Скрытые дефекты автомобиля после ДТП

Содержание

Скрытые дефекты при ДТП

При обращении в «Инвест Консалтинг» после ДТП многие автовладельцы опасаются, что автомобиль получил скрытые дефекты — такие, которые эксперт страховой компании сможет проигнорировать. Главный страх — такие повреждения останутся без ремонта, обнаружатся уже после него, и владельцу машины придется устранять их самостоятельно.

Этот страх вполне обоснован: страховые компании действительно склонны замечать только повреждения кузова, да и то не все. С другой стороны, скрытые дефекты образуются не всегда. Ниже — информация о том, что это такое, как их выявить и главное — как получить компенсацию на их устранение.

Возможно Вас интересует:

Почему дефекты оказываются скрытыми?

Это связано с общепринятой практикой осмотра машины экспертами страховщиков. Такой специалист имеет право осматривать машину, руководствуясь только данными из справки о ДТП, которую оформил инспектор ГИБДД. Если в ней будет указан только треснувший бампер, эксперт может и не захотеть проверять состояние кузова под ним.

Важно правильно понимать, что такое скрытый дефект. Это — такое повреждение, которое можно обнаружить, только выполнив дополнительные диагностические действия. Стереть грязь с крыла, чтобы увидеть царапину — это не дополнительное действие, а вот снятие поврежденного бампера для проверки состояния кузова, частичная разборка узла или агрегата, его демонтаж для тестирования уже попадают под эту категорию.

На месте аварии инспектор ГИБДД не будет совершать «дополнительные действия». Он оформляет документы, фиксируя:

  • обстоятельства происшествия;
  • повреждения на всех участвовавших в аварии автомобилях;
  • их взаимное расположение, наличие следов от ударов;
  • другие данные.

При оформлении справки инспектор может оценивать состояние автомобилей только поверхностно — он не обязан вскрывать заклинивший капот и проверять состояние агрегатов под ним. До 2012-го года инспектор мог вносить в справку пометку «Возможны скрытые дефекты». Многие автовладельцы считают, что эта пометка автоматически дает право на большую компенсацию. Это не так — даже если повреждения возможны, это не значит, что они на самом деле получены. Гораздо больше шансов на компенсацию у автовладельца будет, если он проследит, что в справке описаны все наружные повреждения, а информация в ней — точная и правильная.

Обнаруживать скрытые повреждения — работа эксперта. Их должен выявлять сотрудник страховой компании на осмотре, но это не в его интересах. Поэтому чаще всего машина направляется на ремонт только по повреждениям кузова, а дальше возможны варианты:

  • СТО оказывается добросовестной и выявляет дополнительные дефекты. В лучшем случае владельцу машины предлагают уведомить об этом страховую, дооформить документы и отремонтировать машину полностью за счет ОСАГО. В худшем — доплатить за ремонт;
  • СТО не проводит никакой диагностики, выполняет только одобренные страховой работы и отдает машину «как есть» — с неисправной подвеской или поврежденными агрегатами под капотом. Когда неисправности станут очевидными, разбираться с ними автовладелец будет самостоятельно.

Независимая экспертиза ущерба автомобилю

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Чем опасны скрытые дефекты?

Не только финансовыми потерями, ведь, если они не будут обнаружены вовремя, за ремонт заплатит владелец машины. Если автомобиль остается на ходу, и его эксплуатация продолжается, даже незначительное повреждение будет ухудшать состояние машины, и хорошо, если это обнаружится быстро. На незаметной под молдингом вмятине может быть повреждено ЛКП, что спровоцирует коррозию отдельного участка кузова. Другой вариант — незаметное на первый взгляд смещение моста после удара в колесо. Если продолжить ездить с таким смещением, довольно быстро ремонт понадобится всей подвеске.

Рекомендации «Инвест Консалтинг»

Чтобы выявить скрытые повреждения и устранить их за счет страховой компании, мы рекомендуем:

  • на месте аварии настаивать, чтобы инспектор ГИБДД подробно описал все имеющиеся повреждения. Проверяйте, правильно ли описаны следы от ударов, вмятины, расположение авто, обстоятельства происшествия и т.п. Любая неточность для страховой компании может стать поводом не включать дефект в объем возмещения как не относящийся к аварии;
  • самостоятельно зафиксируйте повреждения — сфотографируйте их, общее расположение автомобилей, сделайте отдельные фото для каждой вмятины, скола и т.п. Для детальных снимков лучше прикладывать линейку к поврежденным участкам, чтобы были понятны их размеры;
  • помните, что незначительных повреждений не бывает — каждый видимый дефект, даже если это «помятая» заклепка или отклеившийся молдинг, нужно зафиксировать;
  • особое внимание — повреждениям, которые могут указывать на скрытые дефекты. Глубокие вмятины передних крыльев или капота, удары в колесо, сильные повреждения бамперов, накладок и т.п.;
  • не нужно вписывать в справку о ДТП те повреждения, которые явно не относятся к аварии.

