Автотехническая экспертиза при ДТП
В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.
Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.
Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.
По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.
Задачи автотехнической экспертизы при ДТП
Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.
Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :
Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.
Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.
Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.
Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.
Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.
Основная цель – ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.
В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.
Статьи в помощь:
а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.
Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.
Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.
б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.
В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.
Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.
Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.
В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.
Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.
Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.
Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).
Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП
Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.
Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным – КРФ об АП, уголовно- процессуальным – УПК РФ, гражданским процессуальным – ГПК РФ, арбитражным процессуальным – АПК РФ.
Статьи в помощь:
Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП
По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.
В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.
Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.
К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.
Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.
При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.
Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.
Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.
Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:
сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);
сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);
сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.
Статьи в помощь:
Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.
Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.
Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.
Статья в помощь:
При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.
Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.
Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.
При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.
При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.
Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.
Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.
Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.
В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.
Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.
Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.
В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно – правовой формой деятельности.
Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.
Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.
Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.
Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы
Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.
Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.
Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.
Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.
В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.
Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.
Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.
Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.
При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.
В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.
Автотехническая экспертиза при ДТП — ответы на вопросы
Аварии при вождении автомобиля ежегодно забирают жизни многих людей. От этих происшествий никто не застрахован, поскольку в дело вмешиваются несколько факторов сразу – от состояния транспортных средств, до адекватности человека за рулем. После произошедшего не всегда понятно, почему случилось то или иное ДТП, именно поэтому и нужна автотехническая экспертиза.
Что это такое
Это процедура состоящая из нескольких этапов и множества тестов, призванных прояснить все обстоятельства того, что произошло на дороге. Автотехническая экспертиза должна быть очень детальной и освещать место произошедшего со всех сторон, а также принимать во внимание действия вовлеченных в аварийную ситуацию лиц и состояние ТС.
В ходе ее проведения устанавливается:
- скорость передвижения автомобиля на момент ДТП;
- был ли факт нарушения правил движения со стороны водителей или пешеходов;
- как были расположены объекты до аварии, и в каком состоянии и положении они оказались после происшествия;
- как далеко друг от друга находились люди вовлеченные в ДТП, каковы были их действия;
- какие меры были предприняты водителями по предотвращению ДТП, а какие нет;
- была ли реакция проверяемого водителя запоздалой.
В ходе всех проверок устанавливается кто был виновен в произошедшем. Так что именно от автотехнической экспертизы и зависит ход всего дела. Особенно она важна, если в ДТП пострадало здоровье или жизнь людей, только после определения всех обстоятельств можно с уверенностью указать на виновника и избежать привлечения к ответственности невиновного водителя.
Виды автотехнической экспертизы
В зависимости от того, какая цель стоит перед экспертом, АЭ бывают таких видов:
Вид | Отвечает на: |
Экспертиза обстоятельств: | С какой скоростью ехали авто? Каков был тормозной путь? Какое расстояние между объектами и людьми в ходе всех этапов аварии, до и после? Какие обстоятельства повлияли на возникновение аварийной ситуации? Что сделал водитель? Каково было состояние дороги? Как можно было избежать аварии? |
Техническое состояние ТС: | Какие повреждения у авто были до аварии? Какие повреждения возникли после аварии? Есть ли дефекты или браки в ТС? Какие технические проблемы могли привести к инциденту? Как повлияли окружающие объекты на состояние ТС? |
Транспортно-трасологическая проверка: | Какова была траектория движения автомобилей? Где произошел инцидент? Где находились машины на дороге до аварии и после нее? Какими сторонами/частями ударились участники ДТП? Были ли авто в движении или стояли? Который из автомобилей был в движении? |
Проверка условий на дороге (проводится крайне редко): | Правильно ли были расположены придорожные объекты относительно дороги? Повлияло ли их расположение на возникновение инцидента? Все ли в порядке было с разметкой? Исправно ли работал светофор? Соответствует ли участок дороги и все объекты на нем требованиям ГОСТ? |
Автотовароведческая проверка: | Как было повреждено ТС? Какой ремонт ему потребуется? Какова цена ремонтных работ на ТС? Сколько стоит ТС по рыночной цене на дату аварии? В каком размере будет возмещаться ущерб? |
Повторная проверка: | Какие новые данные появились после проведения первой проверки? Есть ли под ними основания в техническом оснащении ТС или обстоятельствах на дороге? Был ли эксперт беспристрастен? |
Обычно проводится комплексное освещение ДТП, совмещающее в себе несколько видов экспертиз.
Как проводится автотехническая экспертиза
Проверки должны проводится в установленный законом срок:
- от двух недель до месяца – стандартный «коридор» для проведения всех тестов;
- от трех до пяти дней – срочная экспертиза за деньги.
