Характеристика надзорного производства

Когда инициатор надзорного производства в современном арбитражном процессе выступил, а также взяли слово те люди, которые присутствовали на заседании или являлись участниками дела, Президиум принимает решение после того, как проведет закрытое совещание.

Надзорное производство

НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — это стадия уголовного процесса, в которой суд рассматривает уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Стадия надзорного производства — это исключительная (факультативная) стадия уголовного процесса. Основная цель данной стадии заключается в том, что она обеспечивает правильное применение закона, исправляя ошибки, связанные с необоснованными и незаконными судебными решениями. Тем самым предотвращает нарушение прав и свобод человека и гражданина, восстанавливает справедливость и выполняет основные задачи уголовного судопроизводства.

Самой главной целью данной стадии является исправление приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Данная стадия реализует право подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, его представителя, а также прокурора ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда.

Рассмотрение дел в порядке надзора является гарантией охраны прав и интересов граждан, поскольку позволяет проверить законность и обоснованность уже вступивших в законную силу судебных решений и исправить допущенные ошибки.

При надзорном производстве действует правило о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора, которое заключается в том, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются.

Сущность надзорного производства заключается в том, что уполномоченные на то органы могут проверить приговор на состояние законности и обоснованности, но при наличии оснований для этого. Основанием для проверки законности и обоснованности судебного решения в надзорном порядке является только надзорное представление и надзорная жалоба, т. е., если свое право реализует подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, то ходатайства данных участников именуются надзорными жалобами, ходатайство прокурора именуется надзорным представлением.

Поводами для возбуждения надзорного производства могут быть любые сведения, из которых становится известно о незаконности или необоснованности приговора. При этом опротестование в порядке судебного надзора не ограничено никакими сроками, в отличие от кассационной и апелляционной инстанции.

В порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных надзорных инстанциях, а в кассационном порядке дело может быть рассмотрено только один раз в одной судебной инстанции.

В порядке надзора могут быть пересмотрены приговоры, определения и постановления суда первой инстанции, постановления, вынесенные судьей при назначении судебного заседания, кассационные определения, постановления, вынесенные в стадии исполнения приговора, постановления нижестоящих надзорных инстанций.

Данная стадия включает следующие этапы:

1) рассмотрение жалоб, заявлений, ходатайств и представлений об опротестовании приговора или иного судебного акта;

2) истребование и изучение уголовного дела с целью решить вопрос об опротестовании судебного акта или об отказе в этом;

3) принесение протеста;

4) рассмотрение дела по протесту в суде надзорной инстанции;

READ
Когда вступает в силу решение суда по гражданскому делу

5) принятие решетя.

Надзорное производство сходно с кассационным. У данных стадий судебного производства общие задачи, цели, основания для отмены или изменения приговора, ряд общих правил проверки законности и обоснованности приговоров.

У кассационного производства предметом проверки является судебное решение, не вступившее в законную силу, а у надзорного предмет проверки — судебное решение, вступившее в законную силу. В кассационной инстанции соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в надзорной судебное решение может быть пересмотрено неоднократно. Кассационная жалоба и кассационный протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, а надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных лиц или судебных или прокурорских органов.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 302.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).
  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции ( Президиум ВС РФ – ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора – судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат .

§ 1 Общая характеристика производства в суде надзорной инстанции

Производство в суде надзорной инстанции – это исключительная стадия уголовного процесса, в ходе которой уполномоченный судебный орган (суд надзорной инстанции) проверяет в надзорном порядке законность, обоснованность и справедливость приговоров или иных судебных решений, которые вступили в законную силу.

Существование такой исключительной стадии обусловлено в первую очередь тем, что решение задач уголовного судопроизводства может быть достигнуто путем вынесения только в действительности законного, обоснованного и справедливого судебного решения. Поэтому факт вступления в силу и обращения к исполнению приговоров (иных решений) судов первой или даже второй инстанции не должен препятствовать дальнейшему пересмотру уголовных дел вышестоящими судами.

