Работа в школе с погашенной судимостью

— имели судимость за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Могу ли я работать в сфере образования (в СОУ, СПО, ВПО) при наличии снятой (погашенной) судимости?

Здравствуйте, интересует вопрос по трудовому праву. Могу ли я работать в сфере образования при наличии такой формулировке в справке о наличии (отсутствии) судимости: Осужден судом . 2004 г. ч.2 ст 162 , ч.6 ст 88, ч.1 ст 88 УК РФ к 3 годам лишения свободы, ст 73 УК РФ условный срок 2 г. По постановлению суда . 2005 г. условное осуждение отменить и снять судимость.

Осужден судом… 2004 г. ч.2 ст 162, ч.6 ст 88, ч.1 ст 88 УК РФ к 3 годам лишения свободы, ст 73 УК РФ условный срок 2 г. По постановлению суда… 2005 г. условное осуждение отменить и снять судимость.
Андрей

Нет не можете… В соответствии со статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Не важно что судимость погашена… важно что она имела место быть

Добрый день. Можете

Исходя из смысла ст. 331 ТК РФ

К педагогической деятельности не допускаются лица:
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

В ст. 351.1. Также оговорено, что

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

ст. 162 УК РФ относится к преступлениям против собственности и в указанный перечень не входит

Нет, не можете. ч.2 ст. 162 УК РФ — это тяжкое преступление, что накладывает ограничение на заниятие педагогической деятельностью.
Васильев Дмитрий

Дмитрий, обращу Ваше внимание, что судимость снята

а ст. 162 в перечень преступлений оговоренных в ч. 3 ст. 331 ТК РФ не указана.

Вы указали «имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;» здесь же речь идет о не снятой судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления, верно? значит мой случай не подпадает под действие этого пункта?
Андрей

Андрей, ограничений для Вас нет, приведенные нормы трудового кодекса на Вас не распространяются — поэтому возможность работать в сфере образования (в СОУ, СПО, ВПО) у Вас есть.

интересует вопрос по трудовому праву. Могу ли я работать в сфере образования при наличии такой формулировке в справке о наличии (отсутствии) судимости: Осужден судом… 2004 г. ч.2 ст 162, ч.6 ст 88, ч.1 ст 88 УК РФ к 3 годам лишения свободы, ст 73 УК РФ условный срок 2 г. По постановлению суда… 2005 г. условное осуждение отменить и снять судимость.
Андрей

Добрый день, Андрей.

READ
Консультация юриста онлайн круглосуточно

Нет, не можете. ч.2 ст. 162 УК РФ — это тяжкое преступление, что накладывает ограничение на заниятие педагогической деятельностью. При этом тот факт, что судимость снята не меняет ситуацию.

ТК РФ, Статья 351.1. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних
К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.
Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 настоящего Кодекса, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

ТК РФ, Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации в сфере образования.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

4 августа 2021, 12:00

Статьей 331 ТК РФ определены категории преступлений (в зависимости от правового объекта) за совершение которых вне зависимости от срока давности (снятии либо погашении судимости) лица не допускаются к педагогической деятельности, а также к деятельности в сфере работы с детьми (статья 351.1 ТК РФ), за исключением прекращения в отношении них уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

К таким категориям преступлений отнесены преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.

READ
О возможности продажи земельного участка без межевания

Вместе с тем, в отношении лиц, имеющих (имевших) судимости и (или) факт уголовного преследования либо прекращения уголовного преследования за совершение указанных преступлений, в случае, если они относятся к преступлениям небольшой либо средней тяжести, статьями 331 и 351.1 ТК РФ закреплено право на деятельность в сфере работы с детьми (детских организациях) при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к такой деятельности.

Кроме того, к педагогической и иной деятельности в сфере работы с несовершеннолетними не допускаются лица имеющие неснятую или непогашенную судимость (по правилам статьи 86 УК РФ) за иные умышленные преступления, не относящиеся к вышеперечисленным категориям.

Таким образом, сами по себе сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факте уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования в отношении лиц, реализующих трудовую деятельность в сфере детства, не являются определяющими для ограничения на занятие такой деятельностью и требуют оценки данной возможности в каждом конкретном случае с учетом установленных трудовым законодательством исключений.