Общего алгоритма проведения тестов нет, однако для раскрытия всех обстоятельств дела, эксперты должны проверить:
- отчеты и фотографии с места происшествия;
- неисправности в автомобилях, принимавших участие в ДТП;
- показания водителей, состояние водителей на время ДТП;
- протокол и показания свидетелей и сотрудников ГИБДД;
- какой ущерб был нанесен транспортным средствам;
- состояние дороги и дорожных конструкций на участке ДТП;
- другие обстоятельства, которые могли каким-либо образом стать причиной происшествия.
По итогам проверки выдается акт проверки, иногда их может быть несколько. Заключение эксперта, проводящего автотехническую экспертизу, направляется в судебные органы или следственные органы. Она становится чуть ли не главным подспорьем в деле о правонарушении – именно на ее основании следователи или суд определят виновного по закону.
Ходатайство о назначении
Чтобы получить право на проведение автотехнической экспертизы, ее нужно правильно запросить. Для этого используется документ-обращение ходатайство.
Его составление проходит в свободной форме одной из сторон ДТП. Также, ходатайствовать о проведении тестов и анализа может напрямую суд.
В ходатайстве указывается в обязательном порядке:
- аргументы, побудившие стороны затребовать экспертизу – без них суд может счесть, что это излишняя процедура;
- информация об истце и ответчике;
- какие обстоятельства дела необходимо прояснить при помощи АЭ (экспертиза будет назначаться для опровержения или подтверждения спорных фактов);
- чем руководствуется подающий ходатайство – норма закона (обычно, статья 79 Гражданского процессуального кодекса);
- прошение – на какие вопросы должен ответить эксперт, кто будет вашим экспертом;
- кто будет оплачивать проведение этих проверок;
- какие документы вы прикладываете к обращению для подтверждения необходимости АЭ;
- дата и подпись просителя.
Автотехническая экспертиза при ДТП
Ничто не может полностью обезопасить от нестандартных ситуаций на дороге. Да, высокий уровень вождения, уверенность на дороге и соблюдение правил сильно снижают риск попасть в ДТП. Однако полностью от их вероятности не застрахован никто из участников дорожного движения. Практически каждый водитель встречался с подобными ситуациями в роли участника, либо же был свидетелем таких событий.
После каждого происшествия проводится расследование, чтобы установить виновника. Именно он должен будет нести ответственность и возмещать причиненный ущерб. Но что делать, если виновник ДТП не хочет возмещать причиненный ущерб? Или как поступить водителю, если на месте виновник установлен не был или Вы были несправедливо им назначены? Именно в таких ситуациях прибегают к помощи автотехнической экспертизы. Сама по себе автотехническая экспертиза позволяет установить и стоимость ущерба. Об этом и не только мы расскажем в нашей статье.
Что такое
Автотехническая экспертиза – это оценка общего технического состояния автомобиля, а также установление стоимости ущерба, который был нанесен транспортному средству. Помимо прочего, эксперт дает оценку тому, как именно могли быть получены те или иные повреждения. Автотехническая экспертиза может быть проведена в отношении не только легковых автомобилей, но и мотоциклов, общественного транспорта и даже сельскохозяйственной спецтехники.
Однако не всегда объектом автотехнической экспертизы является только транспортное средство. Для того чтобы иметь полную картину происшествия, может потребоваться осмотр самого места ДТП, а также изучение всех имеющихся видеозаписей, фотографий и прочих материалов с места происшествия. По факту сложно отнести к автотехнической экспертизе лишь одну операцию, ведь она может включать в себя множество процедур для установления необходимых фактов.
Существует несколько видов автотехнической экспертизы, каждый из которых помогает выявить конкретные детали происшествия. Так, к примеру, экспертиза может быть:
- По выяснению обстоятельств ДТП. Применяется для того, чтобы восстановить механизм самой аварии, где находились ТС участников, какая была скорость при столкновении, было ли соблюдение ПДД. В ней могут фигурировать и такие, казалось бы, мелочи, как время, необходимое для остановки машины. То есть картина восстанавливается максимально подробно;
- Оценка технического состояния ТС. Устанавливает неисправность ТС, чем она могла быть вызвана, была ли поломка до или после ДТП и могла ли послужить причиной аварии. То есть если у Вас была некая неисправность, которую Вы просто не могли выявить до аварии, и именно она стала причиной ДТП – экспертиза выявит это;
- Транспортно-Трасологическая. Подобная экспертиза применяется для выяснения конкретного места ДТП, а также его особенностей, восстанавливает траекторию движения автомобилей по дорожному полотну, был ли автомобиль неподвижен или нет. Ещё она помогает в установлении конкретных повреждений в результате именно этой аварии;
- Инженерно-психофизическая. В первую очередь данная экспертиза касается самих водителей, ведь устанавливается, могли ли они успеть среагировать, как ими была оценена ситуация и когда именно каждый из участников отреагировал на происходящее.
