие гаджеты. Поэтому проблема использования мобильных телефонов гораздо шире, а у нас получается, что неактуальные формулировки ПДД пытаются натянуть на современность. Оштрафуют за телефон, а видео смотреть в автомобиле получается нормально, ведь в ПДД про это ничего нет. Нужно учитывать развитие отрасли, а также систем безопасности в виде противодействия гаджетам. Но вся система очень инерционна, чтобы поменять ПДД сейчас нужно соответствующее постановление правительства, поэтому проще собирать штрафы, чем что-то менять», — отметил Шкуматов.

Анализируя явление разговоров по телефону за рулем, член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман пришел к выводу, что само нарушение состоит в мысленном переключении от контроля окружающего пространства на разговор.

«То есть человек уходит в себя при разговоре по телефону, — рассуждает Шухман в беседе с Autonews.ru. — Если водитель пользуется смартфоном, то происходит утрата визуального контроля за окружающей дорожной обстановкой, из-за того, что водитель смотрит на экран смартфона/кнопки и меню телефона, а не на дорогу. Также играет роль занятость одной руки, что существенно при необходимости манипуляций с органами управления».

Шухман указал и на раздражающий других водителей фактор, который создает помехи движения и провоцирует лишние перестроения: человек, отвлекшись на набор, чат, разговор, обычно заметно сбрасывает скорость относительно потока. При этом эксперт признает: контролировать факт нарушения «извне по фото-видеоматериалам» получится только на субъективном уровне.

READ
Что такое надлежащее и ненадлежащее качество товара

«При фиксации должностное лицо считает, что водитель нарушил, далее идет встреча с судьей, у которого есть свои внутренние убеждения. Объективно установить и доказать факт нарушения при таком виде контроля очень трудно. Как вообще установить и доказать, что это телефон? Это основной вопрос. Без ответа на этот вопрос появится либо бумажная норма, наказывать будут всех подряд. А текущая норма в ПДД устарела с тех пор, как появился режим спикерфона», — считает Шухман.

Эксперт, который участвовал в оценке проекта нового КоАП, предложил следующие возможные формулировки.

«Управление транспортным средством с удержанием в руке технического средства в целях его использования для поиска, набора, передачи или приема информации, включая передаваемую голосом», — уточнил Шухман, добавив, что нет возможности установить, включен телефон в момент фиксации или нет.

Шухман предложил и более радикальные формулировки: «Управление транспортным средством с удержанием в руке устройства, предназначенного для поиска, набора, передачи или получения информации, включая передаваемую голосом». Или «Управление транспортным средством с удержанием в руке устройства, предназначенного для поиска, набора, передачи или получения аудиовизуальной информации».

В предложенных ситуациях, по словам эксперта, получается не важен сам факт использования устройства в конкретный момент. «Но шоколадку от телефона не отличить. И также будут вопросы о том, что еще можно держать в руках. Например, книга — это не устройство, но внимание тоже отвлекает», — моделирует возможные сложности эксперт.

Можно ли его оспорить?

Выше уже упоминалось, что зафиксированный сотрудником ГИБДД факт разговора по телефону за рулём можно оспорить. Для этого потребуется:

  1. указать несогласие с решением инспектора в протоколе;
  2. обжаловать штраф;
  3. тщательно подготовиться к суду и предоставит надёжные доказательства собственной правоты.

Для доказательства рекомендуется прибегнуть к помощи свидетелей (если водитель находился в машине не один) и использовать выписку от мобильного оператора с распечаткой звонков. Она позволит подтвердить, что перед назначением штрафа разговоры не велись. Иногда доказать правоту и избежать наказания помогает запись с видеорегистратора, если камера ведёт запись аудио или направлена в салон автомобиля.

READ
Как выбрать гос номер на автомобиль

Почему нельзя пользоваться телефоном за рулем

Россия — не единственная страна, где это требование закреплено на законодательном уровне. Подобные нормы действуют и в США, и в большинстве европейских государств. В нашей стране норма установлена правилами дорожного движения еще в 1993 году, однако зачастую она трактуется неверно.

Закон вовсе не запрещает звонить или вести разговоры во время движения автомобиля. Водитель вполне может это делать, но только если его руки остаются свободными. Это позволяют делать беспроводная или проводная гарнитура, специальное техническое приспособление в автомобиле. Если водитель использует эти средства, звонки по телефону во время движения признаются безопасными. Если же нет — ему грозит административная ответственность и штраф.

Необходимость применения штрафных санкций в отношении нарушителей объясняется рядом причин. И главная среди них — обеспечение безопасности движения. Доказано, что использование телефона за рулем замедляет реакцию водителя на три секунды. Это время кажется незначительным в обычной жизни, но автомобиль на скорости всего за три секунды может преодолеть более 50 метров! И этот путь совсем не обязательно будет свободным: там может оказаться пешеход или груженая фура.

«Использование телефона за рулем снижает внимание, — отмечает адвокат Екатерина Антонова. — Водителю требуется перевести фокус с экрана или кнопок на дорогу, что для пожилых людей и просто уставшего человека оказывается сложным. В результате серьезно возрастает риск аварий, как и смертность в случае таких ситуаций».

Факт нужно доказать: адвокат рассказала, как оспорить штраф за разговоры по телефону за рулем

Штраф за разговор по телефону

Запрет на использование телефонов во время управления автомобилем прямо обозначен в ПДД, а именно в п. 2.7. Также это предписание практически слово в слово повторяется в ст. 12.36.1 КоАП. Использование телефона, который не имеет устройства для разговора без рук, влечет за собой штраф 1500 руб. На данный штраф также распространяется скидка 50%, которая дается каждому водителю, успевшему оплатить штраф в течение 20 дней.

