Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.
О подаче возражений на акты налоговых проверок: разъяснения ФНС
Главное налоговое ведомство страны рассказало, как рассматриваются возражения на акты налоговых проверок налогоплательщиков (Информация ФНС). Полагаем, что основные моменты темы будут интересны широкому кругу читателей.
Результаты определенных действий (налоговые проверки, обнаружение фактов налоговых правонарушений) налоговый орган сопровождает оформлением акта, который вручается налогоплательщику (см. таблицу ниже).
Вид налогового контроля
Оформление результатов (примечание)
Сроки для оформления результатов налогового контроля
Камеральная налоговая проверка (КНП)
Акт налоговой проверки (составляется только в случае, если проверяющими выявлены нарушения, – п. 5 ст. 88 НК РФ)*
10 рабочих дней со дня окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ)
Выездная налоговая проверка (ВНП)
Акт налоговой проверки (составляется вне зависимости от результатов проверки)
Два месяца со дня составления справки о выездной налоговой проверке (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ).
Обнаружение фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ**
Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях***
10 дней со дня выявления указанного нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ)
* Акт вручается проверяемому лицу под подпись или направляется по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня составления акта (пп. 1 п. 3 , п. 5 ст. 100 НК РФ). Как правило, вместе с актом вручается извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
** За исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ (п. 1 ст. 101.4).
*** Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под подпись или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте (п. 1 ст. 101.4 НК РФ) и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 4 ст. 101.4). Датой вручения акта, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день считая с даты его отправки.
Для чего конкретно используют возражение на акт налоговой проверки
Возражение, составленное от имени компании, позволяет ее руководству обжаловать какие-либо действия, итоги и выводы налоговиков, осуществивших налоговую проверку.
Существует два основных вида допускаемых налоговиками нарушений:
- процессуальные (т.е. ошибки в порядке проведения мероприятия);
- нарушения, связанные с нормами материального права (т.е. неверное толкование каких-либо документов, неполный учет предоставленных бумаг и т.п.).
Налоговая инспекция обязана отреагировать на письменное возражение независимо от того, по какому из этих типов нарушений оно написано.
Процедура подачи возражений на акты налоговых проверок
В Информации ФНС акцентирует внимание на процедуре подачи возражений на акты налоговых проверок. Такие возражения направляются (лично или через представителя) в адрес налогового органа, составившего акт.
Номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».
Подача возражений.
Налогоплательщик может не согласиться:
с выводами, предложениями, какими-либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4);
с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.
К сведению:
Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.
К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.
На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени (см. таблицу ниже).
Выражение несогласия на…
Срок для подачи возражения на акт налоговой проверки
…акт налоговой проверки
Месяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100)
…акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях
Месяц со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4)
…результаты дополнительных мероприятий налогового контроля
В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101)
Возражения на налоговую проверку подаются (лично или через представителя) в канцелярию налогового органа или окно приема документов, но можно воспользоваться и почтовой отправкой.
К сведению:
Законные представители – это представители организации по закону или на основании учредительных документов (ст. 27 НК РФ); уполномоченные представители – представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).
Процедура подачи возражений на акты налоговых проверок
В Информации ФНС акцентирует внимание на процедуре подачи возражений на акты налоговых проверок. Такие возражения на налоговую проверку направляются (лично или через представителя) в адрес налогового органа, составившего акт.
К сведению:
Номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».
Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки
Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.
В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:
- о привлечении налогоплательщика к ответственности;
- об отказе от привлечения ответственности;
- о проведении дополнительного контроля.
Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».
Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:
- объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
- установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
- при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
- разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
- вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.
Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.
Как подавать возражения:
- в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
- по почте;
- лично или через представителя.
В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».
По какой форме и в какие сроки его готовят
Срок для направления документа установлен законодательно. По п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ, в течение месяца с момента составления акта проверки направляются возражения. Обращаем внимание, инспекция правомочна изменить сроки подачи возражения на акт налоговой проверки, если в период нерабочих дней в связи с пандемией коронавируса налогоплательщику осуществлять деятельность было запрещено. Со стороны налогоплательщика необходимо направить ходатайство с обоснованием невозможности обращения. Тридцатидневный срок начинает исчисляться на следующий день после вручения.