Как назначить
Для того чтобы в рамках расследования была проведена экспертиза, Вам потребуется следовать установленным правилам. Для соблюдения процессуального порядка Вам необходимо подать ходатайство о проведении экспертизы. В таком случае она не только будет иметь юридическую силу, но и будет полностью законной.
Четко прописанной формы составления ходатайства не существует, однако настоятельно рекомендуется соблюдать стандартные правила написания заявлений. Согласно им, ходатайство должно состоять из таких частей, как:
- Вводная часть. В ней содержится информация о получателе ходатайства, реквизиты, как его, так и Ваши. Должны быть указаны полные данные о каждой стороне;
- Информационная часть. Она является самой важной во всех заявлениях, поскольку должна содержать все необходимые аргументы, основания и факты. Именно к написанию этой части следует относиться особенно ответственно, ведь, верно заполненная, она является практически гарантией исполнения необходимых требований. В случае с ходатайством о необходимости экспертизыВам также потребуется указать, какой именно ее вид может потребоваться;
- Резолютивная часть. В ней указываются требования, а также вопросы, которые потребуется разрешить эксперту. Помимо самого прошения, часть состоит из списка дополнительных документов, которые будут фигурировать в роли доказательной базы. Именно они будут подтверждать правдивость Ваших слов.
Помните, что проведение автотехнической экспертизы не является бесплатной процедурой. По этой причине потребуется указать, кто именно будет возмещать ее стоимость после судебного процесса.
Сроки проведения
После того как ходатайство будет одобрено, эксперт назначает время проведения необходимых процедур. Законом не обозначено, каким именно должен быть срок проведения самой экспертизы, однако она сама по себе занимает не так много времени.
Так, к примеру, для полной оценки, проверки и осмотра транспортного средства эксперту понадобится не более четырех дней. Только необходимо учитывать, что ввиду популярности и важности подобной автотехнической экспертизы срок может быть значительно увеличен.
На длительность проведения автотехнической экспертизы влияют:
- Состояние автомобиля и производились ли малозначительные ремонтные работы. Конечно же, полноценный ремонт полностью отметает возможность выяснить требуемую информацию;
- Необходимость проведения более сложных процедур для установления каких-либо фактов. Периодически возникает необходимость более детальных исследований для прояснения вопроса;
- Давность происшествия;
- Общая нагрузка на эксперта, который занимается Вашим делом. Загруженность эксперта — один из самых главных факторов, которые могут затянуть процесс.
Назначение автотехнической экспертизы при ДТП в 2022 году
Ничто не может полностью обезопасить от нестандартных ситуаций на дороге. Да, высокий уровень вождения, уверенность на дороге и соблюдение правил сильно снижают риск попасть в ДТП. Однако полностью от их вероятности не застрахован никто из участников дорожного движения. После каждого происшествия проводится расследование, чтобы установить виновника. Именно он должен будет нести ответственность и возмещать причиненный ущерб. Но что делать, если виновник ДТП не хочет возмещать причиненный ущерб? Именно в таких ситуациях прибегают к помощи автотехнической экспертизы.
Виды автотехнических экспертиз
Автотехническая экспертиза (АТЭ) – это очень обширное понятие, в которое входит множество разнообразных исследований.
Наиболее часто выделяют исследования:
- по типу и объекту изучения;
- по очерёдностипроведения;
- по лицам, выполняющим экспертизу.
Исследование технического состояния автотранспорта
Проводится экспертиза каждого автомобиля, принимавшего участие в ДТП, на предмет наличия неисправностей. По всем выявленным поломкам и дефектам эксперт делает заключение – были ли они до аварии или появились вследствие столкновения. Исследуется работоспособность коробки передач и других элементов авто.
Экспертиза обстоятельств автоаварии
Эксперт очень внимательно изучает сложившуюся перед столкновением автотранспорта дорожную ситуацию, чтобы определить степень вины всех участников происшествия. Для этого он устанавливает реальное техническое состояние машин и скорости движения обоих автомобилей на момент столкновения.
Также моделируются возможные сценарии дорожных происшествий с учетом действия и бездействия автомобилистов. Таким образом, эксперт даст ответ на вопрос: была ли у водителей возможность избежать ДТП.