Как отмечается в целом ряде решений Конституционного Суда, возможность пересмотра определений и постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора предусмотрена в качестве дополнительного способа исправления судебной ошибки и обеспечения законности судебных решений (см., например, постановление от 17 июля 2002 г. № 13-П и определение от 8 ноября 2005 г. № 403-О).

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством пересмотру в порядке надзора подлежит практически любое решение, вынесенное как судом первой, так и второй инстанции. Исключение составляют те же самые решения, которые не подлежат обжалованию в суде второй инстанции согласно части 2 ст. 355 УПК РФ. Законодатель прямо не предусматривает существование подобных исключений. Однако их существование вытекает из смысла процессуального закона и подтверждается разъяснениями, сделанными по этому поводу Пленумом ВС РФ.

READ
Договор безвозмездного пользования автомобилем

Так, Пленум отметил, что определения и постановления, предусмотренные частью 5 ст. 355 УПК РФ, за исключением определений и постановлений о наложении денежного взыскания, обжалованию в порядке надзора не подлежат. Законность и обоснованность указанных судебных решений может быть проверена одновременно с проверкой законности и обоснованности итогового решения по делу (постановление от 11 января 2007 г. № 1).

Производство в суде надзорной инстанции – это одна из установленных законом форм проверки судебных решений, вступивших в законную силу. Его сущность заключается в рассмотрении судом надзорной инстанции определенного правового спора, возникающего между судом, вынесшим вступившее в законную силу решение, и кем-либо из участников уголовного судопроизводства, несогласных с таким решением (полностью либо в какой-то части). Данная стадия также как производство в суде второй инстанции носит факультативный характер и зависит исключительно от волеизъявления кого-либо из заинтересованных в исходе уголовного дела лиц.

При этом необходимо обратить внимание, что орган, осуществляющий функцию разрешения уголовного дела, не вправе по собственному усмотрению инициировать возбуждение надзорного производства. Этот запрет в частности, распространяется и на случаи несогласия суда первой инстанции с решением, вынесенным во второй инстанции по поводу рассмотренного им уголовного дела.

Конституционный Суд отметил по данному поводу, что наделение суда в ходе производства по уголовному делу полномочиями по обжалованию решений, принятых другими, в том числе вышестоящими, судами, фактически вступало бы в противоречие с осуществлением судом функций правосудия на основе состязательности и равноправия сторон и приводило бы к нарушению Конституции России (см. определение от 5 ноября 2004 г. № 380-О).

Целью надзорного производства является разрешение по существу поступивших надзорных жалоб или представлений, а задачами – проверка законности, обоснованности и справедливости вступившего в законную силу приговора (иного решения); выявление допущенных нижестоящими судами нарушений и ошибок, принятие мер по их устранению. Указанные цель и задачи этой стадии уголовного процесса обусловливают и ее содержание.

Содержанием надзорного производства является деятельность уполномоченных судов по рассмотрению и разрешению надзорных жалоб и представлений, которая направлена на перепроверку законности, обоснованности и справедливости вступивших в силу приговоров (иных решений), вынесенных нижестоящими судами.

Производство в суде надзорной инстанции начинается с момента подачи правомочным субъектом жалобы или представления на приговор или иное решение, вступившее в законную силу. Окончание данной стадии уголовного процесса, в свою очередь, обусловлено вынесением соответствующим судебным органом установленного законом решения (постановления или определения) по существу этих жалобы или представления.

Участниками надзорного производства являются:

а) суд, который как и на всех остальных стадиях выполняет уголовно-процессуальную функцию разрешения уголовного дела. При этом рассмотрение жалоб и представлений в порядке надзора всегда осуществляется коллегиальным составом суда, состоящим не менее чем из трех федеральных судей общей юрисдикции (ч. 4 ст. 30 УПК РФ);

б) участники со стороны обвинения, а именно прокурор, потерпевший, его представитель и т. д.;

в) участники со стороны защиты, а именно подозреваемый, обвиняемый (в том числе подсудимый, осужденный и оправданный), защитник, законные представители и т. д.;

г) иные лица, чьи интересы затрагивают надзорные жалобы или представления.

