Права иностранных граждан в РФ

Лица, представляющие первую категорию, не могут подать заявку на получение вида на жительство или на получение гражданства.

Реализация прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранец – лицо, обладающее гражданством определенного государства, но не являющееся гражданином государства пребывания. В силу этого он одновременно подчиняется законодательству собственной страны и государства, он пребывает. Иностранцы обязаны соблюдать законы страны пребывания, с уважением относится к обычаям и традициям ее народа. В свою очередь государства должны публиковать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев, а также обеспечить любому иностранцу, находящемуся на его территории, свободу связаться с консульским или дипломатическим представительством страны гражданской принадлежности (статья 4.3.10. Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой 13 декабря 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН) (27. C .45).

Положение иностранцев на территории страны пребывания определяется по-разному. Им может предоставляться национальный режим, т.е. равный статус, за исключением прав и свобод, закрепленных за гражданами страны законами или договорами. Подобный режим предусмотрен в Конституции Российской Федерации.

Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносят правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства со статусом собственных граждан. Практическая значимость изложенного состоит в том, что при предоставлении национального режима иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане страны пребывания. Отмеченная черта имеет важное значение для правильного уяснения сущности национального режима.

В законодательстве многих стран устанавливается режим наибольшего благоприятствования – предоставление максимального объема прав и свобод представителям определенных государств, как правило, речь идет об этнически или культурно близких странах.

На территории Российской Федерации режим наибольшего благоприятствования предоставляется гражданам Республики Беларусь. В рамках сообщества Беларуси и России приняты специальные акты о равных правах в сфере образования, всесторонней медицинской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-правовых гарантий. Гражданам Беларуси и России также было предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения на территории этих государств.

Кроме того, в законодательстве различных стран вводится специальный режим, предполагающий предоставление отдельных прав для определенных групп иностранцев в соответствии с законодательством или международным договором.

В Российской Федерации в соответствии с двусторонними договорами данный режим распространяется на граждан Туркменистана и Казахстана, постоянно проживающих на территории России. На постоянных граждан из числа жителей Казахстана не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, вводимые для иностранных граждан. Для граждан Туркменистана данный подход действует только в отношении условий и порядка въезда, пребывания, выдворения и выезда. Постоянные жители имеют право участвовать в приватизации наряду с гражданами России. Согласно Договору с Туркменистаном постоянные жители проходят воинскую или альтернативную службу в стране проживания.

Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

READ
Новосибирск дти заказное письмо что это

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

  • постоянно проживающих в Российской Федерации;
  • временно проживающих в Российской Федерации;
  • являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  • являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
  • являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
  • обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул и некоторые другие категории иностранных граждан.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. иностранный гражданин не имеет права:

  • находиться на государственной или муниципальной службе;
  • замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  • быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  • заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Данные ограничения трудовой деятельности иностранных граждан связаны прежде всего с обеспечением государственной безопасности, особыми экономическими интересами страны, обеспечением суверенных прав государства на природные ресурсы и т.п.

Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами России, если иное не предусмотрено законом или договором. По Закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. условия пенсионного обеспечения иностранных граждан, работающих на предприятиях и в организациях с иностранными инвестициями, согласовываются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них. Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятия и организации с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран, их постоянного жительства в валюте и на условиях этих стран.

Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ.

Однако, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (ст. 12 ФЗ от 25 июля 2002 г.).

READ
Оплата услуг электроэнергии тарифы

Иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся на территории нашей страны, имеют право, как и граждане РФ, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. Такое право, в частности, закреплено в ст. 1 Закона г. Москвы «Об обращениях граждан» от 18 июня 1997 г.

Наравне с гражданами РФ иностранцам гарантируется свобода совести, неприкосновенности личности и жилища.

Важные гарантии в области индивидуальной свободы относятся к религиозной сфере. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г. иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами России (ч. 2 ст. 3).

