Изменения в 44 фз с 1 июля 2022 года

Проведение совместных закупок станет возможным для заказчиков из разных регионов. Долгожданное, особенно для небольших городов, изменение, вступит в силу с начала грядущего года.

Оптимизационные изменения-2022

В статье узнаете, как быстро разобраться с незаметными на первый взгляд оптимизационными изменениями контрактной системы, о которых пока мало говорят. К такому никто не был готов: неожиданно оптимизация убрала основной документ о закупке —документацию. А в предквалификацию вложила совершенно новый смысл.

Оптимизационный закон вступает в силу с января 2022 года, но все закупки на будущий год нужно спланировать уже сейчас с учетом новых правил. Когда чиновники комментируют эти правила, они чаще всего разъясняют, что станет меньше способов закупки, а сроки всех этапов закупки сократятся. На самом деле есть целый пласт изменений, разбросанных по всему закону, о которых пока мало кто говорит. Например, вместо документации придется подготовить новый состав закупочных документов. А единственного поставщика услуг нужно будет проверить на соответствие единым требованиям.

Дело в том, что при подготовке оптимизационный закон переписали несколько раз, и, вполне предсказуемо, в нем появилось то, чего изначально не планировали. Поэтому редакция выделила из текста закона неочевидные изменения, которые нужно принимать в расчет уже при планировании’22. Например, срочно придется пересобрать все закупочные файлы: разделить документацию по каждой закупке на отдельные части.

После каждого раздела статьи предлагаем определиться, как с новыми правилами работать на практике.

Сократятся сроки оплаты по всем контрактам

С 1 января 2022 года у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта. Сроки сократятся и для малого бизнеса, и для остальных поставщиков.

Кто может участвовать 2021 год С 1 января 2022 года С 1 января 2023 года
Только малый бизнес 15 дней 10 дней 7 дней
Все 30 дней 15 дней 10 дней

Основные изменения: новый порядок участия
в закупках

Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок
(44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур

В источниках права указано, что после вступления в силу поправок в закон о контрактной системе останется всего три процедуры, однако при детальном изучении вопроса можно обнаружить, что количество процедур с учетом «подвидов» закупок будет больше.

Приводим сравнительную таблицу существующих способов закупок и тех способов, которые предусмотрены с начала 2022 года.

Процедуры до 31.12.2021 г.

Процедуры с 01.01.2022 г.

  • Конкурентные закупки
  • Неконкурентные закупки (закупка
    у единственного поставщика)
  • Конкурентные закупки
  • Неконкурентные закупки (закупка
    у единственного поставщика)

Конкурентные:

  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион​
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс
    • конкурс с ограниченным участием
    • двухэтапный конкурс
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс с ограниченным участием
    • закрытый двухэтапный конкурс
  3. Запрос котировок
  4. Запрос предложений

Конкурентные:

  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион
    • закрытый аукцион в электронной форме
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс в электронной форме
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс в электронной форме
  3. Запрос котировок в электронной форме

Таким образом, способ закупки «запрос предложений» перестанет существовать
с 2022 года. Такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, также не будут применяться с учетом новой редакции 44-ФЗ. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.

READ
Как быть, если попался неграмотный адвокат

Помимо изменений количества способов закупок предусмотрены и нововведения внутри самих процедур. Они будут рассмотрены на примере электронного аукциона.

Действующие требования при проведении электронного аукциона и для участия в нем и новые положения, которые вступят в силу
с 2022 года

В настоящее время

С 01.01.2022 г.

Структура заявки на участие

Состоит из двух частей

Единая форма заявки без разделения на части

Указание наименования страны происхождения товара

Наименование страны происхождения товара включается в первую часть заявки

Наименование страны происхождения товара с учетом классификатора стран мира включается в заявку

Декларирование принадлежности к СМП, СОНКО

Требуется в составе второй части заявки продекларировать принадлежность к СМП, СОНКО (при наличии преимуществ участия для СМП, СОНКО)

В составе заявки не требуется декларирования принадлежности к СМП

Основания для отклонения заявки

При установлении запрета на поставку иностранных ТРУ заявки направляются на рассмотрение заказчику, в том числе те заявки, которые содержат предложение о поставке иностранных ТРУ. Автоматическое отклонение не предусмотрено