READ
Планирование закупок по 44-ФЗ

Поводы и основание для возбуждения производства в суде надзорной инстанции

Поводы для возбуждения производства в суде надзорной инстанции – это установленные уголовно-процессуальным законодательством юридические факты, связанные с получением судами надзорной инстанции информации относительно несогласия определенных участников уголовного судопроизводства с приговорами (иными решениями), вступившими в законную силу.

Уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие поводы для возбуждения надзорного производства.

1. Надзорное представление . Такой повод представляет собой запечатленный в письменной форме акт реагирования прокурора на не удовлетворяющее, по его мнению, интересы государства вступившее в законную силу судебное решение [122] .

2. Надзорная жалоба – это письменное обращение в суд надзорной инстанции заинтересованного в исходе дела участника уголовного судопроизводства, содержащее просьбу о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения, которое не удовлетворяет его собственные либо представляемые (защищаемые) им интересы. В соответствии с частью 1 ст. 402 УПК РФ правом направления в вышестоящий суд надзорной жалобы обладают:

– подозреваемые и обвиняемые (в том числе подсудимые, осужденные и оправданные);

– защитники и законные представители;

– потерпевшие и их представители.

Кроме участников, прямо указанных в части 1 ст. 402 УПК РФ, правом надзорного обжалования по смыслу закона обладают и другие лица, интересы которых затрагиваются во вступившем в законную силу судебном решении.

Как разъясняет Пленум ВС РФ, вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть обжалованы: подозреваемым, обвиняемым, осужденным, оправданным, лицом, уголовное дело в отношении которого прекращено, их защитниками, представителями или законными представителями, потерпевшим, его законным представителем или представителем, гражданским истцом и гражданским ответчиком, их представителями (в части, касающейся гражданского иска), прокурором, частным обвинителем, а также иными лицами в той части, в которой судебное решение затрагивает их интересы (см. постановление от 11 января 2007 г. № 1).

На возможность принесения надзорных жалоб лицами, не указанными в части 1 ст. 402 УПК РФ, в том числе не имеющими установленного УПК РФ процессуального статуса, в том случае, если вступившее в законную силу судебное решение затрагивает их права или законные интересы, неоднократно указывал и Конституционный Суд (см. определения от 5 ноября 2004 г. № 350-О, от 21 декабря 2004 г. № 465-О, от 1 ноября 2007 г. № 949-О-П).

Основанием для возбуждения надзорного производства можно считать наличие достаточных сведений, свидетельствующих о незаконности, необоснованности или несправедливости вступившего в законную силу судебного решения и обусловливающих пересмотреть данное решение в порядке надзора.

В отличие от производства в суде второй инстанции, где основания просто вытекают из соответствующего повода и по сути являются свободным волеизъявлением заинтересованных лиц, основания для возбуждения надзорного производства устанавливаются самим судом (одним из судей – членов надзорного состава суда) в ходе определенной досудебной проверки, проводимой в порядке ст. 406 УПК РФ.

В связи с этим надзорная жалоба или представления вполне могут быть отклонены, а в возбуждении надзорного производства – отказано. И именно поэтому законодатель в части 2 ст. 402 УПК РФ отождествляет поводы для возбуждения надзорного производства с уголовно-процессуальными ходатайствами.

Пределы прав суда надзорной инстанции

1. В отличие от апелляционного или кассационного производства при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорной жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме (ч. 1 ст. 410 УПК РФ). В том числе если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а надзорная жалоба (представление) принесена только одним из них (в отношении некоторых из них), то суд вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных. Исключение из указанного правила составляет только запрет на отмену судебного решения в отношении осужденных или оправданных, которых надзорная жалоба или представление не касается, если этим ухудшается их положение.

READ
Как россиянам получить визу в Эстонию

2. При рассмотрении жалобы потерпевшего (его представителя) или представления прокурора в надзорной инстанции возможен «поворот уголовного дела к худшему» . Иными словами, суды надзорной инстанции вправе пересматривать приговоры и иные судебные решения в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного или оправданного.