Почему на данный штраф зачастую неправомерен?

Если внимательно вчитаться в текст этих законов: как ПДД, так и КоАП, то можно заметить, что штраф должен выписываться только за телефоны, которые не имеют устройств, позволяющих вести разговор без рук. Но ни в одном документе не сказано, что эта функция или устройство должны быть использованы во время телефонного разговора.

READ
Выясняем, можно ли поменять фамилию ребенку после развода

Исходя из закона, если телефон предусматривает функцию громкой связи, то использовать его за рулем можно, даже не включая этой функции. Конечно, в таком случае сам запрет теряет смысл, так как любой современный телефон оснащен режимом громкой связи. Однако это нельзя назвать проблемой водителей, так как, по сути, они выполнили требование, написанное в ПДД.

Что происходит на практике?

К сожалению, данные аргументы далеко не всегда работают при встрече с сотрудником ГИБДД. Разговаривающий по телефону водитель, которого вовремя остановит инспектор, штрафа, скорее всего, не избежит. И еще одна проблема заключается в том, что обжаловать штраф тоже не выйдет. На примере данной статьи можно наглядно продемонстрировать, как суды встают на сторону обвинения, не обращая внимания на смысл, заключенный в статьях законодательных актов.

С какими устройствами можно разговаривать по телефону за рулем?

Исходя из текста статьи, любое устройство, которое позволяет вести разговор без рук, позволяет использовать телефон. Однако под это описание подходит любой мобильный телефон, имеющий функцию громкой связи: «устройством», которое требует законодательство, в таком случае будет обычный динамик.

Также к таким устройствам можно отнести наушники и специальные Bluetooth-гарнитуры. Именно о них все водители и думают в первую очередь, когда читают текст статьи.

В чем опасность использования телефона за рулем?

Исследования показывают, что наиболее частой причиной ДТП служит банальная невнимательность водителя. Так, по данным Американской автомобильной ассоциации (ААА), ежегодно в автокатастрофах, «связанных с невнимательностью за рулем из-за отвлечения на сторонние занятия», погибает 3000 американцев в возрасте от 16 до 19 лет. По тем же причинам 383 тыс. человек в США ежегодно получают травмы разной степени тяжести. Не думаем, что в нашей стране эта статистика лучше.

Исследователи из Университета штата Айова проверили видеозаписи 1691 аварий, в которые попали молодые американцы в возрасте от 16 до 19 лет и выяснили несколько фактов:

  • 58% ДТП связаны с невнимательностью за рулем, при этом, в 12% этих случаев непосредственное участие принимал телефон, отвлекающий водителя;
  • 1/3 вылетов автомобиля за пределы дороги обусловлено отвлечением водителя на мобильник.
READ
Имеет ли трудовое соглашение юридическую силу?

Исследования причин автомобильных аварий, проведенные учеными из США, позволили сделать следующие выводы:

  • использование телефона за рулем увеличивает риск возможной аварии в 4 раза;
  • отправка смс (равно как и сообщения в социальных сетях) – в 6 раз;
  • чтение или набор текста сообщения в телефоне отвлекает внимание водителя в среднем на 4,6 секунды.

Штраф за использование телефона во время движения автомобиля

Получается, что беседа по телефону может быть столь же опасна, как и вождение в нетрезвом виде, поскольку у водителя снижается скорость реакции, притупляется внимание, а значит увеличивается вероятности того, что он не сумеет сориентироваться в изменившейся ситуации на дороге, например, не заметит уже загоревшийся запрещающий сигнал светофора.

Именно поэтому, абзацем 6 пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Как мы неоднократно писали на страницах нашего сайта, если законом установлен запрет, то установлена и ответственность за его нарушение.

Как правильно использовать мобильник за рулем?

Нужно включать здравый смысл: использовать нужно телефон так, чтобы он не мешал движению и быстрой реакции. Как? Любым способом, но, только не держа его рукой и поднося к уху. В таком случае не удастся быстро среагировать на помехи.

О таком правиле говорит и законодательство. Лучший вариант – это остановиться и поговорить. Если нет такой возможности, то нужно вести разговор через специальные устройства, чтобы две руки были за рулем.

Недавно на просторах интернета ходил слух о том, что в ряде городов установлены камеры, «штрафующие» за использование телефона водителем. Учитывая широкое внедрение систем фото- и видеофиксации в нашей стране в последние годы, многие в него поверили. Но изучив характеристики всех существующих камер, можем с уверенностью вам сказать: такое оборудование пока не создано и задача распознавания случаев использования телефонов за рулем только стоит перед разработчиками. Однако, прогресс не стоит на месте и создание таких комплексов не за горами.

Остановка для разговора по телефону

Главное здесь – не использование телефона, а место остановки. Штраф могут выписать за нарушение ПДД в разрезе правил стоянки. Например, если вы остановитесь в отведенном для этого месте и начнете разговор по телефону, то ничего за это не будет. Если же нарушить нормы и стать где-то в неположенном месте и начать разговор, то могут наказать сразу за два нарушения.

READ
Согласие собственника на регистрацию по месту жительства

Есть инспектора, которые трактуют действующие нормы по-другому: для них движение – это не езда как таковая, а вся ситуация на дороге. Например, даже стоя в пробке или ожидая разрешенного сигнала светофора, водитель жмет на педаль газа. В момент разговора субъект располагается на дороге, он осуществляет передвижение. Доказать в таком случае свою невиновность можно через суд.

Ссылка на основную публикацию