Разъяснение подготовила старший помощник прокурора округа по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью Елена Казанцева

Нормативные акты: Судимость и работа в образовательном учреждении

Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 04.06.2021)
“О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” 1) заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий) кандидата; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, – сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости. Заявление представляется на бумажном носителе. Если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, сведения об этом указываются в заявлении. С 1 июня 2015 года текст заявления может быть изготовлен с использованием программных средств на основе документа в машиночитаемом виде, составленного по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1
(ред. от 27.12.2019)
“О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” Учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, не могут являться:

Судимость и работа с детьми

Работа с детьми и судимость

Вот уже полтора года доступ к работе с несовершеннолетними для тех, у кого были проблемы с законом, значительно ограничен 1 .

Чтобы узнать, можно ли такому гражданину работать с детьми, необходимо сравнить вид преступления из ст. 351.1 ТК РФ и наименование главы (не раздела) Особенной части УК РФ, где расположена статья, по которой этот человек преследовался.

Например, человек был осужден за кражу по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Эта статья расположена в главе 21 “Преступления против собственности”. Этой категории нет в ст. 351.1 ТК РФ, так что беспокоиться не о чем – можно спокойно работать.

Если категория преступления совпадает (например, ст. 116 “Побои” УК РФ – она находится в главе “Преступления против жизни и здоровья”, то есть относится к категории, перечисленной в ст. 351.1 ТК РФ), но гражданин осужден не был (дело было прекращено до вынесения судом приговора) – необходимо проверить, по какому основанию произошло такое прекращение. Так, к реабилитирующим относятся основания, перечисленные в ч. 2 ст. 133 УПК РФ (например, прекращение дела за отсутствием состава преступления, из-за непричастности гражданина к совершению преступления), а к нереабилитирующим – в ч. 4 той же статьи (например, примирение сторон, истечение срока давности, амнистия и т.п.).

READ
Автобиография в военкомат. Образец 2022 года

Если преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям или же гражданин все-таки был осужден за перечисленные в ст. 351.1 ТК РФ преступления – его нельзя принимать на работу в любые учреждения, работающие с детьми, а если он уже работает – его должны уволить. Если работник был принят на работу до 7 января 2011 года [дата введения в ТК РФ ст. 351.1. – Ред.], то трудовой договор с ним должен быть прекращен по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, а с принятыми на работу после этой даты – на основании абз. 6 ч. 1 ст. 84 ТК РФ.

Если работник не просто работает с детьми, но еще и является педагогом – к нему предъявляется дополнительное требование: согласно ст. 331 ТК РФ ему нельзя иметь неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления любой категории.

Введенные в ТК РФ в 2011 году нормы, ограничивающие право на работу с несовершеннолетними, вызывают много затруднений на практике. За это время сложилась судебная практика, вышли разъяснения Верховного Суда РФ, так что практически на большинство вопросов можно дать ответы. Рассмотрим основные из них.

Ситуация 1. Человек работает в школе (колледже, спортивной школе, детской поликлинике и т. п.) дворником (бухгалтером, слесарем и т.п.). Распространяются ли на него установленные ст. 351.1 ТК РФ ограничения?

Да, это ограничение действует не только на тех, кто вступает в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности (т.е. педагоги, тренеры, детские врачи), но и на административно-управленческий, технический и вспомогательный персонал всех организаций сферы образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, потому что эти люди тоже осуществляют трудовую деятельность в этих сферах и имеют возможность контакта с детьми 2 .

Ситуация 2. Работник принят на работу в учреждение, работающее с детьми, до внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Надо ли сегодня выяснять, были ли у него проблемы с законом, или нет?”

Да, необходимо. Представлять справку о судимости (или ее отсутствии) такой работник не обязан – это требование распространяется только на вновь принимаемых после 7 января 2011 года, но может сделать это добровольно, а если откажется – работодатель может запросить информационный центр МВД по своему региону самостоятельно в установленном Административным регламентом МВД РФ порядке) 3 .

Если выяснится, что он все-таки привлекался к ответственности по “неправильной” статье УК РФ – его уволят, несмотря на то, что на момент приема на работу никаких ограничений не было 4 .

Ситуация 3. Судимость по соответствующей статье была, но давно погашена (снята). Можно ли работать с детьми?