Несогласие заявляется как по всему акту, так и по отдельным его положениям. На законодательном уровне форма возражения на акт налоговой проверки не установлена, но сложились общие требования к содержанию. В тексте указывают:
- наименование и адрес ИФНС;
- реквизиты документа, на который пишется ответ (дата и номер);
- правовая позиция и основание;
- приложение с указанием перечня направляемых документов;
- Ф.И.О. полномочного на подпись лица.
Для документа применим официально-деловой стиль написания. Раскрывая свою правовую позицию, следует избегать не принятых сокращений слов или первоначально указывать на значение сокращения. При подготовке текстовой части документа изучается практика по этому вопросу. Если вам встретились схожие дела с положительным решением, сделайте соответствующие ссылки и упомяните об этом. Ситуация, вызывающая спорные моменты, может содержать смягчающие обстоятельства для возражения на акт налоговой проверки или исключающие привлечение к ответственности. К смягчающим относятся:
- совершение правонарушения в виду служебной зависимости или в результате принуждения;
- самостоятельное выявление ошибок и обращение за их исправлением;
- правонарушение совершено впервые;
- добросовестное внесение налогов за предыдущие периоды;
- тяжелое финансовое положений компании.
Официальные сайты ИФНС содержат пример возражения на акт налоговой проверки, использование формы носит ознакомительный и рекомендательный характер. Перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим и определяется, исходя из совокупности всех обстоятельств дела. Одно и то же действие при определенных обстоятельствах квалифицируется в разных делах по-разному.
Как составить возражение на акт налоговой проверки
В перечне форм налогового контроля в ст. 82 НК РФ проверки идут первыми, и это не случайно. Проверки – эффективный и универсальный инструмент налоговиков.
Они бывают двух видов:
- выездные;
- камеральные.
По результатам выездной проверки обязательно составляется акт, по результатам камеральной – только в том случае, если обнаружены нарушения.
В акте фиксируются все выявленные в ходе проверочных мероприятий обстоятельства, выводы и предложения. Это основной документ по проверке, но не решающий. Окончательный вердикт по вопросу привлечения к налоговой ответственности налогоплательщика, выносит руководитель налогового органа в решении.
Акт имеет следующие отличительные черты:
- промежуточный характер, акт только оформляет результаты проверки;
- отсутствие обязательных для налогоплательщика предписаний.
Поэтому он не может непосредственно нарушать интересы налогоплательщика и отдельно не обжалуется, только вместе с решением.
Однако, у налогоплательщика есть возможность на него отреагировать, предоставив встречные возражения, которые не являются обязательным процессуальным документом. Их предоставление – это право, а не обязанность.
Так как серьезные налоговые споры редко не доходят до суда, целесообразность предоставления возражений на самой первой стадии их рассмотрения часто ставится под сомнение. И здесь все зависит от конкретных обстоятельств. Иногда важно узнать позицию налоговиков заранее, в некоторых случаях не стоит предоставлять дополнительные данные. Стратегию взаимодействия с налоговым органом по результатам проверки диктуют исходные данные.
Обязательно ли предоставлять возражения
По смыслу закона, возражения – это пояснения, которые способны повлиять на решения руководителя налоговой инспекции. Введения права на их подачу должно гарантировать защиту интересов налогоплательщика, объективное и оперативное рассмотрение результатов проверки.
На практике налоговая редко соглашается с дополнительно изложенными доводами, и выводы из акта проверки просто копируют в решение руководителя. Вышестоящие инстанции тоже не склонны пересматривать решения своих коллег. Если налогоплательщик не согласен, ему остается только обжаловать привлечение к ответственности в суде.
Стоит ли в таком случае тратить время на составление возражений? В некоторых случаях однозначно стоит, потому что суд может поинтересоваться по какой причине налогоплательщик не раскрыл доказательства на стадии проверки. Однако, не все так однозначно. Иногда стоит придержать возражения, которые в суде будут звучать более весомо.