Трасологическое исследование
Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.
Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.
Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.
Оценка психологического состояния водителя
Задачей психологической экспертизы является установление эмоционального состояния водителя перед столкновением, во время его совершения и непосредственно после него.
Если у нарушителя была возможность предотвратить столкновение, однако его психологическое состояние не позволило ему этого сделать, суд может учесть данный факт, как смягчающее обстоятельство. Однако не стоит забывать, что смягчение наказания в данном случае является правом судьи, а не обязанностью. Окончательное решение выносится на усмотрение суда.
В каких случаях необходима
Обращаться к экспертам для проведения автотехнической экспертизы может потребоваться в следующих ситуациях:
- авария произошла в результате поломки;
- транспортное средство получило ущерб по причине действия непреодолимой силы или по вине третьих лиц, не являющихся участниками дорожного движения;
- стороны не достигли согласия относительно суммы компенсации ущерба потерпевшему;
- виновный способен намеренно занижать сумму выплаты или не согласиться с выставленным счётом потерпевшей стороны;
- виновный ДТП не соглашается с решением судебной инстанции и намерен обжаловать вердикт судьи;
- страховая компания отказывается выплачивать полную сумму возмещения либо намеренно её занижает;
- повреждённый автомобиль является предметом залога в финансовых обязательствах;
- лицо несогласно с результатами проведённого ремонта транспортного средства и намеренно отстаивать права с последующим взысканием возмещения; страховая компания отказывается исполнять обязательства по договору.
Одним из способов восстановить хронологическую последовательность событий является автотехническая экспертиза.
Процедура проведения экспертизы
Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:
- участвующие стороны уведомляют о факте будущей экспертизы, времени и месте проведения таковой;
- проводится осмотр места аварии и пострадавшего в ДТП транспорта с целью дальнейшей экспертизы;
- собранные сведения анализируются, специалисты готовят результат экспертизы;
- уполномоченный эксперт составляет заключение по ДТП, предоставляемое заявителю.
Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону:
Мск +7 (499) 322-27-68, СПб +7 (812) 407-28-31 (звонок бесплатен)
Назначение и проведение автотехнической экспертизы
Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автопроисшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.
Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным – КРФ об АП, уголовно- процессуальным – УПК РФ, гражданским процессуальным – ГПК РФ, арбитражным процессуальным – АПК РФ.
Кто проводит
Экспертизу может проводит частный специалист, так и экспертная компания. Образование и сертификация эксперта должны соответствовать требованиям, подтверждением чего является его включение в государственный реестр экспертов-техников.
Решение о профессиональной аттестации кандидатов принимается Межведомственной аттестационной комиссией для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу ТС.
Выбор экспертной организации
Сотрудники экспертной организации или индивидуальный предприниматель должны быть аттестованы в качестве эксперта-техника Межведомственной аттестационной комиссией. В случае принятия решения о проведении технического исследования обстоятельств аварии необходимо первую очередь обратить внимание на аккредитацию специалиста.
Актуальный список аттестованных экспертов, включенных в государственный реестр, размещён на официальном сайте Минюста РФ в разделе «Деятельность в сфере судебной экспертизы”.
Сроки проведения
Время, которое необходимо затратить на экспертное исследование, главным образом зависит от объёма работ и их сложности. Законодательством временные границы для экспертизы не определены.
Многие компании предлагают выполнение исследования в сокращённые сроки за дополнительную плату.
При проведении экспертизы конкретные сроки устанавливает судья. Они закрепляются в постановлении о проведении автоэкспертизы.
Стоимость вопроса и кто оплачивает
Цена любой экспертизы в каждом случае рассчитываются индивидуально на договорной основе.
Судебная экспертиза может быть проведена за счет любой из сторон конфликта. Однако при этом допускается дальнейшее возмещение расходов на проведение проверки в пользу пострадавшего. Таким образом, несмотря на то, что будет оплачивать экспертизу, в случае определения его невиновным он может стребовать возврат денежных средств с виновника дорожного происшествия.
Вопросы автотехнической экспертизы ДТП
На основании специальных познаний эксперт – автотехник определяет степень соответствия действий водителей транспортных средств требованиям ПДД РФ. При этом решение правовых вопросов не входит в его компетенцию. Все вопросы можно условно разделить на несколько блоков.
- Вопросы, определяющие физические параметры и величины, являющиеся исходными при экспертном исследовании. Сред и них – коэффициенты сцепления, торможения, параметры и траектории движения пешехода и транспортных средств, их следов.