Иностранные граждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пользование жилым помещением, право собственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование достижениями культуры.

Они могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам.

Во-первых, иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать в общественные объединения, уже созданные российскими гражданами. Во-вторых, возможно создание иностранными гражданами собственных общественных объединений. В-третьих, в российской Федерации могут осуществлять свою деятельность иностранные и международные общественные объединения. Для этого они организуют здесь свои отделения, секции и т.п. Однако требуется также соблюдение разрешительного регистрационного порядка для размещения и работы таких филиалов.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан следующим образом определяют права иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья:

  • иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ;
  • лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, и беженцы пользуются правом на охрану здоровью наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
  • порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Министерством здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе РФ.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

При соблюдении установленных Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее. Статьи 26-28 определяют основания, по которым въезд и выезд могут быть не разрешены.

Перечисленные выше права принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают как собственные граждане, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

То же самое можно сказать и об обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства. Их следует разделить на две основные группы. К первой следует отнести те обязанности, которые в силу предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства национального режима полностью совпадают с обязанностями граждан России. В частности, всем полагается платить законно установленные налоги и сборы, каждый обязан заботиться о сохранении культурного достояния России, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, даже если он – иностранный гражданин или лицо без гражданства. Вторую группу составляют те обязанности, соблюдение которых возложено исключительно на иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права.

READ
Уточненный расчет по страховым взносам

Так, в соответствии с законом от 15 августа 1996 г., иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым РФ в этом качестве. Лица без гражданства могут въезжать в РФ и выезжать из нее при наличии российской визы по документам, выданным соответствующими органами их проживания, удостоверяющим их личность.

В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Изложенные выше положения в отношении реализации прав и свобод иностранных граждан в РФ, распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства.

Правовой статус иностранцев на территории РФ

Декларация служит руководством для государств, разрабатывающих и осуществляющих законы, направленные на защиту достоинств и свободы каждого отдельного человека. Существуют определенные неотъемлемые права для всех людей, независимо от гражданства или национальности, изложенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Ключевую роль в оказании помощи и защиты не граждан во всем мире играют такие организации, как комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации.

Что предусматривает легальный статус

В основополагающем государственном законе РФ строго обозначены и права и обязанности иностранных граждан.

Легальный статус предусматривает:

  1. Равное положение перед законом независимо от любых социальных, национальных, религиозных, профессиональных, экономических и тому подобных факторов.
  2. РФ вправе устанавливать определенные ограничение или дополнительные требования к гражданам из стран с аналогичными ограничениями и требованиями.
  3. Права и интересы россиян не должны ущемляться в угоду интересам и правам иностранцев, что проясняется соответствующим законом.
  4. Соблюдение законов РФ – необходимое условие. Соответственно выданным документам, определенным личными или деловыми мотивами, приезжающие в Россию, могут свободно передвигаться по стране, но исключая территории, для посещения которых потребуется особое разрешение.

Ряд исключений ограничивает действия мигрантов. Они не могут:

  • претендовать на государственные (муниципальные) посты;
  • иметь избирательного права;
  • призываться на государственную военную службу (есть возможность службы по контракту);
  • состоять в экипаже корабля, работающего под государственным флагом, или другого судна, которое эксплуатируется в некоммерческом секторе;
  • служить на предприятиях или в учреждениях, обеспечивающих безопасность, связанных с секретной информацией, с радиоактивными и ядерными продуктами.