Нет, нельзя. Хотя в ст. 86 УК РФ и указано, что погашение/снятие судимости аннулирует ВСЕ правовые последствия, связанные с судимостью (то есть человек либо имеет судимость в настоящее время, либо не имеет ее вовсе – в том числе и в случае, когда она погашена или снята), ч. 3 ст. 55 Конституции РФ позволяет ограничивать федеральным законом права и свободы человека в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку ограничение права на занятие педагогической деятельностью обусловлено спецификой этой деятельности – она направлена обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, прямое распространение ст. 351.1 ТК РФ таких ограничений на лиц, ИМЕВШИХ судимость, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся и не противоречит Конституции РФ 5 . Кстати, данная проблема может быть легко решена внесением дополнения в ст. 86 УК РФ в виде фразы “, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами” 6 .

А вот те ситуации, на которые до сих пор нет однозначного ответа – самые интересные.

Ситуация 4. Человек был осужден за преступление, уголовная ответственность за которое впоследствии устранена (норма исключена из уголовного закона, “декриминализирована”. Как быть?”

Трудностей в этом вопросе сразу несколько. Во-первых, как определить, действительно ли деяние полностью декриминализировано, или просто в старом законе называлось по-другому? Ведь мало какой работодатель обладает столь глубокими познаниями в уголовном праве, чтобы сходу, глядя в справку о судимости, определять такие вещи. Во-вторых, даже если можно быть уверенным, что общественная опасность деяния полностью устранена, характер такого преступления может вызывать закономерные сомнения: так, если речь идет о “спекуляции”, то тут преступление явно экономического характера, и никакой угрозы точно представлять не может, но вот если в справке гражданина стоит отметка об осуждении, например, за “мужеложство” 7 [преступление против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. – Ред.] – что делать? Ну и в-третьих (и в самых главных): само по себе устранение из закона уголовной ответственности за то или иное преступление отсутствует в перечне реабилитирующих оснований для прекращения уголовного преследования, а уж в случае осуждения, как мы выяснили раньше, вообще не может повлиять на правовые последствия судимости, поэтому при формальном подходе декриминализация вообще никак не должна учитываться при определении возможности гражданина трудиться в соответствующих сферах. При этом существуют судебные решения, отвергающие формальный подход и восстанавливающие работника на работе при увольнении, если деяние, за которое он был осужден, впоследствии декриминализировано 8 .

READ
Как получить губернаторские выплаты при рождении ребенка

Ситуация 5. Работник в настоящее время подозревается или обвиняется в преступлении из перечисленных в ст. 351.1 ТК РФ. Можно ли его уволить?

Формулировка, указанная в ст. 351.1 ТК РФ – “подвергающиеся [..] уголовному преследованию” формально позволяет работодателю, чей работник прямо сейчас является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу из перечисленных в законе категорий, уволить его, не дожидаясь результатов расследования. Причем, поскольку на момент увольнения оно будет совершенно законно, даже дальнейшее прекращение преследования по реабилитирующим основаниям не даст работнику право восстановиться на работе. Представляется, что здесь законодатель несколько не продумал правовые последствия такой формулировки. Достаточно было предусмотреть в ТК РФ дополнительное основание для отстранения от работы в случае, если сотрудник, работающий с детьми, подозревается или обвиняется в совершении соответствующего преступления (сейчас это можно сделать только по требованию следователя или дознавателя 9 ). А вот уже после прекращения преследования по нереабилитирующему основанию или приобретения работником судимости – было бы возможно увольнение.

Ситуация 6. Человек работает с несовершеннолетними не по трудовому, а по гражданско-правовому договору – как репетитор или преподаватель в детском учреждении. Нужно и можно ли проверять его судимости?

Поскольку требование к отсутствию судимости установлена только для лиц, работающих по трудовому договору, а также занимающихся такой работой в порядке индивидуального предпринимательства 10 , то формально лица, работающие по гражданско-правовому договору и не являющиеся ИП, предъявлять справку о наличии или отсутствии судимости не должны. Даже если заказчику работы (услуги) каким-либо образом станет известно о наличии у исполнителя такой судимости, расторгать с ним договор он не обязан, поскольку прямого нарушения закона здесь нет. В то же время, исходя из целей установления ограничений на занятие педагогической и иной деятельностью в отношении несовершеннолетних, перечисленных выше, представляется, что в законодательство должны быть внесены уточнения, прямо распространяющие указанные ограничения и на граждан, занимающихся данной деятельностью в частном порядке по гражданско-правовым договорам.