- Вопросы, относящиеся к оценке действий водителей транспортных средств, применительно к условиям дорожно-транспортного происшествия. При этом действия оцениваются с точки зрения технических требований ПДД РФ, а не правовых. То есть речь идет о правильности использования приемов управления транспортом для обеспечения безопасности и предписаний ПДД РФ. Итогом работы эксперта по решению вопросов относящихся к этому блоку, является определение причинно-следственной связи действий учеников ДТП с фактом самого происшествия (то тесть чьи действия явились причиной автотранспортного происшествия).
- Вопросы по определению параметров движения транспортных средств на различных этапах (стадиях) дорожного происшествия с участием транспортных средств: расчетная скорость движения перед столкновением, вероятная траектория движения, момент возникновения опасности для водителя и прочее. Решение этих вопросов позволяет определить экспертным путем наличия у водителей транспортных средств технической возможности предотвратить ДТП.
- Вопросы анализа состоятельности противоречивых версий водителей – участников происшествия и показаний его очевидцев. То есть эксперт в определенных случаях имеет возможность либо подтвердить, либо опровергать показания указанных лиц и обосновать свои выводы путем расчетов.
Заключение эксперта
Цель проводимого исследования — получить выводы эксперта. Если автотехническая экспертиза была правильно организована и проведена, ее результаты могут оказаться самым эффективным способом установить истину.
Вводная часть содержит:
- сведения об эксперте;
- подтверждение, что ему была разъяснена ответственность за предоставление заведомо ложных сведений;
- формулировку исходных данных;
- перечень поставленных вопросов.
В исследовательской части воспроизводится ход аналитического исследования, инженерные расчеты и их обоснование. Эксперт перечисляет технологии и методики, которые применялись при проведении анализов и экспериментов.
Заключительная часть содержит собственно выводы, то есть обстоятельные ответы на все вопросы, которые удалось получить на основании экспертизы.
Если экспертиза не в вашу пользу (повторная экспертиза)
Поскольку у сторон процесса интересы, как правило, противоположные, понятно, что и отношение к заключению эксперта будет различаться.
Нередко и сам инициатор исследования не согласен с выводами. Что-то не рассчитал, допустил ошибку при назначении экспертизы, переоценил ее возможности и т.д. – самые разные факторы могут оказать влияние.
При несогласии с экспертизой возможно назначение повторной экспертизы. Правда, это считается исключительной мерой. Отсюда – сложности с достижением поставленной цели, если речь идет о стороне процесса.
Для производства повторного исследования нужны веские основания. Сослаться на несогласие не получится.
Если следствие или суд согласятся с вашими доводами, будет назначена повторная экспертиза. Порядок ее назначения схож с назначением первичной экспертизы, но, по понятным причинам, требует более ответственного и внимательного подхода.
Полезные советы
Вот несколько важных советов, которые способны помочь вам:
- Выбирайте квалифицированного сертифицированного эксперта.
- Присутствуйте во время экспертизы.
- Тщательно продумывайте вопросы для изучения.
- Внимательно знакомьтесь с экспертным заключением.
- Помните о своем праве ходатайствовать о проведении дополнительного или повторного исследования.
Подводя итоги
Автотехническая экспертиза дает ответы на многие вопросы, возникающие по результатам ДТП. Но чтобы заключение было принято во внимание уполномоченными органами и имело достоверные результаты, подготовка к ней и сам процесс должны быть выполнены очень качественно.
Внимание! В связи с правками в законодательство, юридическая информация в данной статье могла потерять актуальность!
Наш юрист бесплатно проконсультирует Вас – задайте вопрос в форме ниже:
Что устанавливает автотехническая экспертиза при ДТП
Исследуемые объекты и документы
Протокол осмотра ТС
Протокол осмотра места ДТП
Схема места ДТП
Акт осмотра ТС и его фотографии
Фототаблица места ДТП
Объяснения участников ДТП и свидетелей
Дислокация дорожных знаков и разметки
Справка о режиме работы светофорного объекта
Дорожные знаки, разметка, ограждающие конструкции
Полезные статьи по данной тематике
Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.
При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.
Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.
Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.
Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.
Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.
Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:
Экспертиза обстоятельств ДТП;
Экспертиза технического состояния ТС;
Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);
Экспертиза дорожных условий;
Автотовароведческая (оценка ТС).
Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».
Экспертиза обстоятельств ДТП
Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.
Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.
Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:
С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?
Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?
Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?
Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?
Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?
Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?
С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?
Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?
На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?
Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?
Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?
На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?
Экспертиза технического состояния ТС
Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.
Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.
Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:
Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?
Какова причина возникновения неисправности?
Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?
Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?
Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?
Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?
Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?