Права и обязанности иностранных граждан

Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

READ
Вопрос о получении наследства за границей

В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):

1) на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2) на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);

3) на свободу передвижения по территории РФ, выбор места пребывания и жительства. Исключение составляют случаи, когда, например, ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в некоторых случаях может быть установлено ограничение на выбор временно проживающим в РФ иностранным гражданином места своего проживания в РФ (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 2 ст. 11 Закона №115-ФЗ);

4) на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);

5) на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);

6) на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);

7) заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);

8) на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);

9) участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона №115-ФЗ);

10 ) иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

Иностранный гражданин по общему правилу не вправе, в частности (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14 Закона №115-ФЗ; ч. 1 ст. 56 КТМ РФ; п. 3 ст. 1247 ГК РФ; ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате; ст. 13 Закона от 31.05.2001 №73-ФЗ; Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 №755):

находиться на муниципальной службе;

замещать должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна;

быть командиром экспериментального воздушного судна;

быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;

быть нотариусом или патентным поверенным;

занимать должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях;

избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ.

При этом постоянно проживающие в РФ иностранные граждане на основании международных договоров РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (п. 2 ст. 12 Закона №115-ФЗ).

READ
Иск о возмещении вреда - бланк 2022

Особенности трудовых прав иностранных граждан в РФ:

По общему правилу осуществлять трудовую деятельность в РФ вправе иностранный гражданин, достигший 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, требующем получения визы, и в установленных случаях – других категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ).

Патент – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, за исключением отдельных категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона №115-ФЗ).

Данный порядок не распространяется, в частности, на иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ):

1) постоянно или временно проживающих в РФ. При этом по общему правилу работник, временно проживающий в РФ, вправе работать только на территории того субъекта РФ, в котором он имеет право временного проживания (п. п. 5, 6 ст. 13 Закона №115-ФЗ; п. 2 Приложения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 №564н);

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;

3) обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул или работающих в свободное от учебы время, в частности, в этих образовательных организациях;

4) признанных беженцами на территории РФ, – до утраты ими или лишения их статуса беженца;

5) получивших временное убежище на территории РФ, – до утраты ими или лишения их временного убежища.

По общему правилу временно пребывающий иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Обязанности иностранных граждан в РФ:

Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона №115-ФЗ).

Кроме того, иностранные граждане обязаны, в частности:

при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ – сдать ее должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ при отсутствии основания для освобождения от заполнения миграционной карты (п. 3 ст. 30 Закона №115-ФЗ; ст. 25.9 Закона от 15.08.1996 №114-ФЗ);

Без миграционной карты въезжают в РФ отдельные категории лиц, в частности (п. 8 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; п. 1 ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006; п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 05.10.2004):

члены экипажей воздушных судов гражданской авиации при нахождении в аэропортах;

иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории РФ или Республики Беларусь;

граждане Республики Беларусь;

граждане иных государств – членов ЕАЭС (Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики) при въезде в РФ на срок не более 30 суток по документам, допускающим проставление отметок о пересечении государственной границы.

READ
Допрос несовершеннолетнего свидетеля в 2022 году: порядок

соблюдать правила миграционного учета (ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 №109-ФЗ; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 №9);

выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях (п. 2 ст. 5, п. 11 ст. 13.2, п. п. 1, 2 ст. 31 Закона №115-ФЗ);

в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин – шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подавать уведомление о подтверждении своего временного проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год (п. 9 ст. 6 Закона №115-ФЗ);

подавать в установленные сроки заявление о замене вида на жительство при наступлении определенных обстоятельств (п. 6 ст. 8 Закона №115-ФЗ);

в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин – шести месяцев) со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство подтверждать свое постоянное проживание в РФ (п. 11 ст. 8 Закона №115-ФЗ).

Как поменять иностранное ВУ на российское?

Предусмотренный порядок, собственно, мало чем отличается от получения прав впервые. Происхождение удостоверения значения не имеет: замена украинских прав на российские в 2022 году ничем не отличается от обмена таджикских или казахских прав. Для всех порядок стандартный: получить российские права можно только после прохождения теоретического и двух практических экзаменов (п. 38 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1097 от 24.10.2014). Упрощений не предусмотрено, получить российские права без экзаменов нельзя !

При наличии в удостоверении нескольких открытых категорий, экзамен проводится по высшей из них или по любой другой, выбранной водителем. В российские права переносятся все категории, низшие по отношению к той, по которой пройден экзамен.