Вот примерная классификация ситуаций и рекомендации по предоставлению возражений:
– Налогоплательщик не согласен с трактовкой норм налогового права, спора по объективной стороне и фактам нет. В этом случае можно решать самостоятельно, писать ли возражения. С одной стороны, они продемонстрируют серьезный настрой и подкованность в правовых вопросах. С другой, за время подготовки к суду у налоговой будет больше возможностей найти контрдоводы и обосновать их.
К тому же нельзя забывать, что поступление возражений приведет к хоть и формальному, но пересмотру дела. Если будут обнаружены пробелы и недочеты, появится основание и возможность их устранить. То есть, если налогоплательщик видит “изъяны” в работе налоговиков, лишний раз лучше к материалам проверки их внимание не привлекать. После того, как будет вынесено решение возможностей по проведению дополнительных мероприятий у налоговиков станет гораздо меньше.
– Налоговым органом допущены ошибки при расчете пеней и штрафов в ходе определения недоимки. Такие аргументы обязательно нужно доводить до сведения налоговой и как можно быстрее. Суд также не откажется их принять, даже если ранее о них не заявлялось.
– Налоговым органом допущены процессуальные ошибки в ходе проверки или при проведении отдельных мероприятий. На этих нарушениях не стоит засорять внимание. Не нужно давать проверяющим шанс исправить недочеты и ошибки в своей работе. А вот при обжаловании решения в вышестоящих инстанциях и суде все процедурные огрехи будут только на руку налогоплательщику, позволяя исключить часть доказательств или доводов проверяющих.
– Возражения основаны на документах, которые проверяющие не затребовали, а налогоплательщик по своей инициативе не предоставил.
Здесь нужно исходить из конкретных обстоятельств, существа и ценности документов и учитывать риски. С одной стороны, предоставление замечаний может спровоцировать на проведение дополнительных мероприятий. С другой, исходя из судебной практики, вышестоящая инстанция и суд могут отказаться принимать их при рассмотрении спора. Обычно суды их все-таки принимают, хотя это и отступление от общего правила. Для сбора и раскрытия доказательств налоговая проверка специально и предназначена. Но в любом случае придется обосновать непредставление документов на более ранних стадиях. К тому же запоздалое раскрытие доказательств может сказаться на распределении судебных расходов. Окончательное решение принимает конкретный суд и предугадать его сложно.
– Аргументы основаны на документах, которые были запрошены в ходе проверки, но не предоставлены налогоплательщиком своевременно. Такие доказательства однозначно надо предъявлять дополнительно. У налогоплательщика нет никаких уважительных причин их скрывать (ведь существует запрос на их предоставление), поэтому в последующем его поведение суд признает недобросовестным.
Отдельного упоминания заслуживает ситуация, когда налогоплательщик оспаривает только размер штрафа, а не сам факт правонарушения, и намерен снизить его размер в связи с наличием смягчающих обстоятельств. В этом случае подаются не возражения, а ходатайство о снижении санкции. Ходатайство пишется в свободной форме с подробным описанием обстоятельств, при необходимости прикладываются доказательства их наличия.
Порядок предоставления
В НК РФ содержится описание процедуры подачи возражений. Но некоторые моменты все-таки могут вызвать вопросы:
– Право не предоставление возражений есть только у лица, в отношении которого проводилась проверка. От его имени может действовать представитель. А вот иные лица, даже если их права и затронуты, такими полномочиями не наделены.
– Срок установлен в НК РФ и равен месяцу с момента получения акта. Он истекает в тот же день следующего месяца. То есть, если момент окончания срока приходится на последний день месяца, а в следующем месяце количество дней меньше, соответственно срок уменьшается. Срок не может закончиться в выходной или праздник, он переносится на следующий рабочий.
– Если налогоплательщик не желает получать акт, налоговая извещает его почтовым отправлением. Месячный срок отсчитывается либо с подтвержденной даты фактического получения, либо с шестого рабочего дня после отправки.
– Если к акту составлены изменения, срок отсчитывается с даты получения таких изменений.