________________________________________________
1 Так, ст. 351.1 ТК РФ установлено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
2 Определение Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2012 г. № 52-КГПР12-2.
3 Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. приказом МВД РФ от 07.11.2011 N1121
4 Определение Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2012 г. № 52-КГПР12-2, , ст. 65 ТК РФ, письмо Минобрнауки РФ от 23.12.2011 № МД-1703/03, решение Измайловского районного суда г. Москвы от 11 января 2012 г.
5 Определение КС РФ от 26 января 2010 г. № 127-О-О, ответ на вопрос 6 Обзора судебной практики ВС РФ за первый квартал 2012 года (утв. Президиумом ВС РФ 20 июня2012 г.), определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16 января 2012 г. по делу № 33-156/2012; апелляционное определение Пермского краевого суда от 19 марта 2013 г. по делу № 33-3232/2013.
6 Тогда норма ч. 6 ст. 86 ТК РФ выглядела бы следующим образом: “Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами”.
7 Часть первая ст. 121 УК РСФСР в редакции, действовавшей до 16 мая 1993 года.
8 Решение Норильского городского суда Красноярского края от 19 января 2012 г. по делу № 2-157/12.
9 Статья 76 ТК РФ, ст. 114 УПК РФ.
10 Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. 87-ФЗ “О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и Трудовой кодекс Российской Федерации”.

READ
Угрозы убийством: судебная практика

129.jpgОтветственность за незаконное трудоустройство судимых

Проверка на судимость при устройстве на работу является обязанностью работодателя. За неисполнение данной обязанности и незаконное трудоустройство судимых лиц работодателя могут привлечь к ответственности.

Судебная практика подтверждает обязанность работодателей проверять соискателей на предмет судимости. Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 22.02.2018 № Ф04-210/2018 возложил на работодателя ответственность за допуск к работе в области транспортной безопасности лиц, данными о судимости которых при заключении трудового договора он не располагал.

ИП был оштрафован на 30 000 рублей по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ за допуск на должность ответственного за соблюдение транспортной безопасности работника, имеющего непогашенную судимость. Такое трудоустройство прямо запрещено п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ “О транспортной безопасности”. ИП, принимая гражданина на работу, о его судимости не знал.

По мнению суда, работодатель должен обладать достоверной информацией, что принимаемое на работу лицо не имеет неснятой судимости за совершение умышленного преступления. Для этого он должен потребовать у работника справку об отсутствии судимости (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Отсутствие у работодателя такой информации не освобождает его от ответственности, предусмотренной законом.

Таким образом, работодатель может и должен требовать справку об отсутствии судимости у потенциального работника в тех случаях, когда к работе невозможно допустить лицо с судимостью.

Ограничения при приеме на работу лиц, имеющих судимость, в сфере образования с участием несовершеннолетних

Действующим законодательством Российской Федерации ограничено право образовательных организаций на заключение трудовых договоров с лицами, имеющими судимость или подвергающихся уголовному преследованию.

Так, согласно ст. 351.1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Таким образом, закон ограничивает возможность привлекать к трудовой деятельности в образовательных организациях лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья (ст.ст. 105-125 УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (ст.ст. 126-127.2 УК РФ), половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст.ст. 131-135 УК РФ), против семьи и несовершеннолетних (ст.с. 150-157 УК РФ), здоровья населения и общественной нравственности (ст.ст. 228-245 УК РФ), против общественной безопасности (ст.ст. 205-227 УК РФ). Из этого следует, что трудовой договор может быть заключен с лицами, имеющими судимость по иным статьям Уголовного кодекса РФ, например за совершение кражи, грабежа, нарушение правил дорожного движения и т.д.

Педагогические работники (учителя, воспитатели и др.) не могут иметь неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Данные ограничения возникают с момента начала уголовного преследования. Основанием для прекращения трудового договора с работником будут справка о наличии судимости, об уголовном преследовании работника или копия приговора суда о признании работника виновным в совершении преступления, входящего в перечень статьи 351.1 Трудового кодекса РФ.

Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

READ
Нужно ли малому предприятию устанавливать кассовый лимит

При рассмотрении обращений о допуске к работе лиц, желающих трудоустроиться в образовательную организацию, но имеющих или имевших судимость за совершение преступлений, комиссия должна изучить все обстоятельства: форму вины, поведение человека после преступления, его отношение ко всему, что с ним случилось. Если кому-то был причинен вред, загладил ли гражданин свою вину и т.д.

Комиссия должна принять мотивированное решение в течение 30 дней. По результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих решений:

– о допуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних;

– о недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних.

Основанием для принятия комиссией решения является обоснованный и мотивированный вывод комиссии о том, что заявитель не представляет опасности либо представляет опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Правила принятия комиссией о допуске или не допуске лиц имевших судимость

Правила
принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (утв. постановлением Правительства РФ от 5 августа 2015 г. N 796)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – комиссия), решения о допуске или недопуске лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее соответственно – деятельность с участием несовершеннолетних, решение).

2. Комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против:

а) жизни и здоровья;

б) свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы);

в) семьи и несовершеннолетних;

г) здоровья населения и общественной нравственности;

д) основ конституционного строя и безопасности государства;

е) общественной безопасности.

3. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования о порядке принятия комиссией решения размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”:

а) полное наименование комиссии, ее местонахождение, место приема заявления о выдаче решения (далее – заявление) (с указанием почтового адреса, схемы проезда общественным транспортом, конкретного места (помещения) подачи заявлений), время приема заявлений, номера телефонов для получения информации по вопросам принятия комиссией решения;

б) перечень категорий лиц, в отношении которых комиссия имеет право принимать решение;

в) перечень документов, необходимых для принятия решения;

г) порядок принятия комиссией решения;

д) форму решения, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796 “Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения”;

е) порядок обжалования решений, а также действий (бездействия) комиссии;

ж) законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок принятия решения.

4. Лицо, относящееся к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, желающее заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних (далее – заявитель), либо его представитель пишет заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию.

5. В заявлении указываются:

а) наименование комиссии, в которую подается заявление;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, его место жительства (с указанием сведений о регистрации по месту жительства, а в случае ее отсутствия – о месте жительства, где заявитель постоянно или преимущественно проживает), а также фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя и его место жительства, если заявление подается представителем;

в) сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя, а также о таком документе представителя заявителя, если заявление подается представителем;

READ
В каких случаях устанавливается группа по инвалидности

г) намерение осуществлять деятельность с участием несовершеннолетних, а также обстоятельства, на основании которых заявитель подает заявление (сведения о фактах привлечения к уголовной ответственности и (или) уголовному преследованию (в каком году (годах), по какой статье (статьям), сроках снятия (погашения) судимости (судимостей), сроках и основаниях прекращения уголовного преследования;

д) сведения о ранее поданных заявлениях;

е) сведения о наличии (отсутствии) приговора (приговоров) суда (судов) и (или) постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования о лишении права заниматься видами деятельности с участием несовершеннолетних, а также о судебных решениях, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования;

ж) адрес, по которому необходимо направить решение (в случае, если заявитель не желает его получать в комиссии);

з) согласие на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему;

и) перечень прилагаемых к заявлению документов и материалов, в том числе характеризующих заявителя.

6. К заявлению прилагаются:

а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (его представителя);

б) копия документа об образовании и (или) о квалификации, о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке), а также копия документа об обучении, ученой степени, ученом звании;

в) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) копия приговора (приговоров) суда (судов) и (или) копия постановления (постановлений) следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также копии судебных решений, которыми отменялись, изменялись, признавались незаконными или необоснованными приговор (приговоры) либо постановление (постановления) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования;

д) документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие трудовую деятельность, иную деятельность заявителя и его поведение после осуждения или прекращения уголовного преследования (копии трудовой книжки, характеристики с мест работы, учебы, иных документов, связанных с работой либо занятием предпринимательской деятельностью, заверенные в установленном порядке).

7. Заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются заявителем или его представителем в комиссию непосредственно либо направляются заказным почтовым отправлением.

В случае если заявление и прилагаемые к нему документы и материалы подаются в комиссию представителем заявителя, то помимо указанных документов и материалов к заявлению прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя заявителя.

8. Заявление подлежит обязательной регистрации в течение 3 рабочих дней со дня поступления в комиссию.