При замене прав рекомендуем вам использовать такой алгоритм.

Шаг 1. Проходим медкомиссию

Ваша цель – медицинская справка для ГИБДД по форме № 003-В/у . Получить ее можно в любом аккредитованном для проведения медкомиссии учреждении здравоохранения или поликлинике. Перечень рекомендованных, как правило, висит на стенде в подразделении ГИБДД. Там вы проходите осмотр ряда врачей, получаете заключение нарколога и психоневролога. Услуга платная, цена зависит от медицинского центра и категории прав. Например, в московских поликлиниках справка обойдется от 3300 до 4200 руб.

Шаг 2. Готовим документы, оплачиваем госпошлину

Комплект необходимых документов будет включать (п. 39 Правил):

  • заявление в свободной форме;
  • справка по форме № 003-В/у;
  • иностранный паспорт или иное удостоверение личности иностранца;
  • иностранные национальные права;
  • нотариально удостоверенный перевод на русский язык паспорта и прав.

Не забываем про госпошлину. Она составит 2 тыс. руб. за стандартные права и 3 тыс. руб. за права нового поколения (пп. 43.1 п. 1 ст.333.33 НК). Если вы будете оплачивать госпошлину через Госуслуги, до 1 января 2022 года получите скидку на госпошлину в 30%.

Шаг 3. Записываемся на экзамен в ГИБДД

Пройти экзамены можно в любом подразделении ГИБДД по вашему выбору, без привязки к месту учета. Тут же можно узнать об лицензированных автошколах, получить консультативную и иную помощь в замене иностранных прав на российские. Запись на экзамены осуществляется при посещении выбранного подразделения, через ближайший МФЦ или через Госуслуги.

READ
Временно исполняющий обязанности директора: как оформить

Шаг 4. Проходим экзамены

Все как при стандартном получении прав после автошколы. Вас ждет:

  1. Теоретический экзамен.
  2. Экзамен по первичным навыкам управления.
  3. Экзамен по управлению ТС в дорожных условиях.

Все их нужно пройти в указанной последовательности. Провалив какой-либо из них, водитель не допускается к следующему. А после третьей осечки, вас пустят на пересдачу не раньше, чем через 30 дней (п. 11 Правил).

Шаг 5. Получаем новые права

Одновременно с новыми российскими правами инструктор вернет вам и старые иностранные. Их можно продолжать использовать как внутри РФ, так и за границей (п. 43 Правил). Обязательно обратите внимание, чтобы из старого удостоверения были перенесены все категории иные обязательные отметки.

Политическое убежище для иностранцев

Право на политическое убежище иностранцы могут получить на основании указа Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 года. Этот инструмент ни в коем случае не может быть проявлением враждебности по отношению к другим странам.

Политическое убежище может быть предоставлено:

  1. Людям, которым угрожает опасность на территории своей страны.
  2. Преследуются по политическим мотивам за убеждения или деятельность, которые являются правильными и демократическими, с точки зрения ООН и мирового сообщества.
  3. Если действия, совершенные лицами, не считаются в России преступлениями, не противоречат резолюциям и постановлениям ООН.
  4. Если лицо не прибыло из страны безопасной для беженцев и все его личные данные правдивы.

Экстрадиция особы, запросившей политического убежища, допускается в строго определенных, исключительных случаях, если со страной, требующей выдачи преступника заключен соответствующий международный договор.

Заявление с просьбой о политическом убежище подается на имя президента Российской Федерации в письменной форме.

Потенциальный беженец получает свидетельство своего статуса и на основании его оформляет разрешение на проживание.