– Для возражений предусмотрена только письменная форма. Электронный формат дополнительно не установлен. Документы предоставляются в канцелярию под входящий или по почте. При отправлении по почте нужно учесть, что решение руководитель ИФНС выносит не позднее десяти рабочих дней после истечения срока на подачу возражений. Поэтому стоит убедиться заранее, что документы налоговой получены.
Можно ли восстановить срок, если он пропущен
Непосредственно восстановление срока для подачи возражений не предусмотрено, но есть другие возможности.
Налоговый кодекс допускает продление сроков рассмотрения материалов проверки. Налогоплательщик вправе подать соответствующее ходатайство, хотя прямо это в НК РФ и не указано.
Если возражения получены хотя и с опозданием, но до вынесения решения по существу, они должны быть учтены.
Налогоплательщик или представитель по доверенности вправе непосредственно присутствовать при внесении решения руководителем и давать пояснения, которые должны быть отражены в протоколе.
Содержание возражений
Требований к структуре и содержанию этого документа НК РФ не предъявляет. В целях придания возражениям убедительности рекомендуется соблюдать следующие правила:
– Доводы и разъяснения обязательно должны быть подкреплены правовыми нормами, ссылками на судебную практику, разъяснения государственных органов, доказательства;
– Если по вопросу применения налогового законодательства отправлялись запросы, ответы на них необходимо также приложить;
– Замечания налогоплательщика станут более весомыми, если аналогичная позиция уже была изложена в решениях суда;
– Документ лучше структурировать таким образом, чтобы он легко воспринимался. Для этого используется общая схема составления любого письменного обращения: адресная часть, наименование, описательная блок подписей с датами. Описательную часть стоит разбить на абзацы, структурировать текст по эпизодам проверки или налогам, выделять основные мысли и делать выводы.
Все приложения нужно перечислить с указанием точных наименований документов и приложить копии. Подпись ставит руководитель или уполномоченное лицо (необходимо удостовериться, что его полномочия подтверждены).
Артем Виноградов, менеджер
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!
Звоните или пишите прямо сейчас!
Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com
Юридическая фирма “Ветров и партнеры”
больше, чем просто юридические услуги
Как оформляют и что отмечают в возражениях
Документ оформляется письменно, с соблюдением следующей структуры (из трех частей):
- Вводная — информирует о самой проверке, ее основаниях, фактическом времени проведения, составе проверяющих, номере и дате документа, с которым спорят.
- Описательная — здесь проверяемый вправе подробно и последовательно, с максимальным обоснованием изложить все свои аргументы и доводы (и бесспорные, и сомнительные).
- Резолютивная (итоговая) — где могут быть указаны как суммарное доначисление платежей, с которым проверяемое лицо не согласно (с разбивкой по периодам и суммам), так и сумма налога, которую отказываются возмещать.
Как правильно написать возражения на акт налоговой проверки
Вопрос особенно актуален в связи с усилением контроля за бизнесом, а также введением электронных пояснений по НДС.
От того, насколько правильно, развернуто и полно будут написаны возражения, зависит решение, которое примет налоговый орган, — о привлечении к ответственности, о возмещении НДС или отказе в возмещении. Поэтому в этом материале мы научимся основному алгоритму составления возражений на акт налоговой проверки.
Составление возражений на акт проверки
Возражения на акт налоговой проверки необходимо готовить в случае проведения:
— камеральных проверок;
— выездных налоговых проверок.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель в случае несогласия с фактами, изложенными в акте этой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по нему в целом или по его отдельным положениям (п.6 статьи 100 НК РФ).
Причем, каких-то специальных требований к возражениям на акт камеральной налоговой проверки нет. Вместе с тем, в возражениях должны быть обязательно указаны:
— наименование (для организации) или фамилия, имя и отчество (для физического лица);
— адрес места нахождения согласно учредительным документам (для организации) или адрес места жительства (для физического лица);
— ИНН и КПП;
— дата представления возражений;
— точное наименование налогового органа, куда представляются возражения;
— фамилия, инициалы и должность инспектора, который проводил камеральную проверку;
— по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период).