При рассмотрении данного положения уголовного судопроизводства необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Так, законодатель не только не предусмотрел для надзорного производства возможность «поворота уголовного дела к худшему», но установил на это прямой запрет (ст. 405 УПК РФ).

Однако вследствие проверки указанного процессуального положения Конституционный Суд признал указанную уголовно-процессуальную норму в той части, в которой она ранее полностью исключала возможность «поворота к худшему» при рассмотрении уголовных дел в порядке надзора, не соответствующей Конституции России.

Так, в резолютивной части постановления Конституционного Суда от 11 мая 2005 г. № 5-П отмечено: статья 405 УПК РФ в той мере, в какой она в системе действующего уголовно-процессуального регулирования пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, не допуская поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора по жалобе потерпевшего (его представителя) или по представлению прокурора, не позволяет тем самым устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции России.

Следовательно, исходя из приведенной правовой позиции Конституционного Суда, пересмотр вступившего в силу судебного решения в сторону, ухудшающую положение лица, возможен лишь по основаниям его незаконности, установленным статьями 381, 382 УПК РФ. Более того, он допустим лишь в течение года после вступления судебного решения в законную силу [123] .

Во всех остальных случаях «поворот к худшему» в порядке надзора невозможен . В частности, недопустимым является пересмотр судебного решения по причине необоснованности, т. е. несоответствия выводов, изложенных в судебном решении первой или второй инстанции, фактическим обстоятельствам уголовного дела. И соответственно ни прокурор, не потерпевший, ни какой-либо другой заинтересованный субъект не вправе ставить перед судом надзорной инстанции вопрос о пересмотре приговора со ссылкой на необоснованность.

3. Устанавливая пределы прав суда надзорной инстанции, законодатель ограничивает его в возможности принятия решений, находящихся в ведении нижестоящих судов. А именно в соответствии с частью 7 ст. 410 УПК РФ, рассматривая уголовное дело в порядке надзора, суд не вправе: а) устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; б) предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; в) принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания; г) отменяя определение суда кассационной инстанции, предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

READ
Статьи раздела Гражданско-правовая ответственность

Функции надзорного производства в гражданском процессе

Основной задачей гражданского судопроизводства законодатель называет своевременное и правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел. К дополнительным задачам относятся: предупреждение правонарушений, укрепление правопорядка и законности, формирование уважительного отношения к суду и закону. Решение задач гражданского судопроизводства осуществляется благодаря реализации функций гражданского судопроизводства.

Функция гражданского судопроизводства — это деятельность суда и субъектов судебного процесса, которая обусловлена объективно значимыми целями и задачами гражданского судопроизводства. Их разрешение урегулировано нормами гражданского процессуального права. Надзорное производство — это компонент одной из процессуальных функций гражданского судопроизводства (функции пересмотра постановлений, определений, решений).

Функции надзорного производства:

  • проверочная — проверка правильности вынесения судебных постановлений, решений, вступивших в законную силу, на предмет отсутствия нарушений законных интересов, прав и свобод человека, публичных интересов, норм права и т.д.;
  • регулятивная — разрешение гражданского дела (правового спора), который является предметом проверяемого судебного постановления; Президиум ВС имеет право изменить или отменить постановления суда первой инстанции, кассационного и апелляционного судов, принять новое постановление, не передавая при этом дело на новое рассмотрение;
  • защитная — защита оспариваемых или нарушенных законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, субъектов трудовых, гражданских и иных правоотношений;
  • контрольная — осуществление прямого контроля со стороны Верховного Суда за деятельностью судов при разрешении гражданских дел; опосредованный или косвенный контроль над поддержанием единообразия в применении и толковании норм права судьями;
  • правообразующая — вынесение постановления Президиума ВС в надзорном производстве и вступление его в законную силу, возможность пересмотра постановлений и решений суда.

Выделение в гражданском процессе функций надзорного производства, правильное толкование содержания каждой его функции, позволяет детально рассматривать вопрос о сущности и роли надзорного производства в достижении целей и задач гражданского судопроизводства и правосудия.