9. Комиссия отказывает в рассмотрении заявления в следующих случаях:

а) невыполнение требований к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам и материалам, установленных пунктами 5 – 7 настоящих Правил;

б) поступление заявления от лица, не относящегося к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

10. Решение в отношении рассмотрения заявления принимается в течение 30 дней со дня его регистрации.

11. Об отказе в рассмотрении заявления с указанием оснований такого отказа заявитель уведомляется в письменной форме.

Решение комиссии об отказе в рассмотрении заявления оформляется в форме постановления с указанием оснований такого отказа.

Отказ в рассмотрении заявления по основанию, предусмотренному подпунктом “а” пункта 9 настоящих Правил, не препятствует повторному обращению с заявлением, если заявителем будет устранено допущенное нарушение.

Председатель комиссии (заместитель председателя комиссии) в случае необходимости проверки достоверности сведений, документов и материалов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, вправе продлить срок принятия решения не более чем на 30 календарных дней, уведомив об этом заявителя в письменной форме.

12. Комиссия вправе проверять достоверность сведений, документов и материалов, предоставляемых заявителем в соответствии с пунктами 5 – 7 настоящих Правил, путем направления соответствующих запросов или приглашать на заседания комиссии соответствующих лиц, в том числе представителей государственных (муниципальных) органов, учреждений и организаций, правоохранительных органов, органов федеральной службы исполнения наказаний регионального уровня, осуществляющих деятельность с участием несовершеннолетних, представителей работодателей, общественных объединений, а также граждан, имеющих опыт работы с несовершеннолетними.

Неявка указанных лиц на заседание комиссии не является препятствием для рассмотрения заявления.

13. Дата, время и место проведения заседания комиссии определяется председателем комиссии.

О дате, времени и месте проведения заседания комиссии заявитель уведомляется в письменной форме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за 14 календарных дней до дня проведения заседания.

14. Перед началом заседания комиссия устанавливает личность заявителя и иных лиц, явившихся на заседание комиссии, проверяет полномочия представителя заявителя.

READ
Заявление на выдачу подотчетных сумм: заявление

15. Заявитель вправе не присутствовать на заседании комиссии при условии уведомления об этом комиссии до начала заседания в письменной форме.

Неявка заявителя на заседание комиссии без соответствующего уведомления не является препятствием для рассмотрения его заявления.

16. Дата рассмотрения заявления может быть перенесена на основании письменного обращения заявителя с указанием причин (состояние здоровья, отпуск, командировка и другие причины, признанные комиссией уважительными).

17. В случае если перенесена дата рассмотрения заявления, течение срока, указанного в пункте 10 настоящих Правил, приостанавливается, но не более чем на 30 календарных дней.

18. В случае если от заявителя поступило письменное обращение об оставлении заявления без рассмотрения, заявление не рассматривается.

19. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

20. При принятии решения комиссией учитываются следующие обстоятельства, позволяющие определить, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних:

а) вид и степень тяжести совершенного преступления (преступлений), характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, иные обстоятельства, выявленные в ходе уголовного преследования заявителя;

б) срок, истекший со дня совершения преступления, освобождения от наказания, прекращения уголовного дела или уголовного преследования, а также со дня погашения или снятия судимости;

г) вид наказания;

д) факты смягчения назначенного заявителю наказания или освобождения его от отбывания этого наказания;

е) возмещение причиненного вреда (если применимо к заявителю);

ж) отнесение в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений;

з) отношение к исполнению трудовых (служебных) обязанностей;

и) обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение заявителя после совершения преступления.

21. Решение принимается комиссией в отсутствие заявителя и иных лиц открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равном количестве голосов председательствующий имеет право решающего голоса.

22. Комиссией по результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих решений:

а) о допуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних;

б) о недопуске заявителя к деятельности с участием несовершеннолетних.

23. Основанием для принятия комиссией решения является обоснованный и мотивированный вывод комиссии о том, что заявитель не представляет опасности (представляет опасность) для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

24. О принятом решении объявляется заявителю на том же заседании комиссии.

25. Оформляется протокол заседания комиссии, на котором рассматривалось заявление.

Протокол подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем заседания комиссии.

26. Решение оформляется на бланке комиссии по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796 “Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения”, в 2 экземплярах, которые подписываются в установленном порядке председателем комиссии и заверяются печатью комиссии.

При этом 1-й экземпляр решения выдается заявителю, 2-й экземпляр решения остается в комиссии.