Приведем пример возражений.
Руководителю ИФНС России N 55 по г. Москве
173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 32
от ООО «Амир»,
ИНН 7755134420, КПП 775501001,
173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 30
Возражения ООО «Амир» на акт камеральной налоговой проверки от 13.03.2017 № 3-29/55
13 марта 2017 г., г. Москва
ИФНС России № 55 по г. Москве в лице старшего государственного налогового инспектора К.С. Иванова (далее – Инспектор) провела камеральную налоговую проверку первичной налоговой декларации по налогу на имущество.
В результате проведенных мероприятий была выявлена недоплата налога в бюджет.
Налогоплательщик не согласен с актом камеральной налоговой проверки на основании следующего
Позиция налогового органа
В ходе выездной налоговой проверки за 2016 год установлено, что общество неправомерно не включило в среднегодовую стоимость облагаемого налогом имущества организаций стоимость основных средств, фактически используемых в производственной деятельности в течение 2016 года.
В 2016 году общество приобрело недвижимое имущество на сумму 4 513 954 руб.:
— дизель-генератор (акт приемки-передачи от 14.11.2016);
— мобильный конвейер (договор поставки от 29.06.2016).
Общество приняло приобретенное оборудование к учету в состав ОС с 01 января 2017 года, до этого момента оборудование находилось на балансовом счете 08.04 «Приобретение объектов основных средств».
Налоговый орган также указывает, что фактическое использование объектов началось в 2016 году при выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд организации либо для представления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В ходе допроса бухгалтер И.И.Иванова пояснила, что расхождения между данными по выездной налоговой проверке по налогу на имущество организаций и данными по сданной уточненной декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год произошли в связи с бухгалтерской ошибкой. Таким образом данные выездной налоговой проверки являются верными.
Позиция общества
Согласно статье 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, руководитель экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Таким образом, выводы о том, что расхождения по налогу на имущество организаций произошли в связи с бухгалтерской ошибкой, не были подтверждены руководителем экономического субъекта, а следовательно, не являются верными.
Налоговый орган подтверждает, что постановка в Гостехнадзоре произведена в 2016 году, что подтверджает техническую возможность использования имущества.
Поскольку постановка в Гостехнадзоре предусмотрена законодательно, а техническое состояние техники не было проверено уполномоченным органом, использование вышеуказанной техники без соблюдения требований законодательства и ввод в эксплуатацию не возможны.
Кроме того, эксплуатация без регистрации в Гостехнадзоре является нарушением законодательства, предусматривающим административную ответственность.
Регистрация опасных производственных объектов и ведение государственного реестра опасных производственных объектов осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) (п. 5.3.5 Положения о Ростехнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, п. 3 Правил, п. 6 Регламента).
Отсутствие государственной регистрации опасного производственного объекта является административным правонарушением, влекущим за собой ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности. Под данными требованиями понимаются условия, запреты, ограничения и иные требования, содержащиеся, в частности, в Законе (п. 1 ст. 3 Закона). Одним из них является требование об обязательной регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, установленное в п. 2 ст. 2 Закона. Из этого можно сделать вывод, что нарушение данного требования влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Это подтверждается следующими судебными актами:
— Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2010 № А82-4734/2010;
— Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2010 № А31-557/2010;
— Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А17-1418/2008 (Определением ВАС РФ от 03.09.2009 № ВАС-10704/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Следовательно, общество правомерно ввело в эксплуатацию технику только после регистрации в уполномоченном органе.
Данный факт был зафиксирован в конце 2016 года (16 декабря 2016 года).
Правомерность неначисления налога на имущество также подтверждается и Минфином.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» п. 4 ст. 374 Кодекса дополнен пп. 8, на основании которого с 1 января 2013 г. не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.01.2013 N 03-05-05-01/01, Письмо Минфина России от 24.12.2012 N 03-05-05-01/79).
Кроме того, налоговый орган неправомерно относит к недвижимому имуществу дизель-генератор и мобильный конвейер.
Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
В статье 130 Гражданского кодекса приведен один из ключевых критериев отнесения имущества к недвижимому – прочная (прежде всего физическая) связь с землей. Его суть заключается в следующем: если объект возможно переместить с одного места на другое без несоразмерного ущерба его назначению, он признается движимым имуществом. В этом случае прочная связь с землей отсутствует. Конвейер, самосвал, бульдозер не являются недвижимым имуществом. Гражданский кодекс относит к недвижимому имуществу:
— земельные участки;
— участки недр;
— все, что прочно связано с землей (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т. п.);
— воздушные и морские суда;
— суда внутреннего плавания;
— космические объекты;
— предприятие (в целом как имущественный комплекс).
Под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно (Письмо Минфина России от 29.03.2013 № 03-05-05-01/10050).
Таким образом, вышеуказанное имущество (дизель-генератор, мобильный конвейер) не относится к недвижимости.
Движимое имущество не облагается налогом на имущество на основании пп.8 п.4 статьи 384 НК РФ.
Следовательно, вышеуказанная техника правомерно не включена в налогооблагаемую базу по налогу на имущество, поскольку:
— введена в эксплуатацию после постановки в Ростехнадзоре;
— введена в эксплуатацию после 01.01.2017, что подтверждает право на льготу по налогу на имущество в отношении движимого имущества.
Генеральный директор А.А.Бенедиктов
Здесь приведен пример возражений. Однако каков алгоритм составления возражений?
Алгоритм написания возражений
Необходимо:
— внимательно изучить акт налогового органа;
— постараться найти ошибки, связанные с нарушением процессуального порядка проведения проверки;
— найти ошибки, связанные с ошибками в применении налогового законодательства;
— составить возражения на акт;
— указать и сверить нужные реквизиты, которые являются обязательными;
— в случае принятия решения не в пользу налогоплательщика подать жалобу и апелляционную жалобу любым удобным способом через налоговый орган, решение которого оспаривается.
Процессуальные нарушения и их обжалование
В случае, если налоговый орган допустил нарушения, связанные с порядком проведения камеральной налоговой проверки, то на этом основании возможно оспорить решение налогового органа. Приведем примеры таких ошибок.
Несоблюдение крайней даты проведения проверки.
Проведение проверки без декларации.
Камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчета) не может начаться до получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу.
С учетом изложенного, определение момента начала течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).
Истребование излишних документов.
Направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам статьи 88 НК РФ. Следовательно, привлечение общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ по указанному основанию неправомерно.
К существенным нарушениям относятся несоблюдение следующих условиий:
— обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
— обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.
Нарушения материального права и их обжалование
Если налогоплательщик не согласен с позицией налогового органа в части применения норм налогового законодательства, он также может оспорить его решение.
Для того чтобы написать апелляционную жалобу по данному основанию необходимо:
— изучить норму законодательства, указанную в акте или решении налогового органа;
— найти позицию Высшего арбитражного суда в пользу налогоплательщика, поскольку существует множество позиций по применению одних и тех же норм налогового законодательства;
— найти позицию Минфина, ИФНС в пользу налогоплательщика;
— указать в апелляционной жалобе позицию налогоплательщика, основанную на конкретных положениях законодательства.
Примеры мнений, на основании которых может быть основано обжалование решений ИФНС по НДС
В п. 5 Постановления указано, что в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ при выставлении счета-фактуры с выделенной суммой налога лицом, не являющимся плательщиком НДС, у этого лица появляется обязанность перечислить соответствующую сумму налога в бюджет. Возникновение этой обязанности не означает, что лицо приобретает статус плательщика НДС, в том числе и право на применение налоговых вычетов.
Орган местного самоуправления не является плательщиком НДС.
Применение вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в гл. 21 НК РФ условий.
1. Место реализации товаров, услуг можно подтвердить документально, например, договором. На этом основании можно обжаловать неправомерное решение налогового органа.
2. Налоговым законодательством не установлена обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган первичных документов вместе с декларацией по НДС в том случае, если в ней не отражена стоимость товаров, местом реализации которых территория РФ не признается.