Каково качество произведенного ремонта?
Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?
Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?
Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.
Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:
Где находилось место столкновения транспортных средств?
Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?
Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?
Каков механизм столкновения транспортных средств?
Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?
Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?
Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?
Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?
Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?
Экспертиза дорожных условий
Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.
Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:
Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?
Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?
Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?
Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?
Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?
Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?
Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)
Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.
Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.
Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.
Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:
Какие повреждения имеются на транспортном средстве?
Каков объем ремонтных работ транспортного средства?
Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?
Какова рыночная стоимость транспортного средства?
Проведение автотехнической экспертизы в случае ДТП в 2022 году
Автотехническая экспертиза при ДТП представляет собой ряд специальных мероприятий, проводимых уполномоченными специалистами для установления всех деталей дорожно-транспортного происшествия, а также выявления виновных лиц, определения степени их вины и масштабов имущественного ущерба. Её проведение обязательно в случае расхождения показаний очевидцев аварии и при отсутствии факторов, указывающих на точные причины происшествия.
Виды экспертиз
Причиной ДТП могут быть различные обстоятельства – метеоусловия, нарушение ПДД, техническая неисправность автомобиля и многие другие. В зависимости от ситуации и поставленных задач проводятся следующие виды экспертиз:
- выяснение обстоятельств произошедшего дорожно-транспортного происшествия;
- транспортно-трасологическая (установление траектории движения автомобилей в момент аварии);
Предназначение автотехнической экспертизы
Автотехническая экспертиза – это подробное научно-техническое исследование всех деталей ДТП, которое должно проводиться специалистами. Это очень сложная процедура, которая требует наличия у экспертов знаний в области юриспруденции, психологии, медицины, криминалистики, технического устройства транспортных средств, эксплуатации автомобильных дорог и организации дорожного движения.
Цель экспертизы
Очень важно чётко представлять, что устанавливает экспертиза, то есть ее задачи.
Цель автотехнической экспертизы – научное обоснование обстоятельств происшествия, выявление его объективных причин.
Эксперты должны ответить на вопросы следствия о том, какие факторы привели к аварии. В их задачи не входит установление виновного лица и определение степени вины, поскольку это может решить только суд. Однако обнаруженные в ходе экспертизы детали позволяют следователям выявить виновника, определить смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также масштабы причинённого вреда.
Вопросы для автотехнической экспертизы имеют диагностический характер, поэтому их можно сформулировать следующим образом:
- систематизация и анализ всех факторов, имеющих отношение к ДТП (техническое состояние машины, параметры её движения, состояние дорожного покрытия и многое другое);
- установление имевшихся возможностей предотвращения ДТП его участниками;
- выявление факторов, которые могли способствовать возникновению аварийной ситуации, а также их обоснование теоретическим и экспериментальным путём;
- оценка поведения участников ДТП в момент его совершения.
Когда возникает необходимость в помощи экспертов
Необходимость в проведении экспертизы появляется в случае спорной ситуации, когда без специальных исследований не представляется возможным выявление точных причин аварии, виновных лиц и масштабов имущественного вреда. Основанием для этой процедуры может служить и несогласие одного из участников с выводами следствия или с предъявленными обвинениями.
Условия для проведения экспертизы
Проведение автотехнической экспертизы может быть инициировано по ходатайству следственных органов ещё при проведении расследования для выявления всех деталей происшествия и восстановления полной картины произошедшего. Однако она может быть назначена и судьёй уже во время рассмотрения дела. Ходатайство о проведении экспертизы также может подать один из участников ДТП (как виновная, так и пострадавшая сторона) или его адвокат. Без юридического обоснования эта процедура является незаконной, а ее результаты не могут быть использованы в качестве доказательств в судебном процессе.
Ходатайство о проведении экспертизы
Подать ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП любая из сторон может ещё до рассмотрения дела в суде. Специального бланка этого документа нет, поэтому составить его можно в свободной форме, но соблюдением следующих требований:
- В начале документа указать наименование суда, куда подаётся ходатайство.
- Обязательно наличие номера уголовного или гражданского дела, персональных данных истца и ответчика.
- Перечислить все обстоятельства, которые нужно подтвердить или опровергнуть.
- Составить список вопросов, требующих ответа квалифицированных технических или других специалистов.
- Указать наименование экспертной организации.
- Назвать лицо, которое будет оплачивать данную процедуру.
Примерная структура ходатайства представлена в следующем образце.