Заявка будет автоматически отклонена оператором электронной площадки, если установлен запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник предлагает иностранные ТРУ
(с использованием классификатора стран мира указана иностранная страна (страны) происхождения товара)

Причина отклонения заявки, связанная с обеспечением заявки

Отсутствие основания для отклонения заявки при несоответствии банковской гарантии требованиям ст. 45 Закона
№ 44-ФЗ

Несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве ОЗ, требованиям
ст. 45 Закона № 44-ФЗ

Сроки внесения изменений в извещение

Не позже чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок

Не позже чем за один рабочий день до окончания срока подачи заявок

Продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений

До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

  • не менее 15 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 7 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.

До окончания срока подачи заявок должно оставаться:

  • не менее 7 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 3 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.

Начало проведения торгов

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ проектной документации проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе

READ
Ограничение встреч отца с ребенком

Электронный аукцион проводится через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке

Участие в торгах: время для подачи ценового предложения

Общее время для проведения торговой сессии

5 часов с момента начала торгов

Помимо процедурных изменений также предусмотрены структурные нововведения. Например, вместо актуальных на сегодняшний день извещения о закупке и документации закупки по всем видам процедур (за исключением запроса котировок) с 2022 года предусматривается только извещение о закупке, которое будет включать типовые условия и требования. Однако извещение в виде обязательных условий все равно включает приложения (документацию).

К таким документам относятся:

  • обоснование НМЦК с указанием информации о валюте;
  • требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим федеральным законом;
  • проект контракта.

Документация о закупке в стандартном виде предусмотрена только для закрытых закупок.

На всех этапах проведения закупочных процедур с начала 2022 года предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались уже в 2021 году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2021 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.

В 2022 году все стадии закупок планируется оформлять электронными документами, в том числе и оплата по контрактам будет происходить на основании электронных актов, размещенных в ЕИС и подписанных с двух сторон.

Сокращение сроков оплаты по контрактам

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Изменение доли закупок, проводимых среди МСП

Произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП в соответствии с 223-ФЗ.

READ
Как нужно поступить с зарплатой умершего работника?

Изменения в обеспечении закупок

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации ВЭБ РФ, также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Введение новых требований (ст. 31 Закона № 44-ФЗ)

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Исключение информации из открытого доступа из ЕИС
о наименованиях участников закупки

Сведения по зарегистрированным участникам закупок в ЕРУЗ будут исключены из открытого доступа.

Изменения в основаниях возврата заявки участнику

Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.

Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.

READ
О возможности получения ипотеки без справки о доходах

Изменения в участии в закрытых электронных процедурах

Участнику необходимо будет направить документы оператору специализированной электронной площадки о своем соответствии закупке требованиям законодательства РФ для утверждения.

Федеральным законом от 02.07.2021 г. № 344-ФЗ предусмотрена обязанность осуществлять закупки по Закону № 44-ФЗ получателей субсидий

Право на субсидии имеют коммерческие организации, 100% акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, а также государственные корпорации (компании), публично-правовые компании в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 78 и пп. 3 и 3.1 п. 1 ст. 78.3 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, в 2021 год уже вступили в силу отдельные изменения, но основной блок нововведений запланирован на 2022 год и последующие годы. Участникам закупок уже сейчас необходимо подготовиться к участию в процедурах в соответствии с новыми правилами и особенностями.

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2022 года

Начнет применяться новый порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур, а также новый порядок отмены решения о таком отказе (с 1 июля 2022 года)

(пп. “е” и пп. “ж” п. 33 ст. 5, п. 1 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Начнут применяться положения ч. 12.1 и ч. 14.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

В случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, в т. ч. закрытых:

– заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещает его в ЕИС;

– решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее 1 часа с момента его размещения автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику, подрядчику, исполнителю (далее – контрагент). Датой поступления решения контрагенту считается дата его размещения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрагент;

– поступление решения контрагенту считается надлежащим его уведомлением об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В случае отмены заказчиком не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в ЕИС, заказчик не позднее 1 дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием ЕИС извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещает его в ЕИС.