Порядок действий

После ДТП автовладелец обязан предоставить поврежденный автомобиль на осмотр сотрудникам страховой компании. Если при осмотре они учитывают не все повреждения, проводится повторная экспертиза (с участием независимых экспертов). Осмотр выполняется:

  • с выездом эксперта к месту стоянки автомобиля, если он не на ходу;
  • у одного из офисов компании «Инвест Консалтинг»;
  • в условиях автосервисов-партнеров нашей компании (экспертиза на СТО позволит провести полную диагностику, выявить все полученные дефекты).

Автовладелец имеет право пригласить эксперта страховой компании на осмотр, но это не является его обязанностью. Если независимая экспертиза выявляет скрытые дефекты, информацию об этом передают страховой компании для перерасчета компенсации. Если она отвечает отказом, составляется досудебная претензия, а затем — обращение в суд.

Как зафиксировать скрытые повреждения автомобиля после ДТП в акте и на осмотре?

Техническое оснащение современных автомобилей позволяет укомплектовать в довольно ограниченном пространстве множество узлов и агрегатов. И их очень легко повредить при ДТП. Особенно остро ситуация стоит при ударе в передний или задний бампер и столкновении в подкапотный отсек. Как правильно подать заявление, чтобы в рамках экспертизы по ОСАГО страховая зафиксировала все такие скрытые повреждения? Как принимать акт осмотра-оценки и выявить их самому? На все эти и другие вопросы мы и ответим в данной статье.

Должен ли инспектор указать, что возможны скрытые повреждения?

Такая практика сложилась с далёких времён – для возможности доказать, что после ДТП получен внутренний ущерб машине, требовалось, что сотрудник ГИБДД при оформлении аварии поставил обязательную пометку: “Возможны скрытые повреждения“.

Но это далеко не обязательное указание.

  • Во-первых, такая практика повелась ещё со времён справок о ДТП, выдаваемых инспекторами, которые на 2019 год уже давно отменены.
  • Во-вторых, во все времена даже при отсутствии такой пометки это вовсе не означало, что страховая компания при осмотре по ОСАГО не учтёт их по основанию “инспектор не написал, значит, скрытые повреждения получены после ДТП“. Здесь дело в том, что сотрудник ГИБДД – эксперт по дорожной безопасности (и то не всегда на практике), а не технический эксперт по оценке ущерба.

Таким образом, указание сотрудником ГИБДД наличия возможных скрытых повреждений в документах о ДТП совсем не обязательно.

Как правильно предоставить автомобиль на осмотр?

Осмотр и оценка повреждений при ДТП является обязательной процедурой и условием для выплаты или направления на ремонт по ОСАГО. В её рамках осуществляется определение всех дефектов от аварии и готовится база заменяемых и ремонтируемых деталей для возмещения. Если требуется дополнительно делается акт скрытых повреждений.

Важно! В рамках первичного осмотра не обязательно, чтобы эксперт ОСАГО выявил все скрытые повреждения. Но вам это необходимо указать в заявлении о страховой выплате. Лучше всего прямо так и написать: “Требуется экспертиза на обнаружение скрытых повреждений“.

Порядок настаивания вами на осмотр по ОСАГО скрытых дефектов после ДТП зависит от того, каким образом будет производиться возмещение: выплатой или направлением на ремонт. Потому что при выплате дефектовка должна проводиться на этапе осмотра, а вот при ремонте уже в автосервисе по направлению автоэксперты будут разбирать автомобиль и во время этого выявлять дополнительно повреждённые детали и агрегаты.

Скрытые повреждения при выплате

Здесь всё достаточно просто. Во время осмотра машины вы обязательно будете присутствовать. Если эксперт от страховщика по вашему мнению произвёл неполную оценку количества и качества ущерба, то позже вы в любом случае это выявите – уже когда будете ремонтировать авто.

Желательно (но не обязательно – это не урегулировано законодательством об ОСАГО) ещё в заявлении о страховой выплате, как мы уже говорили выше, указать о возможности наличия скрытого ущерба автомобилю и потребовать экспертизы на обнаружение таковых.

Во время же самого осмотра лучше всего привести автослесаря либо самостоятельно снять кузовные детали при эксперте, которые закрывают возможные скрытые повреждения. Важно не делать этого до приезда эксперта, так как в противном случае может быть отказано в выплате (это незаконно, конечно, но лишний повод для страховщика “зацепиться”).