О сроках
В законодательном порядке сроки проведения автотехнической экспертизы не регламентируются, но на практике вся процедура обычно занимает 4-5 дней. При сильной загруженности специалистов на проведение исследований может потребоваться больше времени. На сроки получения результатов экспертизы влияют следующие факторы:
- состояние транспортного средства после ДТП;
- необходимость в проведении дополнительных тестов и более детальных исследований;
Куда обращаться для проведения экспертизы
Автотехническая экспертиза – серьёзная процедура, которая может оказать существенное влияние на решение суда, дальнейшую судьбу виновника аварии и размеры возмещения вреда для пострадавшей стороны. Проводить ее могут центры судебной экспертизы Минюста РФ, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие таким правом и работающие на коммерческой основе.
Выбор экспертной организации
Сотрудники экспертной организации или индивидуальный предприниматель должны быть аттестованы в качестве эксперта-техника Межведомственной аттестационной комиссией. В случае принятия решения о проведении технического исследования обстоятельств аварии необходимо первую очередь обратить внимание на аккредитацию специалиста. Актуальный список аттестованных экспертов, включенных в государственный реестр, размещён на официальном сайте Минюста РФ в разделе «Деятельность в сфере судебной экспертизы”.
Стоимость процедуры
При подаче ходатайства на автотехническую экспертизу следует учесть, что стоимость процедуры будет зависеть от вида исследования, на проведении которого вы настаиваете. На цену влияет также количество вопросов, на которые нужно ответить экспертам. Минимальная стоимость услуг эксперта-техника составляет 5-8 тысяч рублей. При необходимости проведения дополнительных тестов или более глубокого исследования стоимость может достигать 50 тысяч рублей.
Оплата автотехнической экспертизы после ДТП осуществляется за счёт того, кто инициирует ее проведение.
Обычно это следователь, судья, прокурор или истец. В первых трёх случаях все расходы покрываются за счёт государства. Истец вправе через суд взыскать стоимость процедуры с ответчика. Но эти требования удовлетворят только в случае, если решение будет принято в пользу истца.
Заключение эксперта-техника
После проведения всех необходимых исследований эксперт-техник в письменном виде предоставляет заключение автотехнической экспертизы заказчику процедуры и суду. Документ должен состоять из следующих частей:
- Введение: разъяснение законных прав участников ДТП, их обязанностей и ответственности за предоставление ложных сведений.
- Исследование: развёрнутое описание обстоятельств ДТП. Эксперт-техник должен представить перечень проведённых работ, использованные методики, а также госты и технические условия, которыми он руководствовался при проведении процедуры.
- Заключение: окончательные выводы о причинах ДТП. Эта часть документа должна содержать подробные ответы на вопросы, имеющиеся в тексте ходатайства.
Выводы
Выявленные в ходе автотехнической экспертизы обстоятельства могут стать неоспоримым подтверждением виновности или невиновности участника ДТП, а также установить масштабы причинённого имущественного вреда. Эксперт несёт полную ответственность за представленную информацию в своём заключении. При необходимости его могут вызвать на судебное заседание для устного разъяснения результатов исследований, а также для получения ответов на возникшие вопросы прокурора, судьи или адвоката.
Автотехническая экспертиза: Видео
Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.
Автотехническая экспертиза при ДТП
Проведение автотехнической экспертизы – одна из сложнейших задач, с решением которой сталкивается участник аварии. Нужна ли она, поможет ли, как организовать, куда обратиться, сколько будет стоить – на эти вопросы ищет ответы водитель. А мы поможем разобраться.
Общее определение
Экспертиза – это научное исследование объектов материального мира. Ее цель – ответить на вопросы об обстоятельствах происшествия путем изучения материальных следов, оставшихся на месте события. Она должна выполняться специалистом (лицом, имеющим соответствующее образование и опыт), по строгой проверенной научной методике, позволяющей повторить исследование.
Зачем она нужна
Назначение автотехнической экспертизы всегда обусловлено необходимостью получения профессионального суждения специалиста о тех или иных вопросах, ответить на которые без специальной подготовки, образования или проведения инструментального исследования невозможно.
К помощи «профессионального свидетеля», как иногда называют эксперта, прибегают органы дознания и суды, когда считают необходимым подтвердить обстоятельства дела экспертным заключением или, когда без него невозможно установить какой-либо факт.
Участники происшествия выносят вопросы на автотехническую экспертизу для подтверждения своих доводов об обстоятельствах дела или обоснования возражений против доводов другой стороны.
В отдельных случаях, для решения конкретных вопросов, проведение специального анализа обязательно. Так, в соответствии со статьей 12.1 ФЗ от 25.04.2002 года № 40-ФЗ, независимая техническая экспертиза должна проводиться для установления:
- обстоятельств причинения вреда автомобилю;
- его повреждений;
- причин поломок;
- технологии, методов и стоимости восстановления машины.