Уголовно-процессуальное право

Надзорное производство — еще одна стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд в случае поступления надзорных жалобы или представления проверяет законность приговора, определения и постановления суда. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован главой 48.1 УПК РФ, именуемой «Производство в суде надзорной инстанции».

Производство в суде надзорной инстанции имеет ряд общих черт с другими стадиями уголовного процесса, где проводится проверка судебных решений. Речь идет о стадиях апелляционного и кассационного производства.

Прежде всего, их объединяют общие задачи:

  1. проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  2. в случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

Отличительной особенностью этих двух стадий является то, что предметом их проверки является только вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда (ст. 401.1; ч. 1 и 2 ст. 412.1 УПК РФ).

READ
Покупка квартиры в долях: пошаговая инструкция 2022

Правом обращения в суд надзорной, как и в суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2; ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

В этих стадиях одинаково не допускается «поворот к худшему» при пересмотре судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в прядке надзора:

  1. судебные решения судов областного уровня, вынесенные ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  2. определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном или кассационном порядке;
  3. иные постановления Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. К содержанию и форме надзорных жалоб, представлению предъявляются жесткие требования, которые сформулированы ст. 412.-412.4 УПК РФ.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление вправе подписать только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 дней со дня их поступления в Верховный Суд РФ возвращаются без рассмотрения по существу.

Процедура рассмотрения надзорных жалоб, представления, как и в стадии кассационного производства, осуществляется по одним и тем же правилам.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления дня рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель может отменить представление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд. Если же он при этом истребован ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

READ
Как вернуть деньги за невозвратный авиабилет аэрофлот

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.10 УПК РФ) должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум вправе (ст. 412.11 УПК РФ):

  1. оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить приговор и все другие состоявшиеся судебные решения и дело прекратить;
  3. отменить приговор и все последующие решения и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  4. изменить приговор, определение, постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ установлены в ст. 412.12 УПК РФ.

Президиум при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалоб, представления. Однако в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России. Поэтому его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК РФ установлено, что Президиум, отменяя обжалуемое судебное решение, не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ таковыми являются только существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Применить решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК РФ (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся ограничения пределов прав Президиума Верховного Суда РФ. Согласно этому предписанию, поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается , за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ. Согласно этой статье, такой поворот к худшему возможен в течение года со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу, если в ходе ранее состоявшегося судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела и законность судебного решения как акта правосудия.

READ
Как получить шенгенскую визу в 2022 году

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ). Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, что по уголовному делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному делу.

Советы юриста

После вступления в законную силу приговор может быть отменён:

  • в кассации;
  • в надзорном порядке;
  • при установлении новых обстоятельств.

Чтобы не дошло до обращения в ЕСПЧ, высший судебный орган государства проводит проверку решений подконтрольных инстанций. Ситуаций, когда действительно требуется вмешательство, не так уж много.

За пределами своего государства у граждан России есть конвенционное право обращения в Страсбургский суд (ЕСПЧ), в полномочия которого входит:

Юрист

  1. Признавать факт нарушения прав человека.
  2. Присуждать компенсацию жертвам.
  3. Давать заключения, носящие консультативный характер с предписанием государству об устранении несоблюдения прав человека с изложением необходимых мер.

Например, по данным статистики, полученным отВерховного Суда РФ, был опубликован обзор, включающий все жалобы, преодолевшие первоначальный фильтр в течение календарного года иитоги рассмотрения. Согласно данной информации, было рассмотрено всего 161 уголовное дело в отношении 181 осуждённого (когда в рамках одного производства выносился общий акт для соучастников).

Из этого числа контрольный орган:

  • отменил 7 приговоров и постановлений;
  • изменил 27 обвинительных приговоров.

Как видно из представленных цифр, процент обращений крайне низок. Это можно объяснить тем, что первоначальная проверка фильтрует жалобы на предмет аргументации, нарушение закона необходимо подтвердить, и оно обязательно должно быть существенным. Написать просто о несогласии с постановленным приговором недостаточно, в целях экономии времени высококвалифицированных судей, подобные обращения отсеиваются на стадии принятия.