Начнет применяться новый порядок заключения контракта с участником электронной закупки при расторжении контракта с победителем такой закупки (с 1 июля 2022 года)

(пп. “м” п. 33 ст. 5, п. 1 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Начнет применяться п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Контракт в таком случае будет заключаться в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый контракт. При этом в случае, если участник закупки разместил на электронной площадке отказ от заключения контракта либо в установленный срок не разместил такой отказ, но и не выполнил действий, свидетельствующих о согласии заключить контракт, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал в ходе закупки такую заявку.

READ
Затопление квартиры по вине управляющей компании

Начнет применяться новый порядок направления контрагентом решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронных процедур, а также новый порядок отмены решения о таком отказе (с 1 июля 2022 года)

(пп. “п”, пп. “р” п. 33 ст. 5, п. 1 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Начнут применяться ч. 20.1 и ч. 22.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

В случае принятия поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее – контрагент) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, в т. ч. закрытых, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:

– контрагент с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещает его в ЕИС;

– решение не позднее 1 часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется заказчику. Датой поступления решения заказчику считается дата размещения решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

– поступление решения заказчику считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В случае отмены контрагентом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в ЕИС, контрагент не позднее 1 дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием ЕИС извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещает его в ЕИС.

Установлены особенности заключения контракта на оказание услуги, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства инвестора по созданию или реконструкции имущества на территории субъекта РФ, используемого для оказания такой услуги для обеспечения нужд субъекта РФ (с 1 июля 2022 года)

(п. 45 ст. 5, ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Соответствующие изменения внесены в ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ.

Особенности заключения такого контракта аналогичны особенностям заключения контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта РФ для обеспечения государственных нужд субъекта РФ.

Универсальная предквалификация

Новый закон вводит универсальную предквалификацию для участия в тендерах на сумму свыше 20 млн рублей.

Если НМЦК соответствует или выше обозначенной суммы, то к участию будут допускаться только те компании, которые за последние 3 года успешно исполнили контракт стоимостью не менее 20% от цены текущей закупки. При этом предмет исполненных обязательств роли не играет, а учитывается сам факт.

Нововведение позволит заказчикам обезопасить себя от недобросовестных поставщиков, ведь участниками окажутся только те компании, которые успели зарекомендовать себя с положительной стороны.

Уже вступившие в силу изменения в закупках по 44-ФЗ

Поправки в Закон о контрактной системе по 360-ФЗ

Многочисленные изменения по 44-ФЗ вступили в силу с января 2022 года. Так как нововведений и поправок достаточно много, мы посвятили им отдельный обзор.

READ
Претензия на гарантийный ремонт купленного товара

Корректировка нескольких постановлений

Если в будущем установят нерабочие дни из-за пандемии, особенности закупок будут такими же, как и в 2020 году. Для операторов электронных площадок изменены нормы автоматического переноса сроков подачи предложений о цене контракта (Постановление Правительства РФ от 01.12.2021 № 2151).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Это постановление уточняет цену контрактов, по которым можно менять условия при невозможности исполнения по объективным причинам.

Цена 100 млн рублей и выше установлена для:

  • контрактов жизненного цикла сроком не менее 3 лет для федеральных и региональных нужд и не менее 1 года для муниципальных нужд
  • «строительных» контрактов жизненного цикла сроком не менее 1 года (например, на реконструкцию объекта капитального строительства)
  • контрактов на выполнение НИОКР сроком не менее 1 года

Значительные корректировки правил нацрежима

Иностранные промтовары

В ПП РФ № 616 внесены корректировки (Постановление Правительства РФ от 20.11.2021 № 1989).

Рассмотрим основные из них:

  1. Подтвердить, что продукция не подпадает под запрет, стало проще. Выписка из реестра больше не нужна. Участникам необходимо указать в заявке номер записи из реестра российской радиоэлектронной продукции (РЭП) и российской, евразийской промпродукции, а также совокупное количество баллов. При исполнении контракта нужно предоставить заказчику документы, по которым продукция была включена в указанные реестры.
  2. Скорректирован перечень «запрещённых» товаров: сейчас он включает 146 позиций (вместо 125). В него добавили пассажирские лифты, шариковые или роликовые подшипники. Исключены телекоммуникационное оборудование, изделия из бетона, цемента, гипса и листовое стекло.
  3. Скорректированы основания для «отмены» запрета: заказчикам разрешается не устанавливать его, если закупка проводится на одну единицу товара стоимостью не более 300 тыс. руб. или совокупная стоимость закупки таких товаров не превышает 1 млн руб. Также добавили новое основание для «отмены» запрета: при экстренной или аварийной закупке у единственного поставщика (п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
  • разрешили аренду импортных товаров
  • отменили дополнительное требование к поставщикам одежды, головных уборов и тканей об использовании при производстве этой продукции материалов с территории РФ или других стран ЕАЭС
  • продлили запрет на импортные маски после 31 декабря 2021 года
  • запретили закупать импортные расходные материалы и запчасти к машинам и оборудованию, предустановленным у заказчика
  • запретили закупать станки (подп. 62–66 нового перечня), если данное оборудование содержит иностранное ПО. Но, если продукция не производится в ЕАЭС, запрет не действует