По своему процессуальному статусу экспертизы разделяют на:
Первые проводятся в рамках гражданского, административного или уголовного производства, на основании определения суда, должностного лица или органа, рассматривающих дело. Участвовать в исследовании, не вмешиваясь в его ход, ставить перед экспертом вопросы могут обе стороны спора. Эксперт предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Внесудебное исследование проводится на основании заявления заинтересованного лица. Вопросы для внесудебной автотехнической экспертизы готовит и ставит перед экспертом заявитель. Расписку об ответственности эксперт не предоставляет.
На заметку. Закон не придает судебной экспертизе какого-либо особого предпочтения перед внесудебной.
Какая цель автотехнической экспертизы?
Данная экспертиза при ДТП может проводиться с целью:
- установления конкретных обстоятельств аварии;
- проверки исправности транспортных средств на момент совершения аварии;
- исследования следов на транспортных средствах и месте происшествия;
- определения стоимости восстановительного ремонта и оценки автомобилей;
- установления факторов, сопутствующих дорожно-транспортному происшествию: состояние проезжей части, дорожные условия.
В рамках ОСАГО, с целью установления страхового случая и размера убытков, причиненных страхователю, проводится независимая техническая экспертиза.
Вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы
Заключение специалиста может оказаться бесполезным, если вопросы для автотехнической экспертизы при ДТП будут сформулированы неправильно.
Эксперт, проводящий исследование, может высказать свое мнение о фактических обстоятельствах аварии или ее реальных последствиях, но он никогда не дает правовую оценку действий или бездействия участников. Поэтому вопросы права никогда не ставятся перед экспертом.
Например, спрашивать эксперта: «Кто виновен в дорожно-транспортном происшествии?» – бесполезно. Это предмет правовой оценки, установить вину должен суд. Ответ на вопрос: «В каком техническом состоянии находилось транспортное средство в момент столкновения?», наоборот, поможет подтвердить довод о неисправности автомобиля оппонента, как причины аварии.
Готовя задание для специалиста, следует опираться на обстоятельства происшествия. Задать себе вопрос: какие факты, установленные экспертным заключением, помогут обосновать ваши доводы.
На заметку. Экспертиза – не самоцель, а средство доказывания. Использовать ее нужно разумно и осторожно.
Экспертные учреждения
Выполнение исследования можно поручить государственным экспертным организациям или коммерческим. Закон не устанавливает каких-либо специальных условий ведения деятельности по осуществлению такого вида предпринимательства (лицензирования, членства в саморегулируемой организации). Поэтому даже суд может поручить ответить на вопросы негосударственному учреждению.
Конкретные требования к квалификации эксперта установлены только для специалистов, работающих в государственных экспертных учреждениях, а также экспертов, дающих заключение в целях реализации положений Закона об ОСАГО.
Суды, принимая решение, в какую организацию направить вопросы на автотехническую экспертизу по ДТП, чаще прибегают к услугам коммерческих организаций, поскольку государственные учреждения, как правило, сильно загружены, и ждать заключения приходится достаточно долго.
Стоимость услуг примерно одинакова, и варьируется в диапазоне от 2500 рублей за простое исследование, до нескольких десятков тысяч – за сложное. Размер зависит, в первую очередь, от сложности и объема проверки.
Сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП
Как долго эксперт будет готовить заключение, зависит от сложности исследования и загруженности специалиста.
Коммерческие организации выполняют исследования по частным заказам в сроки от десяти дней. Судебное, как правило, проводится в течение месяца. Государственные учреждения выдают заключения по истечении двух и более месяцев.
В заключении
- Проведение исследования можно поручить государственной или коммерческой экспертной организации.
- Вопросы для автотехнической экспертизы после ДТП следует подготовить заранее, опираясь на обстоятельства происшествия.
Источники:
http://insure-guide.ru/transport/avtotexnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp/
http://dtp.help/avtotehnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp.html
http://pozhalobam.ru/avto/chto-ustanavlivaet-avtotehnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp.html
http://sud-exp.ru/avto.html
http://1avtoyurist.ru/dtp/ekspertiza/avtotexnicheskaja-ekspertiza.html
http://osagogid.ru/ekspertiza/avtotexnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp.html
http://www.med24info.com/books/sudebnaya-medicina-otvety-na-ekzamenacionnye-voprosy-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov/voprosy-razreshaemye-sudebno-medicinskoy-ekspertizoy-pri-rassledovanii-del-svyazannyh-s-transportnoy-travmoy-5943.html