Вывод можно сделать следующий: либо это третья ступень проверки и два предыдущих этапа – апелляционный и кассационный лишь в редких ситуациях не справляются с выявлением несоблюдения закона, либо в силу юридической неграмотности не все обращения доходят до адресата, даже при наличии веских оснований.

Этапы производства по надзору

Предмет апелляционного рассмотрения надзорной жалобы – это судебная проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения.

Объектом надзорного пересмотра считаются вступившие в законную силу приговоры, определения и иные судебные акты. При рассмотрении производств в порядке надзора президиум Верховного суда РФ четко соблюдает стадии проведения подобных судебных заседаний. Лицам, участвующим в деле, отправляются копии определения о передачи надзорной жалобы для рассмотрения. Граждане извещаются о дате, времени и месте проведения заседания суда.

Неявка лиц, заинтересованных в рассмотрении дела, не является препятствием для рассмотрения производства в порядке надзора.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы в ВС РФ ограничиваются двумя месяцами, если не было истребовано дело. В случае необходимости получения производства, срок увеличивается. Он может составлять не более трех месяцев.

В судебном заседании могут присутствовать лица, которые участвуют в деле, их представители и иные граждане, интересы которых непосредственно затронуты в обжалуемом судебном постановлении. Порядок проведения судебного заседания при рассмотрении надзорной жалобы включает следующие этапы:

  1. Изложение обстоятельств дела судьей-докладчиком, включая доклад о содержании судебных постановлений, доводы надзорной жалобы.
  2. Получение объяснений по делу от лиц, участвующих в рассмотрении надзорной жалобы. Первым право выступить имеет гражданин, подавший жалобу.
  3. Принятие судом постановления по результатам рассмотрения надзорной жалобы.
READ
Как обратиться в РСА с жалобой на страховую компанию

Прения сторон в судебном заседании не предусмотрены. Все вопросы решаются посредством голосования. Равное количество голосов означает отклонение надзорной жалобы.

Президиум ВС РФ вправе:

  • не изменять постановление предыдущей судебной инстанции;
  • отменить решение суда первой, кассационной, апелляционной инстанций частично или полностью и вновь отправить дело на рассмотрение, прекратить производство по делу;
  • оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • отменить или изменить постановление предыдущей судебной инстанции, принять новое решение, не передавая дело на рассмотрение;
  • при наличии оснований оставить надзорную жалобу без рассмотрения.

Сущность и значение надзорного производства

Сущность и значение надзорного производства

Производство в надзорной инстанции играет важную роль в уголовном процессе. Согласно гл. 48, 1 УПК РФ, надзор является отдельной стадией уголовного судебного производства, где пересматривают действующие и новые акты, вступившие в законную силу, на предмет законности.

Подтверждением надзорной инстанции служат:

  • участники судебного процесса;
  • участники имеют процессуальный статус;
  • установленные сроки;
  • принятие постановления в документальном виде.

Роль надзора в судопроизводстве:

  • предназначается для проверки соблюдения законов, постановлений стоящих ниже органов и оценки обоснованности приговоров, вступивших в силу;
  • кроме обжалуемого постановления или приговора, контролю подвергаются все акты, созданные в ходе кассационного и апелляционного пересмотра;
  • факт подачи протеста не гарантирует пересмотр дела;
  • протест имеет право подавать должностное лицо, согласно нормам УПК.

Сущность и значение надзорного производства

Пересмотр дела возможен только:

  • если жалоба подается ради улучшения положения осужденного лица;
  • после вынесения предварительного решения о допуске на усмотрение судьи.

Уголовный процесс не часто доходит до этапа «Надзор». Слушание дела на данной стадии не является обязательным. Это случается только в том случае, если осужденный считает, что не смог в очередной раз добиться правды.

Перед надзорным производством законодатель установил главные задачи:

  1. Выявление нарушений действующих законодательных актов нижестоящими судебными инстанциями.
  2. Устранение проблем в виду отсутствия официальных разъяснений к применениям правовых норм.
  3. Выявление и исправление ошибок и допущенных нарушений (преднамеренных или непреднамеренных) путем возврата дела нижестоящему органу или изменения приговора.