Отказ в политическом убежище

Согласно текущему законодательству, статус политического беженца не может быть предоставлен:

  1. Преследуемые за деяния люди, чьи действия квалифицируются в Российской Федерации как преступление, либо противоречащие принципам ООН.
  2. Привлекаемые или привлеченные на территории Российской Федерации к уголовной ответственности.
  3. Прибывшие в Россию с территории той страны, где им не грозят преследования.
  4. Прибывшие в Россию из стран, с имеющимися развитыми демократическими институтами.
  5. Прибывшие из тех стран, с которыми у России заключен безвизовый режим.
  6. Предоставившие ложные сведения о себе.
  7. Имеющие гражданство третьей страны, где этот человек не преследуется.
  8. Не желающие вернутся в свою страну по экономическим, продовольственным и иным причинам, не связанными с политическими преследованиями.

Иностранец, который не законно находится на территории Российской Федерации, должен быть задержат, сфотографирован, учтен и у него должны взять отпечатки пальцев. Полученные данные проверяются по базам МВД. По согласию с государством, чьим гражданином он является, иностранец должен быть подвергнут реадмиссии.

Виды правового режима иностранцев

Имеется три вида правового режима иностранцев:

  • национальный – выражает собой уравновешивание статуса иностранцев в разных областях отношений с гражданами местопребывания;
  • специальный – включает в себя обеспечение иностранным гражданам конкретных прав и определяет обязанности. Таким образом, граждане членов СНГ имеют многочисленные права в Российской Федерации, которые даны им посредством соглашения Российской Федерации с республиками в составе СССР;
  • режим наибольшего благоприятствования – определяется обеспечением иностранцам конкретных прав и обязанностей в той или иной сфере, которые даются гражданам любого третьего государства и пребывающих в этой стране с более привилегированным положением. Такой режим определяется непосредственно на основе обоюдности и согласно договоренности между этими государствами.
READ
Изменения в ипотеке в 2022 году

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Согласно пункту 3 статьи 62 Конституции России иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. К отношениям с участием иностранных граждан в РФ применяется так называемый “национальный режим”,т.е. уравнивание, с небольшими исключениями, правового статуса иностранных граждан и граждан РФ.

Их статус регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”. Иностранцы и лица без гражданства делятся на временно пребывающих на российской территории, временно и постоянно проживающих на ней.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком действия выданной ему визы (максимум 90 дней в 180-тидневные периоды) или законом, если он имел право на безвизовый въезд в страну. Так, соглашением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, заключенным в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010 установлено, что срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем, а срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в РФ членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту.

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ и поступающего на военную службу по контракту, определяется приказом Минобороны РФ от 02.04.2004 г. №101.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

READ
Компенсация за неиспользованный отпуск: код дохода НДФЛ

По общему правилу иностранные граждане:

• не обладают правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и ее субъектов. Однако постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

• не могут быть призваны на военную службу по призыву (альтернативную гражданскую службу).

Въезд на территорию РФ для учебы или работы возможен только по приглашениям, выданным МИД РФ или ФМС России по ходатайствую приглашающей стороны.

При въезде на территорию страны для временного пребывания иностранец или лицо без гражданства заполняет миграционную карту, которая является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.

Выдача прибывающим иностранным гражданам бланков миграционных карт осуществляется бесплатно:

а) при следовании воздушным (морским, речным) транспортом — членами экипажей воздушных (морских, речных) судов;

б) при следовании железнодорожным транспортом — членами бригад поездов;

в) при следовании автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) — водителями;

г) при следовании личным (частным) транспортом или пешим порядком — должностными лицами органа пограничного контроля.

Въездные и выездные части миграционных карт (талоны “А” и “В”) заполняются лично владельцами документов, дающих право на въезд и пребывание на территории РФ, разборчиво, без помарок и исправлений чернильной или шариковой авторучкой с чернилами (пастой) черного, синего или фиолетового цвета. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность.

Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.

Отметки о въезде / выезде проставляются в графах “Для служебных отметок” миграционных карт должностными лицами органа пограничного (а для транзитных пассажиров — и иммиграционного) контроля в момент прохождения иностранными гражданами пограничного (иммиграционного) контроля.