27. Решение регистрируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

28. Комиссия вручает решение заявителю или его представителю под роспись либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному заявителем, не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия.

29. Решение может быть обжаловано в суд.

30. Информация о решении (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения заявителя, номер и дата решения, содержание решения) размещается на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. В случае если решение признано судом недействительным, информация об этом также размещается на указанном официальном сайте.

31. Решение вступает в силу со дня его вручения (получения) заявителю.

32. Комиссия вправе принять заявление от лица, в отношении которого ранее принималось решение о недопуске его к деятельности с участием несовершеннолетних, после устранения причин, явившихся основанием для отказа.

Форма решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних

Как работодателю узнать, что сотрудник судим?

Сообщить об этом могут только правоохранительные органы, но при этом по закону обязанности предоставлять такие сведения работодателю у них нет.

READ
Претензия на работу сервиса Сбербанк Онлайн

Чтобы отстранить сотрудника от работы на время уголовного преследования в идеале нужно получить копию постановления о возбуждении в отношении него уголовного дела. Но закон не обязывает следователя или прокурора сообщать такие сведения работодателю, так как он не является участником уголовного производства. Более того, любая информация в ходе предварительного расследования может быть разглашена, только если это не противоречит интересам самого расследования. Поэтому маловероятно, что об этом факте работодателя специально известят. Но если от коллег или из СМИ стало известно о проблемах работника с законом, то работодателю стоит подстраховаться и самому проявить инициативу, направив запрос в прокуратуру с просьбой подтвердить, является ли данный сотрудник фигурантом уголовного дела. В запросе следует указать, что такая информация нужна для исполнения требований ст.ст. 331.1 и ч. 2 ст. 351.1 ТК РФ. Следует так же помнить, что факт уголовного преследования означает получение работником статуса подозреваемого или обвиняемого. Если по делу он пока проходит только как свидетель, уволить его нельзя.

Конституционный суд РФ обязал пересмотреть дела всех заявителей, но очевидно, что уволенных по данному закону было гораздо больше тех, кто добился отмены данной нормы. Многие из тех, кто не имел отношение к жалобе в КС РФ, также потребовали восстановить их на работе на основании пересмотренных норм. Тут возникла еще одна загвоздка. Согласно ч. 3 ст. 392 ГПК РФ дело может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам на основании позиции КС РФ только в отношении тех лиц, которые обращались в КС РФ. Для иных лиц процессуальное законодательство такой возможности не предусматривает. В то же время еще в 2004 году КС РФ разъяснил, что признание какого-либо правового акта неконституционным влечет пересмотр судебного решения, в котором применены данные нормы, в порядке, установленном отраслевым законодательством (определение от 05.02.2004 № 78-О). Это касается и тех лиц, которые не были участниками конституционного судопроизводства. Правда, есть ряд важных обстоятельств:
лица, судимые за преступления против половой неприкосновенности и свободы, не могут работать в детских учреждениях ни при каких условиях.
— решение суда должно еще не вступить в законную силу;

— если решение вступило в законную силу, оно не должно быть исполнено полностью или частично;

— в постановлении КС РФ не должен быть указан момент, когда нормативный акт утрачивает силу.

КС РФ , как обычно, не указал точную дату утраты силы неконституционной нормы закона, а потому требование об исполнении судебного решения на практике случае стало трактоваться по-разному. П отказе работнику в восстановлении на работе не возникает необходимости инициировать исполнительное производство и тем самым доказывать данное обстоятельство для того, чтобы пересмотреть судебное решение. То есть, если не пропущены сроки на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, позиция КС РФ подлежит применению. Чаще всего суды крайне ограниченно толкуют ч. 3 ст. 392 ГПК РФ. Обычно во внимание принимается только разъяснение Верховного суда РФ на этот счет. В частности, суды ссылаются на п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 31, согласно которому перечень оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, содержащийся в ч. 3 и ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, является исчерпывающим. Мнение КС РФ по этому вопросу игнорируется.

Вопрос недели: трудоустройство с судимостью в образовательное учреждение

Госзакупки, Контракт, кадры

Вопрос: Гражданин для трудоустройства в образовательное учреждение предоставил справку о наличии судимости по ч. 2 ст. 112 УК РСФСР к штрафу в размере 7 тыс. руб. По постановлению ГД РФ «Об амнистии» от 23.02.1994 от исполнения наказания освобожден. Имеет ли такой гражданин право работать в образовательном учреждении?