3. Операции по реализации доли морского судна, которое транспортировано через территорию РФ в таможенном режиме реэкспорта, не являются объектом налогообложения НДС.
4. Территория РФ не признается местом реализации работ по ремонту экскаватора на территории Республики Казахстан, выполняемых российской организацией по договору с другой российской организацией. Следовательно, платить НДС не нужно.
5. Территория РФ не является местом реализации услуг по организации автомобильных перевозок грузов, а также участию в расчетах за эти перевозки, оказанных иностранной компанией. Поэтому у российской организации-приобретателя данных услуг обязанностей налогового агента не возникает.
6. Местом оказания инжиниринговых услуг, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, передачи в аренду движимого имущества признается территория РФ в случае, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ на основе государственной регистрации. Следовательно, выполнение обществом работ за пределами территории РФ по договору с иностранной компанией не подпадает под объект обложения НДС независимо от гражданско-правовой квалификации договора.
Доводы отражены в уже сформированной судебной практике и позиции Минфина.
Представление пояснений и направление возражений в ИФНС
Пояснения в налоговый орган могут быть направлены:
— в электронной форме;
— в виде бумажного документа.
Однако если говорить об НДС, то по этому налогу с 2016 года пояснения должны представляться только в электронном виде.
Представить пояснения просят не просто так. Основаниями для пояснений могут послужить следующие причины:
— ошибки в проверяемой отчетности;
— противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
— несоответствие представленных сведений данным документов, имеющихся у инспекции, а также полученным ею в ходе налогового контроля.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя представить в течение 5 дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, а также истребовать у них в установленном порядке документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.
Поэтому не нужно игнорировать требования налогового органа о представлении документов, поскольку за это предусмотрены штрафные санкции: 200 рублей за каждый не представленный документ. Но если бы были только штрафы. К более суровой мере можно отнести доначисление налогов расчетным путем.
В этой связи необходимо:
— оценить объем запрашиваемой информации;
— оценить возможность представить документы и пояснения.
К пояснениям можно приложить выписки из учетных регистров и другие необходимые документы, подтверждающие доводы, которые приводите в пояснениях.
Формировать и направлять пояснения и возражения вполне удобно в электронном виде.
Электронный документооборот поступательно входит в нашу жизнь
В некоторых случаях пояснения на бумажном носителе не считаются представленными. Данное правило закреплено в абз. 4 п. 3 ст.88 НК РФ. Это может повлечь штрафные санкции в размере 5 000 или 20 000 рублей.
Более того, в соответствии с Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ с начала текущего года введен специальный электронный формат представления пояснений к налоговой декларации по НДС.
И есть еще ряд причин, по которым выполнять такую процедуру методом электронного документооборота просто необходимо.
Во-первых, электронные пояснения снижают коррупционную составляющую в общении налогоплательщика с налоговым органом.
Во-вторых, всегда можно оперативно подготовить пояснения и решить проблему, например, если ошибка носит технический характер и не влияет на факт уплаты налога и подачи отчетности.
В-третьих, можно быстрее представить пояснения, которые влияют на налоговый вычет и, следовательно, воспользоваться этим вычетом.
В-четвертых, представление пояснений в электронном виде не влечет представления «уточненки». Ведь при отсутствии недоплаты налога в бюджет она носит рекомендательный характер. И если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, необходимо представить пояснения с корректными данными.
Представить документы и пояснения в ФНС России можно по электронным каналам связи в рамках статьи 93 НК РФ и Приказа ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.
Компания «Такском» предлагает вам воспользоваться для этих целей широкой линейкой специализированного программного обеспечения, где каждый, даже самый требовательный, пользователь найдет для себя подходящий продукт.
Руководитель проверявшего органа или его заместитель рассматривает письменные возражения на итоги проверки. Это может происходить как в присутствии возражающего лица, так и без него. В любом случае указанное лицо извещается о времени и месте такого рассмотрения. При ненадлежащем извещении об этом либо при отсутствии проверяемого лица, когда его явка обязательна, рассмотрение будет отложено. При явке на рассмотрение можно (и устно, и документально) пояснять ситуацию.