Отдельные виды иностранных промтоваров

Много изменений внесли и в Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617. На закупки, извещения по которым заказчики разместили в ЕИС после 31 декабря 2021, распространяется действие Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 № 2201).

READ
Имеют ли пенсионеры обязательную долю в наследстве

Правило «третий лишний» сейчас действует только при 2 условиях:

  • не меньше 2 заявок с предложением товаров, которые произведены в странах из ЕАЭС
  • товары не должны быть от 1 производителя.

Правило «третий лишний» не действует, к примеру, если закупаемая продукция технически несовместима с товарами, которые заказчик уже использует.

Также уточнили перечень подпадающих под ограничения товаров: сейчас он включает 173 вида промышленной продукции.

Иностранная медтехника и электроника

Основные поправки:

  1. Отменены исключения в закупках товаров из перечня по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878: заказчики всегда должны устанавливать ограничения допуска.
  2. Скорректировано правило «второй лишний»: заказчик обязан отклонить все заявки с иностранной продукцией, если имеется хотя бы 1 заявка с предложением не только российских товаров, но и продукции из стран ЕАЭС.
  3. Актуализированы нормы о подтверждении страны происхождения товара:
  • как и с промтоварами, в заявке достаточно указать номер реестровой записи и количество баллов, если есть такое требование
  • если предлагается товар из ЕАЭС, подтвердить страну можно сертификатом СТ-1. Это правило для радиоэлектронной продукции будет действовать до 30 июня 2022 года, а для отдельных видов медтехники — до 31 декабря 2022 года.

Уточнён порядок определения НМЦ в закупках квотируемых товаров, сокращён их перечень

Как и раньше, чтобы обосновать НМЦ рыночным методом, ценовые запросы направляют поставщикам промышленной сферы из ГИСП. Если в системе будет меньше 3 субъектов, заказчики обязаны отправить ценовые запросы другим поставщикам идентичной либо однородной продукции из ЕАЭС из реестра контрактов (ПП РФ от 21.12.2021 № 2376).

Из перечня продукции, по которой заказчикам необходимо набрать определённую долю, убрали часть товаров, и внесли изменения в некоторые позиции.

Исключённые позиции Код ОКПД2
ноутбуки массой до 10 кг 26.20.11
машины вычислительные, электронные 26.20.13, 26.20.14, 26.20.15
электронные интегральные схемы 26.11.30
смарт-карты 26.12.3

Утверждены новые требования к поставщикам

Новые требования к поставщикам действуют в конкурентных закупках, которые начались после 1 января 2022 года.

Наиболее важные аспекты Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571:

  1. Расширили перечень ситуаций, когда заказчикам необходимо устанавливать дополнительные требования. К примеру, при НМЦ свыше 1 млн рублей нужно установить доп. требование при закупках:
  • услуг по уборке зданий и территорий
  • работ по текущему ремонту зданий и сооружени
  • услуг по техобслуживанию зданий и сооружений
  1. Уменьшили число оснований, когда наличие опыта можно подтвердить только госконтрактом или договором по 223-ФЗ. К примеру, в закупках работ по капремонту поставщик может предоставлять на выбор:
  • госконтракт либо договор по 223-ФЗ на капремонт объекта капитального строительства
  • договор на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства
  • договор на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в качестве застройщика

Банковские гарантии, займы и кредиты, страхование и факторинг

С 1 июля 2021 г. исключается одно из требований к участнику закупки

Начиная с этой даты у участников электронных аукционов, электронных запросов предложений, открытых конкурсов и бумажных запросов котировок нельзя требовать предоставить в составе заявки ИНН учредителей.