Сообщаю Вам следующее:

Образовательное учреждение не может принять на работу в образовательное учреждение лицо, имевшее судимость за умышленное легкое телесное повреждение или побои, поскольку преступление, ранее предусмотренное ст. 112 УК РСФСР, относилось к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, что является основанием для недопущения к трудовой деятельности в сфере образования несовершеннолетних.

Вместе с тем с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П, если на момент трудоустройства судимость погашена или снята (в данном случае, судимость уже погашена), работодатель самостоятельно принимает решение о приеме на работу такого работника с учетом факторов, позволяющих оценить возможность осуществления им профессиональной деятельности без риска подвергнуть опасности жизнь, здоровье и нравственность несовершеннолетних.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Ст. 112 УК РСФСР была предусмотрена ответственность за умышленное легкое телесное повреждение или побои.

READ
Как получить губернаторские выплаты при рождении ребенка

Указанное преступление относится к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности.

Согласно ч. 4 ст. 57 УК РСФСР не имеющими судимости признаются лица, осужденные к штрафу, если в течение одного года со дня отбытия наказания они не совершат нового преступления.

Исходя из указных норм судимость за данное преступление у гражданина погашена. Поэтому лицо будет считаться не имеющим судимости в настоящее время (но имевшим судимость в прошлом).

В соответствии со ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы (глава 16 УК РФ), чести и достоинства личности (глава 17 УК РФ), (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности (глава 18 УК РФ), против семьи и несовершеннолетних (глава 20 УК РФ), здоровья населения и общественной нравственности (глава 25 УК РФ), основ конституционного строя и безопасности государства (глава 29 УК РФ), мира и безопасности человечества (раздел XII), против общественной безопасности (глава 24 УК РФ), а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ).

Исходя из указанной статьи это может быть любая должность, имеющая отношение к сфере образования несовершеннолетних. Принимая во внимание положение указанной статьи, а также сложившуюся судебную практику, можно сделать вывод, что лицо с вышеуказанной судимостью не имеет права занимать практически никакие должности в любой сфере образования, если она связана с взаимодействием с несовершеннолетними. Такой вывод сделан и в судебных решениях — Апелляционных определениях Архангельского областного суда от 11.09.2014 по делу N 33-4576 (заместитель директора школы по административно-хозяйственной части), Красноярского краевого суда от 22.08.2012 по делу N 33-6762 (дворник детского сада), Сахалинского областного суда от 16.06.2015 по делу N 33-1099/15 (сторож).

Следовательно, образовательное учреждение не может принять на работу в образовательное учреждение лицо, имевшее судимость за умышленное легкое телесное повреждение или побои, поскольку преступление, предусмотренное ст. 112 УК РСФСР, относится к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, что является основанием для недопущения к трудовой деятельности в сфере образования несовершеннолетних.

Однако, в определенных случаях работник может быть допущен к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и при наличии судимости. Решение о допуске такого работника к соответствующему виду деятельности принимает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Данное правило установлено ч. 3 ст. 351.1 ТК РФ.

Правила принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2015 N 796.

Кроме того, согласно абз. 3 п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П, если на момент трудоустройства лица судимость погашена или снята, работодатель самостоятельно принимает решение о приеме на работу такого работника с учетом факторов, позволяющих оценить возможность осуществления им профессиональной деятельности без риска подвергнуть опасности жизнь, здоровье и нравственность несовершеннолетних.

В настоящее время лицам с погашенной судимостью нужен специальный допуск к работе. КС РФ разъяснил, что при погашенной судимости и нетяжких преступлениях сотрудник может работать с детьми. Для этого нужно учесть ряд дополнительных обстоятельств, таких как отношение сотрудника к труду, форма вины при совершении преступления и т. д. Как именно это нужно сделать, не было сказано, поэтому изначально работодатель мог этот вопрос решить самостоятельно. То есть он мог, например, создать комиссию, разработать локальный акт, в котором прописать порядок оценки критериев, выработанных КС РФ. Но такой вариант не исключал предвзятого отношения работодателя к работнику, как в пользу того, чтобы его оставить на работе, так и для того, чтобы уволить.

Ссылка на основную публикацию