Нередко именно так и приходится делать, так как эксперт от страховой организации по ОСАГО зачастую наплевательски относится к фиксации даже видимых повреждений, и ему буквально приходится “тыкать пальцем” на них.

Если зафиксировать то, что возможно повредилось, не удалось, и ваши настоятельные требования не помогли, в любом случае сначала необходимо дождаться выплаты, и по результатам выплаченной суммы денег оценивать, стоит ли подавать дополнительное требование о неполной компенсации ущерба. Также обязательно нужно в акте осмотра, который вам дадут на подпись, указать, что вы не согласны с результатом осмотра, так как возможны скрытые дефекты в результате ДТП.

Оптимальный порядок действий, если страховщик не посчитал все скрытые повреждения, в этом случае будет выглядеть для вас следующим образом:

  1. после ДТП вы подаёте заявление о страховом возмещении и предоставляете автомобиль на экспертный осмотр страховой компании,
  2. в рамках экспертизы происходит определение повреждений машины,
  3. далее будет согласование эксперта со страховой компанией суммы ущерба и калькуляция денег для выплаты,
  4. вам производится выплата,
  5. теперь для вас возможны 2 варианта:
    • если выплаченной суммы недостаточно, то вам необходимо заказать независимую экспертизу, которая уже посчитает все скрытые повреждения, далее вам нужно подать досудебное требование с приложением экспертного заключения с суммой и потребовать в нём заплатить недостающую сумму, в том числе стоимость независимой экспертизы и иные расходы; при отказе в удовлетворении “досудебки” остаётся только подавать иск в суд;
    • если выплаченной суммы достаточно, то вы либо ремонтируете автомобиль и забываете об этом инциденте, либо также заказываете независимую оценку, чтобы посчитали все повреждения и доплатили за них.

Скрытые дефекты при ремонте

В случае же направления на ремонт вопрос о том, как зафиксировать скрытые повреждения транспортного средства, становится несколько сложнее. Если при выплате дефекты за деталями кузова выявляются на осмотре, то при ремонте – уже по факту нахождения автомобиля на СТО и без владельца авто.

То есть порядок выявления скрытых дефектов здесь уже несколько иной:

  1. после ДТП по ОСАГО у вас стандартно рассматривают заявление (куда также нужно включить дополнительно требование о фиксации возможных скрытых повреждений) и проводят осмотр машины,
  2. эксперт выявляет все видимые повреждения и направляет на согласование данные в страховую,
  3. та, в свою очередь снова проводит расчёт возмещения,
  4. по результату в течение положенных 20 дней со дня подачи заявления вам выдают направление на ремонт,
  5. вы сдаёте автомобиль в выбранный сервисный центр и удаляетесь по своим делам,
  6. сервис, согласно вашему требованию, проводит дополнительный осмотр более глубокого ущерба, уже разбирая автомобиль, фактически начав производить ремонт,
  7. далее происходит досогласование со страховой компанией дополнительных повреждений, которые требуется исправить.

И в этом случае кроется наибольшая сложность – сами вы не будете видеть, какие скрытые повреждения удалось обнаружить во время такого осмотра, и все ли они исправлены. Особенно актуально это становится при ударах в задний или передний бампер.

Что же делать в таком случае? И здесь у нас уже 3 варианта действий:

  • либо пытаться присутствовать на допосмотре возможных невидимых при собранной машине дефектов,
  • либо уже постфактум определять скрытые повреждения в рамках независимой экспертизы,
  • либо ещё до сдачи автомобиля на ремонт (но обязательно после осмотра представителем страховщика) снять кузовные детали самостоятельно для выявления скрытых изъянов и сфотографировать их.

Наиболее оптимальный видится последний вариант, потому как присутствовать при первом разборе автомобиля не всегда представляется возможным и договориться об этом с работниками сервиса не всегда удаётся. А проведение независимой экспертизы может быть накладно, так как вы и сами не уверены в наличии скрытого ущерба, а, если его и нет вовсе, то требовать от страховщика уже нечего, а независимая экспертиза оплачена.

Здесь следует отметить, что на этапе дополнительных согласований скрытых повреждений во время разборки и осмотра в сервисе часто страховая требует с владельца автомобиля доплату. Почему на это не стоит соглашаться, а также что можно и что нельзя подписывать в числе бумаг, мы написали в отдельной статье о направлении на ремонт по ОСАГО.

В целом же, далеко не всегда при наличии возможных невидимых на первый взгляд дефектов страховая будет всячески избегать возмещения за них. Так, по практическому опыту (и, соответственно, личному мнению) автора статьи, чаще всего за скрытые повреждения выплачивают такие компании как РЕСО, Альфа-Страхование, Зетта, Согласие, реже – Росгосстрах, Ингосстрах.