Надзорное производство служит:

  • для общей характеристики апелляционного производства с гарантией конституционных прав, то есть, осужденный имеет право использовать для своей защиты все доступные средства;
  • препятствием для вынесения несправедливых вердиктов судами при несоблюдении норм;
  • средством повышения законности в работе судов путем использования разъяснительных методов надзорных инстанций.

Надзорное производство в прокуратуре выгодно не только осужденному и стороне защиты. В порядке надзора пересмотр уголовного дела нужен самим судьям. Надзорная инстанция выступает здесь в качестве органа самопроверки.

Сходства надзора с другими этапами пересмотра дела:

Результатом работы всех этапов может стать отмена выносимых актов из-за признания их неправомерными.

Отличия между надзором и апелляцией:

  1. Направляемые на пересмотр различные виды судебных актов.
  2. Процессуальные сроки, урегулирование решений (сроки для надзора не регламентированы законом, а в апелляции сроки указаны в УПК РФ).
  3. Субъективный состав (в апелляционном органе нет такого понятия, как заявитель).
  4. Процедура пересмотра.

В надзорном производстве доказательства не подвергается сомнению, в то же время апелляция может повторно рассматривать дела с новым исследованием доказательной базы.

Различия между надзором и кассационным порядком:

READ
Статьи раздела Гражданско-правовая ответственность

Цель надзорного производства

Эта стадия применяется с целью:

  • исправить вступившие в силу ошибочные приговоры;
  • реализовать право лиц обвиняемых, потерпевших либо подозреваемых, адвокатов или прокуроров на претензию с целью пересмотра приговора, либо судебного постановления или определения.

Заключение

Судебное заседание

Конечно, в нашей стране судебная система несовершенна. Но это не значит, что обращаться к ней за помощью не нужно. Просто нужно знать некоторые нюансы, которые очень важны в надзорном производстве. Одним из таких нюансов является уверенность в собственной правоте и соответствие документа основаниям для пересмотра. Ведь если судейская коллегия не найдет этих самых оснований, то вам будет отказано в удовлетворении жалобы на пересмотр дела. Плохо то, что подобные отказы не подлежат обжалованию, а значит, придется довольствоваться тем решением, которое есть сейчас.

Нельзя и повторно направить судебное решение на надзорную проверку, так как это тоже запрещено законом. Поэтому мы и говорим об уверенности в своей правоте, ведь шанс всего один.

А чтобы не сталкиваться с нашей судебной системой, лучше всего не нарушать закон. Одно нарушение ведет за собой другое, и вот вы уже не можете остановиться. Вряд ли вам оно надо, поэтому тщательно обходите черту. Ну а если вы являетесь потерпевшим, то боритесь за свои права во что бы то ни стало. Иначе, не проявив должной твердости, вы не защитите свои интересы и права.

Мы вам рассказали все о надзорном производстве в арбитражном процессе, надеемся, что эта информация вам поможет.

  • по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
  • по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
  • процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
  • процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
  • уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.

Структура

Структура судебно-надзорного производства в арбитражном процессе имеет свои особенности. Сначала человек должен получить судебное решение, которое его не устроило. Потом, в течение двух месяцев с момента вступления этого решения в силу, ему необходимо написать надзорную жалобу. В ней указывают реквизиты, адрес инстанции, которая занимается пересматриванием судебного решения. В этом месте стоит вспомнить о том, что действия должны быть последовательны. Что это значит? Судебное решение, например, выданное районным судом, нельзя сразу отправить на рассмотрения Верховным судом. Сначала нужно обратиться к Президиуму регионального значения и только в случае неудовлетворения решением идти дальше. Это работает на руку заявителю, так как если он обратится напрямую в Высший суд, то в случае отклонения жалобы больше обращаться будет некуда. Важно помнить, что обжалованию подлежит что-то одно — или судебное решение, или определение.

После того как заявитель подал жалобу, ее рассматривает судейская коллегия на предмет соответствия основаниям для пересмотра дела. Если основания присутствуют, то дело передается в Президиум Верховного суда.

Ссылка на основную публикацию