Заполненные въездные части миграционных карт (талоны “А”) с проставленными в них отметками о въезде изымаются должностными лицами органа пограничного контроля у владельцев при въезде в Российскую Федерацию.

Выездные части миграционных карт (талоны “В”), с проставленными в них отметками о въезде, хранятся у иностранных граждан в течение всего периода их пребывания на территории Российской Федерации и сдаются должностным лицам органа пограничного контроля при выезде из Российской Федерации.

При въезде на территорию РФ с декабря 2014 года иностранные граждан и лица без гражданства обязаны пройти дактилоскопию.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания. Если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Нормативные правовые акты, регулирующие права и обязанности иностранных граждан в России:

1. “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

READ
Стоимость продуктовой корзины 2022 по регионам

2. “Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”

4. Приказ Министра обороны РФ от 02.04.2004 № 101 “О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту”

5. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 09.12.2010 № 65 “О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации”

Например, не имеют право иностранцы на следующее:

  • Осуществление трудовой деятельности в муниципальных учреждениях и государственных организациях;
  • Иностранцам нельзя принимать участие в выборах и референдумах;
  • Иностранные граждане не могут по закону проходить срочную военную службу. При этом они обладают правом служить в Российской Федерации по контракту, но им нельзя занимать должности руководящего характера.

Иностранец, приехавший на территорию нашего государства может получить определенный статус. В частности, лица с визой, временно-проживающего, постоянно проживающего гражданина. Есть лица со статусом дипломатического персонала либо беженцев.

Защита прав иностранных граждан

Законодательство, закрепляющее основы правового положения иностранных граждан, указывает на то, что лицом, осуществляющим контроль над соблюдением законных интересов и прав рассматриваемой группы лиц, пребывающих в России, занимается омбудсмен. На него возлагается обязанность способствовать любыми методами восстановлению нарушенных прав.

Также лицо, назначенное на указанную должность, обязано заниматься совершенствованием законодательства в сфере защиты человека и гражданина.

Для того, чтобы привлечь внимание к своей проблеме и потребовать ее решения, иностранный гражданин может подавать жалобы на имя омбудсмена, ходатайства и прошения.

В связи с тем, что иностранец, который в течение определенного периода пребывает на территории РФ, не имеет удостоверения, свидетельствующего о гражданстве РФ, законодатель устанавливает целый ряд документов, которые по своей силе заменяют его. Следует отметить то, что иностранцы, на основании Закона “О правовом положении иностранных граждан в РФ”, рассматриваемая категория лиц имеет право удостоверять свою личность с помощью документа, который он использует для этого в своем родном государстве. Его также может заменить действующий загранпаспорт.

Государственный контроль

В Российской Федерации на постоянной основе ведется миграционный учет въезжающих и выезжающих граждан других стран, а также лиц, не имеющих гражданства. Данный контроль осуществляется не только в сфере миграции, но также и в области трудоустройства, образования, соблюдения законных интересов, свобод и прав и т.п. В ходе этого процесса специализированные государственные органы ведут наблюдения за тем, как проживают иностранцы в пределах РФ, а также в каждом регионе страны.

Контроль за всеми указанными выше сферами в отношении лиц, которые имеют статус дипломата, ведется органами власти на федеральном уровне. Миграционный контроль ведется путем учета карточек, полученных и заполненных в момент въезда иностранного гражданина в страну.

Что касается осуществления контроля в сфере трудовой деятельности иностранце на территории РФ, то он также осуществляется органами исполнительной власти. Его суть заключается в изучении условий труда, предоставленных работнику, а также соблюдения работодателем всех тех требований, которые предписаны законодательством в отношении найма иностранных сотрудников. Контроль данного рода осуществляется путем проведения плановых проверок, а также недельных внеплановых. Кроме того, очень часто рассматриваемыми органами проводится общий мониторинг ситуации.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

Ссылка на основную публикацию