Дефектовка автомобиля после ДТП — что это и когда ее нужно проводить

Не все автомобилисты знают, что в случае попадания в любую аварийную ситуацию (ДТП) необходимо проведение процедуры дефектовки автомобиля. Такая процедура чрезвычайно важна, поскольку дает исчерпывающую информацию о возможных скрытых повреждениях автомобиля, а также полную оценку стоимости ремонтно-восстановительных работ. В данной статье разберемся, куда обращаться и как правильно проводить эту процедуру.

Выявление скрытых дефектов после аварии

В результате любого ДТП автомобиль получает кроме внешних и внутренние повреждения — это и есть те самые скрытые дефекты, последствия ДТП. Обязательно стоит помнить, что повреждения, которые могут быть незаметными сразу, зачастую оказываются весьма значительными. Например, в автомобиле за бампером находятся всевозможные детали из пластмассы — датчики температуры воздуха, ударов, диффузор радиатора, и при незначительном повреждении бампера эти мелкие детали легко ломаются и выходят из строя, не говоря уже о адсорбере и краш-боксе. Если же повреждения от ДТП весьма существенны, то это влечет за собой высокую вероятность нарушения кузовной геометрии, дефектах в ходовой части (подвеске, рулевом управлении и т.д.) и такое повреждение выявляется в специализированных ремонтных мастерских с помощью специального измерительного и иного оборудования. Процедура дефектовки позволяет выявить все возможные скрытые повреждения, но она имеет свои нюансы, которые обязательно следует учесть:

  • Дефектовку следует проводить сразу после оформления первичных документов из ГИБДД (возможно также одновременно с процедурой общей оценки повреждений оценщиком из страховой);
  • Процедура оплачивается из личных средств владельца пострадавшего автомобиля;
  • Процедура проводится на специализированной ремонтной станции;
  • Представитель из страховой компании должен присутствовать на экспертизе авто.

Несмотря на несение определенных затрат лучше всего не пренебрегать проведением дефектовки, поскольку большинство автоэкспертов со стороны страховых компаний при стандартной оценке ущерба «не замечают» некоторую часть вышедших из строя элементов. А ремонтировать и устранять все эти повреждения придется уже за свой счет — страховые выплаты на них не будут рассчитаны.

Какие документы составляются?

Как уже было указано выше, при проведении процедуры выявления скрытых дефектов обязательно присутствие квалифицированного специалиста, а также оценщика из страховой. В процессе осмотра составляется ведомость, в которой должен быть раскрыт весь перечень повреждений. Эту ведомость обязательно необходимо тщательно изучить, перепроверить все ли в ней учтено и какие детали указаны. Это важно, поскольку потом доказать факт наличия дефекта невозможно — ссылаться на такие причины как «не увидел» или «просмотрел» впоследствии не имеет смысла.

Кроме ведомости СТО также составляют акт дефектовки в виде документа, содержащего информацию о неисправностях конкретных узлов или агрегатов, а также предварительный расчет (смету) на проведение ремонтных работ. В акте указываются все виды работ, которые необходимо провести для ремонта или замены деталей, объем выполняемых работ (в количественном выражении), и материалы, которые будут использованы для замены и ремонта, а также их реальная рыночная стоимость (обычно указываются качественные и дорогие материалы и сырье). После получения на руки ведомости и акта дефектовки можно обращаться с заявлением на возмещение в страховую компанию.

Заключение

Дефектовка автомобиля после дорожно-транспортного происшествия может проводиться в качестве диагностики или быть частью ремонтно-восстановительных работ. Решение о проведении процедуры принимается владельцем транспортного средства лично, поскольку такая процедура является платной, но необязательной. Ее результаты пригодятся для составления сметы затрат для страховщика, помогут оценить ущерб, а также сделать прогноз о сложности восстановления авто после ДТП.

Авария со вторым дном

Довольно часто автовладельцы, чтобы поскорее получить деньги на ремонт машины соглашаются на предложение страховщика о выплате без технической экспертизы. Ведь на нее надо записываться, она тоже требует времени и все дальше отодвигает момент, когда автомобиль будет отремонтирован и им можно будет пользоваться. Поэтому многие идут на то, чтобы заключить со страховой компанией соглашение об урегулировании убытков. Страховщик уплачивает оговоренную сумму, и все его обязательства перед автовладельцем исполнены.

Но как быть, если этой суммы для ремонта оказалось недостаточно? Практика показывает, что взыскать больше со страховщика уже не получится. Однако бывают исключения.

Таким исключением стала история водителя, ремонт автомобиля которого обошелся ему в три раза дороже, чем заплатила страховая компания.