READ
Выплаты по исполнительным производствам что это?

(Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ)

Одновременно напомним, что с 5 июля 2021 года появится возможность обжаловать электронную закупочную процедуру через ЕИС

Начиная с этой даты, направить жалобу в ФАС и ее территориальные органы можно будет как на заказчика или его комиссию, так и на оператора электронной площадки.

Удачных Вам закупок !

Узнайте больше новостей из мира госзакупок в нашем сообществе “ВКонтакте”. Будьте всегда в курсе !

Кратко напомню, как вообще работают в госзакупках

Государственным организациям для работы нужны услуги или товары со стороны: мебель, канцтовары, компьютеры. Детские сады заказывают продукты для столовой и игрушки, больницы — лекарства, армия — военную форму, транспортные службы закупают автобусы и троллейбусы. У меня государство заказывает социологические исследования. Почитайте, как они проводятся.

Под государством я подразумеваю все государственные и муниципальные организации: органы государственной власти и местного самоуправления, пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования, казенные и бюджетные учреждения, например воинские части, школы, больницы, детские сады.

Организации и предприниматели, у которых государство заказывает товары и услуги, называются поставщиками, или участниками, а сами госорганы — заказчиками. Государственные и муниципальные предприятия не могут найти поставщика в интернете или пойти в магазин. Они должны предложить всем предпринимателям и компаниям прийти к ним со своими условиями. Государство рассмотрит эти условия и выберет лучшего поставщика. Получается как бы соревнование между участниками. Это соревнование и есть госзакупка.

Все происходит на ЭТП, электронной торговой площадке, ее еще называют оператором. Чтобы попасть на ЭТП, предпринимателю нужно сделать электронную подпись, зарегистрироваться на сайте госуслуг как ИП и в ЕРУЗ.

Квалифицированную электронную подпись сокращенно называют КЭП, ее делают на ограниченный срок, чаще всего на год. Регистрация в качестве ИП на сайте госуслуг бессрочная, а в ЕРУЗ заканчивается через три года.

Изменения в Законе №44-ФЗ, которые вступят в силу с 01 июля 2020 года

С 01 июля 2020 года в федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон №44-ФЗ) вступит в силу очередной пакет изменений. При этом следует учесть, что изначально изменения, вносимые федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ, в Закон № 44-ФЗ должны были вступить в силу с 1 июля 2020 года, однако федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ по части изменений перенес сроки на 1 октября 2020 года.

Изменения с 01 июля 2020 года

Закупки по итогам несостоявшихся конкурентных процедур

В первую очередь следует отметить изменения в отношении несостоявшихся конкурентных закупок. Так пункты 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ утрачивают свою силу. Вместо них останется лишь пункт 25, который вобрал в себя все основания заключения контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся конкурентных закупок. В обязательном порядке согласовывать возможность заключения контракта с единственным поставщиком (далее – согласование) придется лишь в случае если начальная (максимальная) цена контракта превысить предельную сумму, определяемую Правительством РФ. Порядок согласования будет определен в части 5 – 11 ст. 93 Закона №44-ФЗ.

READ
Претензия досудебного урегулирования - бланк 2022

При этом ранее действовавший приказ Министерства экономического развития России от 31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», признается утратившим силу с 01.07.2020г. на основании Приказа Министерства экономического развития РФ от 8 апреля 2020 г. N 212.

Заказчикам следует учитывать, что обращение в контрольный орган за согласованием возможности заключения контракта с единственным поставщиком станет основанием для внеплановой проверки на основании п. 4 ч. 15 ст. 99 Закона №44-ФЗ. На сегодняшний день подобного основания не предусмотрено.