Итак, некто Денис Журавлев в январе 2017 года попал в аварию. В его автомобиль врезался “Рено”. Он обратился к своему страховщику за возмещением ущерба по ОСАГО. Страховщик после первичного осмотра экспертом автомобиля признал случай страховым, заключил с автовладельцем соглашение об урегулировании страхового случая и выплатил ему 55 тысяч рублей.

Журавлев обратился в сервис, где ему отремонтировали машину. Но денег, выплаченных страховой компанией для приведения машины в доаварийное состояние, оказалось явно недостаточно. Тогда автовладелец обратился к тем же экспертам, которые проводили первичный осмотр, для дополнительного осмотра. Они нашли скрытые повреждения, которые не были указаны в первичном акте. Эксперты также установили, что все повреждения автомобиля относятся к одной аварии. Но при этом величина расходов на ремонт составила почти 155 тысяч рублей.

Согласно выводам независимого эксперта, стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составила 166 тысяч рублей. То есть пострадавший после визуального осмотра получил на руки в три раза меньше.

Страховщик отказал автовладельцу в удовлетворении заявления на доплату, сославшись на заключенное между ними соглашение.

Тогда Журавлев направил в адрес страховой компании претензию о расторжении соглашения и доплате страхового возмещения на основании независимой оценки. Но и оно осталось без удовлетворения. После этого автовладелец подал иск в суд.

Впрочем суды, что первой, что апелляционной инстанции, встали на сторону страховщика. Они исходили из того, что истец реализовал свое право на получение страхового возмещения, заключив то самое злосчастное соглашение. Обязанность по оплате оговоренной страховой выплаты страховщиком исполнена. Доказательств, что соглашение заключалось под влиянием существенного заблуждения, суду не было представлено.

Однако Верховный суд с такими выводами не согласился. Он подтвердил, что заключение со страховщиком соглашения об урегулировании страхового случая без проведения независимой технической экспертизы является реализацией права потерпевшего на получение страхового возмещения. После исполнения страховщиком обязательства по выплате в размере, согласованном сторонами, оснований для взыскания каких-либо дополнительных убытков нет.

Но вместе с тем при наличии оснований для признания соглашения недействительным потерпевший вправе обратиться в суд с иском об его оспаривании и о взыскании суммы страхового возмещения.

ВС напомнил, что согласно пункту 1 статьи 178 Гражданского кодекса сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной, если заблуждение было настолько существенным, что истец, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершил бы ее, знай он о действительном положении дел.

Как указывает сам автовладелец, он исходил из отсутствия скрытых повреждений, способных привести к значительному увеличению стоимости восстановительного ремонта. Он бы не заключил соглашения, если бы знал о действительном положении дел. Это судебными инстанциями учтено не было, указывает Верховный суд.

Кроме того, подчеркивает Верховный суд, при заключении этого соглашения Журавлев, не имея специальных познаний, полагался на компетентность специалистов, проводивших первичный осмотр автомобиля. Он исходил из добросовестности их поведения и отсутствия в будущем негативных правовых последствий для себя как участника сделки.

По этой причине Верховный суд отменил определение апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение.

Стоит еще раз повторить, что такое решение Верховного суда идет, конечно, во благо автовладельцам, но это новый поворот в судебной практике. Поэтому надо ожидать всплеска исков от автовладельцев, которые также заключали мировые соглашения, а потом за свой счет оплачивали скрытые повреждения.

Напомним, что страховые компании в приоритете возмещают ущерб натуральным способом. То есть направляя пострадавший в аварии автомобиль на ремонт в сервис, с которой у компании заключен договор. Такой порядок удобен страховщику, потому что позволяет избежать судебных исков, в том числе от недобропорядочных юристов, приобретших право цессии у реального пострадавшего. Это выгодно автовладельцу, потому что в этом случае страховщик оплачивает ремонт без вычета износа.

И именно при натуральном возмещении ущерба невозможна ситуация, когда скрытые повреждения остаются незамеченными.

Однако у страховых компаний до сих пор остается право на выбор возмещения: либо ремонтом, либо деньгами. Не все страховщики имеют право направлять автомобиль на ремонт. Поэтому соглашения об урегулировании страховых случаев еще будут заключаться.

Какие скрытые дефекты автомобиля могут быть при ДТП

Не секрет, что полную стоимость ремонта автомобиля невозможно определить на глазок, так как внешние повреждения почти всегда чреваты сюрпризами. Например, одна из самых уязвимых частей кузова — передний бампер. За его пластиковой накладкой скрывается наполнитель, который играет роль демпфера, а также металлический усилитель и крепежные элементы. Все это стоит денег и в случае ДТП может быть повреждено так же, как и внешняя часть бампера. Но при поверхностном осмотре определить такую проблему не всегда удается.

К тому же под бампером могут прятаться и другие детали — например, различные электронные блоки или бачок омывателя, а на некоторых моделях с левой стороны установлен резонатор с воздуховодом, ведущем к воздушному фильтру. Таким образом, даже самая незначительная вмятина на пластике может вызвать необходимость замены дополнительных внутренних элементов.

Похожая ситуация случается при повреждении дверей, когда внутри страдают механизмы стеклоподъемника. К скрытым дефектам, которые определит специалист, можно отнести и нарушенную геометрию кузова, вызванную сильным ударом. Устраняется такая проблема только в автосервисах с помощью стапеля.

Определять скрытые дефекты экспертам помогает методическое руководство «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов», утвержденным Минюстом России. Согласно этому документу, «дефект, который не может быть выявлен при осмотре транспортного средства, для выявления которого необходима дополнительная проверка детали, узла или агрегата — называется скрытым».

Полицейский на месте аварии не должен определять наличие скрытых повреждений — это дело находится в компетенции экспертов. Поэтому после первичного осмотра пострадавшего авто представителем страховой компании, все дефекты должны фиксироваться в стенах автосервиса, где профессиональные мастера смогут провести демонтаж поврежденных деталей. При выявлении скрытых «сюрпризов» о дополнительном осмотре необходимо известить страховую компанию, независимых экспертов и при необходимости — виновника ДТП. В свою очередь, специалисты должны зафиксировать связь повреждений с произошедшей аварией и назначить выплату.

В обратном случае придется делать повторную экспертизу за свой счет и со всеми документами, подтверждающими стоимость восстановительного ремонта, обращаться с исковым заявлением в суд.

Инструкция: как оформлять скрытые повреждения после ДТП

Внимательность и соблюдение ПДД – базовые правила для всех водителей, однако даже самые опытные и аккуратные из них порой попадают в ДТП. Компания «АльфаСтрахование» провела исследование, и выяснила, что столичные водители попадают в аварию раз в 1,3 года, а в среднем по России — практически раз в два года. Статистику подтверждает и личный опыт — можно спросить любого автолюбителя в своём окружении, становился ли тот участником небольшого ДТП, и в большинстве случаев ответ будет положительным.

О том, как вести себя в случае ДТП, написано немало материалов: включаем «аварийку», выставляем знак, не меняем положения автомобиля, вызываем ДПС, связываемся со страховой. После того, как сотрудник ДПС зафиксировал все обстоятельства и повреждения, разъезжаемся. Сценарий простой, но, как всегда, есть нюанс.

” >

Инспектор видит не всё

Представим ситуацию: водитель медленно сдаёт назад, не замечает припаркованного автомобиля и легонько «притирает» его. При внешнем осмотре нет ни вмятин, ни царапин, проблему даже можно решить «на месте», водитель повреждённой машины просит небольшую сумму, и все разъезжаются. А когда он приезжает в следующий раз на ТО, в сервисе ему говорят, что передняя фара немного просела и деформировалась, хотя при внешнем осмотре этого не было заметно.

Или другая ситуация: один водитель ударил второго в задний бампер. Вызвали ДПС, сотрудник зафиксировал вмятины и царапины на бампере. А на сервисе сообщили, что повреждена геометрия кузова, а это совсем другой масштаб работы. Проблема скрытых повреждений в том, что их невозможно зафиксировать вне станции ТО. Соответственно, доказать, что они получены во время этого ДТП, а следовательно, получить за них выплату от страховой гораздо сложнее.

Как оформить скрытое повреждение

На станции ТО эксперт, осматривая автомобиль после ДТП, сверяется со справкой, заполненной сотрудником ДПС, в которой зафиксированы все повреждения. И если до 2012 года в справке о ДТП можно было сделать приписку «возможны скрытые повреждения», то с 1 апреля 2012 года этого делать нельзя.

Полицейские уверены, что наличие скрытых повреждений должны определять эксперты. Эта позиция вполне резонна – предположим, что водитель просит сотрудника ГИБДД прописать в справке о ДТП нарушение геометрии, которое и водитель, и полицейский при заполнении справки могут определить исключительно «на глаз». В этой ситуации сотрудник ДПС, принимающий решение, вносить или не вносить этот момент в справку, вынужден выступать подтверждающей или опровергающей инстанцией и выносить суждение на свой страх и риск. Этого и позволяет избежать привлечение эксперта.

Сам автовладелец может помочь процессу только на этапе заполнения справки: нужно внимательно следить, что пишет сотрудник ДПС, не упускать даже незначительных деталей и подробно описывать случившееся — тогда в ходе дальнейшей экспертизы будет проще определить характер повреждений.