Обеспечение гарантийных обязательств

В силу ч. 2.2 ст. 96 Закона №44-ФЗ установление требования об обеспечении гарантийных обязательств станет не обязанностью, а правом заказчика. До 1 июля 2020 года заказчик обязан требовать обеспечение гарантийных обязательств в случае, если контракт предусматривает такие обязательства. При этом заказчик имеет право освободить поставщика от обеспечения гарантийных обязательств по контрактам, заключенным до 01 июля 2020 года, заключив дополнительное соглашение к контракту, поскольку рассматриваемое изменение имеет обратную силу. Размер обеспечение гарантийных обязательств, как и сейчас не должен превышать 10% от НМЦК. На основании п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона №44-ФЗ в контракт включается условие о требованиях обеспечения гарантийных обязательств в случае их установления в соответствии с ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Обеспечение исполнения контракта

С 01 июля 2020 года изменится минимальный размер обеспечения исполнения контракта. Так на смену 5% от НМЦК придет 0.5%. В итоге согласно ч. 6 ст. 96 Закона №44-ФЗ у заказчика для определения размера обеспечения исполнения контракта будет вилка от 0,5% до 30% от НМЦК (в закупках для СМП и СОНО от цены по которой заключается контракт). Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то обеспечение исполнения контракта должно быть в размере не меньше такого аванса. Исключение составляют случаи с казначейским сопровождением контракта. В таких случаях размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от НМЦК (цены контракта), уменьшенной на размер такого аванса. Если размер аванса в контракте с казначейским сопровождением, превышает 30% от НМЦК, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть равен размеру аванса.

Более того, при наличии казначейского сопровождения контракта согласно Ч. 6.1 ст. 96 Закона №44-ФЗ, заказчик может вовсе не устанавливать требование об обеспечении выполнения такого контракта. При наличии казначейского сопровождения контракта размер обеспечения исполнения контракта не должен превышать 10% от НМЦК (от цены контракта по которой заключается контракт в закупках среди СМП и СОНО).

Согласно ч. 6.2. ст. 96 Закона №44-ФЗ в закупках среди СМП и СОНО размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от цены контракта по которой заключается контракт.

READ
Как оформить право муниципальной собственности на землю

Национальный режим

Изменения с 01 октября 2020 года

Закупки малого объема в электронной форме

С 01 октября 2020 года закупка у единственного поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ может проводиться в электронной форме на электронной площадке. Порядок таких закупок будет определен ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. С указанной целью в п. 17 ч. 1 ст. 3 добавили фразу о том, что на электронной площадке происходят закупки товара у единственного поставщика. При этом электронные площадки будут те, что используются заказчиками для проведения конкурентных процедур в электронной форме. Заказчикам следует учесть, что сумма такой закупки должна быть не более 3 млн рублей, при этом годовой лимит для п. 4 и 5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ сохраняется прежним. Для подобных закупок будут обязательными обоснование НМЦК и включение контракта в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Запрос котировок в электронной форме

С 1 октября 2020 года вступают в силу изменения в процедуру проведения электронного запроса котировок. Все положения объединены в одну статью 82.1. Закона №44-ФЗ, а статьи 82.2-82.6. утрачивают силу. При этом увеличивается предельный размер НМЦК для проведения электронных котировок с 500 тыс. до 3 млн. руб. При этом годовой объем таких закупок останется прежним 10% от СГОЗ. Сокращается срок подачи заявок с пяти рабочих дней до четырех рабочих дней. Вносить изменения в извещение будет нельзя, а вот отменить запрос котировок будет можно за один час до срока окончания подачи заявок.

Появится ограничение для участников дорогих закупок

Принять участие в контрактах, чья стоимость превышает 20 млн руб., смогут только проверенные поставщики. А именно те, кто за последние три года успешно исполнил контракты на сумму не менее 20% от начальной (максимальной) цены текущей закупки.

Статья актуальна на 15.12.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Начнём, пожалуй, с самого популярного вида электронных торгов – аукциона. Когда изменения вступят в силу, заявка станет цельной, а не разделенной на две части, а вносить коррективы в извещение заказчику можно будет вплоть до предпоследнего дня срока подачи заявок. Кроме того, изменится и само проведение аукциона. Время на подачу ценового предложения сократится до 4 минут, а общее время аукциона станет ограниченным – не более 5 часов.

Гарантии можно получать в банках и некредитных учреждениях

Термин «банковские гарантии» изменится на «независимые гарантии». А значит, выбора станет больше.

Поставщики для обеспечения контракта смогут получать независимые гарантии:

  • у госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
  • у региональных гарантийных организаций;
  • в Евразийском банке развития (для участников, зарегистрированных в государствах-участниках Евразийского экономического союза).

Что касается обеспечения, то для поставщиков появятся и неприятные нововведения. Теперь заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта варьируется от 1 до 3 млн. руб.

Ссылка на основную публикацию