Если (как в случае с ударом в бампер) независимый специалист выясняет, что повреждена ещё и геометрия кузова, ремонт приостанавливается, из страховой компании присылается другой независимый эксперт. Он должен определить, связано ли это повреждение с ДТП и должна ли страховая за него доплачивать (для этого представители СК могут провести трасологическую экспертизу).

Около 3 месяцев назад у нас в Insurance Team был очень похожий случай. Наш клиент не справился с управлением ТС (BMW), в результате чего пострадали следующие элементы автомобиля: левое и правое крыло, бампер, передние колеса. Фразы о скрытых дефектах в справке, разумеется, не было.

В результате ТС было разобрано, и со СТОА нашему партнеру были отправлены документы, в которых не были отражены некоторые (поврежденные) элементы рулевого механизма. После восстановления ТС мастера официального дилера провели диагностику – там отклонения и обнаружились.

Казалось бы, эксперт здесь – мастера СТОА официального дилера, которые должны были изначально обнаружить все повреждения. К сожалению, этого сделано не было – в итоге клиент оказался в ситуации, когда в результате некачественно выполненных услуг ему не могли вернуть автомобиль в «доаварийном» состоянии. Нам пришлось лично подключаться, изучать материалы и принимать компромиссное решение, посредством которого все недочеты были устранены: до этого момента слушать доводы клиента никто не хотел.

Как получить компенсацию

И всё же, при честном и дотошном подходе к оформлению ДТП получить компенсацию можно. Итак, что делать, если попали в ДТП и есть подозрения скрытые повреждения:

подробно и досконально вместе с инспектором заполняем справку; о ДТП

при выявлении скрытых повреждений на СТО извещаем о дополнительном осмотре страховую, независимых экспертов и виновника ДТП;

экспертиза выявит связь повреждений с ДТП и назначит выплату.

Если выявить скрытые повреждения сразу не удалось (как в случае с BMW, описанном выше), многое будет зависеть от слаженности действий страховщика и его отношения к клиенту. Если репутация для данной СК важна, и мнение клиента для нее играет значимую роль, то вести дальнейший диалог просто необходимо: это позволит решить вопрос в досудебном порядке и найти устраивающий всех компромисс. В противном случае дальше вопрос придется решать через суд.

Мы всегда на связи. Для того, чтобы получить дополнительную информацию и подобрать вариант страхования, выберите интересующую вас услугу:

Страховая компания отказала в дополнительном возмещении, так как осматривался уже отремонтированный автомобиль

Я в начале июля 2012 г. попал в ДТП. У меня заключен договор добровольного страхования автомобиля. Сразу после ДТП я сообщил в страховую компанию о наступлении страхового случая, и их представитель осмотрел автомобиль, составил акт. Автомобиль отправил на ремонт. В процессе ремонта поврежденного автомобиля мастером были выявлены скрытые дефекты после ДТП, которые нельзя было установить при первом осмотре. Я во второй раз вызвал представителя страховой компании для осмотра и составления акта на дополнительное возмещение. В дополнительной страховой выплате мне было отказано на том основании, что представление автомобиля на дополнительный осмотр было уже в отремонтированном виде, а не первоначально поврежденном виде. Могу ли я все-таки получить дополнительное страховое возмещение, так как на устранение скрытых дефектов сумма нужна даже большая, чем на ремонт после первоначального осмотра?

Ответы юристов ( 6 )

В соответствии со ст.12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков. В случае, если осмотр и (или) независимая экспертиза (оценка) представленных потерпевшим поврежденного имущества или его остатков не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, для выяснения указанных обстоятельств страховщик вправе осмотреть транспортное средство страхователя, при использовании которого потерпевшему был причинен вред, и (или) за свой счет вправе организовать и оплатить проведение независимой экспертизы в отношении этого транспортного средства. Страхователь обязан предоставить это транспортное средство по требованию страховщика.
Аналогичная ситуация складывается и при страховании транспортного средства по КАСКО. В данном случае действия страховой компании совершенно обоснованны, так как таким способом она подстраховывает себя от мошенничества.

В данном случае возможно опровержение вывода эксперта страховой компании путем самостоятельного заказа независимой экспертизы, однако стоит иметь в виду что, проведение вами экспертизы самостоятельно не исключает однозначного исключения из доказательств экспертного заключения представленного страховой компанией, равно как и не исключает назначения судебной экспертизы.
Расходы, которые вы понесли на проведение экспертизы будут возложены на страховую компанию в случае удовлетворения ваших требований.

Здравствуйте, для восстановления своего нарушенного права Вам необходимо организовать за свой счет независимую экспертизу в иной экспертной компании, не имеющей заинтересованности, а именно договорных отношений со страховой компанией, с соблюдением обязательного вызова представителя страховой компании.

Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусмотрено, что потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение независимой экспертизы.

ст. ст. 931, 936, 1064 ГК РФ, ст. ст. 12, 13, 14.1 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” на Вашей стороне. Удачи в суде.

В дополнительной страховой выплате мне было отказано, –

Вы вправе обжаловать отказ в суд, а он и примет решение. Шансы небольшие. но всё же есть. Удачи.

Ваш случай обычный. Все страховые ищут любой предлог, чтобы не заплатить меньше и выигрывают за счет тех людей, которые не обращаются в суд.

Вам нужно обратиться к любой конторе в Вашем городе, которая занимается взысканием со страховых. Как правило, у них есть свои оценщики. Либо наоборот, обратитесь к оценщику, и он точно подскажет Вам юриста, с которым сотрудничает. Данный оценщик (который и будет являться независимой экспертизой) гарантировано посчитает Вам ущерб на большую сумму, чем любая страховая компания. После этого на основании данной экспертизы Вы обратитесь в суд. В суде навряд ли страховая будет требовать третьей экспертизы, поскольку знает, что она все равно насчитает больше, чем эксперты страховой. А даже если третья экспертиза и будет произведена, то ее результаты будут средними между Вашим оценщиком и оценщиком страховой. Вы все равно останетесь в плюсе.

Так что смело заказывайте экспертизу и готовьтесь к суду. Сейчас есть юридические конторы, которые берут деньги только по результатам суда, поэтому Ваши издержки будут минимальны.

То , что автомобиль уже отремонтирован не имеет значения. Скрытые повреждения и можно определить только в ходе ремонта или экспертизы, а представитель страховой осматривал машину поверхностно.

Суды по всей России завалены исками по ДТП и, как правило, если речь идет не о мошенничестве, то автовладельцы выигрывают у страховых.

Здравствуйте! Приятно видеть солидарность в юридической среде в желании помочь потерпевшему от действий страховой компании, но как говорит Леонтьев, “Однако. ” Давайте вместе разберемся с ситуацией.Во-первых, правила ОСАГО к ситуации неприменимы, у вас заключен договор КАСКО, соответственно регулируются отношения ст.929 ГК РФ. В соответствии с условиями договора КАСКО ваше ТС застраховано на условиях выплаты страхового возмещения либо по стоимости восстановительного ремонта (если год выпуска ТС не старше 5-6 лет), либо по стоимости экспертизы, с учетом износа заменяемых деталей.Ваши обязанности по договору:оплатить страховой взнос(премию), в случае наступления события, имеющего признаки страхового случая, сообщить в страховую компанию, предоставить ТС на осмотр страховщику.Ваши права: получить страховую выплату в размере либо стоимости восстановительного ремонта, либо стоимости восстановительного ремонта минус износ заменяемых деталей (экспертиза). Если Вы начали ремонт после осмотра ТС страховщиком – значит факт страхового случая страховщик не отрицает, это главное.Теперь по поводу размера ущерба.На страхователе лежит обязанность не только доказать наступление страхового случая, но и размер ущерба. В вашем случае Вы сделали все, что требуется-уведомили страховщика о наличии скрытых дефектов, осталось эти требования надлежащим образом зафиксировать – надеюсь что организация, которая производила дефектовку вашего авто отразила эти скрытые дефекты в дефектовочной ведомости. Мне непонятно как вы могли предоставить на осмотр отремонтированное ТС при наличии скрытых дефектов.В любом случае размер Ваших требований к страховой компании должен быть документально оформлен либо ремонтной ведомостью, либо экспертным заключением по результатам дефектовки. У Вашей страховой компании нет никаких шансов выплатить вам меньше, чем необходимо для восстановления вашего авто, если только расходы на восстановление не превышают страховой суммы.Готов помочь подготовить претензию при наличии соответствующих документов, если конечно Вы не пытаетесь “провести” страховщика.

Источники:
http://tonkostiosago.ru/obrashchenie-za-vozmeshcheniem/kak-zafiksirovat-skrytye-povrezhdeniya-avtomobilya-posle-dtp-v-akte-i
http://insur-portal.ru/dtp/defektovka-avto-posle-dtp
http://rg.ru/2019/04/15/strahovshchik-zaplatit-za-skrytye-povrezhdeniia-avtomobilia-pri-dtp.html
http://www.avtovzglyad.ru/sovety/ekspluataciya/2018-01-10-kakie-skrytye-defekty-avtomobilja-mogut-byt-pri-dtp/
http://www.ins-team.ru/news/howto
http://m.pravoved.ru/question/15283/
http://dtp-avtostrahovanie.ru/avtotekhnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию